Сказка о морской царевне и о Иване Соловушке светл

Жили-были старик со старухой у самого Чёрного моря.  Пришёл  старик сюда из дальних краёв добрым молодцем. Был он столяр и плотник, на все руки работник.  Смастерил себе баркас, рыбачить начал.
Построил дом, благо лес был недалече, и женился на рыбачьей дочке – синеглазой красавице. И родила она ему трёх сыновей. Выросли парни, молодцы – один другого краше. С отцом рыбачили, а старшие – Степан да Григорий – и отцовскому ремеслу обучились. Младший Иванушка к морю привязался, из баркаса не вылезал.
Братья в ближнем посёлке плотничали, столярничали, а он с раннего утра с отцом, а то и один, уже в море. Все трое были статные да высокие. Степан с Григорием в отца – смуглые, темноволосые, а Иванушка в матушку – златокудрый, синеглазый и пел, что соловей.
Время быстро пролетело – дети выросли, а молодые-то состарились. Пора бы парням жениться, своими семьями обзаводиться, а дом маловат.
Вблизи работы мало, решили старшие братья пойти в дальние края, на людей посмотреть, себя показать, денег подзаработать, а тогда и о невестах подумать.
- А ты, сынок, что думаешь делать? – спрашивает старик у Ивана.
- А я, батюшка, дома останусь, будем с тобой рыбачить.
На том и порешили.
Только в море теперь Иван чаще один выходил, заплывал далеко, уловы привозил хорошие. Рыбу продавали свежею, часть солили и сушили.
Старики на сына нарадоваться не могли. Чуть светает, а он уже в море. И всё он делал с радостью, с песней. Однажды стал сеть вытаскивать, чувствует – тяжёлая.
- Уж не кита ли я поймал? – подумал Иван, подтянул сеть ближе и обомлел – запуталась в ней царевна морская, красавица такая, что глаз не оторвать. Смотрит он на неё, насмотреться не может.
А она смеётся:
- Ты, Иванушка, часом не онемел или окаменел? Освободи меня скорее и отпусти, не рыба я, а царевна морская.
- Освободить-то я тебя освобожу, а отпускать не хочется.
Она снова смеётся:
- Не уплыву я далеко, рядом побуду, песни твои послушаю, больно уж поёшь хорошо.
Следующий раз не успел он сеть забросить, а царевна уж тут, как тут.
- Здравствуй, Иванушка Соловушка – золотая головушка, не уплывай далече, оставь свою сеть, загоню в неё рыбы, хоть целый косяк, а ты спой мне песню нежную, душевную
Слушает она песни его, наслаждается.
- Спасибо тебе, Иванушка, головушка твоя золотая, а голос – чистое серебро.
Вернулся он домой с богатым уловом.
Так и повелось – он песни ей поёт всякие: грустные, весёлые, печальные, а она – то плачет, то смеётся, то грустит, и рыбку ему в сеть загоняет.
Вернулись братья его, денег подзаработали, строиться стали рядом с домом родителей, невест себе присматривают. Спрашивают у Ивана:
- Ты, братишка, не надумал ещё семьёй обзаводиться? Пора уже, Всю жизнь что ли собираешься только рыбу ловить?
- А что, – отвечает он. – Рыбы в море много, рыбачить мне нравится, нам с родителями на жизнь хватает.
- Так-то оно так, только дом уже разваливается, и баркас чинить не успеваешь. Дом родителям мы, конечно, поправили, а на баркас сам бы подработал, на рыбе много не заработаешь.
Задумался Иван, с царевной поделился своими планами.
- Правы братья, пора мне тоже пойти деньжат подзаработать, хоть баркас починить, совсем он разваливается, скоро затону вместе с ним.
Смеётся царевна:
- Замечательно. В гости к отцу моему во дворец пожалуешь.
- У вас в море и дворец есть?
- Ещё какой, на всей земле такого не увидишь. Неужто ты думал, что у царя – морского владыки – дворца нет? Пожалуешь к нам в гости, сам увидишь.
- Нет уж, лучше я баркас починю.
- Значит, не хочешь погостить у отца моего, ладно, дам я тебе, Иванушка, добрый совет: последуешь ему, будет у тебя в жизни всё хорошо.
- Спасибо, царевна. Скажи-ка, как звать тебя, величать? Сколько встречаемся, а имени твоего не знаю.
- Мареной зовут меня, Иванушка. Так вот, послушай, что я тебе скажу. Иди ты в ближайший порт и наймись моряком на купеческий корабль. Через год, когда вернётесь и станет купец рассчитываться, сколько бы денег он не давал, возьми только три копейки. Придёшь домой, садись с братьями в баркас, плывите до этого моста, и брось эти копейки в море.
- И что будет?
- Увидишь, а теперь прощай, Соловушка – золотая головушка.
Сделал Иван всё, как Морена сказала.
В порту он быстро нашёл купца, который набирал команду на своё судно. Корабль был уже загружен товаром, и через два дня они отплыли на восток.
За год побывали они в нескольких странах, испытал Иван и штормы, и бурю, узнал, что кроме моря, есть на свете океан великий и могучий. Торговали удачно, выгодно, на продажу привезли товары заморские. И, наконец, вернулись к родным берегам.
Стал купец с моряками рассчитываться, а Иван денег не берёт.
- Может, мало я плачу? – спрашивает купец у Ивана. – Сколько же ты хочешь, скажи, я заплачу. Хорошо вы поторговали, я в больших барышах.
- Спасибо, – говорит Иван, – за щедрость твою, но заплати ты мне за работу три копейки.
Удивился купец:
- Всего-то? А почему не одну копейку?
- Два брата у меня, нужно с ними поделиться.
- Ну, что же, дело твоё.
Получил Иван расчёт – три копейки – и отправился домой. Соскучился без родных, и они без него тоже. Расспрашивают, где был, что видел, чему научился.
Иван рассказывает обо всём:
- А дело купеческое неплохое, выгодное, интересное, многое я понял, многому научился, неплохо бы и нам этим заняться.
Засмеялись братья:
- Ишь, чего захотел! Для этого нужно корабль построить или купить, и товары, чтобы его загрузить. Большие деньги нужны. Ты сколько за год заработал?
- Три копейки, – отвечает Иван.
- Маловато, – говорят братья. – Не то, что корабль построить, баркас не починишь. Ты не расстраивайся, мы неплохо заработали, поможем тебе и родителям, а что съездил, это дело хорошее, мир посмотрел и кое-чему научился.
На другой день говорит Иван братьям:
- Соскучился я без родного моря нашего, без рыбалки, давайте порыбачим втроём, как прежде бывало.
- Хорошо – говорят братья. – Готовь баркас, сети, завтра с утречка и сплаваем, погода хорошая, море спокойное.
Утром, чуть заалел восток, отчалили они от берега. Подплыли к тому месту, где Иван с морской царевной встречался. Степан с Григорием стали сеть закидывать, а Иван говорит:
- Эх, не привёз я морю своему любимому подарка из дальних стран, подарю ему всё, что заработал.
Достал он три копейки и бросил их в море.
И – о чудо! – появились перед ними три корабля, полные товаров, и флаги на мачтах российские, всё, как положено, только капитанов и команды не хватает.
Удивились братья:
- Видно, не простые копеечки ты, братец, заработал, видно, быть нам купцами.
Вступили они в купеческую гильдию и в этом же году вышли в море. Через год вернулись с барышами, а Степан с Григорием ещё и с невестами. Старший с севера привёз северянку голубоглазую, а средний болгарку черноокую. Родители не нарадуются.
- Что же ты, Иванушка, один вернулся?
- Рано, – говорит, – мне ещё жениться.
А сам поплыл на баркасе к месту встречи с морской царевной. Благодарит её, песни её любимые поёт, только не приплыла она, и никак не ответила.
Через год затоварились братья и вновь отплыли, а Иван нанял надёжного капитана с командой, а сам остался дома.
Родные удивляются:
- Что так?
- Не хочу от своего моря уплывать, мне и здесь хорошо.
Грустный стал, каждый день рыбачит. Отец рыбу продаёт, живут, как раньше жили в старом доме своём.
Рыбачил Иван, как всегда, далеко в море, и сеть забрасывал в том месте, где заплыла в неё морская царевна, и пел песни свои, но всё напрасно.
Потерял он надежду ещё хоть раз увидеть Морену, перестал сеть ставить, песни пел грустные и печальные, а то и вообще молчал.
Сидит, смотрит на воду и одна мысль, одно желание – нырнуть в глубину, доплыть до её дворца и хоть разочек ещё на неё взглянуть.
Вот однажды сидит он так и вдруг слышит её нежный голос:
- Не думай так, Иванушка Соловушка – золотая головушка. Отогрел ты своей любовью сердечко моё холодное, только не жилец ты в море, а я на земле не могу, и не быть нам вместе. Приплыла я, как ты хотел, чтобы встретиться в последний раз. Полюбила я тебя, Иванушка, и хочу, чтобы был ты счастлив.
Сейчас поняла, что только любовь делает человека счастливым, а не удача и богатство. Не приплывай сюда больше. Сожги свой баркас и забудешь ты навсегда морскую царевну Морену, встретишь свою земную любовь и будешь счастлив.
- Дарю тебе рог морской – она протянула ему раковину. – Если настигнет тебя в море беда – потруби в этот рог, и помощь придёт, ведь отец мой – владыка морей Нептун. Прощай, Соловушка – золотая головушка, теперь уж точно навсегда.
Сжёг Иван баркас и забыл всё. И не только он, но и братья, и родители. Знали только, что были они всегда купцы знаменитые, именитые.
Вскорости женился Иван. Шёл вечером по берегу моря, любил он прогуляться, прибой послушать, морским воздухом подышать, а навстречу ему девушка идёт, такая красивая, что он загляделся на неё.
- Ты кто такая? – спрашивает.
А она в ответ:
- Царевна морская.
Иван засмеялся:
- Кто же тебя так назвал?
- Моряки называют.
- А они её видели?
- Говорят, видели, и я на неё похожа.
- Может быть, и так. А кто ты на самом деле?
- Дочка я рыбацкая, и зовут меня Марьяна.
Женился Иван на рыбацкой дочке и родила она ему трёх сыновей, точно так же, как когда-то матушка его родила отцу.
Дом свой он построил на верхушке скалы, что вдавалась в море. Красивый дом, с башенкой…
Люди удивляются: зачем из камня строить, деревьев что ли мало? Вообще, на скалах только птицы гнёзда вьют. А им с Марьяной нравится. Любит Иван открыть окошко в башенке и прибой слушать.
Подойдёт Марьяна, обнимет его:
- Что ты слышишь, Иванушка?
- Слышу голос нежный, ласковый.
- О чём же он говорит?
- Просит песню спеть.
- Так спой, любимый, я тоже люблю твои песни, Соловушка – золотая ты моя головушка.
Родила Марьянушка ещё девочку на неё похожую, только волосики у неё были золотые, как у Ивана.
Они жили долго и счастливо, потому что очень любили друг друга и своих деточек.


Рецензии