Йога для тех, у кого нет на неё времени

                Георгий Юрков

                ЙОГА ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ НА НЕЁ ВРЕМЕНИ

                Вся жизнь есть йога
                Шри Ауробиндо

      Интерес к йоге закономерно растет. Многие уже занимаются йогой. Немало и тех, кто хотел бы заняться ею, но по тем или иным причинам еще не имеет достаточно времени, сил и средств для организации своих занятий. Нет поблизости курсов йоги, нет возможности выкроить в своем жилище пространство для занятий, чтобы никто не отвлекал, и так далее. Однако отсутствие благоприятных условий не повод для сомнений в реализации личностного роста. Любую ситуацию можно превратить в путь, сделать практикой.
      Йога обширна, это не только и не столько физические упражнения в фитнес-залах. Из всего многообразия практик йоги можно выделить систему упражнений, подходящую для освоения в любой обстановке - дома, на работе, на улице, сидя, стоя, лежа, на ходу, во время несложной бытовой и рабочей деятельности.
      Изложению этой простой системы упражнений, сложившейся на основе авторского опыта, и посвящена эта книжка. Читая, можно тут же, параллельно, осваивать упражнения, о которых читаете. Рекомендуемые упражнения лучше назвать не простыми, а базовыми, т.к. они являются основой не только многих техник йоги, но и цигуна, тайцзицюаня, тантры, ушу, даосской йоги и т.п.
      Упражнения внешне незаметны для окружающих. Для тех, кто нас видит, мы просто сидим, просто стоим, просто идем по улице, просто едем в транспорте, просто читаем. Время для упражнений – большие и маленькие паузы-передышки в складывающейся обстановке каждого конкретного дня, когда можно побыть наедине с самим собой. В том числе перед засыпанием, и немного после пробуждения. Надо только воздержаться от выполнения этих упражнений во время вождения автомобиля, и когда у нас повышенная температура.

            Наверняка все уже что-то читали о йоге, имеют первичную информацию. Поэтому не будем загружаться пересказами теории и специальными терминами.
      Что такое йога? В переводе с санскрита это «слияние». Слияние с чем?  Слияние с миром, слияние с самим собой как со Вселенной. За счет чего это достигается? За счет расширения границ нашего сознания. Практика йоги увеличивает энергопотенциал нашей природы, в том числе энергопотенциал сознания, и оно становится способным преодолевать земное притяжение обыденного сознания и проникать в разные уголки окружающей нас Вселенной и самих себя, что в конечном счете оказывается суть одним и тем же.
      Сознание человека, как мы знаем из психологии, состоит из нескольких компонент: восприятие, мышление, эмоции, память, внимание и т.д. Выделим такую компоненту как внимание. Во многих случаях внимание вызывает ощущение нашего присутствия там, куда оно обращено, и даже вызывает ощущение слияния с предметом внимания.
      Чтобы эффективно использовать свой повышенный энергопотенциал, сознание должно быть дисциплинированным, иметь способность длительного сосредоточения на избранном объекте. Когда сознание пребывает в таком качестве, в йоге это называется медитация, т.е. сосредоточенное созерцание.
      В обыденной жизни наше внимание рассеянно, наше сознание рассредоточено. Мысли спонтанно-ассоциативно появляются и исчезают, нас охватывают различные сменяющие друг друга эмоции. Короче, полный ежедневный хаос.
      Практика йоги, собственно, с этого и начинается, с выработки навыков упорядочения внимания, эмоций, волевых импульсов, образных представлений, мыслительной деятельности и т.д.

      Шаг 1: сосредоточение внимания
      Направим свое внимание на любой предмет из окружающей нас обстановки. Например, стул, если мы находимся в здании. Или дальнее дерево, облако в небе, если мы находимся на улице, на природе. Смотрим на этот предмет, думаем о нем, размышляем о нем. Каков он? Что он из себя представляет? Каковы его свойства и качества? Не отводим взгляда от него. Тренируемся удерживать свое внимание на интересующем нас предмете.
      Попутно засекаем, сколько времени приблизительно мы смогли удерживать внимание, до того момента как мысленно соскользнули с избранного предмета. Получится примерно несколько минут. Немного, но кое-что.
      А теперь попробуем направить свое внимание внутрь себя, в любую точку своего тела. Возьмем, например, плечи. Сосредоточимся на том, как мы чувствуем свои плечи, какими мы их ощущаем?  Налитыми силой, бодростью, или наоборот, уставшими, натруженными, ноющими? Может быть, мы чувствуем какие-либо мышечные зажимы в плечах? Дрожь или расслабленность? Фиксируем все ощущения в плечах. Тренируемся на разных частях тела. Длительность сосредоточения, возможно, получится примерно такой же, что и на внешних предметах.
      Осваивая это упражнение, не нужно слишком стараться увеличивать длительность сосредоточения. Важно тренироваться в этом упражнении постоянно, до тех пор, пока оно не станет чем-то вроде привычки-игры. Тогда и длительность сосредоточения возрастет сама собой.
      Здесь есть еще и такой нюанс: если сосредоточиться на предмете не очень интересном, то велика вероятность, что наше внимание быстро отключится от него. Если же сосредоточить внимание на предмете, интересующем нас, то велика вероятность, что наш интерес уведет нас в сферу ассоциаций и интеллектуальных размышлений, то есть в сторону от предмета сосредоточения.
      Для облегчения практики удерживания внимания на чем-либо йога нашла один очень хороший способ: направлять внимание на процесс собственного дыхания.

      Шаг 2: внимание на процессе дыхания
      Дыхание – корневой процесс нашей природы, без дыхания мы не проживем и нескольких минут, поэтому на процессе дыхания нам легче, естественней сосредоточиться, чем на других предметах и явлениях.
      Проделаем следующее упражнение: не меняя естественного хода своего дыхания, понаблюдаем за ним. Как мы дышим? Легко или тяжело? Учащенно или замедленно? Глубоко или поверхностно? Чистое ли оно, или окрашено каким-либо запахом, например – о, ужас! – запахом табака или вчерашнего алкоголя?
      Наблюдаем, как на вдохе воздух входит в дыхательные пути, идет вниз, заполняет легкие, затем на выдохе проделывает обратный путь.
      Следить за дыханием можно разными способами: можно сопровождать своим вниманием весь путь прохождения воздуха туда и обратно, от ноздрей до нижних отделов легких; а можно остановить свое внимание на какой-либо одной точке на пути его прохождения. Например, сосредоточиться на том, как воздух входит в ноздри при вдохе, и как выходит из ноздрей при выдохе.
      Будде приписывают фразу о том, что тот, кто может непрерывно удерживать внимание на дыхании хотя бы полчаса, достигает просветления. Действительно, полное осознанное внимание на дыхании останавливает хаотичный поток мыслей, позволяет почувствовать наше бытие за пределами слов, дарит спонтанные творческие решения.
      Практикуемся в осознании дыхания и доводим это упражнение до уровня постоянной привычки-игры.

      Тысячелетние наблюдения за дыханием привели ко многим открытиям в практической науке о дыхании, которая в йоге называется пранаяма. Все о ней уже слышали, читали. Заметим, что в основе названия науки о дыхании лежит слово «прана», т.е. энергия. В названии заложено принципиальное положение, которое гласит, что при дыхании мы вдыхаем не только воздух, но и энергию, которая разлита в окружающем пространстве, прану. При этом циркуляционные потоки воздуха, который мы вдыхаем-выдыхаем, и циркуляционные потоки энергии, которая поступает к нам вместе с воздухом, чаще всего не совпадают.
      В связи с этим в йоге широко применяется понятие не физического дыхания, а так называемого психического дыхания, т.е. мысленного формирования потоков поступающей с дыханием энергии и направление их в нужные участки тела.
      Дело в том, что прана состоит из мельчайших частиц, во много раз меньших чем молекулы воздуха. Частицы праны настолько малы и невесомы, что у них проявляется одно очень важное свойство: они могут взаимодействовать с управляющими импульсами нашего сознания.
      Изучим самый, пожалуй, распространенный в духовных практиках вид психического дыхания – дыхание животом.

      Шаг 3: психическое дыхание животом
      Вспомним блаженное время детства и свое дыхание тогда. У ребенка дыхание производится не за счет нерационального вздымания грудной клетки, а за счет мягкого, естественного растягивания и сжатия мышц живота.
      В этом упражнении нам надо заново научиться дышать как дети. При вдохе наш живот мягко и естественно растягивается, выпячиваясь книзу и вперед, как бы приглашая входящий воздух заполнить самые нижние отделы легких. Следим, чтобы легкие начинали заполняться воздухом именно снизу и далее до самых верхушек, без подъема грудной клетки. Это вдох.
      На выдохе легкие освобождаются от воздуха, начиная с верхушек, за счет естественного, не резкого опадания вниз верхних мышц живота, и естественного, не резкого подтягивания вверх нижних мышц живота.
      При этом ощущаем, воображаем, осознаем, как энергия, втекая в легкие вместе с воздухом, заполняет не только легкие, но и распространяется дальше, заполняет весь объем живота, от самого его дна до диафрагмы. На выдохе эта энергия, накопленная в объеме живота, впитывается в области солнечного сплетения, поясницы и далее во всё тело.
      Итак, вдох – поступила энергия в живот. Выдох – впиталась во все тело. Поступила-впиталась. Не требуется практически никаких усилий, только детская непринужденность дыхания животом и осознанное внимание за совместным движением дыхания и энергии.
      Это упражнение можно выполнять в самых разных условиях и ситуациях. Оно дает нам возможность быть сосредоточенным, собранным, меньше растрачивать свою энергию в течение дня; постоянно подпитывать себя энергией; сохранять до конца дня бодрость, работоспособность и энергетическую цельность. В свою очередь, энергетическая цельность является основой цельности психологической, физической, морально-волевой и т.д.

      Кроме освоенного нами дыхания животом, в йоге есть множество других упражнений психического дыхания, которое может проходить через все части тела, - живот, грудь, макушку головы и т.д. Эти упражнения направлены на очищение нашего энергетического состава, накопление нами энергии, увеличение энергопотенциала сознания. Некоторые из них мы изучим далее. Важно отметить, что во всех этих упражнениях заложен основополагающий принцип йоги: единство дыхания, внимания, энергии. Т.е. в этих упражнениях общее то, что наше осознанное внимание устанавливает слаженный процесс дыхания и циркуляции энергетического потока. В результате получается единое, слитное психо-физико-энергетическое действие.

      Изученный нами на примере дыхания животом основополагающий принцип йоги приучает нас к тому факту, что мы являемся существами не только материальными, но ещё и энергетическими. С позиций современной науки между материей и энергией нет никакого противопоставления. Энергия тоже материя, только иного, более тонкого уровня. Для простоты изложения будем пользоваться традиционной терминологией, в которой заложено кажущееся противопоставление: материя – энергия.
      Жизнь во Вселенной может принимать не только материальные формы, но и чисто энергетические. Это революционное открытие йога сделала еще в древности: наше сознание базируется не на материальном носителе – мозге, а на энергетическом носителе – на нашем тонком энергетическом теле.
      Об энергетической системе человека, которую открыла нам йога, многие уже знают. Это система энергетических узлов и каналов, энергетические узлы называют чакрами. Рассмотрим эту систему вкратце, лишь то, что будет необходимо нам для дальнейших упражнений.
      Наверное, все видели классическую систему из семи чакр:
1 – муладхара чакра – корневой центр;
2 – свадхистхана чакра – крестцовый центр;
3 – манипура чакра – пупочный центр;
4 – анахата чакра – сердечный центр;
5 – вишуддхи чакра – горловой центр;
6 – аджна чакра – межбровный центр;
7 – сахасрара чакра – макушечный центр.
      Эти семь чакр связаны между собой сетью энергетических каналов, главный из которых называется сушумна, и проходит вдоль позвоночника с внутренней его стороны, в виде тонкого энергетического шнура.
      Рассмотрим эти же чакры в профиль. Все семь чакр расположены на позвоночном энергетическом канале и связаны между собой этим каналом. Чакры 2, 3, 4, 5, 6 имеют свои особые точки, расположенные на центральной линии передней поверхности тела. Особые точки называются пусковыми, или активирующими. В самом названии заключается их предназначение по отношению к своим чакрам. Активирующие точки связаны со своими чакрами энергетическими каналами, показанными на рисунке 2.
      Чакры 1, 7 не имеют активирующих точек.
      Каждая из семи чакр соответствует определенному аспекту нашей жизнедеятельности, осуществляет энергетический обмен между нашим организмом и окружающей средой. Каждая чакра взаимодействует с определенной энергией пространства. В норме каждая чакра открыта для свободного, в рамках нужд организма, обмена энергией с окружающей средой. Идеал энергетического состояния человека – хорошо сбалансированные между собой, открытые для энергетического взаимодействия с пространством все семь чакр.
      В реальности наша энергетическая структура чаще всего пребывает не в лучшем состоянии. Какие-то чакры могут быть закрыты, другие открыты, но с наслоенными вокруг них негативными энергетическими блоками, третьи недостаточно открыты, и так далее.
      Работа с чакрами в наших упражнениях заключается в том, чтобы привести их к нормальному, чистому, открытому состоянию. Тогда наша общая энергетическая наполненность возрастает, становится возможным медитационное открытие нашего сознания иным пространствам, за пределами обыденных рамок.
      Работа с чакрами является одновременно и процессом оздоровительным, т.к. прилегающие к той или иной чакре внутренние органы начинают снабжаться энергией в полном необходимом объеме, вследствие чего улучшается их функциональное состояние. При этом не стоит заострять внимание на одном лишь оздоровительном аспекте работы с чакрами. Лучше держаться ближе к главному смыслу йоги: духовному поиску самого себя во Вселенной.

      У каждого из нас чакры пребывают в своем индивидуальном состоянии, относительно лучшем или относительно худшем. Состояние системы всех чакр и подавно уникально. Поэтому каждый, посредством познания собственной природы, должен найти свой неисповедимый путь работы со своими чакрами. Для этого мы будем осваивать работу с каждой чакрой. Но прежде мы должны уделить внимание сушумне – энергетическому каналу позвоночника, соединяющему все чакры в единую энергетическую систему.

      Шаг 4: энергетический канал позвоночника, сушумна
      Многовековой опыт восточной медицины говорит о том, что позвоночник – это наиболее глубокая часть организма. Спинной мозг позвоночника труднодоступен для проникновения туда каких бы то ни было лекарств.
      Это же справедливо не только для физического позвоночника, но и для энергетического позвоночного канала. Позвоночный энергетический канал вместе с расположенными на нем чакрами является глубинным энергетическим резервуаром, откуда поступает энергия для нашей жизнедеятельности. С точки зрения нашей энергетической структуры позвоночный канал можно назвать полюсом глубины, а систему расположенных на передней поверхности тела активирующих точек чакр 2, 3, 4, 5, 6 – полюсом поверхности.
      В жизненных ситуациях, когда нам требуется определенный вид энергии для ответных реакций в складывающейся обстановке, соответствующая активирующая точка включается, посылает импульс-запрос в свою чакру, и далее через чакру в позвоночный канал. Обратно тем же путем необходимая энергия поступает из резервуара к прилегающим к активирующей точке внутренним органам и мышечным группам.
      Сушумна начинается в муладхаре – первом психическом центре, расположенном в промежности, и идет прямо вверх, через все другие психические центры, к макушке головы.
      Расслабляем все тело, дышим спокойно, естественно. Начинаем чувствовать (воображать, представлять), что дыхание движется внутри канала сушумна. При вдохе дыхание поднимается по психическому каналу от муладхары в промежности к сахасраре на макушке. При выдохе дыхание опускается по психическому каналу от сахасрары к муладхаре.
      Далее, к ощущению дыхания в сушумне добавляем ощущение тонкого течения энергии. Волна дыхания и волна энергии движутся по сушумне совместно, слитно. Во время естественного вдоха дыхание и энергия поднимаются от основания позвоночника к макушке головы. Во время естественного выдоха дыхание и энергия спускаются из верхних областей вниз к основанию позвоночника.
      Усиливаем ощущение совместного движения дыхания и энергии в сушумне. Выполняя упражнение, держим расслабленным все тело, позвоночник, распрямляем спину. Ощущаем, как светящийся энергетический шнур сушумны, образованный из световых частиц, расширяется и охватывает собой весь позвоночник. Чувствуем позвоночник легким, свободным, парящим в пространстве.
      Постепенно оставляем осознание дыхания и энергии, предаемся свободной медитации о позвоночном канале: сосредотачиваемся на чувстве свободы, легкости, парения. Это чувство выходит за пределы позвоночника. Он с легкостью расширяется во все стороны, заполняет собой все вообразимое пространство, сливается с вибрирующей энергией пространства, и становится тем, чем является на самом деле: звездной бездной Млечного Пути.
      Не столь важно, находимся ли мы в этом состоянии реально, или чувствуем его в тонких ощущениях, или представляем его в нашем воображении. Мысль материальна. В этом упражнении главное – это наше ясное понимание, ощущение, что сушумна – глубинный канал нашей духовной силы, источник неисчерпаемой энергии.
      Время выполнения этого упражнения – в пределах пяти минут. Выполнять его можно несколько раз в день.

      В этом упражнении важно, чтобы энергия проходила по позвоночному каналу свободно. Для этого все чакры должны пребывать в хорошем состоянии: быть открытыми, наполненными каждая своей энергией, способными легко принимать и передавать энергию от позвоночного канала к активирующим точкам и обратно. Хорошее состояние всех чакр достигается посредством психического дыхания на каждой из них. Это как до, рэ, ми. Семь нот – семь чакр. Надо провести распевку каждой ноты и всех вместе. Каждая чакра – это дверь в подсознание, в разные его слои. Если позвоночный энергетический канал – наш Млечный Путь, то чакры – это компоненты, аспекты Млечного Пути.

      Шаг 5: работа с чакрами. Муладхара
      Муладхара располагается в промежности, между анусом и половыми органами. У этой чакры нет активирующей точки. Очищение и открытие муладхары происходит посредством психического дыхания на этой чакре.
      Расслабляем все тело, направляем внимание на дыхание, дышим животом естественно и мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на чакру. Улавливаем в ощущениях пульсирующие вибрации в области чакры и в самой чакре.
      Почувствовать муладхару помогут наши воспоминания. Наверняка в своей жизни мы куда-то опаздывали или очень боялись опоздать. Вспомним момент пронзительного осознания, что мы катастрофически опаздываем на важную встречу, на самолет и т.п. В этот момент мы чувствуем пустоту в животе, и мурашки и дрожь где-то в районе промежности.
      Почувствовав чакру, ощущаем или воображаем, как будто через неё мы вдыхаем и выдыхаем. Каждый вдох и выдох проходит через муладхару, пронизывает ее. Вместе с вдохом через чакру вверх входит вибрирующая энергия и распространяется по всему телу.
      Вместе с выдохом вибрирующая энергия выходит из тела через муладхару.
      Чтобы удержать внимание от рассеивания, используем мантру АУМ. На вдохе распевно, про себя, чтобы не мешать окружающим, произносим А-А-А… - вибрации мантры, дыхания и энергии через чакру движутся внутрь тела. На выдохе таким же образом произносим У-У-М-М…- вибрации мантры, дыхания и энергии через чакру движется наружу. Чувствуем чакру и очищающее движение вибраций в ней.
      Можно выполнять это упражнение несколько раз в день, до пяти минут за один раз.
      Очистка и открытие чакры – процесс очень индивидуальный. Он может занять несколько дней, или несколько месяцев. А в случае, если чакра заблокирована нежелательными жизненными установками, то и дольше. Ничего страшного, не нужно гнаться за быстрым результатом, достаточно просто спокойно, методично тренироваться.
      Признаком относительного открытия и очищения чакры является то, что мы можем ясно, отчетливо ощущать ее энергетическое присутствие, ее пульсации, в любой момент, когда мы на ней сосредоточимся. При этом мы не чувствуем в области чакры никаких посторонних неприятных энергетических наслоений, искажений, блоков.
      В этом случае мы можем пойти дальше и несколько усилить исходное упражнение психического дыхания через муладхару. В этом варианте вдох через чакру более глубокий. Живот растягивается сильнее. На вдохе поджимаем сфинктер и наружные половые органы.
      Выдох долгий, сильный, с использованием встречного давления диафрагмы сверху. Делаем несколько глубоких вдохов и долгих сильных выдохов. Затем постепенно дыхание успокаивается.
      Ощущаем или воображаем, как энергия, входящая с вдохом в чакру, не рассеивается по всему телу, а накапливается в муладхаре в виде высокоэнергичного светящегося шарика.
      На выдохе ощущаем или воображаем, как накопленная энергия перекачивается из чакры в энергетический позвоночный канал.
      Вдох – энергия накапливается в чакре, выдох – энергия из чакры поступает в позвоночный канал. Получается, как будто насос, единое психо-физико-энергетическое действие.
      Дыхание постепенно успокаивается. Предаемся свободной медитации: ощущаем муладхару изнутри. Чувствуем, воображаем, представляем, как развертывается пространство муладхары. Это темная бездна, пустота, отсутствие любых признаков жизни. Здесь коренится наш главный страх – страх смерти. В момент серьезной опасности дрожь в нашем теле начинается в муладхаре, от притока энергии к ней. Приток энергии к этой области автоматически включает функционирование прилегающих к чакре органов. Так случаются непроизвольные мочеиспускание и дефекация, если мы вовремя не подожмем урину и сфинктер.
      Чтобы преодолеть страх смерти, кто-то занимается экстремальными видами спорта, единоборствами, каскадерством. Домохозяйки читают детективы, дети смотрят ужастики. Ничуть не менее, а может быть и более эффективно бороться с этим страхом, просто глядя образу Смерти в глаза – в бездонную темноту муладхары. Воображаем, ощущаем, как, вдыхая, вместе с воздухом и энергией мы втягиваем внутрь чакры с поверхностной области промежности вибрации всех наших страхов, накапливаем их в чакре в виде светящегося шарика, а затем, на выдохе, вбрасываем вместе с шариком все страхи в пустое пространство, где они исчезают без следа.
      Мы как герой Кастанеды бросаемся в неизвестность в отчаянном прыжке. Нас не отвлекают ни спасительные спортивные навыки, ни сюжеты книг и фильмов. Только мы и поглощающая нас пустота, ни зги.
      В результате выполнения этого упражнения муладхара прочищается от наслоений наших страхов, приобретает качества открытости, наполненности энергией. По преданиям, сходные цели преследовала древняя практика йогов, когда они прыгали в пропасть прямо, физически. Заданием такого упражнения было плавное приземление на дне пропасти. Но, как говорится, не рекомендуем повторять это упражнение в домашних условиях. Достаточно пережить состояние свободного парения в бездне с помощью психического дыхания на муладхаре.
      В помощь освоению этого упражнения вспомним, что время от времени наш организм сам забывает о страхе смерти. Это происходит в силу необходимости совершения физиологических процессов, таких как мочеиспускание, дефекация, зачатие, роды у женщин. С зачатием и родами все ясно, инстинкт жизни в какие-то моменты становится сильнее инстинкта смерти. Однако, мочеиспускание и дефекация – это ежедневные подсказки нашего организма о том, что такое открытое энергетическое состояние муладхары.
      Дело в том, что во время этих физиологических процессов наше внутреннее становится внешним. Когда внутреннее становится внешним, происходит выворачивание наизнанку. Так клетка при делении выворачивается наизнанку, выталкивая из себя новую клетку. Мы тоже выворачиваемся наизнанку, только не полностью, как клетка, а как бы частично – внутренним органом, участвующим в физиологическом процессе и прилегающем к муладхаре – анусом или уриной.
      В пик физиологического процесса наше тело полностью расслабляется, чтобы открыться миру и сделать внутреннее внешним. Запоминаем это телесное расслабление и воспроизводим его как компоненту выполнения наших упражнений.
      Для энергетического обеспечения физиологического процесса, в самый его пик, муладхара тоже открывается. Часть её внутренней энергии выходит наружу вместе с выбросами. Все страхи, накопленные вокруг чакры, отходят в этот момент на второй план. Фокусируем осознанное внимание на промежности, переживаем состояние открытости чакры, запоминаем это состояние для наших последующих упражнений на муладхаре.
      Косвенными признаками недостаточной открытости чакры являются недомогания организма – запоры, геморрои, склонность к отечности ног, варикозным расширениям вен на ногах. Это следствие застоя энергии в нижней части тела, прилегающей к муладхаре.
      Как видим, некоторые упражнения йоги можно разучивать прямо в уютной кабинке, по несколько раз в день. В связи с этим вспоминается ученая беседа двух бредущих по дороге даосских монахов, упомянутая в одной из книг по даосизму: как легче идти, непрерывно испражняясь или непрерывно не испражняясь?  Для непосвященных это, конечно, шифровка. Посвященные понимают, что речь идет о контроле открытого состояния муладхары.
      Еще раз. На вдохе забираем с поверхности тела, особенно в области промежности, все негативные вибрации, страхи, направляем их в муладхару, накапливаем в чакре в виде высокоэнергичного светящегося шарика. На выдохе вбрасываем светящийся шарик в пространство позвоночного канала, где он исчезает без следа. На вдохе не забываем поджимать сфинктер и наружные половые органы. Это упражнение можно использовать не только в паузах дня, но и в неприятных ситуациях, когда необходимо управлять своим состоянием.

      Шаг 6: работа с чакрами. Свадхистхана
      Активирующая точка этой чакры располагается на передней поверхности тела, над лобковой костью, на 3-4 пальца ниже пупка. Если мы проведем кратчайшую линию от этой точки к энергетическому каналу позвоночного столба, то получим место расположения чакры свадхистхана – в районе между копчиком и крестцом.
      Очищение и открытие свадхистханы происходит посредством психического дыхания на этой чакре.
      Расслабляем все тело. Направляем внимание на дыхание, дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на активирующую точку свадхистханы, ощущаем ее энергетическое присутствие, ее пульсирующие вибрации. Затем переносим своё внимание на свадхистхану. Ощущаем или воображаем, как при вдохе дыхание вместе с энергией входит извне в активирующую точку свадхистханы, расположенную выше лобковой кости, далее движется по прямой назад, в свадхистхану.
      На выдохе энергия вместе с выдохом движется из свадхистханы вперед, к её активирующей точке, и выходит наружу. Осознаём психический канал между свадхистханой и ее активирующей точкой, перемещаем внимание по этому каналу вслед за вдохом и выдохом. При вдохе чувствуем, как тазовая область копчика расширяется, как бы распираемая вдыхаемой энергией. При выдохе ощущаем сокращение этой области.
      Еще раз. Вдох – энергия идет внутрь, от активирующей точки на поверхности тела к свадхистхана чакре, расположенной на энергетическом канале позвоночника. Выдох – энергия движется обратно, из чакры к своей активирующей точке, и далее наружу.
      Чтобы внимание не рассеивалось, используем мантру АУМ. Распевно, про себя, не мешая окружающим, произносим А-А-А… на вдохе, У-У-М-М… на выдохе. Ощущаем, как вибрации мантры, дыхания и энергии, циркулирующие по каналу между свадхистханой и ее активирующей точкой, очищают и канал и чакру.
      Можно выполнять это упражнение по несколько раз в день, до пяти минут за один раз.
      Признаки относительного открытия и очищения чакры те же, что и у муладхары.
      В случае появления этих признаков мы можем перейти к усиленному варианту выполнения этого упражнения. Он примерно тот же что и с муладхарой.
      Вдох более глубокий, с поджатием сфинктера и наружных половых органов. Живот растягивается сильнее. Энергия на вдохе поступает от активирующей точки в свадхистхану и накапливается в ней в виде высокоэнергичного светящегося шарика.
      На выдохе энергия в виде светящегося шарика из свадхистханы направляется в позвоночный энергетический канал.
      Используем мантру АУМ в том же ключе: вдох – А-А-А… движение мантры, дыхания и энергии внутрь, в чакру, выдох – У-У-М-М… последние вибрации мантры, дыхания и энергии растворяются в развертывающемся пространстве свадхистханы – другом аспекте звездной бездны Млечного Пути.
      Чувствуем, как внизу живота свадхистхана пульсирует, как энергия движется там. Эта энергия похожа на сексуальное желание, однако не имеет никакой сексуальной окраски, она не двигается наружу, это просто пульсация. Мы чувствуем, как энергия, которая раньше была просто сексуальной, втягивается в позвоночный канал и не выходит наружу, давая силу телу.
      После нескольких глубоких, сильных вдохов-выдохов постепенно переходим к спокойному, затихающему дыханию. Предаемся свободной медитации: в противоположность предыдущей чакре, свадхистхана – чакра Жизни. В человеческом представлении образ Жизни, порождение Жизни – это слияние со своей второй половиной. К свадхистхане прилегают половые органы, это чакра половой сферы, чакра трансформации сексуальной энергии в другие виды энергии.
      Сосредоточенно созерцаем, как в развернувшемся пространстве свадхистханы мы оказываемся в Эдемском саду, наедине со своей Избранницей (для читательниц – Избранником). Чем ближе мы друг к другу, тем сильнее и ярче токи между нами. Нельзя сказать, что пространство между нами наэлектризовано сексом. Нет, это более высокое напряжение, когда ярость взаимного притяжения нестерпима, наши тела рвутся к бурной разрядке, но мы оба, силой осознанного внимания, удерживаем себя на гибельном краю, мы не даем нашим генитальным полюсам сблизиться слишком сильно, горячо, чтобы не произошел взрыв и соскальзывание к банальному оргазму.
      Балансирование на самом краю порождает в конце концов между нами яркое, стабильное свечение большой силы. В этом свечении наши тела исчезают, разлетаются невидимым излучением во все стороны, приобретают космические масштабы. Наше Соитие становится совершенным комическим Союзом Мужского и Женского начал. На тонкой грани между Мужским и Женским мы оба ощущаем пространство гораздо более грандиозное, чем пространство нашего космического Союза – мы чувствуем звездную бездну Млечного Пути.
      Такова суть Тантры, тантрического «секса». Не принципиально, постигаем ли мы эту суть вдвоем, или в одиночестве, невзрачно сидя в общественном транспорте. И в том и в другом случае требуется установить контроль за сексуальной энергией с помощью осознанного внимания к этой энергии, к ее потокам, к своему дыханию, соединенному с этими потоками.
      В результате приобретенного в этом упражнении опыта становится понятным, что секс – это всего лишь энергия, а энергией можно управлять. Конечно, в молодые годы, когда эта энергия вулканирует, бьет ключом по голове, контролировать её трудно. Для этого в йоге человеку отводится достаточно продолжительный период жизни домохозяина (домохозяйки), когда он живет семейной жизнью, и его сексуальная энергия, не в силах трансформироваться, идет на благие цели продолжения жизни. В этот период человек осваивает другую йогу – йогу служения своей семье, родным, близким.
      В любом случае упражнение психического дыхания на свадхистхане дает возможность контролировать, пусть даже ограниченно, наши спонтанные сексуальные импульсы, растрачивание энергии, помогает избегать нежелательных связей, что в конечном счете может привести, в зависимости от кармы, к осознанной встрече с наиболее подходящим спутником жизни.
      Еще раз: с осознанным вниманием, на вдохе, уводим сексуальную энергию с передней поверхности тела, от гениталий – через активирующую точку свадхистханы втягиваем энергию по психическому каналу в свадхистхану. Это вдох, сопровождаемый А-А-А… - беззвучными вибрациями мантры. Не забываем на вдохе поджимать сфинктер и наружные половые органы. Тем самым мы как бы выдавливаем энергию из этих областей в направлении свадхистханы и ее активирующей точки.
      На выдохе энергию из чакры закачиваем в позвоночный канал, У-У-М-М…
      
      Управлять можно не только сексуальной энергией. Внешняя обстановка требует от нас самых разных реакций. Каждая наша реакция на внешние раздражители подпитывается какой-либо энергией, идущей из глубины, из позвоночного канала, затем к нужной чакре, затем к ее активирующей точке, на переднюю поверхность тела. Энергии всех наших внешних реакций находятся преимущественно на передней поверхности тела.
      Чтобы управлять своими реакциями, надо силой осознанного внимания представить, что мы забираем энергию реакции с передней поверхности тела и уводим ее обратно, на глубину, в соответствующую чакру, и далее, в энергетический канал позвоночника. Без энергии реакция исчезнет сама собой.

      Шаг 7: работа с чакрами. Манипура
      Активирующая точка этой чакры располагается в пупке, а прямо позади пупка, на позвоночном энергетическом канале, находится манипура. Точнее говоря, сфера действия манипуры распространяется приблизительно на 7 см выше и ниже пупка. Ее дополнением в теле является солнечное сплетение.
      Очищение и открытие манипуры происходит посредством психического дыхания на этой чакре. Это дыхание аналогично психическому дыханию на предыдущих чакрах.
      Расслабляем все тело. Осознаем дыхание, дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на активирующую точку манипуры, ощущаем её энергетическое присутствие, ее пульсирующие вибрации. Затем переносим внимание на манипуру, чувствуем пульсацию в ней.
      Ощущаем или воображаем, как при вдохе дыхание вместе с энергией входит в активирующую точку манипуры, в пупок, движется по прямой психического канала назад, в манипуру, расположенную на энергетическом позвоночном канале. На выдохе энергия вместе с выдохом движется из чакры вперед, к пупку, и выходит через него наружу.
      Дышим так некоторое время, ощущаем психический канал, по которому движутся назад-вперед дыхание и энергия. Чувствуем, как это движение становится свободным, естественным, безусильным. К этому процессу добавляем беззвучное повторение мантры АУМ. На вдохе А-А-А… вибрации мантры, дыхания и энергии движутся внутрь. На выдохе У-У-М-М… вибрации движутся наружу.
      Стараемся чувствовать очищающее движение мантры, дыхания и энергии в психическом канале между пупком и манипурой.
      Можно выполнять это упражнение несколько раз в день, до пяти минут за один раз.
      Признаки относительного открытия и очищения чакры те же, что и у предыдущих чакр. В случае появления этих признаков можем перейти к усиленному варианту выполнения этого упражнения. Он примерно тот же, что и с предыдущими чакрами.
      Вдох более глубокий, с поджатием сфинктера и наружных половых органов. Живот растягивается несколько сильнее. Энергия на вдохе из пупка (кто-то может чувствовать – из солнечного сплетения, это индивидуально) поступает к манипуре и накапливается в чакре в виде высокоэнергичного светящегося шарика. Мы как бы собираем и забираем всю энергию внешних реакций с поверхности живота.
      На выдохе энергия из манипуры закачивается в позвоночный канал. Используем мантру АУМ. Вдох: А-А-А…движение вибраций мантры, дыхания и энергии внутрь, от пупка к чакре. Выдох: У-У-М-М… растворение вибраций в канале позвоночника. Как и в случае с предыдущими чакрами, получается единое психо-физико-энергетическое действие. Это как бы насос энергии, приводимый в движение дыханием и осознанным вниманием.
      Усиленно подышав некоторое время, предаемся свободной медитации: манипура – это чакра космического Закона Свободы воли. Никто никому ничего не навязывает. Даже Господь Бог, Создатель, сохраняет свободу воли человека.
      На поверхностном уровне активирующей точки манипуры, наоборот, преобладает стремление подавить своей волей волю другого. Здесь правит бал, по выражению Достоевского, безудержное своеволие, из которого на человеческом уровне нет выхода. Или подавляющий или подавляемый, или палач или жертва, «или тварь дрожащая или право имею».
      Выход единственный: вместе с вдыхаемой энергией мысленно втягиваем с передней поверхности тела, через пупок, в глубину манипуры свои (да и наведенные чужие) волеизъявляющие импульсы. Затем, на выдохе, растворяем их в бездонной пропасти позвоночного канала. В состоянии распахнутого простора сосредоточенно созерцаем, чувствуем, как наша индивидуальная воля сливается с одухотворенным космосом Божественной воли, умиротворенно принимает Её и приобщается к величию звездной бездны Млечного Пути. «Да будет воля Твоя…»
      Еще раз. Вдыхая, втягиваем с передней поверхности тела через пупок (или солнечное сплетение) энергию поверхностных волеизъявляющих реакций. Направляем эту энергию в глубину, в манипуру, по каналу между пупком и манипурой. На выдохе вкачиваем эту энергию из манипуры в пространство позвоночного канала. Так, трансформируя через манипуру энергию внешних реакций, мы преодолеваем многие человеческие слабости – гордыню своеволия, гневливость, склочность, безаппеляционность, несдержанность, капризность и т.п. В результате наш характер имеет все шансы измениться к лучшему, а это поможет избежать ненужных конфликтных ситуаций на ровном месте и их последствий, что в конечном счете облегчит нашу карму.

      Шаг 8: работа с чакрами. Анахата
      Активирующая точка анахаты располагается на центральной линии грудины, на уровне сердца. На прямой линии назад, на позвоночном энергетическом канале располагается чакра анахата.
      Очищение и открытие анахаты происходит посредством психического дыхания на чакре. Это дыхание аналогично психическому дыханию на предыдущих чакрах.
      Расслабляем все тело. Осознаем свое дыхание, дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на активирующую точку анахаты. Ощущаем её энергетическое присутствие, ее пульсирующие вибрации в том же ритме что и наше сердцебиение. Некоторое время осознаем эту точку.
      Переносим внимание по прямой назад, к анахате, расположенной на позвоночном канале. Задерживаем сосредоточенное внимание на чакре, ощущаем пульсирующие вибрации в ней, слитные с биением сердца. Стараемся добиться полного совмещения внимания с анахатой.
      Возвращаем внимание к дыханию. Чувствуем легкое расширение и сокращение грудной клетки при дыхании. Ощущаем или воображаем, как при вдохе дыхание вместе с энергией входит в активирующую точку чакры, в грудину, движется по прямой назад, в анахату, расположенную на энергетическом позвоночном канале.
      На выдохе энергия вместе с выдохом движется прямо вперед, к грудине, и выходит наружу через активирующую точку чакры. Чувствуем психический канал, по которому свободно движутся назад-вперед дыхание и энергия. Добавляем мысленное повторение мантры АУМ. На вдохе А-А-А… вибрации мантры, дыхания и энергии движутся внутрь. На выдохе У-У-М-М… вибрации движутся наружу. Чувствуем с непрерывным осознаванием очищающее действие вибрирующего движения в психическом канале между анахатой и ее активирующей точкой.
      Можно выполнять это упражнение несколько раз в день, до пяти минут за один раз.
      Признаки относительного открытия и очищения чакры те же, что и у предыдущих чакр. В случае устойчивого появления этих признаков, можем перейти к усиленному варианту выполнения этого упражнения. Он примерно тот же, что и с предыдущими чакрами.
      Вдох более глубокий. Живот растягивается сильнее. Поджимаем сфинктер и наружные половые органы. Чувствуем, как энергия на вдохе поступает от активирующей точки к анахате и накапливается в чакре в виде высокоэнергичного светящегося шарика.
      На выдохе энергия из анахаты закачивается в энергетический канал позвоночника. Используем мантру АУМ. Вдох: А-А-А-… движение вибраций мантры, дыхания и энергии внутрь, в чакру. Выдох: У-У-М-М… растворение вибраций в энергетическом канале позвоночника, в пространстве следующего аспекта Млечного Пути.
      Добиваемся единого психо-физико-энергетического действия, как и в случае с предыдущими чакрами.
      Предаемся свободной медитации: как мы понимаем, анахата, вблизи которой расположено сердце, это чакра Любви. На обыденном уровне жизни, когда мы любим, и чакра открыта, энергия истекает из анахаты вперед, к своей активирующей точке, и далее наружу, к избранному объекту любви. Энергия любви истекает из нас однонаправленно, как луч света из прожектора, на родных и близких, на объект сердечного воздыхания.
      В пестром мире человеческих отношений мы выбираем, нас выбирают; нас любят, но мы не любим, или наоборот. Нами пользуются, мы пользуемся, и т.д. Здесь часто случаются нестыковки, невстречи, разочарования и депрессии. Область анахаты от всего этого обрастает наслоениями стрессовых негативных энергий, блоков. Где же выход? Выход как всегда один. Прочищать чакру и уводить энергию с поверхностной области активирующей точки в глубину позвоночного канала.
      Прочищаем анахату посредством психического дыхания, перекачиваем энергию от поверхности тела, через чакру, в глубину позвоночного канала. С вдохом сосредоточенно созерцаем, как мы втягиваем с поверхности грудины, из области активирующей точки анахаты, все свои прежние и новые энергетические наслоения. Настойчиво вспоминаем о них, упорно вытаскиваем их из дальних уголков памяти. Это могут быть не только негативные воспоминания, но и бурные позитивные. Наслоено у нас может быть что угодно. Детские обиды и психологические изломы подросткового возраста, неудачи первой любви, разлуки и расставания, болезни и смерти родных и близких, браки и разводы, ревность и зависть, ошибки молодости и благоглупости, взлеты и падения, осуждения и самооправдания, симпатии и антипатии, депрессии и комплексы, и т.д., и т.п., до бесконечности.
      Вытряхиваем всё. Силой сосредоточенного созерцания неотрывно наблюдаем, как с помощью психического дыхания весь этот энергетический груз прошлого втягивается в анахату, и через нее вбрасывается в энергетический канал позвоночника – в топку космического огня Любви. Все сгорает там без следа. Заодно сгорает и все наше тело. Мы исчезаем в огненном свечении, которое постепенно становится все более ярким, белым. В этом свечении сгорает наше всё, кроме тех счастливых моментов, когда мы любили, пускай и по-человечески обусловленно. Так мы превращаемся в небольшую звезду, солнце, испускающее свет Любви во все стороны.
      Мы уже не испускаем свет Любви в одну сторону, как прожектор. Мы даже не испускаем свет Любви во все стороны, как солнце. Мы просто есть Любовь, Свет, самосветящееся живое образование, свет сам собой исходит от нас. Любовь теперь есть наше естественное состояние, наше совершенное Бытие. Уже нет нужды искать свою вторую половину, т.к. в состоянии Любви мы обрели полноту жизни. Наша прежняя вторая половина может присутствовать рядом. Мы с ней уже не как направленные друг на друга два прожектора, и даже не как светящиеся рядом две звезды. Вторая половина присутствует рядом как самостоятельно реализованное состояние Любви. Между нами уже нет границ, разделяющих нас на Мужское и Женское. Мы равнонаполненны. Я есть ты, ты есть я. И мы, и всё живое, осознанно или неосознанно бытийствующее на этом уровне, суть одно.
      Открытие и очищение анахаты дает нам не только толчок духовного роста. Попутно это еще и наилучшее средство избавления от вредных привычек, таких как табакокурение, алкоголь, сквернословие. Психическое дыхание на анахате действует не прямо против этих привычек, а опосредованно, зато верно. Очищение анахаты выбивает из-под них энергетическую основу старых, уже не осознаваемых наслоений, лишает их подпитывающей энергии, которая является энергией как правило негативной, стрессовой. Здесь, пожалуй, каждому из нас есть над чем поработать. Даже русский разведчик из анекдота прокалывается в тот момент, когда в лондонском метро ему наступают на ногу.
      Если мы всё ещё не можем избавиться от вредных привычек, это признак не только и не столько слабоволия. Это говорит о том, что мы недостаточно работаем со своим подсознанием, не проникаем туда силой осознанного внимания, в эти авгиевы конюшни, не осознаем и не вытаскиваем оттуда изначальные причины наших вредных привычек. Но сделать это придется, т.к. табакокурение, алкоголь и сквернословие (о наркотиках вообще речи нет) несовместимы с продвижением на духовном пути, и фактически ставят на нём крест.
      Еще раз. Вдыхаем энергию с поверхности грудины в анахату. На выдохе закачиваем энергию в энергетический канал позвоночника, вбрасываем весь негатив (да и наслоенный позитив) – короче, все наше эго – в яркое, ровное свечение космической Любви, сжигаем наше эго в огненной звездной бездне Млечного Пути. Используем мантру АУМ.

      Шаг 9: работа с чакрами. Вишуддхи
      Активирующая точка чакры вишуддхи находится в горловой ямке. На прямой линии назад, на позвоночном энергетическом канале располагается вишуддхи. Очищение и открытие вишуддхи происходит посредством психического дыхания на чакре. Это дыхание аналогично психическому дыханию на предыдущих чакрах.
      Расслабляем всё тело. Осознаём своё дыхание. Дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на активирующую точку в горловой ямке. Ощущаем с полным осознанием биение пульса в этой точке.
     Переносим внимание по прямой назад, к энергетическому позвоночному каналу. Ощущаем в этом месте пульсации вишуддхи. Полностью фиксируем осознание на чакре.
      Возвращаем внимание к дыханию. Чувствуем свое дыхание через горло. Ощущаем или воображаем, как при вдохе дыхание вместе с энергией входит в активирующую точку в горловой ямке и движется по прямой назад, к вишуддхи, входит в вишуддхи. При выдохе переживаем движение дыхания и энергии в обратном направлении, от вишуддхи к её активирующей точке и далее наружу.
      Чувствуем психический канал, по которому свободно движутся назад-вперед дыхание и энергия. Улавливаем плавное расширение и сокращение горла при каждом вдохе и выдохе. Двигаем осознанное внимание по психическому каналу назад-вперед, вместе с дыханием и энергией. Добавляем мысленное повторение мантры АУМ. На вдохе А-А-А… вибрации мантры, дыхания и энергии движутся назад, в вишуддхи. На выдохе У-У-М-М… вибрации движутся из чакры вперед, к горловой ямке и далее наружу. Переживаем с устойчивым вниманием очищающее действие вибрирующего движения в психическом канале между вишуддхой и ее активирующей точкой.
      Можно выполнять это упражнение несколько раз в день, до пяти минут за один раз.
Признаки относительного открытия и очищения чакры те же, что и у предыдущих чакр.
      В случае устойчивого появления этих признаков, можем перейти к усиленному варианту выполнения упражнения. Он примерно тот же, что и с предыдущими чакрами. Вдох более глубокий. Живот растягивается сильнее. Чувствуем, как энергия на вдохе поступает от активирующей точки к вишуддхи и накапливается в чакре в виде высокоэнергичного светящегося шарика.
      На выдохе энергия из вишудхи закачивается в энергетический канал позвоночника. Добавляем мантру АУМ. На вдохе А-А-А… и движение вибраций внутрь, в чакру. На выдохе У-У-М-М… и растворение вибраций вместе со светящимся шариком в энергетическом канале позвоночника. Добиваемся единого, слитного психо-физико-энергетического действия, как и в случае с предыдущими чакрами.
      На успокаивающемся дыхании начинаем предаваться свободной медитации: вишуддхи – чакра горловая, речевая, чакра предначертанных событий и нашего диалога с уровнем божественного Творчества, Закона, Суда. Сосредоточенно созерцаем, ощущаем, воображаем, как психическое дыхание, подобно транспортному средству, доставляет нас внутрь чакры. Мы видим, ощущаем, как развертывается глубинное пространство чакры. Грандиозный простор аспекта Млечного Пути и высокие токи мироправительных событий поражают нас своей мощью. Здесь мы и наша речь можем проявиться только как речитатив смиренной молитвы, устремленной к Создателю, Вершителю, Держателю.
      На поверхностном уровне своей активирующей точки вишудхи – это чакра самореализации человека, чакра неокончательно предопределенных событий судьбы, на которые можно ограниченно влиять. Это рабочая чакра для бесчисленных мантр, молитв, заговоров, заклинаний, нашептываний черной и белой магии.
      Здесь каждый просящий получает в конце концов своё. Но расплачиваться за полученное приходится кармическими последствиями в своей судьбе. Как говорится, что у Бога попросишь, тем тебя Бог и накажет. Только чистые просьбы не отягощают кармы. Правда, у каждого свое субъективное представление о чистоте просьбы, оно соответствует уровню кармы. Чистое и кармически не отягощающее для одного, нечисто и отягощающее для другого.
      Еще раз. На вдохе, вместе с вибрациями мантры АУМ, дыхания и энергии, мы втягиваем все наши человеческие просьбы, жалобы, планы к Нему, направляем все это внутрь, в светящийся шарик чакры. На выдохе вбрасываем шарик в позвоночный канал, в звездную бездну Млечного Пути, и да будет что будет! По мере очистки чакры наш диалог с Ним всё короче, все бессловесней. Только благодарность за дарованную Жизнь, только просьба о чистоте и ещё раз о чистоте и о возможности быть ближе к Нему.

      Шаг 10: работа с чакрами. Аджна
      Активирующая точка аджны находится на лбу, в центре межбровья. Сама аджна чакра находится прямо позади своей активирующей точки, в центре головы, у верхушки позвоночника.
      Очищение и открытие аджны происходит посредством психического дыхания на этой чакре. Это дыхание аналогично психическому дыханию на предыдущих чакрах.
      Расслабляем все тело. Осознаем свое дыхание, дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на активирующую точку в центре межбровья, фокусируем на ней свое осознание. Стараемся ощутить энергетическое присутствие этой точки, пульсации в ней. Затем переносим внимание прямо назад, к верхушке позвоночника в середине головы, где находится аджна. Осознаем место нахождения чакры, пульсации в ней. Фиксируем на какое-то время осознанное внимание на чакре.
      Возвращаем внимание к дыханию. Ощущаем или воображаем, как наше дыхание движется между аджной и ее активирующей точкой. На вдохе дыхание вместе с энергией входит в межбровный центр и движется по прямой назад, к аджне, входит в аджну. На выдохе переживаем движение дыхания и энергии в обратном направлении, от аджны к её активирующей точке в центре межбровья, и далее наружу.
      При этом чувствуем, что во время вдоха голова несколько расширяется, во время выдоха сжимается. Ощущаем психический канал, по которому движутся назад-вперед дыхание и энергия. Ведем осознанное внимание по психическому каналу назад-вперед, вместе с дыханием и энергией. Добавляем мысленное повторение мантры АУМ. На вдохе А-А-А… вибрации мантры, дыхания и энергии движутся назад, в аджну. На выдохе У-У-М-М… вибрации движутся из чакры по каналу вперед, к центру межбровья, и далее наружу.
      С устойчивым вниманием переживаем очищающее действие вибрирующего движения в психическом канале между аджной и ее активирующей точкой.
      Можно выполнять это упражнение несколько раз в день, до пяти минут за один раз. Для этого упражнения желательно, чтобы во время выполнения упражнения людей вокруг было поменьше, а лучше, чтобы не было совсем. Во всяком случае, энергетическая обстановка вокруг должна быть достаточно чистой, в воздухе должно витать как можно меньше негатива.
      Признаки относительного открытия и очищения чакры те же, что и у предыдущих чакр. Сюда могут добавиться необычные сны с фантастическими, сюрреалистическими сюжетами и образами.
      В случае устойчивого появления этих признаков, можно перейти к усиленному варианту выполнения этого упражнения. Он примерно тот же, что и с предыдущими чакрами. Вдох более глубокий. Живот растягивается несколько сильнее. Чувствуем, как энергия на вдохе поступает от ее активирующей точки к аджне и накапливается в чакре в виде высокоэнергичного светящегося шарика.
      На выдохе энергия из аджны закачивается в энергетический канал позвоночника. Используем мантру АУМ. На вдохе А-А-А… и движение вибраций внутрь, в чакру. На выдохе У-У-М-М… и растворение вибраций вместе со светящимся шариком в энергетическом канале позвоночника. Добиваемся единого, слитного психо-физико-энергетического действия, как и в случае с предыдущими чакрами.
      После некоторого времени усиленного дыхания успокаиваем дыхание, предаемся свободной медитации: аджна – чакра интуиции, третьего глаза, утонченных мозговых токов. С устойчивым вниманием представляем, как мы оказались в центре аджна чакры. Сосредоточенно созерцаем её развернувшееся пространство. В аджне мы уже почти ничего не вытряхиваем из нашего подсознания. Мы и есть само подсознание, но уже относительно очищенное – без страхов, страстей, прихотей, тревог, жалоб и просьб. Только в таком очищенном состоянии мы имеем шансы видеть вещи и явления третьим глазом. Мы видим их не в материальном, а в истинном энергетическом обличье.
      Это уровень прямого и непосредственного взаимодействия нашего осознанного внимания с миром легчайших, невесомых частиц. Этот мир живет по своим физическим законам, несколько отличным от наших.
      Здесь силой нашего (и не только нашего) осознанного внимания квантовые перестроения частиц могут происходить легко, или довольно легко. Вследствие этого становятся обратимыми некоторые тонкие энергетические явления и события, лежащие в основе явлений и событий материальных. А это значит, что неизменные для нас прошлое, настоящее и будущее становятся в том, ином, мире понятиями условными, взаимозаменяемыми. И значит, линейно текущее для нас время тоже становится там условностью, и мы там оказываемся за пределами кармических законов, основанных именно на незыблемости линейно текущего времени.
      Если на уровне предыдущей чакры, вишуддхи, мы находимся в актуальном настоящем и стараемся влиять на текущее состояние и реализацию событий, то в аджна чакре мы интуитивно прозреваем надвигающиеся будущие или произошедшие прошлые события. Знание о тех и других дает нам возможность в настоящем упреждающе реагировать на них.
      Это иной, более высокий и действенный уровень влияния на нашу судьбу. Смиренная молитва предыдущей чакры, вишудхи, не выходит за пределы физических, кармических законов нашего материального мира. В аджне мы уже влияем на само течение этих законов. Соответственно, кроме благоприобретенного на вишудхе смирения, преданности Ему, в аджне дополнительно требуется высочайшая осторожность и осмотрительность, всестороннее прозревание самых отдаленных кармических последствий от нашего вмешательства в течение законов материального мира. На предыдущем уровне нашего сознания такой многофакторный анализ нам недоступен. Здесь же, на аджне, мы вынуждены, прежде чем сделать какой-то сталкерский шаг, обращать наш интуитивный вопрос напрямую к Мирозданию, к звездной бездне Млечного Пути. И получать интуитивный ответ, требующий ещё своей интуитивной расшифровки для уровня материального мира.
      Помимо решения таких высоких и тонких вопросов, психическое дыхание на аджне дает в некоторых случаях прямой оздоровляющий эффект. Например, ночью, когда нас мучает бессонница, голова болит, и забита потоком нескончаемых мыслей, обдумыванием каких-то планов, концепций, идей. Мы устали от всего этого, хотим спать, но не можем уснуть, т.к. наш мозг перевозбужден умственной работой в поисках творческого решения.
      В этом случае применяем психическое дыхание через аджну. На вдохе представляем, как мысли, роящиеся в голове, в мозге, перетекают силой нашего осознанного внимания в центр межбровья на лбу, в активирующую точку аджны, и оттуда без остановки направляются в аджну, накапливаются в ней в виде высокоэнергичного светящегося шарика. На выдохе отправляем этот шарик, вместе со своим беспокойством по поводу творческого решения, в энергетический позвоночный канал.
      Дышим так некоторое время, в пределах пяти минут. Отделяем своё осознанное внимание от роя мыслей. Наблюдаем, как голова энергетически опустошается от роя мыслей. Отпускаем себя и свое беспокойство по поводу творческого решения на простор звездной бездны Млечного Пути.
      Если мысли в основном ушли, а речевая активность в виде внутреннего диалога ещё сохраняется, полезно подышать психическим дыханием на горловой чакре, вишуддхи, а затем на пупочной чакре, манипуре. После этого спокойно засыпаем. Весьма вероятно, что ночью мы увидим путеводный сон, или утром, как озарение, само собой придет искомое творческое решение.

      Шаг 11: работа с чакрами. Сахасрара
      Активирующей точки у сахасрары нет. Чакра расположена на макушке головы, прямо под «родничком», который хорошо виден у новорожденных.
      Очищение и открытие сахасрары происходит посредством психического дыхания на этой чакре, которое несколько отличается от психического дыхания на предыдущих чакрах. Оно скорее похоже на психическое дыхание на позвоночном канале, которое мы уже изучали на Шаге 4. Только дыхание в данном случае распространяется по каналу не снизу вверх, а сверху вниз.
      Расслабляем всё тело, Осознаём своё дыхание, дышим естественно, мягко, в медленном темпе. Переносим внимание на сахасрару, ощущаем энергетическое присутствие чакры, ее пульсации. На какое-то время фокусируем осознанное внимание на сахасраре.
      Возвращаем внимание к дыханию. Ощущаем или воображаем, как на вдохе дыхание вместе с энергией входит в сахасрару, заполняет ее, затем без остановок распространяется дальше, по энергетическому позвоночному каналу, заполняет его, начиная от верха и до низа. Чувствуем, как расправляется всё наше тело, по мере продвижения энергии вниз по энергетическому каналу позвоночника.
      На выдохе переживаем движение дыхания и энергии в обратном направлении – от нижнего окончания энергетического позвоночного канала, через сахасрару, и далее наружу. При этом тело едва заметно обмякает.
      Ведем осознанное внимание вместе с дыханием и энергией сверху вниз и обратно по позвоночному каналу, ощущаем процесс очищения канала и сахасрары. Добавляем мысленное повторение мантры АУМ. На вдохе А-А-А… вибрации мантры, дыхания и энергии движутся по позвоночному каналу вниз, от сахасрары до муладхары. На выдохе У-У-М-М… вибрации движутся в обратном направлении и выходят наружу через сахасрару.
      С устойчивым вниманием наблюдаем очищающее действие вибрирующего движения в сахасраре и во всем позвоночном канале.
      Выполнять это упражнение следует дозированно, раз в день, продолжительностью до пяти минут. Признаки относительного открытия и очищения сахасрары те же, что и в аджне.
      Усиленный вариант выполнения психического дыхания на сахасраре мы изучать не будем, так как, по разным авторитетным источникам, самостоятельно работать на этой чакре не рекомендуется, а только под руководством опытного наставника, гуру.
      Во всяком случае, никто и ничто не ограничивает наших возможностей в момент свободной медитации на сахасраре почувствовать, что здесь исчезает наш последний грех неверия в совершенство божественного Промысла. Здесь исчезаем мы сами, и наши представления о чём бы то ни было. Наша осознанность расширяется настолько, что ничем не отличается от исчезновения осознанности. Исчезая в Бездне, мы обретаем себя как Бездну. Это конечное. Нет ни путей, ни целей. Все свершилось. Мы всё и вся. Мы во всякой твари живой. Мы всегда в центре, который везде и нигде. Непрерывно длится переживаемое неизвестно кем блаженство рассредоточенного состояния, при безграничной потенции спонтанного богоподобного животворения.

            В заключение несколько общих замечаний и добавлений.
      1. При выполнении упражнений психического дыхания на чакрах могут появляться ощущения тепла в области прорабатываемой чакры и во всём теле, а также небольшие конвульсивные подергивания в области прорабатываемой чакры и во всем теле. Это нормально. Тепло это признак того, что энергия поступает в чакру. Подергивания говорят о том, что она еще недостаточно очищена от энергетических блоков и наслоений.
      2. Как и в любых других практиках йоги, в процессе освоения упражнений могут появиться какие-либо иные неприятные ощущения, недомогания. В этом случае следует временно прекратить выполнение упражнений и постараться проанализировать ситуацию. Что происходит не так? Что сделано не так? Вернуться ещё раз к начальным, более простым Шагам.
      Первые занятия, возможно, не приведут к энергетическому ощущению чакр. Не следует огорчаться и увеличивать время занятий. И тем более не следует считать себя непригодным для такой практики. Положительные эффекты могут проявиться не раньше, чем через месяц-два регулярных тренировок. Поначалу за одно занятие достаточно сосредоточиться на одной, максимум двух чакрах.
      3. Все упражнения мы проводим в состоянии расслабленности тела. Только иногда, в усиленном варианте психического дыхания, мы немного напрягаемся, направляя энергию внутрь.
      Между тем в йоге давно подмечено, что хорошее расслабление приходит в сочетании с дозированным, контролируемым напряжением. Это сочетание реализуется с помощью физических поз йоги, асан. Но мы начали с того, что на это у нас нет ни времени, ни домашних условий. В такой вынужденной обстановке всю сумму требуемого напряжения (да и сверх того) нам поставляет сама жизнь, с её суровой необходимостью ежедневного зарабатывания на хлеб насущный и разнообразием ситуаций, в которые мы попадаем. Таким образом, саму структуру нашей практики йоги мы гибко подстраиваем под внешние условия.
      С помощью психического дыхания на чакрах мы учимся контролировать напряжения своей внешней деятельности, поэтому все наши упражнения смещены в сторону расслабления тела во время пауз-передышек в течение дня. Во время этих пауз мы стараемся упорядоченно сбросить с себя накопившееся стрессовое напряжение и энергетический негатив. Из физических упражнений в это время можно практиковать, если позволяет обстановка, произвольные потягивания всего тела, суставов, в свое удовольствие. Особенно надо следить за гибкостью всего позвоночника, подвижностью его суставов.
      Впрочем, одну асану йоги мы можем применять очень даже неплохо. Это шивасана, поза трупа. Для нас она хороша перед сном: лежим на спине, ровно, удобно, хорошо расслабляем все тело, голову, отпускаем все мысли. Успокаивающее, затихающее дыхание животом Шага 3. Затем полное прекращение любой деятельности. Летаем, парим, блаженствуем. Все. В йоге эта асана считается королевской, т.к. после ее освоения отпадает острая необходимость в освоении других асан.
      4. Наша включенность в выполнение упражнений психического дыхания может быть разной в течение дня. Условно можно выделить три степени включенности: когда мы находимся в состоянии усталости; когда мы в нормальном состоянии; и когда мы в бодром состоянии.
      Когда мы чувствуем усталость, и нам вообще ни до чего и надо просто прийти в себя, используем дыхание животом Шага 3. Стараемся расслабиться, отпустить все мысли, вспомнить себя. Просто наблюдаем за дыханием, за расширением и сокращением живота, за тем, как безусильно, сама собой, энергия поступает в живот, в глубину живота, и с каждым выдохом равномерно растворяется во всем теле. Больше ничего не надо делать. Этого достаточно, чтобы отдышаться, прийти в себя, восстановить свою энергетику.
      В другое время, когда мы чувствуем себя нормально, нейтрально, можно упражняться с чакрами, от муладхары до вишудхи включительно. Выполнение упражнений в простом варианте, не в усиленном.
      И наконец, когда мы чувствуем себя бодро, и пауза в дневной деятельности ожидается продолжительной, мы можем делать любые упражнения в любых вариантах, обращая внимание в первую очередь на ещё не раскрытые и недостаточно прочищенные чакры. Это как в забеге команды, когда общий результат засчитывается по результату последнего. В нашем случае одна нераскрытая чакра не даст возможности гармонично раскрыться другим чакрам, и в общем не даст нам возможности полноценного духовного роста.
      5. При выполнении упражнений психического дыхания мы сталкиваемся с необходимостью управления потоками энергии. Мы управляем потоками энергии с помощью дыхания, воображения, осознанного внимания, сосредоточенного созерцания. В процессе освоения упражнений у каждого из нас спонтанно формируется свой индивидуальный волевой центр управления энергетическими потоками, из которого идут волевые управляющие импульсы. Его надо почувствовать в себе самостоятельно, т.к. центр может располагаться на любой из семи чакр, или в непосредственной близости от любой из семи чакр. Преимущественно, чакрами управления становятся чакры муладхара, манипура, вишудхи. А также восьмая чакра, которая называется бинду, и расположена она на затылке.
      6. Полученные в упражнениях навыки управления потоками энергии и тонкого ощущения этих потоков в нашем организме постепенно формируют у нас способность помогать самому себе в случаях возникновения или наличия каких–либо болезней, недугов, особенно на ранней стадии. Ведь болезнь начинается с возникновения энергетических искажений, блоков в нашем организме, в зоне ответственности одной из семи чакр. Чутко уловив искажение или блокировку энергии, с волевым осознанным вниманием посылаем на выдохе энергию из самой глубины живота (Шаг 3, энергетическое дыхание животом) в заболевшее место. Это можно делать несколько раз в день, до пяти минут за один раз, добиваясь полной энергетической очистки, восстановления заболевшего места.
      Не следует экспериментировать с энергетической помощью другим людям. Для этого требуется особая энергетическая защита, которой у нас, как правило, пока ещё нет. В противном случае болезни страждущего, которому мы помогаем, с высокой вероятностью могут перейти на нас. Если у нас нет особой защиты, это означает, что у нас нет благословения свыше на эту деятельность. И не надо идти против Его воли, чревато.
      7. При работе с чакрами полезно располагать сведениями о взаимосвязях между ними.
      Все чакры взаимосвязаны между собой через энергетический канал позвоночника и через множество других связей. Вместе с тем, некоторые чакры взаимодействуют между собой заметно активнее, чем с другими чакрами. Взаимное перетекание энергии между этими чакрами выражено сильнее, чем в отношении других чакр. Получается следующая картина:
- муладхара, чакра промежности, связана с вишудхи, горловой чакрой; это пара чакр выживания, самореализации;
- свадхистхана, половая чакра, связана с аджной, чакрой третьего глаза; это пара чакр интуиции;
- манипура, пупковая чакра, связана с бинду, затылочной чакрой; это пара чакр воли;
- анахата, сердечная чакра, связана с сахасрарой, макушечной чакрой; это пара чакр космической трансформации; анахата также является суммирующим центром энергий всех чакр.
      8. Работа с чакрами со временем тоже может стать чем-то вроде привычки-игры. При этом, развлекаясь в меру, для ясного ощущения энергетического присутствия чакр, можно придумывать для них какие-нибудь свои образные ряды, например:
- муладхара – таинственные звуки сельвы, шорох джунглей, ощущение опасности отовсюду, неумолимые законы выживания, всё живое идет в пищу всему живому;
- свадхистхана – ритмы танго, брызги шампанского, пенистый рокот пучины страстей;
- манипура – полет валькирий, торжество белокурой бестии и дрожь прозябающей твари;
- анахата – красивая мелодия одинокой флейты, пара белых лебедей на пруду;
- вишудхи – коленопреклоненная молитва, скупой луч солнца на челе, отдаленный вечерний звон;
- аджна – звук хлопка одной ладонью;
- сахасрара – бесконечно наполненное безмолвие космоса.
      9. Все упражнения мы осваиваем, принимая участие во внешних ситуациях, среди людей. Порой бывает трудно совмещать осознанное внимание, сосредоточенное созерцание с необходимостью реагировать на внешнюю ситуацию. Но если мы все-таки
научимся это совмещать, значит, мы освоим так называемое второе внимание. Оно имеет место в разных практиках йоги, магии. В частности, герои Кастанеды часто находятся в состоянии второго внимания. Это когда мы, будучи погруженными во внешнюю ситуацию, не теряем осознанного внимания к внутренним энергетическим потокам и к нашему энергетическому состоянию в целом.
      Ключом к одновременному удержанию и первого (внешнего) и второго вниманий является непрерывный контроль за дыханием. Учимся в любых ситуациях непрерывно контролировать дыхание животом Шага 3. Этому учат, в частности, в восточных единоборствах, когда необходимо уже на автопилоте контролировать мягкое, спокойное дыхание животом во время боевого поединка. Такое дыхание и контроль за ним позволяют сохранять сосредоточенное внимание на всех действиях противника и упреждающе реагировать на них.
      10. При самостоятельном освоении упражнений психического дыхания мы становимся независимыми исследователями собственной природы. Соответственно, мы берем на себя ответственность за добросовестное изучение упражнений: не приступать к следующим Шагам без уверенного освоения предыдущих Шагов. В частности, без достаточной энергетической прочистки чакр не стоит переходить к усиленным вариантам выполнения упражнений на чакрах.
      11. Рекомендуемые упражнения можно дополнять и непротиворечиво сочетать с какими-то другими упражнениями, практиками, техниками йоги и других, смежных дисциплин, таких как цигун, тайцзицюань, ушу и т.д.

      Как известно, трудности закаляют. В свой срок неизбежно настанет тот день, когда у нас появится время для йоги, когда мы с большой радостью сможем изучать прекрасные асаны, чудесную пранаяму, другие духовные практики.
      Освоив психическое дыхание в любых условиях, мы придем к тому дню подготовленными, собранными, цельными, чистыми. Этот день сам придет к нам, как в мудрой русской сказке, когда деревня ехала мимо мужика, а сам мужик лежал на печи и поглядывал одним глазком, что к чему. Теперь-то мы знаем, что эдак он занимался психическим дыханием.
       Издавна считается, что самый трудный духовный путь не в скиту, а в миру. В непростом сегодняшнем миру мы часто идем по самому краю своих сил, по-над обрывом, по-над пропастью, едва сдерживая коней привередливых. И всё же, несмотря ни на что надо верить в свою звезду, не покладать рук, идти в прорыв, и с непреклонной волей ковать свою победу. Так в добрый час!




      КРАТКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дхарана даршан. Практики сосредоточения и визуализации традиций Йоги, Тантры и Упанишад. М., 2007.
2. Садгуру Свами Вишну Дэв. Древние ведические практики. Кундалини-йога. Лайя-йога. Шат-чакра-йога. М., 2010.
3. Ю.Л.Каптен. Основы медитации (вводный практический курс). Харьков, 2006.
4. Парамханс Свами Махешварананда. Скрытые силы человека: чакры и кундалини (перев. с англ.). М., 2008.
5. Шри Раджниш. Вигьян Бхайрав Тантра, т.т. 1-4, М., 2008.



 




 




 


Рецензии