Флорентийский секретарь 5

5


     П л ы в ё м   в   л о д к е   б е з   в ё с е л
 

В комнате Николо Макиавелли (флорентийский секретарь) и его приятель Франческо Веттори. Вбегает растрепанный слуга Макиавелли Людовико.

Н и к о л о. Людовико, что с тобой? Тебя били?
Л ю д о в и к о. Хуже!.. Я удивляюсь на вас, синьоры. Вот вы тут сидите, а  до того, что происходит на главной площади, вам  дела нет. Вдобавок меня там еще чуть не убили, когда я начал спорить. Насилу ноги унёс.
Н и к о л о (строго). Если ты опять что-нибудь украл, я тебе еще добавлю.
Л ю д о в и к о. Сегодня я ничего не крал, хозяин. Но там опять казнь. Клянусь душой моей матери, казнь! Я сам видел.
Н и к о л о. Экая невидаль! Во Флоренции казнят почти каждый день. Пора и привыкнуть. (Заглядывает в корзину.) Здесь у тебя провизии на целую неделю, а денег у тебя было мало. Выходит, я был прав. Ты – вор! Беру палку.
Л ю д о в и к о. Временно позаимствовал. Платить некому. Продавцов нет. Базар пустой. Все убежали на площадь смотреть  казнь.
Н и к о л о. И кто же сегодня привлек всеобщее внимание?
Л ю д о в и к о. Синьор Савонарола.**
Н и к о л о. Я спрашиваю, кого казнят, дурак?
Л ю д о в и к о. Я и говорю: синьора Савонаролу, нашего святого праведника.
В е т т о р и. Не может быть! Ты ничего не путаешь, старик?
Н и к о л о. Так быстро? А говорили, что Папа Александр любит брата Савонаролу. Значит, врали. Был нужен – поддерживали, а когда стал помехой, наверное, тоже будут поддерживать, когда поведут на костер… Политики! Сначала наломают дров, а потом сами же на них и горят.
     В е т т о р и. Нужно бежать на площадь. Мы еще сможем спасти проповедника!
Н и к о л о. Не сможем, поздно.
В е т т о р и. Ты не пойдешь?
Н и к о л о. Зачем? Казнь – не театр.
     В е т т о р и. А я пойду. Лучше попадать публике на глаза, чем на язык.
Л ю д о в и к о. Синьор Франческо, вы вернетесь обедать?
В е т т о р и. А как же! (Уходит.)
Л ю д о в и к о. И то верно. Лучше вовремя пообедать, чем не вовремя помереть.
Н и к о л о. Людовико, ты  что-нибудь понимаешь во всём этом?
Л ю д о в и к о. А чего тут понимать? Плывем в лодке без весел, впереди – водопад. Прыгнуть в воду – утонуть, а не прыгнуть – утонуть с треском. Одним словом, если ничего не можешь сделать, займись чем-нибудь другим.  (Уходит.)
Н и к о л о. Лодка без весел... Плывем к своему концу… Как это верно. Неужели мы никогда не сможем причалить к спасительному берегу? Для чего тогда человеку радость, надежды, мечты? Или это только слова?.. Наши мечты! Они так же призрачны, как наши надежды!

      У нас всегда беда с мечтами!
      Экстаз любви, страстей накал –
      Но вдруг споткнулся ты о камень,
      Ушиб затылок и пропал.

      Тебе фортуна улыбнулась,
      На всех ты смотришь сверху вниз,
      Но колесо ее качнулось,
      И ты вдруг в воздухе повис.

      Ты стал богат – и в банк монеты!
      Лежат в холодной полутьме.
      Но гнев властителя – и где ты?
      Все на свободе, ты – в тюрьме.

               Все при рожденье равноправны,
  И все живут своей мечтой,
  Но ключик повернулся плавно – 
  Дурак в фаворе, ты – ничто!

…………………………………………………….

*Известный политик того времени, радикал левых взглядов.

П р о д о л ж е н и е  з а в т р а





         


Рецензии