Вий 1967 г.. Потерянные знания

Церковь и священники: бурсака без сомнения отправляют на сомнительное дело, заботясь о внешнем благочинии; вера измеряется суммой пожертвований. Вдалбливают в головы бурсаков букву, но не смысл веры.

Бурсаки: бесправные, т. к. ещё учатся. Над ними вправе начальствовать любой, кто чуть выше. Но и бурсаки наглеют, если вдруг повстречают кого-нибудь чуть ниже. Хорошо знают Священное Писание, но не помнят его (или наоборот). Сами находят себе пропитание (всё, что плохо лежит).

Три основных мечты бурсака: деньги, еда, женщины. То чего у них нет, или недостаточно для молодых мужчин в период гиперсексуальности.

Пройдёмся по основным персонажам.

Пан. Богобоязненный, но церковь – в запустении, а дочка – злая колдунья.

Панночка. Самый таинственный персонаж. Росла без матери. В ночи явилась Хоме Бруту отвратительной старухой; облик красавицы вернулся в момент смерти. Почему?
Расплата за власть над нечистой силой?

Судя по сплетням, сила панночки невелика, как раз для мелких пакостей соседям. Ещё штришок – нигде не упоминается имя девушки.

Возможно, природа силы не позволяла панночке быть красивой ночью. Либо ведьма сознательно создала мерзкий морок, играя в одной ей ведомые игры. Панночка могла влюбиться в Хому, но что мешало ей просто быть собой?
Почему же панночка просила читать молитвы именно Хому? Месть? Или желание соблазнить?

И возврат на круги своя – окончательная смерть, разрушение себя и своего последнего пристанища. Аллегория грешной души, утратившей Бога.
Почему панночка ушла со своего пути? Чего она не знала? Нет ответа…

Хома Брут. Сирота. Мать и отец неизвестны. Хорош собой. По-своему добр и справедлив, но повода проявить эти качества не было. Хорошая реакция.
В Бога не верит, но в опасности способен на поступок.

Кстати, о язычестве.
В христианского Бога в фильме не верит никто. Ни духовенство (больше милостыня – ближе к раю), ни бурсаки, ни жители хутора.

В первую ночь Хому спасают не иконы и молитвы, а языческий меловой круг.

О жителях хутора отдельно. Языческое всё: одежда (кика у женщин), вышивки, сплетни и разговоры. Ведьма - досадное, но повседневное явление. Приметы (плюнуть ведьме на хвост). В церкви не проводят службы и даже не убирают. В священном месте свободно орудует нечисть. И зло-угрожающе смотрят иконы…
Зачем храм на хуторе язычников?

После первой ночи Хома пытается забыться в горилке. На эту ночь его знаний хватило…

После второй – пляшет. Пытается убежать, но его водит по кругу. От судьбы не уйдёшь. Да и от себя тоже…

Перед третьей ночью Хоме дают свечу (символ мирского знания). Но у бурсака нет знаний предков. Он – Хома непомнящий, оторванный от своих корней.
В него, как и в пустой храм, легко проникает зло.

Перед третьей ночью Хома Брут физически и морально сломлен. Но у него был шанс на жизнь.
Какой?
Не отвечать на зло злом. Простить или хотя бы не осуждать. Это очень трудно, но жизнь того стоит [1].

Тема знаний и памяти полностью раскрывается в концовке.
Бурсаки знают о Хоме, но не хотят помнить. Урок не усвоен. Урок повторится?

Благодарность автору за направление мыслей:

1. Светлана Жукова 4. Тёмная сторона Женственности в Вий Н. В. Гоголя
http://proza.ru/2013/01/31/1071


Рецензии