Особенности зимней рыбалки в ночное время

Заканчивался рабочий день. Февраль, зима, за окном темно и вьюжно. Я собрался выключать компьютер. Звонок на смартфон, часы показывали

17:54
Исходящий номер +7995 *** 09 08. Незнакомый. Вспомнил слова Воланда, но всё-таки ответил:

- Слушаю.

- Это следователь Управления МВД по городу Москва Ситников Дмитрий Николаевич, звоню вам по поводу дела, возбужденного по факту фальсифицирования документов. Вы Такойтов Такойто Такойтович (далее – ТТТ), дата рождения 0* октября 195*? - называет мою фамилию, имя, отчество и правильную дату рождения. Отвечаю:

- Да, это я. Слушаю вас.

- Вам знаком Буйнов Олег Павлович 1997 года рождения?

- Нет. В чём дело?

- Буйнов заявился в Кутузовское отделение Сбербанка г. Москвы и просил снять сумму свыше 100 тыс. рублей для вас, предъявив нотариально заверенную доверенность от имени ТТТ. У вас есть такие средства в банке?

- Да.

- Вы оформляли доверенность?

- Нет.

- Значит, вы пострадавший. О нашем разговоре не сообщайте третьим лицам (ст. 159,183,327 УК РФ) особенно работникам банка, утечка ваших персональных данных оттуда. Вы общались с представителями банка?

- Недавно заменял банковскую зарплатную карту.

- Ну, вот. Мошенник ведь может обратиться в другое отделение, чтобы снять ваши средства или оформить кредит.

- Так ловите его, через нотариуса можно вычислить.

- Буйнова спросили, где вы, он сказал, что ТТТ тяжело болен, в больнице. На вопрос сотрудников банка: в какой? Буйнов занервничал, схватил доверенность и убежал.

- Что же делать?

- Защитой ваших средств будет заниматься Центральный банк Российской Федерации и ФСБ. Сотрудники ЦБ, по закону, не могут с вами связаться самостоятельно, только по нашему федеральному каналу связи, я вас сейчас соединю.

- Товарищ Ситников, какое ваше звание, вы с Петровки 38?

- Капитан, ОБЭП, Шаболовка, строение 6. Соединяю с сотрудником ЦБ. БЫЛО ПОНЯТНО?

- Да, соединяйте.

В трубке раздался женский голос:

- Специалист Центробанка Тарасова Елена Владимировна, табельный номер 041271 (я успел записать на бумажке). Нужно уточнить ваши средства, в случае утраты ЦБ возьмёт риски на себя. Какие у вас карты, счета в Сбербанке и других банках?

- В Сбербанке две зарплатных карты, текущий счёт для перечисления пенсии и депозитный. На картах необходимый минимум, на расчётном счёте немного, на депозитном, вроде бы, ТАКАЯ-ТО сумма, точно не помню.

- Хорошо, сверим. У вас есть WhatsApp, Telegram, Viber?

- Вацапом не пользуюсь, позывной Телеги не помню, Вайбер есть.

- Хорошо, сейчас я пришлю на Viber документы, вам с разъяснениями позвонят из местного или федерального ФСБ, потом снова соединимся. БЫЛО ПОНЯТНО?

18:23
На Viber с номера +7909 *** 10 27 поступило два документа с аватаром ЦБ РФ:
1. Удостоверение Тарасовой Елены Владимировны №56272, таб. номер 041271, фото печать, скан подписи, реквизиты электронной подписи.
2. Письмо Банка России №79067839 от 21.02.2023 с уведомлением ТТТ о том, что он стал жертвой мошеннических действий. Регистрационный номер, печать.

Ладно, дома погляжу внимательно, решил я, вспомнив, что на ужин меня ждут мои любимые жареные пирожки с рисом и яйцом. Наконец-то выключил компьютер, включил в смартфоне режим «Без звука» и пошёл к выходу. По дороге чувствовал, что телефон вибрирует в кармане, но не стал отвечать. Сел в автомобиль, включил громкую связь по BlueTooth и завёл двигатель.

18:39
Звонок с номера +7904 *** 24 36. В динамике автомобильной медиа-системы мужской голос:

- Майор ФСБ Точилин. Что с вами произошло?

- Фальшивая доверенность, угроза банковским средствам.

- Сейчас получите документ из ЦБ РФ, завтра идите с ним в полицию с заявлением. До приёма заявления никому ничего не сообщайте (ст. 159,183,327 УК РФ). БЫЛО ПОНЯТНО?

Наконец-то я сообразил, с какой интонацией произносится этот вопрос, по-английски он звучит так: «Did you understand?»

- Да. Только я не понял, вы майор московский или пермский?

- А, так вы же у нас из Перми. Я же представился – город Москва.

- Извините, не расслышал.

Под окончание разговора я тронул автомобиль со стоянки.

18:47
Опять звонок по громкой связи, по исходящему номеру увидел, что это Елена Владимировна:

- Это Елена. Вам звонили?

- Да.

- Хорошо, для защиты ваших средств нужно провести с ними регламентные работы.

- Как раз еду около офиса Сбера, сейчас зайду.

- Ни в коем случае! Сотрудники Сбера – главные подозреваемые. Во время регламентных работ вам будут приходить от них СМС с провокационными вопросами: не звонил ли вам кто, не предлагал ли чего, – игнорируйте их. Припаркуйтесь.

Ночь, улица, метель, движение. Нашёл островок, остановился. А что делать? По Москве бродит злой злоумышленник и может мне навредить. Отвечаю (связь не прерывалась):

- Припарковался.

- Установите приложение, диктую по-русски: а-и-р-д-р-о-и-д каст, не смущайтесь, что производитель Германия, введите код: (ввёл 6 или больше цифр, не запомнил).

- Приложение AirDroid Cast установил.

- Проверим работу. Зайдите в Сбербанк-онлайн.

- Зашел.

- Видите счёт, на котором ТАКАЯ-ТО сумма?

- Да.

- Нажмите на него…

19:00
Я нажал «Отбой», заблокировал номер и поехал домой. После вкусного ужина увидел в смартфоне, что было три вызова по Viber: 19:02, 19:04, 19:06. Больше звонков из МВД, ЦБ и ФСБ не поступало.


Я мог бы рассказать читателю, что навело меня на мысль о мошенничестве (не с фальшивой доверенностью, а в телефонных разговорах), но тогда мой рассказ стал бы пособием для преступников, а не предупреждением для читателя. Поэтому предлагаю маленький квест:

1 Какие сведения, сообщённые мошенниками, не соответствуют действующему законодательству и процессуальным нормам?

2 Какие мои персональные данные были известны мошенникам заранее, а какие передал им я сам?

3 Какие детали в разговорах настораживают даже при плохом знании законов?

4 Что заставило меня прекратить разговор?

Желаю моим читателям не попадаться на удочку вымогателей, а если вдруг случится стать жертвой фишинга (так специалисты по информационной безопасности называют этот тип развода), то не дать себя подсечь (рыболовный термин) и уплыть в сторону спокойно и с достоинством.

АЮ

25 апреля 2023 года.


Рецензии