3. 6 Изменение внутреннего состояния ангелов

                Что такое состояние?

СОСТОЯНИЕ – физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение, возможность делать что-нибудь.

                Что такое изменение состояния?

ПРОЦЕСС – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

                Какие состояния может испытывать человек?

Состояния:  влечение, внимание, возбуждение,   желание, интерес, любовь, меланхолия,  намерение, напряжённость, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность,  страсть, стресс, стыд, усталость и другие.

                Как же изменяется внутреннее состояние ангелов?

«154. Под изменениями состояния ангелов разумеются изменения в них относительно любви и веры, а затем мудрости и разумения, следовательно, относительно состояния их жизни и того, что относиться к ней….

155. Ангелы не находятся постоянно в одном и том же состоянии относительно любви и, следовательно, в одном и том же состоянии относительно мудрости, ибо всякая мудрость их происходит от любви и согласна с ней. Иногда они находятся в состоянии  горячей любви, а иногда в состоянии любви не столь сильной, оно убывает постепенно, от высшей степени – до низшей. Когда ангелы в самом высшем настроении любви, тогда они находятся в свете и тепле своей жизни или в состоянии ясности и удовольствия; когда же они находятся в наименьшей степени любви, тогда они в тени и в холоде или в состоянии тьмы и неудовольствия; от последнего состояния они опять возвращаются к первому и т.д. Эти изменения, хотя и следуют одно за другим, но с разнообразием; они чередуются, как перемены света и тьмы, тепла и холода, или, как ежедневно в мире – утро, полдень, вечер и ночь, с постоянным разнообразием в продолжение года. Эти времена соответствуют: утро – ясному состоянию любви ангельской; полдень – ясному состоянию мудрости их; вечер – тёмному состоянию их мудрости; а ночь – состоянию без любви и мудрости; однако нужно заметить, что у небесных жителей нет таких состояний, которые бы соответствовали ночи, но только некоторые состояния, соответствующие заре, предшествующей утру;  соответствие ночи принадлежит живущим в аду. Вследствие этого соответствия день и год в Слове Божьем означают вообще состояние жизни: тепло и свет – любовь и мудрость; утро – первую и высшую степень любви; полдень – мудрость в своём свете; вечер – мудрость в тени; заря – сумерки, предшествующие утру; а ночь – совершенное отсутствие любви и мудрости».

                С чем это связано?  С ослаблением и увеличением излучения (импульса), исходящего от Небесного солнца?

«156. Вместе с состоянием внутренних начал, принадлежащих любви и мудрости ангельской, меняются и состояния различных предметов, находящихся вне их и представляющихся их зрению, потому что предметы, находящиеся вне их, принимают видимость, смотря по внутреннему состоянию самих ангелов…»

                Как это понять? Так человеку, находящемуся в радостном состоянии, всё окружающее видится приветливым и добрым, а человеку в грустном или злом состоянии всё окружающее видится ужасным и злым. Права ли я? 

«157. Каждый ангел подвергается тем же переменам состояний, как и каждое общество вообще; но в каждом обществе каждый ангел – другим, потому что все ангелы различны между собой по любви и мудрости: так живущие в середине находятся в более совершенном состоянии, чем те, которые занимают окружность до самых пределов её … Определять эти различия в переходе состояний было бы слишком пространно; достаточно сказать, что состояния каждого меняются по качеству его любви и веры; вследствие чего иной находится в своём светлом состоянии, когда другой в тёмном и нерадостном; и это  в том же обществе, и в то же самое время. Такие различия состояний встречаются и между одним обществом и другим, и между обществами небесного царства и обществами духовного царства. Вообще, изменения во внутреннем состоянии ангелов подобны разности времён дня в различных климатах земли, где в одном месте – утро, когда в другом – вечер, или у одних тепло, когда у других холод, и наоборот.

                В чём причина этого?

«158. … этому несколько причин: первая та, что радости жизни и небесные удовольствия, которыми они наслаждаются по любви и мудрости, исходящим от Господа, стали бы постепенно ослабевать, если б они постоянно находились в них; что и случается с теми, которые постоянно предаются однообразным удовольствиям и наслаждениям.

Вторая причина та, что ангел, точно так же как и человек, неразлучен от себя … и что в этой соби коренится любовь к самому себе; все живущие в небесах воздерживаются от соби, и насколько они Господом воздерживаются от неё, настолько они предаются любви и мудрости; а насколько не удерживаются, настолько предаются любви к самому себе; а так как всякий любит свою собь и влечётся к ней, то состояния их и подвергаются таким изменениям.

Третья причина та, что ангелы, таким образом, усовершенствуются, потому что это приучает их жить в любви к Господу и воздерживаться от любви к себе; и потому также, что чередование удовольствия с неудовольствием изощряет в них постижение и сознание блага. … не Господь производит в них эти перемены состояния, потому что Господь, как солнце, всегда наитствует теплом и светом, то есть любовью и мудростью, но что сами ангелы тому причиной, потому что они любят свою собь и постоянно ею увлекаются. Они  поясняли это сравнением с нашим солнцем: не оно причиной ежегодных и ежедневных перемен в состоянии тепла и холода, света и тьмы, ибо солнце стоит неподвижно, но причиной тому движение самой земли».

                Возникает усталость от удовольствия? Перенасыщение им. Невозможность воспринять даваемое количество удовольствия своим уровнем сознания?

                Какие состояния ангелов имеются?

159. Мне (Свёденборгу) было показано, каким образом Господь, как солнце, является  ангелам небесного царства в их первом состоянии, во втором и третьем. Сперва увидел я Господа, как солнце, исполненное столь великолепного блеска и сияния, что этого невозможно описать. Мне было сказано, что в этом виде Господь-солнце является ангелам в их первом состоянии. Потом я увидел около солнца большой тёмный пояс, от которого первоначальный блеск и сияние, придававшие ему столько великолепия, стали ослабевать; мне было сказано, что в таком виде солнце является ангелам в их втором состоянии. Затем пояс этот стал ещё темнее, вследствие чего и самый блеск солнечный ещё уменьшился. Это изменение совершилось постепенно, покуда солнце не сделалось совершенно белым, и мне было сказано, что в таком виде солнце является ангелам в их третьем состоянии. Потом я увидел, как это  белое солнце подвинулось влево к небесной луне и слилось с её светом, вследствие чего она необычайно засияла, мне было сказано, что это четвёртое состояние для находящихся в небесном царстве и первое – для находящихся в духовном, что таким-то образом чередуются изменения состояний в обоих царствах; не в целом царстве, однако, а постепенно, в каждом его обществе; и что эти смены не определены, а приходят раньше или позже, без ведома ангелов. Кроме того, они мне показали, что само солнце так не меняется и не двигается с места на место, но что это так кажется вследствие последовательных перемен в состоянии самих ангелов, ибо Господь является каждому из них, смотря по его состоянию: огромного блеска, когда они в наибольшей любви, менее огненным и, наконец, белым, когда любовь их убывает; а что качество их состояния изображается тем тёмным поясом, от которого происходили в солнце кажущиеся изменения».

                Возможно, это связано с состоянием восприятия определённого уровня излучения, идущие от солнца.

«160. Когда Ангелы в низшем состоянии своём, то есть когда они в соби своей, то им становится грустно….

161. В аду также бывают перемены в состояниях…

    Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  77).
 


Рецензии