Жизнь и творчество И. К. Мостовича

               «Но вот взял  баян он в руки…»
                Посвящается Мостовичу Иосифу Казимировичу
    Для чего человеку даётся жизнь? У каждого на этот вопрос найдётся свой ответ. Кто-то стремится стать большим начальником (сегодня обязательно спрашивают про карьерный рост!), а есть другие, вроде незаметные, но такие необходимые, что после их ухода из жизни, остаётся пустота, которую никто и ничто не может заполнить. Я ловлю себя на мысли, что с уходом  Иосифа Казимировича Мостовича, такая пустота образовалась не только в моей душе, в душах родных и друзей, но и в народном творчестве.  Вращаясь в кругу гармонистов клуба им. И.И Маланина, я поняла, что такой дар, какой был у Иосифа Казимировича, даётся не каждому: он умел играть по нотам и на слух на гармошке, баяне, пианино, на гитаре. Когда он брал в руки баян – начинался праздник.  На его шестидесятилетие я посвятила ему такие строчки:
                Незаметный и неброский:
                Внешних данных Бог не дал.
                Но вот взял баян он в руки –
                Словно вожжи в руки взял:
                Все запели, заплясали,
                Весело пошли на круг,
                Стал красивым Казимирыч,
                Все влюбились в него вдруг.
                И душа твоя запела
                В унисон с его душой,
                Рядом с ним и ты сумела
                Сильной стать и стать большой.
                Вероятно, кто-то шутит:
                -   Гибнет песня на селе!...-
                Пока есть такие люди,
                Оставаться ей в седле!
   Невозможно написать посвящение человеку, если ты о нём ничего не знаешь. Перед его 60-летним юбилеем, мне позвонила бывшая директор клуба из с.Берёзовка и попросила посвятить ему стихотворение. Хотя мы были с ним уже знакомы, но что я знала о его жизни?
 – Расскажи мне о нём, - попросила я  и моё ухо «присохло» к телефонной трубке.
  - Отец  его,  Мостович Казимир Феликстович, был сослан из Польши в Казахстан. В Польше остались жена и сын. В Казахстане он женился на русской женщине Екатерине Кирилловне. У них родились трое детей: две дочери и старший сын Иосиф.  В доме часто звучали гармошка, балалайка и песни. В три года Иосиф взял в руки гармошку. Но начинается Великая Отечественная война и отец, в составе польской армии, уходит на фронт сражаться с Фашистами. Он провоевал на передовой всю войну. Екатерина Кирилловна осталась с тремя детьми. Трудно было? Конечно, трудно! Но помогала балалайка, гармошка в руках сына и песня. Они давали отдохновение душе и силу бороться с той тяжестью, которая легла на плечи молодой женщины.  Вернулся отец к семье в 1946г весь израненный, но  вновь зазвучала гармошка в его руках. Недолго звучала - в 1951г он умер.
    Иосиф с отличием заканчивает 7 классов и поступает в ФЗУ, но, вновь беда - умирает мать и, чтобы поднять двух своих сестрёнок, Иосифу пришлось идти работать. Сам ещё подросток, он взвалил на свои хрупкие, ещё не окрепшие плечи, заботу о двух своих сестрёнках. Где и кем он только ни работал!   
    Когда же Иосиф оказался на сцене? В 1958 году в совхоз, где он работал механизатором, приехала концертная бригада. Слушал и смотрел, а сам думал: «Ведь я тоже так могу». Заболел сценой. Стесняясь, после концерта он всё же подошёл к руководителю, познакомился и попросил его послушать. Сыграл на гармошке, спел, и тот, увидев в парне несомненный талант, пригласил его в свой коллектив. Убедившись в незаурядных способностях Иосифа, его направляют на курсы дирижёров-хоровиков.
   Старшая сестра закончила медицинский институт, вышла замуж и забрала младшую сестрёнку Любашу в свою семью. Женился и Иосиф. У него уже сын. Но пришло время отдать долг Родине – отслужить в армии. Служба проходила в Красноярске, где он тоже занимался самодеятельностью. Через год ему дают отпуск, а служить ещё два года. И когда у жены рождается второй сын, его досрочно демобилизуют из армии. Вернулся домой, но понял, что семьи у него нет. Жена оказалась плохой матерью и неверной женой. Он подаёт на развод, забирает двух маленьких сыновей, сестру Любашу и уезжает по комсомольской путёвке в г.Норильск на строительство комбината. Там он проработал семь лет, поднимая сыновей и помогая младшей сестрёнке встать на ноги. В 1968г поступает в Красноярское музыкальное училище, приобретает ещё и музыкальное образование.
  Снова женится. Со второй семьёй возвращается в Казахстан. У него уже три сына. Его ставят директором Дома культуры в селе Среди-Горный. Коллектив художественной самодеятельности, которым он руководил в ДК, добивается звания «народный».
  Выросли старшие сыновья и ушли в армию. Иосиф решает переехать с Сибирь. В отделе культуры г. Новосибирска, куда он пришёл в поисках работы, состоялось его знакомство с директором Дома культуры из с.Берёзовка (ст.Шелковичиха) Новосибирской области.
- На слух подбирать умеешь?
- Да, умею! –
  Это и решило его дальнейшую судьбу. Так появился в селе Берёзовка Мостович Иосиф Казимирович, где прожил и проработал в клубе,  до конца своих дней. Он выполнял не только свои прямые обязанности художественного руководителя, сам пел, прекрасно читал стихи, аккомпанировал на разных инструментах, был  звукорежиссёром, но ещё и обязанности дворника, сантехника, кровельщика, столяра.  Всё умел!
   50 лет жизни Иосиф Казимирович отдал художественной самодеятельности. Он мог сыграть любую песню, а знал их очень много. А если он пел, его не сильный, но душевный мягкий баритон, никого не оставлял равнодушным. Женщины плакали, когда он пел: «Мы сестра с тобой ещё станцуем», или с замиранием сердца слушали историю любви: «Сегодня ты грустишь опять одна, сидишь ты у раскрытого окна, ты жди меня и в дождик и в пургу, приду к тебе, любимая, приду». Я помню, как рождалась эта песня.
   Третий сын уже взрослый. Иосиф уходит от второй жены,  уходит к женщине, воспитывающей двух детей. И снова  взваливает на свои плечи воз забот о новой семье. А времена трудные – перестройка. Клубных мизерных заработков не хватает. Он ездит на электричке в город, работает в Сибирской Академии Госслужащих сантехником, где я с ним и познакомилась, и продолжает работать в клубе. В это время у меня стали появляться песенные тексты. Я отдаю их Иосифу и тут у него открылся ещё и композиторский дар. А однажды он мне позвонил и сказал: «Слушай, у меня рождаются слова песни, помоги». «Читай, я запишу». Вот так по телефону, в споре друг с другом, и родился текст на его музыку песни «Любимая», а затем великолепное танго «Воспоминание». Обе эти песни появились на волне переживаний ухода его из семьи.
   Немного создал Иосиф Казимирович песен, но по музыке, аранжировщик, к которому я обратилась за помощью, сказал, что это – шедевры. К сожалению, этот дар у Иосифа не раскрылся полностью, а только слегка приоткрылся.
  А как он умел подыграть плясуну! Не заставлял плясать под свой аккомпанемент, а подыгрывал под тот ритм, который задавал плясун, помогал музыкой и даже подсказывал, какие сделать коленца. Вот такой широкий дар проявлял Иосиф Казимирович, или как мы его просто называли – Казимирыч.               
  Такой же широкой и тёплой была у него и душа, душа человека, прошедшего нелёгкий жизненный путь.
   Есть в г.Новосибирске возле дома студентов водного института на Красном проспекте несколько комическая фигура из дерева мужика с гармошкой. Моя маленькая внучка, когда мы шли в детский сад и  проходили мимо, всегда говорила:
- О, а это – Казимирыч!
  И мне очень хотелось бы, чтобы именно такой памятник стоял в с.Берёзовка  трудолюбивому, талантливому и, несмотря на все тяготы жизни, добрейшему русскому, наполовину с польской кровью, мужику с гармошкой.


Рецензии