Сухумское музыкальное училище
Когда, композитор и пианист Константин Ковач выступил с идеей создания в Абхазии музыкального училища, его инициативу поддержал Нестор Лакоба – первый руководитель послереволюционной Абхазии.
Среди преподавателей училища были талантливые музыканты, получившие образование в Московской и Санкт-Петербургской консерваториях, такие как К. В. Ковач (первый директор), А. А. Касторская-Каменская, М. А. Разумовская, В. В. Зиздо-Эмухвари, В. Д. Поляков, О. А. Димитриади, М. Д. Бубнова и другие.
В 1933 году в стенах техникума появились: первый симфонический оркестр, государственный квартет Абхазии, оркестр народных инструментов. На базе училища формируется исполнительская школа, школа фортепиано, скрипичная школа, этнографический хор, насчитывающий около 35 человек. В основном хор был мужской, участники которого носили национальные костюмы. Это был первый профессиональный музыкальный хор, исполняющий национальные песни, обрядовые и трудовые, собранные в этнографических экспедициях К. Ковачем.
В 2002 году училищу было присвоено имя абхазского композитора А. Ч. Чичба. С его именем связано зарождение и развитие академического певческого жанра в Абхазии. Чичба — основатель Государственного симфонического оркестра Абхазии, ансамбля песни и танца в Гудауте, Государственной хоровой капеллы Абхазии. А.Ч. Чичба в 1967 году возглавляет Музыкальное училище в Сухуме.
При его содействии был открыт при Музыкальном училище интернат для одарённых абхазских детей из деревень. На упрёки о том, что Чичба принимает в училище не только одарённых, но и детей с весьма скромными музыкальными данными, он говорил, что его цель воспитать просвещённых абхазов, приобщить их к высокому искусству классической и современной музыки.
В числе выпускников училища были композиторы: Констанин Ченгелия, Тото Аджапуа, Пётр Петров, Валерий Чкадуа, Вячеслав Айба, Василий Царгуш.
Дирижеры: Л. Г. Джергения, А. Д. Хагба, В. М. Айба, Н. В. Чанба, Н. И. Аджинджал, И. С. Шамба,
Исполнители: А. М. Авидзба, Л. А. Логуа, Б. А. Амичба, А. А. Отырба, В. Чакмач-ипа, Х. Л. Герзмава, А. Ш. Гицба, Томас Кокоскир, Юрий Нармания, Иван Шамба, Марина Шамба, Алла Отырба, Светлана Хочолава-Воронова, Зарема Агумаа, Нора Окуджава.
Музыковеды: А. Г. Ашхаруа, М. М. Хашба, С.П. Кецба
Директора муз. училища
1 Ковач Константин Владимирович 1930 — 1936
2 Димитриади Одиссей Ахиллесович 1936 — 1937
3 Горгадзе Шалва Александрович 1941 — 1966
4 Чичба Алексей Чантович 1967 — 1972
5 Ашхаруа Аида Григорьевна 1972-1974
6 Кецба Светлана Прокофьевна 1974-1994
7 Шамба Иван Сафарович 1994 — 2002
8 Бжания Нинель Борисовна с 2002
В 1972 году директором музучилища назначили Аиду Григорьевну Ашхаруа – музыканта, педагога, прекрасного организатора учебного процесса. Войдя в курс дела, Аида Григорьевна, однажды, собрав коллектив педагогов, попросила высказаться о нуждах училища в целях улучшения преподавания.
Все высказались за нехватку учебных классов и своего бльшого концертного зала. Хорошо, сказала Аида Григорьевна, подумаем над этой проблемой. И придумала…
Её супруг Константин Чолокуа возглавлял тогда небольшую строительную организацию. Его и попросила Аида Григорьевна пристроить к старому зданию концертный зал.
Константин, в свою очередь, обратился к Зауру Сократовичу Аршба – директору Абхазархпроекта – Сухумского филиала института Грузгипрогорстрой. Команда архитекторов, осмотрев местность, измерив все уголки училища, в короткий срок выполнила проект пристройки зала. Правительство (министерство культуры) выделило финансы и в течении нескольких месяцев был построен прекрасный зал.
С Костей Чолокуа мы были хорошо знакомы. Однажды, при встрече за чашкой кофе у Акопа на набережной, Константин спросил, не знаешь ли ты хорошего электрика. В новом концертном зале музучилища, да и в самом училище нужен постоянный электрик. Знаю, сказал я. Это я - электрик. Моя техникумовская и институтская специальность – электрика. Так что ты молчал, поехали к Аиде, представлю тебя…
В кабинете у директора Аиды Григорьевны Ашхаруа, в присутствии Константина, мы обговорили условия и задачи электрика. Меня эта работа (по совместительству) привлекла, прежде всего, сложностью и оъёмом работ и возможностью самостоятельности. Так я стал работать в Сухумском музыкальном училище. Прежде всего обозначил для себя фронт работ:
1. Электрифицировать концертный зал.
2. Закупить и повесить люстры.
3. Подключить фонари на лестнице.
4. Перепроверить всю старую электопроводку и фурнитуру.
5. Наладить связь между директорской и классами (коммутатор).
С пожилым завхозом мы быстро нашли общий язык и он показал мне все помещения училища. В подвале мы обнаружили три старинные, под свечи, бронзовые люстры. Мне они понравились, показал Аиде и она одобрила возможность их установки в зале после реставрации, за что я и взялся в первую очередь. Завхоз, по моему поручению, закупил необходимые детали и я две недели возился с люстрами, что бы переделать их под электролампы.
Хорошо, что строители на потолке предусмотрели выводы проводов и крючья для двух люстр. С помощью завхоза, используя высокую стремянку, что валялась во дворе соседнего здания, я повесил обе люстры, подключив их к сети. Когда люстры включили, в зал прибежали посмотреть и студенты и педагоги. Одновременно повесили шторы на окна и зал стал уютным. На сцену занесли концертный рояль, рядом поставили старинное пианино. Аида Григорьевна села за рояль и попросила педагогов, присутствовавших здесь, послушать его звучание из зала.
Я тоже отошел вглубь зала. Звучание инструмента чуть, чуть резонировало, эхом отдаваясь от стен. Посоветовались и решили задрапировать задник сцены бархатным полотном, имеющимся на складе. Заодно задрапировали и заднюю стенку зала. Теперь резонанса не было. Во всех уголка зала слышимость была почти одинаковой.
Закончив работы в зале, я приступил к освещению лестниц, где стояли столбики с круглыми плафонами фонарей.Разобрав светильники, убедился: все старые провода рассыпались. Пришлось удалить старую проводку, убрать раскрошившиеся патроны и заново всё собрать. В каптёрке под лестницами я соорудил пульт со светодиодами, который подарили мои друзья из СФТИ, с помощью которых осуществлялось автоматическое включение фонарей на обеих сторонах лестниц, когда темнело и автоматическое их отключение ранним утром.
Принимать эту работу пришла сама директор Аида Григорьевна Ашхаруа. После испытаний (успешных), мы заговорили о создании училища и долго, уже в директорском кабинете, куда зашли и еще несколько педагогов, вспоминали все перипетии его истории. Позже, я заинтересовался вплотную историей создания музучилища, разговаривал с музыкантами, педагогами училища, порылся в архиве. История эта такова:
15 июня 1930 года по решению руководителя Советской Абхазии Нестора Лакоба было учреждено учебное заведение –Сухумский музыкальный техникум. Для техникума выбрали одно из живописнейших мест в городе, у самого подножья горы Трапеция в красивейшем особняке, некогда принадлежавшему купцу Нинуа.
Личность Нестора Лакоба, его энергичное желание развивать республику во всех направлениях, в том числе и в культурном, конечно, сыграли решающую роль в появлении этого музыкального учреждения, но было и другое счастливое совпадение. Дело в том, что в 1925 году в Абхазию преподавать музыку в Сухумской Горской школе и в качестве дирижера городского оркестра приехал молодой, 26-летний музыкант Константин Ковач. "В Абхазии Ковач был восхищен самобытным абхазским музыкальным фольклором», - отмечает директор Сухумского государственного музучилища Нинель Бжания. – «Он ездил по селам Абхазии, собирал народные песни, музыкальный фольклор, было издано несколько сборников абхазских народных песен".
Нестор Лакоба довольно близко сдружился с Ковачем, останавливаться на записи фольклора не хотелось, так и родилась идея о создании первого музыкально - образовательного учреждения в Абхазии. В тридцатые годы сюда приехали великолепные музыканты, это были выпускники Петербургской, Московской и Миланской консерваторий, здесь жили три сестры Бубновы - пианистка, скрипачка и художница.
Сестры Бубновы – это одна из тех невидимых ниточек, которые связывают Абхазию с мировой культурой. Они жили на три страны: Россию, Японию и Абхазию, и в каждой оставили важный след после себя. Первой в 1930-е годы в Абхазию приехала старшая сестра Мария. Она была пианисткой и работала педагогом в Сухумском музыкальном училище. Годы спустя к ней приехали Анна, которая была скрипачкой и Варвара – художник. Здесь же находился, тогда еще юный, дирижер Одиссей Димитриади, который в будущем стал дирижером с мировым именем, и потому здесь была очень хорошая "почва", чтобы создать в Сухуме музучилище.
Вся учебная программа была разработана Ковачем лично, установлен четырехлетний курс обучения. В училище было создано четыре отделения: "фортепиано", "струнные отделения", "вокал" и "хореография". Первым директором стал Константин Ковач, а завучем Одиссей Димитриади.
Уже в первые годы становления, на базе училища, были созданы важные музыкальные коллективы, например, этнографический хор под управлением Платона Панцулая. Важнейшим событием стало появление в 1933 году симфонического оркестра под руководством Одиссея Димитриади. Только за первый год своего существования этот оркестр дал около 90 концертов.
Мрачным временем для истории училища стал 1937 год. В год массовых репрессий Ковач так же, как и многие другие представители интеллигенции, был объявлен "врагом народа". Ему чудом удалось избежать ареста и покинуть Абхазию, уехал и Одиссей Димитриади, многие ученики и педагоги покинули музыкальный техникум. Тем не менее учебный процесс продолжался.
В годы Великой Отечественной войны многие преподаватели и некоторые учащиеся этого учебного заведения ушли на фронт, училище переживало тяжелейший период, но и в это время не прекращало работу. Известно, что за годы войны преподаватели и воспитанники училища дали около 600 концертов в госпиталях и учреждениях, работавших для фронта.
После затянувшегося периода испытаний и трудностей новым этапом расцвета стали пятидесятые годы, когда это музыкально-образовательное учреждение возглавил Шалва Александрович Горгадзе. При нем училище становится не только образовательным учреждением, это был культурный центр столицы, а может, и всей республики. Здесь проводились концерты, творческие вечера, музыкальные лекции.
По инициативе Горгадзе были открыты музыкальные школы в других городах Абхазии, при нем же был возрожден симфонический оркестр. Горгадзе способствовал становлению в качестве дирижера Льва Джергения, который впоследствии и стал первым профессиональным оперно-симфоническим дирижером-абхазом.
В училище с большим уважением вспоминают личность Шалвы Горгадзе, который всегда особо опекал детей из абхазских семей, старался их подтягивать, помогать в учебе и в личных трудных обстоятельствах. Горгадзе создал уникальный педагогический коллектив, именно при нем из стен училища вышли выдающиеся представители абхазской музыкальной культуры: первые профессиональные абхазские композиторы - Ражден Гумба, Баграт Багателия, Василий Царгуш, Леонид Чепелянский, Константин Ченгелия; первые оперные певцы – Людмила Логуа, Борис Амичба, Ардашил Авидзба, Жозефина Бумбуриди; первые музыковеды – Мери Хашба, Светлана Кецба, Аида Ашхаруа.
Другой яркий период в истории музучилища – настоящего альма-матер абхазских музыкантов – связан с именем композитора Алексея Чичба, который возглавил учебное заведение в середине шестидесятых. Выходец из абхазской крестьянской семьи, он считал главной своей целью приобщение абхазских детей к музыке и культуре, в училище потоком хлынули дети из всех деревень Абхазии, резко увеличилось количество учащихся в этом заведении.
При Чичба выпускниками стали такие известные деятели музыкальной культуры Абхазии, как композиторы: Петр Петров, Тото Аджапуа, Валерий Чкадуа, дирижеры: Анатолий Хагба, Вячеслав Айба, Иван Шамба, Нора Аджинджал, певцы: Закан Халваш, Томас Кокоскир, Юрий Нармания, Вилли Чакмач-ипа, Эдуард Нанба, пианистки: Алла Отырба и Марина Шамба.
При нем была создана оперная студия из 25 музыкантов, он так же выступил инициатором создания Союза композиторов Абхазии. Среди ярких выпускников училища 70х - 80х годов можно также отдельно выделить дирижера и композитора Нодара Чанба, а также певицу Манану Шамба, а в конце 80х из стен этого училища в большую музыкальную жизнь ушли ныне солистка одного из ведущих театров Москвы "Геликон-опера" - Алиса Гицба и звезда мировой оперы - Хибла Герзмава.
После Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов возрождение учебного процесса в училище в сложнейших условиях связано прежде всего с именем Ивана Шамба и его коллег, педагогического состава училища, которые по крупицам воссоздавали здесь образовательный и культурный очаг.
Сегодня, как и все последние годы, Сухумское государственное музыкальное училище возглавляет заслуженная артистка Абхазии Нинель Бжания. Коллектив преподавателей, с которым она работает вот уже много лет и в котором она уверена, что именно их любовь и бескорыстное служение абхазской музыкальной культуре, позволяет до сих пор растить в стенах училища таких ярких звездочек последних лет, как совсем юные, но уже заявившие о себе Барас Куджба, Мария-Эмилия Терзян-Хагба, Кая Хупория.
Вот такая история Сухумского музыкального училища получилась у меня в результате поиска данных. Хочу добавить имена педагогов, работавших в училище в разные годы: это прекрасный виолончелист и педагог Митичян Орут Петрович, скрипач и педагог Пелёнкин Николай Петрович, пианист и педагог Яврян Карлен Мартынович и многие другие, внесшие свой неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры в Абхазии.
Но вернемся к концертному залу училища… Первый отчетный концерт дала на сцене зала со своими учениками Светлана Хочолава. Девушки с большим удовольствием играли на концертном рояле произведения классиков, а в зале не было свободных мест. Затем были концерты других педагогов с учениками. Зал заработал.
Я же продолжал свою работу электрика. В небольшом домике, рядом со зданием училища, две комнаты занимала библиотека, а две другие - семья уборщицы тёти Фени. С её сыном Николаем Бединым мы дружим до сих пор. Вся электропроводка в старом домике была на грани, провода (изоляция на них) осыпались, того и гляди могло произойти кз (короткое замыкание) и пожар.
С разрешения дирекции я поменял всю проводку, подключил новые лампионы, розетки, выключатели. Мне помогали Николай Бедин и завхоз. За две недели справились…Но наступил 1974 год. Директором назначили С.П. Кецба. Свою деятельность она начала с сокращения штатов, посчитав, что электрик в музучилище не нужен. Я с сожалением покинул училище, ставшим родным за эти полтора года. А спустя два года, побывав в училище, увидел не работавшие светильники на лестницах и перегоревшие лампочки в люстрах зала….
Бывший электрик Сухумского муз. училища в 1973-74 г.
Владимир Левинтас.
Свидетельство о публикации №223042501521