Рассказ о человеке, потерявшем своё лицо

РАССКАЗ О ЧЕЛОВЕКЕ, ПОТЕРЯВШЕМ СВОЁ ЛИЦО

Сергей пил много. Пожалуй, больше всех в бригаде. Причиной тому были не постоянные обстрелы и происходившие в далекой России перемены, а затаенная внутренняя боль и обида.  Признаками этого были не только то, что почти ни один вечер не обходился у него без бутылки водки, которую он опустошал в одиночестве - благо, Кавказ никогда, даже в самые трудные времена, не знал талонов на алкоголь и табак, но и в язвительной ироничности отзывов о начальстве, периодическом акапелльном пародировании шлягеров Полада Бюль-Бюль- Оглы, и в натянутой, как маска, улыбке на лице при разговорах с более молодыми членами команды. За пьянство в командировке, да ещё в горячей точке, грозили штрафные санкции от начальства. Кое-кто был уже отправлен за этот порок в Питер и впоследствии уволен, хотя руководитель проекта и старался обелить своих ребят при докладах главному: «В Газахе грех не выпить», однако внутренний позыв оказывался сильнее даже страха увольнения. И тем не менее всякий, даже глубоко падший человек, всегда ищет оправдание своей слабости. Однажды, сидя во время перекура на старом ящике от сока, Сергей поведал мне историю, как он «потерял своё лицо». История эта не нова, но возможно для кого-то она неизвестна и окажется поручительной:
«Знаешь ли ты, Коля, городскую Доску Почета, что находится на Староневском проспекте, неподалеку от Суворовского? Когда-то её украшала моя фотография. Я был одним из самых молодых и перспективных сотрудников своего подразделения. Подпись под фотографией гласила: «Ведущий инженер ЦНИИ «Гранит». Некоторое время моя фотография висела на доске, а потом её сняли и заменили на фото другого человека - в Ленинграде было много достойных людей и прекрасных специалистов. Фотографию передали мне, и она хранилась у меня дома. Иногда я доставал её, смотрел на своё лицо и вспоминал время, когда моё лицо видели все горожане, проходившие по Староневскому. Потом моя жизнь пошла под уклон - я сменил работу и начал выпивать, тоскуя по прежней своей славе и думая о невозвратимости счастья. Это привело к разводу, и выезжая из квартиры, которую я оставил жене, я засунул куда-то свою фотографию. Я потом долго искал её, но так и не смог её найти. Возможно, она осталась у моей бывшей жены. Так я потерял своё лицо», - горько усмехнувшись, завершил свой рассказ Сергей.
Он встал и пошёл в цех. Звуки отдалённой канонады не заглушали его доносившегося пения: «А ты вчера сказала, что позвонишь  сегодня…»
С тех пор прошло более тридцати лет. Человек, рассказавший мне историю о том, как он потерял свое лицо, иногда вспоминается мне. Когда я слышу песни Полада-Бюль-Бюль- Оглы на стихи Онегина Гаджикасимовв, передо мной ясно встаёт лицо - лицо моего боевого товарища, честно и до конца исполнившего свой долг перед страной, уже потерявшей тогда своё лицо и название - Союзом Советских Социалистических Республик. Лицо бывшего ведущего инженера ЦНИИ «Гранит» Сергея Несговорова.

НИКОЛАЙ ЕРЁМИН

25.04.2023


Рецензии