25 апреля. Двадцать дней без войны
Основой сценария фильма стала одноимённая повесть Константина Симонова, которая была опубликована в 1973 году и впоследствии была включена писателем в состав романа "Так называемая личная жизнь", имевшего подзаголовок "Из записок Лопатина".
Константин Симонов сам инициировал экранизацию своей повести, сам написал сценарий будущего фильма и сам же определил режиссёра, который будет осуществлять экранизацию его повести. Следует отметить, что за 30 с лишним лет у Симонова накопился огромный опыт взаимодействия с режиссёрами, которые снимали фильмы по его произведениям, и он мог бы поручить съемки картины "Двадцать дней без войны" многим режиссёрам. Например, Александу Столперу, который снял к тому времени 6 фильмов по сценариям Симонова, в том числе "Живые и мёртвые". Но Симонов выбрал Алексея Германа. И многим это показалось странным.
Дело в том, что 36-летний Алексей Герман к тому времени был малоизвестным режиссёром. Первый фильм - "Седьмой спутник" (1967) - Герман снял в содружестве с более опытным Григорием Ароновым и потому рассматривался многими в качестве "второго номера" в этом творческом тандеме. А второй фильм Алексея Германа - "Проверка на дорогах" ("Операция "С Новым Годом"), снятый в 1971 году, был вообще положен на полку. И тем не менее Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий сделал выбор именно в пользу малоизвестного новичка в кинорежиссуре.
Объяснение такому выбору было довольно простым: Симонов, как говорил Герман, был "против фальшака войны на экране". И фильм "Проверка на дорогах", с которым прославленный писатель, видимо, сумел познакомиться, позволил ему найти в Германе своего единомышленника. Стремясь к достижению максимальной достоверности, Алексей Герман выбрал на роль главного героя картины Юрия Никулина. Константин Симонов одобрил этот выбор, несмотря на то, что большинство членов худсовета были против Никулина в роли Лопатина.
Через три с лишним месяца после начала съемок худсовет киностудии "Ленфильм", ознакомившись с отснятым к том времени материалом, понял, что у Германа получается далеко не тот лакирующий войну фильм, который ему, худсовету, хотелось бы видеть. Начались попытки сорвать съемки, и главным предлогом прекращения съемок было объявлено несоответствие внешнего облика Юрия Никулина образу главного героя. Дескать, "не может комик с лицом алкаша играть военного корреспондента Красной Армии". Потребовалось вмешательство Константина Симонова, чтобы отстоять Юрия Никулина в главной роли, а вместе с тем и картину в целом.
Не сумев сорвать съемки фильма, кинематографическое начальство отыгралось по-своему. На родине фильм не был включён в программы каких-бы то ни было фестивалей, не был удостоен каких-либо наград, да и тираж картины, судя по отсутствию данных о количестве проданных билетов, был более чем скромным.
Но у критиков фильм Алексея Германа "Двадцать дней без войны" и тогда, и потом получил довольно высокую оценку. Так, известный советский кинокритик Татьяна Хлоплянкина в своей рецензии 1977 года отметила: "Своим прекрасным, лиричным и взволнованным фильмом К. Симонов и А. Герман напомнили нам, что на войне не только стреляли и не только убивали,— война еще была огромным всенародным потрясением. И какие же потребовались силы, какое мужество, чтобы вынести те чудовищные перегрузки — физические, психические, нравственные,— которые принесла с собой война. Об этом мы должны помнить, чтобы знать огромную цену Победы. Об этом нам обязан напоминать экран." (1)
А спустя 30 лет один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, оценивший фильм 9,5 баллами по 10-балльной шкале, в своем отзыве написал: "этот фильм Алексея Германа - один из точнейших и удивительнейших художественных документов военного времени. Уникальность творческого метода Германа, который принципиально работает лишь в стилистике чёрно-белого кинематографа, в том и заключается, что он будто без особых усилий переходит от максимальной конкретности, детальности, дотошности в воспроизведении быта и реальности минувшего - к обобщениям высшего порядка, постижению скрытой сути ушедшей эпохи: она увидена как бы с временнОй дистанции, уже в развитии, подчас в трагической перспективе. Обнаруженный больной нерв (а ещё точнее - нарыв) времени саднит и не даёт покоя спустя десятилетия." (2)
Современный кинозритель по всему миру также весьма высоко оценил фильм Алексея Германа "Двадцать дней без войны". 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 22% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом сказанного рейтинг фильма Алексея Германа "Двадцать дней без войны" (см. Предисловие) составил 7,995, благодаря чему он занял 712-е место в Золотой Тысяче.
___________________________________________
(1)-https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1638/annot/
(2)-https://kinanet.livejournal.com/977243.html
Свидетельство о публикации №223042501625