О многогранном творческом наследии Т. И. Карелиной

«Я иду из далёких дней…»

  С Татьяной Ивановной Карелиной я познакомилась в 1998
году. А как будто вчера услышала по телефону её песню о маме:
Рядом мама жива и здорова,
Всё снуёт у горячей плиты.
Боже, как я тоскую по дому,
Где когда-то со мной была ты!
Ты – одна мне любовь и опора,
Чистой совести свежий родник.
Без тебя я – без сердца и крова,
А душа, как собака, скулит.
  С этой песней Татьяна Ивановна вошла в мою жизнь своей душевностью, мудростью, порядочностью и, конечно же,
широтой талантов.
Где, в каких карманах души хранила она «холодный пух гусыни белой», чтобы он «Указом Снежной Королевы, кружась,» спускался с небес «каскадом дымчатых завес»?
  Откуда берутся необычные красочные стихотворные тропы? Начинаешь понимать, когда в маленькой квартирке увидишь работы и картины маслом её отца. Отец не только рисовал, он делал для «Общепита», где работал, высококлассные муляжи.   
Их ему заказывали даже из-за границы. Мама преподавала математику. От отца Татьяне Ивановне достался дар художника, но рисовать она начала, оказавшись на инвалидности.
  Идею подала дочь Лена, увидев по телевидению мужчину,который рисовал обычной малярной кистью на оргалите. «Ты что, так не сможешь?» – спросила Лена. – «Смогу!»
  Потом знакомство с семьёй Тамары Новик. Они научили её работать с берёстой. Но просто штамповать картины на продажу Татьяна Ивановна не смогла. И рождаются картины с удивительным сюжетным пейзажем, где органично вписываются наросты берёзы.
Я нарисую словами, как кистью,
Года сезоны. И даже
Лёгким наброском четверостишья
Красочные пейзажи…
  Она рисует свои картины, как поэт, а стихи пишет, как художник. Это «живописное видение мира», как пишет в предисловии к книге «Цветы на пепелище» известная новосибирская поэтесса Нелли Закусина, «отличает творчество
Татьяны Карелиной от многих ныне пишущих». Вот пример из сказки в стихах «Девичьи зори»:
Весь горизонт в румянце зноя –
Дня ускользающего взгляд.
А ночь накидку за спиною
Широкой тёмною волною
Нацеливает на закат;
В её густеющем просторе
Другие звёзды оживают,
И вот уже «Девичьи Зори»
В непринуждённом разговоре
Для мира сказку начинают.
  То же самое можно сказать и о сказке в прозе «Чимбули» и даже о произведениях, выполненных в строгом жанре сонета – они живописны. Вот строки из венка сонетов «Осенний полонез»:
Прохладной ранью снова «бабье лето»
Румянцем заливает изумруд,
И облака в запале пируэтов
Ложатся белым пухом в синий пруд...
Щекочет ноздри запах ранней прели,
Бурлят в чанах пьянящие коктейли,
С торжественным эскортом листопада
Божественной мелодией с небес
В прозрачную и гулкую прохладу
Снисходит к нам Осенний Полонез.

  Татьяна Ивановна – лирик, но из-под её пера выходят и сильные гражданские стихи: «Мысли ветерана», «Помню».Строки из стихотворения «Помню»:
Я иду из далёких дней,
Из прекрасной страны своей…
Я из славных и гордых дней –
Не бывало времён дружней…
  Казалось бы, что может женщина? Может! И, прежде всего:
Трудно нам, но мы будем жить –
Внуков надо учить любить.
Или строчки из стихотворения: «И чего всё ради?»
…Вечно опальное русское прошлое,
Новые власти буксуют в дебатах...
  Тема патриотизма особенно сильно прозвучала в «Можайском десанте». По радио это произведение читал диктор Новосибирского радио Владимир Сапрыкин.

…И стал десантом полк сибиряков.
Напряжены у новобранцев лица –
Враг быстро приближается к столице.
И Жуков обратился без приказа:
«…ни времени, ни вариантов нет.
Из самолётов надо прыгать в снег
Без парашютов, в бой, вступая сразу…»

 В книге «Цветы на пепелище» – поэма о геологах-изыскателях института Сибтранспроект: Кошурникове А. М.,Журавлёве А. Д., Стофато К. А. Эти имена носят улицы города Новосибирска, но современная молодёжь мало знает об этих людях. Вот что пишет в предисловии к книге Нелли Закусина: «…была когда-то песня, где звучали их имена…была книга Афанасия Коптелова в прозе «Навстречу жизни»(1948 г.)». Татьяна Ивановна назвала свою поэму в стихах «Полсотни вёрст до жизни», напомнив новосибирцам об этих мужественных людях, настоящих патриотах.
Очень красочно в поэме описывается природа; читая, ты себе представляешь, как
Ревел, метался средь утёсов
Казыр, как зверь в плену клетей,
И в крупных оспинах торосы,
Рыча, хлестал волной своей.
Леденят душу строчки трагического финала:
А год спустя в местах медвежьих
Вниманье рыбака привлёк
Бумажный небольшой листок,
Кружащий в заводи прибрежной…
…Нащупал резвый озорник
Нечаянно в воде дневник
Под яйцевидным валуном –
И леденеет кровоток
От вырванных из ада строк:
«Плот с Костей вмиг ушёл под лёд.
Алёша выбрался на льдину,
Прополз до берега и вмёрз,
Как птица руки-крылья вскинув,
Затих на белой простыне.
Не подчинялось тело мне».
…И ломаной шеренгой строк:
«Я видел всё, помочь не мог.
Вчера, второго ноября,
Погибли Костя и Алёша.
Пишу последний раз, похоже,
Сегодня очередь моя».
 
  Ещё об одной стороне многогранного таланта Татьяны Ивановны – о песнях. Петь она училась в процессе создания песен и выпустила два диска, где звучит её душевное грудное сопрано. У большинства песен Татьяны Ивановны свои мелодии. А создавала она их так:  сначала появлялись стихи, потом в процессе  рождения мелодии, она записывала свой голос на плёночную кассету, отдавала, по мере знакомства, аранжировщику, он делал минусовку, а затем песня вновь записывалась уже с аранжировкой и голосом. Меня удивляло, как человек, только что начинающий петь, умел встроиться в звучавшую минусовку. Порой профессиональный исполнитель не может спеть под аранжированную мелодию. Значит, у неё был прекрасный музыкальный слух и чувство ритма. Ценно то, что она не просто исполняла свою песню, а вкладывала в неё те чувства и интонации, какие хотела заложить в стихах и в мелодии: если там была радость – она звучала, если грусть, то и это чувствовалось в её исполнении. Этому я, человек, поющий с детства, училась у Татьяны Ивановны.  Две  песни «Черёмуха лесная» и «Запоздалые встречи» она заставила меня записать в студии. И я, впервые встав к микрофону, легко их исполнила. Потом эти песни перепевались другими исполнителями, более профессионально, но мне та первая запись в студии осталась как память и новый виток в творчестве. Несмотря на трудности в передвижении Татьяна Ивановна ходила на многие поэтические мероприятия, легко знакомилась с композиторами, аранжировщиками и исполнителями. Её стали приглашать на творческие встречи, после которых у неё появлялись новые друзья. Так в её жизни появился композитор Константин Журавлёв (общество «Гармония»). Он написал много песен на стихи Татьяны Ивановны. Не буду перечислять все, отмечу только две: детская песенка «Листопад» и, щемящая душу «Не забудьте, пацаны!» Композитор Сергей Веселов, рано ушедший из жизни, написал музыку к стихотворению «Сибирь».Впервые её исполнила Галина Юдина, солистка ансамбля«Частушка» Г. Заволокина в телепрограмме, организованной мною на студии Молодой культуры Сибири (МКС – рук.  Ю.А.Слуянов). Александр Заволокин написал свою музыку на стихи Татьяны Ивановны «Ясноглазая Русь», кое-где изменив слова. Он  даже свой нотный сборник назвал «Ясноглазая Русь». Знакомство с Вячеславом Литвиновым,  солистом Новосибирской филармонии,  привело к созданию шуточной песенки «Главное – процесс!» исполненной вокальным квартетом филармонии «Сердца четырёх» (Б. Назаров, Г.Васильев, В.Литвинов,  А.Фигуровский) и солидного  музыкального произведения «Частица России» (муз. В.Литвинова), которое  исполнялось сводным хором филармонии и оперного театра на 60-летие Новосибирской области, как гимн.
 
  Несколько слов необходимо сказать ещё и о прозе. Она появилась позже. Когда Татьяна Ивановна рассказывала мнео своём детстве, я её спросила: «А почему ты об этом не напишешь?» Ответ был такой: «Не могу, у меня детства не было». Под сильным впечатлением от услышанного от неё у меня появился рассказ «В маленьком дворике под аркой на Красном» (позже был переименован и назван «Песочница»).
Спасибо Л. В. Опариной (гл. ред. газеты «Голос»), она опубликовала его в газете, и я примчалась в палату к Татьяне Ивановне, где она лежала после двух подряд операций, чтобы принести ей хоть какую-то радость в тот тяжёлый момент.
И вот через много лет в последней книге Т. И. Карелиной «Цветы на пепелище» появился рассказ-откровение «Детство за стеклянной дверью» про девочку с туберкулёзом костей, пролежавшую без движения четыре года. И я была рада, что
она обратилась ещё и к написанию прозы, где в героинях я вижу её мужественную умную добрую душу.
  В 2001 году Татьяна Ивановна была признана «Женщиной года». В 2013 году стала членом Новосибирского отделения Союза писателей России. А 24.04.2015г Ей был вручен билет члена Союза писателей России. 
  Татьяна Ивановна оставила о себе добрую память у всех, кто её знал, общался, любил. Прекрасно многогранное наследие: стихи, песни, проза, картины, вышивки, вязание и ещё пример огромного человеческого мужества и жизнелюбия.__


Рецензии