Предисловие

   Кто такие казаки? Потомки беглых крепостных,
одно из сословий старой России, как обычно
 утверждает академическая наука?
Или же их предки (по крайней мере, часть из них)
испокон веков жили в тех же самых краях — на Дону, на Кубани?..
Казаки — не случайные пришельцы на своей земле.               
Именно такой позиции придерживается
автор слов — историк казачества, писатель и краевед
                Евграф Петрович Савельев.

                КАС-САКИ 1.

 
   В древности, когда мир казался человеку целостным, люди беспрестанно познавали и открывали для себя окружающий мир, несмотря на видимые разнообразия и кажущуюся разобщенность, вопрос объединения или примирения не возникал. Летописцы вносили все события, считавшиеся достойными увековечивания. Войны и перевороты, эпидемии и потопы, цунами и землетрясения, падение метеоритов или другие вселенские катаклизмы – все эти явления считаются равноценными по значимости и интересу для потомков.

   В XVIII- XIX веках наукой было накоплено огромное количество сведений, к началу XX века ставшее необозримым. Образно говоря, история науки была пущена в ирригационные арыки. Животворящая влага оросила большую территорию, но озеро высохло.

   В XIX веке анализ фактов в антропологии, археологии и сравнительном языкознании, разделил отечественную историческую науку на два лагеря, а относительно истории казаков, то она еще мало изучена, а потому казачье население в массе своей о великих делах предков своих знает очень немного. Об истоках происхождения этого народа у потомков не имеется ни малейшего представления, если не считать ни на чем не основанных легенд, дошедших до нас изустных преданий, записанных и необдуманно принятых за достоверные факты некоторыми легковерными историками. Письменных памятников о древностях казачества очень немного, да и те разбросаны по разным, мало изученным, русским и иностранным архивам и библиотекам; доступные же изучению русские летописные сказания говорят о казачестве весьма бессистемно, а в большинстве случаев почти совсем о том замалчивают. Казачьи архивы, в которых, надо полагать, было немало ценного материала по данному вопросу, сгорели или были уничтожены. Касательно того, что казаки «самоорганизовавшееся воинское образование из всяких беглых и недовольных, возникших в Романовскую эпоху» пишут и современные историки, всячески поддерживая эту РОМАНОВСКУЮ и современную ЕВРОПЕЙСКУЮ точку зрения.

   Ещё можно было бы понять историков, которые писали на тему казачества при царях - батюшках Романовых, когда ни какой иной точки зрения, кроме той, которую выработала по данному поводу учреждённая Романовыми Российская Академия Наук, а в ней - немецкое исторические лица: Миллер, Байер и Шлёцер, не могло долго существовать! Я не зря упомянул ДОЛГО СУЩЕСТВОВАТЬ, ибо краткие попытки высказать совершенно иную точку зрения имели действительно русские учёные Татищев и Ломоносов. Но ни одному, ни другому при их жизни так и не дали ничего опубликовать о казаках.

   В Российской Академии Наук на обсуждении диссертации Миллера как раз и случилась перепалка, закончившаяся изгнанием Ломоносова из Академии Наук, с последующем отчислением из Академии. Вот тогда Ломоносов понял, что за Миллером стоит более могущественная фигура, собственно и заказавшая Миллеру написать то, что было нужно - Романовской царской династии.

   Так же можно было бы понять, почему в советское время историки не могли себе позволить ничего, что раскачивалось бы поперёк исторической партийной линии, хотя какое отношение или влияние имела древняя история на коммунистический строй, непонятно. Сейчас - понятно.

   Большевистская верхушка, всё время правившая в СССР, со времён созданной ими Революции 1917 года, во времена «застоя» - активно сопротивлялась любым, порочащим её сведениям, или неудобным для них фактам, даже из прошлого, дабы не создавать себе проблем в будущем.

   Но вот почему правду о казачестве и все, что с ней связанно в русской истории не пишут? А ответ прост, им не нужны проблемы, чтобы не потерять работу, т.е. теплое место ….

   Это лирическое отступление сделано, дабы напомнить Вам, Читатель, о том, КТО, КАК и КОГДА писал российскую историю, с которой история казачества связана непосредственно. В трудах С.М.Соловьва, Н.М.Карамзина и более современных Л.Н.Гумилева и др. казаки предстают на второстепенных истоках становления будущей Руси.

   Роль казаков в Российской истории была столь существенной, что после того, как на южных границах России кочевники были покорены, и опасность нападений прекратилась, казаков стало поддерживать российское правительство, а их военная сила высоко ценилась.

   В истории многие события по политическим и национальным соображениям не получили достаточного освещения и обойдены наукой. Отсутствие сведений или умалчивание их со стороны историков привело к ложной теории происхождения казаков.

   XX век принес новые доказательства кровного родства славян и казаков. Написаны новые труды, они  стали значимы для нынешних казаков. Открылись новые сведения по казачьей истории. Незаслуженно забытых Уральских историков и писателей: А.Б.Карпова, А.И.Левшина, писателя Н.Ф.Савичева, журналиста и ихтиолога Н.А.Бородина из эмигрировавших  А.А.Гордеева, И.Ф.Быкадорова. Появление новых писателей нас очень радует: это С.В.Картагузов, Н.Г.Чесноков, А.Г.Трегубов и А.З.Курлапов. Миру открылась - часть утраченного наследия. И сегодня, перефразируя Александра Блока, мы можем сказать: "КАЗАКИ ЭТО МЫ!


Рецензии
Что - мне так кажется историю казачества разом уменьшили так вдвое.
Казачество было еще при Владимире Крестителе.
В русских былинах сказано: -
«Из того ли из города из Мурома,//Из того ли села да Карачаева//Выезжает оттуль да добрый молодец,//Старый казак да Илья Муромец…»
Из былины слов не выбросишь.
Поэтому казачество еще тогда было. И уже тогда несло воинскую повинность: - охрану рубежей Киевского княжества.
С уважением. Игорь.

Игорь Левдоне   18.04.2025 16:30     Заявить о нарушении
"Из былины слов не выбросишь.
Поэтому казачество еще тогда было."
Былины - это не летописи, а народный эпос. Эпохи в былинах перемешаны между собой, накладываются одна на другую. Если в той или иной былине действует Владимир Красно Солнышко, это вовсе не значит, что действие происходит во второй половине 10-го века. Если Илья Муромец в былине противостоит татарам, как же он мог служить Солнышку, который умер за два с половиной века до татарского нашествия? Кроме того, в былинах масса сказочных сюжетов и мотивов, вплоть до скабрезных: жена спящего Святогора требует, чтобы Илья "сотворил с ней блуд", иначе она разбудит мужа. Илья выполняет требование. Этот сюжет напоминает зачин в Сказках Тысяча и одна ночь, когда подруга спящего джинна требует от двух братьев того же, что и супруга Святогора, и, видя их нерешительность, грозится разбудить джинна.
Откуда в далеком, не славянском и не степном Муроме казаки? Тем более, что первое упоминание о казаках в русских летописях появляется не раньше 14-го века.

Алексей Аксельрод   18.04.2025 22:21   Заявить о нарушении
А верно ли, что г. Муром стоит на черной реке Кара Чай?
Село Карачарово по русски значит: - Черная речка!
А тот ли этот г. Муром?
Второе когда купцы Строгановы собирали поход казацкого атамана Ермака в Сибирь.
Казацким краем оказалось - Приуралье? Почему бы нет коми-пермяк Ермак...?!
Не там копаете? Устная традиция русского народа уходит настолько глубоко в прошлое, что даже князь Владимир Красносолнышко многие века ещё не наблюдался на страницах истории, а "сказ о Кире Великом" уже передавался из уст в уста.

Игорь Левдоне   19.04.2025 11:07   Заявить о нарушении
Добрый день, Игорь! Здравствуйте, Алексей! Прочитал ваши познания о казаках, интересно... Только историки имеют свою доказательную базу и с ними нет возможности поспорить ....
С ув. Михаил

Михаил Илекский   19.04.2025 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.