Столицы Древнего Египта и метаморфоз космологии

Некоторые столицы Древнего Египта: Мемфис, Гермополис, Фивы. Метаморфоз египетской космологии

Столица Египта Мемфис была основана около 3100 г. до н.э. фараоном Менесом. Сначала Мемфис представлял собой крепость, из которой Менес мог контролировать наземные и водные маршруты между Верхним Египтом и Дельтой (Нижний Египет) и оценивать обстановку.
Ко времени правления III династии Мемфис стал занимать важное место в политической и общественной жизни государства, но первой столицей объединённых Верхнего и Нижнего Египта был город Тибы (примерно до 2950 г. до н.э.)

Мемфис (2950 – 2180 г. до н.э.) – столица VIII династии. Изначально город назывался Инеб-Хедж, что означает «Белая стена». Происхождение названия Мемфис дискуссионно.
некот

Историки предположили, что название отражает исторический период в жизни государства: «Анк-Тави» – "то, что связывает две земли". Другие историки полагали, что
название происходит от пирамиды фараона Пепи I в Саккаре, которая называет Меннуфер (в переводе с греческого «хорошее место») или коптского «Менфе».

Иные обосновали название города, исходя из космогонии -  мифа о творении.

Мемфисская теология

Птах - одно из нескольких мифических египетских божеств
-создатель Мемфиса. Город служил столицей древнего Египта на протяжении большей части его истории, и в течение этой истории был известен как Хет-ка-Птах или «Дом души Птаха». Птах, как бог Та-тенен (Изначальный Курган), творит в так называемой «мемфисской теологии» мир и его обитателей и каш (духов) - других богов.
Так о Птахе сказано: «Тот, кто сотворил все и сотворил богов» (Из Мемфисского богословия). И он есть Та-тенен, который породил богов, и от которого произошло все: пища, припасы, божественные приношения и все блага. Таким образом, признается и понимается, что он самый могущественный из богов.Птах был удовлетворен после того, как сотворил все вещи (мир) и все божественные слова (кеш).

Имя "Птах" означает «Творец». Он - покровитель ремесленников.
Изображается как мумифицированный человек, у которого только руки свободны, чтобы держать скипетр, состоящий из символов жизни (анкх), силы (тит) и стабильности (джед).

Другое божество Мемфиса - бог погребений и загробного мира, Сокар. Он также был покровителем ремесленников. По-видимому, разделял свой труд с Птахом: если Птах был тесно связан с обработкой камня, то Сокар был тесно связан с обработкой металла. В более поздний период Птах и Сокар будут синкретизированы с Осирисом.  Птах-Секер-Осирис - составное божество, вызывающее свойства, проявляемые в единстве всеми тремя: творение, стазис и загробная жизнь. В Гелиополе эта триада будет известна как Птах-Сокар-Атум, но провозглашена Осирисом.
Птаха обычно изображают в тюбетейке, стоящим на постаментном иероглифе, который является частью имени
Маат.

Маат

Маат - олицетворение древними египтянами концепции фундаментальной истины, космического порядка и справедливости. Эта концепция появилась в египетской жизни до появлением фараонов. Короли постоянно изображали себя «возлюбленными Маат» и защитниками фундаментального вселенского порядка. Эта роль была установлена их божественным предшественником Гором (бога порядка), который победил силы Сета (бога беспорядка).

Судьи, как в человеческой, так и в божественной сферах, были известны как представители Маат. На последнем суде над душами Маат помогает определить окончательную судьбу умерших. В "Зале Двух Истин" Анубис взвешивал сердце умершего против Пера Истины, которое было символом Маат. Если вердикт был благоприятным, умерший мог рассчитывать на счастливую загробную жизнь. В противном случае, несчастная душа была быстро поглощена гибридом Аммитом.
 Маат обычно изображали в виде женщины с большим страусиным пером на головной повязке. Это перо сформировало иероглиф ее имени. Перо могло использоваться и само по себе, как абстрактное изображение богини. Что написано пером Маат, не вырубишь топором - с тех пор говорят.

Жену Птаха обычно зовут Сахмет или, реже, Бастет. Его детьми считаются боги Нефертем, Имхотеп (обожествленный архитектор Древнего Царства) и Маахес.
Апис, бык Мемфиса, был связан с Птахом как его оракул.

В мифе о сотворении Мемфиса говорится, что Атум был зачат в сердце Птаха и был создан его словом. Буквально «тот, кто доводит до совершенства или завершает». Атум осмыслялся, как некий Конец (завершение, пик, вершина) и всему делу Венец.
Атум древних египтян - бог Солнца и создатель Мира. Он — вечерний аспект Солнца (заходящее солнце).

Атум создал божества Шу и Тефнут из своих соков: слюны или спермы. Позже он был синкретизирован с Ра как бог Атум-Ра. Согласно мифам, он был первым веществом (холмом), вышедшим из первобытных вод.
Атум особенно почитался в Гелиополе, где он был главой культа Эннеады. Его представлял черный бык Мневер , несущий между рогами солнечный диск и урей.
Как отец короля (фараона), он играл важную роль в обрядах коронации.
Атум изображался как старик, символизирующий заходящее солнце, но он также являлся змеей, скарабеем и мангустом (шапка фараона).
Змея, бык, лев, ящерица и ихневмон — его священные животные.

Поход - старший сын Атума, осмысливался как концепция сверхъестественных (божественных) сил. Врачи древнего Египта (маги) называли себя «жрецами Похода». Искусство врачевания непременно связывалось со способностью использования сил Похода.


В правление VII и VIII династий фараонов, власть Мемфиса стала номинальной.
В правление IX- X династий (Первый Переходный период) Мемфис утрачивает статус столицы, а статус фараонов утратил значение. Власть перешла в руки номархов или «градоначальников». Каждый боролся за выживание своего города сам по себе, так как засуха 4200 лет назад (2200 г.до н.э.) привела к развалу общеегипетской оросительной системы. Общеегипетский голод характеризовался анархией: в стране бродили разбойничьи шайки (чернь, в том числе приезжие) и грабили хранилища зерна, припасов и ценностей (пирамиды). Северные провинции периодически подвергались набегам азиатских кочевников и ливийцев.
К началу Первого переходного периода (lX династия) почти все пирамиды и усыпальницы наследников престола и высоких сановников были разграблены и опустошены.
Без централизованного управления сложное административное устройство приходило в упадок. 

Гераклеополь

Фараонов не поддержали руководители номов (городов), а собственными силами справиться с экономическими трудностями было невозможно.
Претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. Его правителю удалось отразить вторжения кочевников на севере, укрепить границу и подчинить Дельту и верхнеегипетскую область Тина. Начиная с Ахтоя (Хети), номархи Гераклиополя (егип. Хенсу, Ненинесут) претендовали на титул царей всего Египта и объявивили себя фараонами (IX—X династий).

Унут

Соответственно возрастает политическое значение соседнего с гераклеопольским Заячьего нома (XV), властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов. Гераклеополь - столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был. В эпоху Древнего царства город
назывался Унут - по имени богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. При объединении Гераклеополя с Унутом, растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя.

Город Унут получает название Хемену (коптск. Шмуну) - "Восемь", "Восьмёрка" - в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась значительно меньшей популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии. Гораздо более важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота, и священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесом, отсюда греческое название города.

Космогония Унута

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма.
В некоторых источниках к "отрицательным" изначальным силам Хаоса причисляются три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенёмуит (Мрак, Исчезновение), Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - четыре пары божеств, олицетворяющих стихии.
Великая Восьмёрка - Огдоада. Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух). Мужские божества имели облик людей с головами лягушек. Женская четвёрка Окдоады: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет. Имели облик людей со змеиными головами.

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме. От радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия была распространена во всём Египте. "О лотосе, выросшем на Холме у города Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.

В "Книге Мёртвых" сохранились фрагменты еще одной мифологической версии, связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к древнейшим, архаическим представлениям): яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли, Геба.
Ра создал Шу и Тефнут - первую божественную пару, от которой произошли все остальные боги.

Фивы

В Египте между номами продолжалась борьба за единую власть. Гераклеопольское царство (север Египта) встретило соперника в лице Фиванского царства, образовавшегося на юге от Абидоса до Первогого порога Нила.
Их конфронтация завершилась в конце XXI в. до н.э. победой Фив при фараоне Ментухотепе II (XI династия).
Фивы (2135 – 1985 г. до н.э.) —  столица XI династии в целостностном Египетском государстве.

Во времена Xl династии (2133–2000 гг. до н.э.) Ра стал могущественным богом-солнцем Фив, где ему поклонялись как
Амону-Ра. Позже он стал верховным богом всего королевства и царем богов.

Мемфис, Гераклеополь, Унут, Гермополь, Фивы - эти административно-духовные столицы осмыслялись древними египтянами, как центры воплощения концепции мирового порядка. Египтяне чередующихся династий были неоднородными людьми с разными космологическими концепциями о законе и порядке. От жрецов к фараонам, от фараонов к градоначальника, от градоначальников севера к градоначальникам юга Египта - в направлении этого движения двигалась и древнеегипетская космология мирового порядка.

На фото: Колоссальная статуя Птаха со стилизованными портретными чертами Аменхотепа III. Гранодиорит. 14 в. до н.э. Турин, Египетский музей


Рецензии