Учитесь работать языком!

Учитесь работать языком!
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно, 1994-2003"

Когда ученик не может ясно выражать свои мысли, а научить его этому – одна из главных моих задач, я часто вспоминаю одну историю и рассказываю ученикам.
Это было давным-давно. По телевизору шла моя любимая передача «Что? Где? Когда?». Знатокам был предложен очень интересный вопрос: чем отличается система Станиславского от системы Брехта? Я поймал себя на мысли, что этого не знаю. А ведь вопрос вроде бы простой, и стыдно этого не знать! Я весь приник к телевизору, но знатоки «плавали». Когда истекла минута, отвечать поручили девушке, которая, как мне казалось, знала не лучше других. Её ответ понять было довольно трудно. Он состоял почти из одних «как бы», «вроде бы», «если так можно выразиться»... Когда ей не хватало слов, в ход шли многочисленные гримасы и ужимки, которые должны были нести дополнительную информацию, как и жесты. Говорила она очень долго. «Ну, наконец-то, – подумал я, когда ответ закончился, – сейчас ведущий скажет верный ответ, и я буду знать!» Каково же было мое разочарование и удивление, когда ответ был признан верным. Без всяких комментариев! Его я узнал гораздо позже.
- А чем же отличаются эти системы, и что они собой представляют? – следует вопрос учеников.
Я отвечаю, как могу, и они смеются. Урок продолжается.


Рецензии
чем отличается система Станиславского от системы Брехта? Надо тоже поискать ответ. Из какой это области культуры -мне понятно,но там явно есть какой-то более глубокий смысл и практическая применимость для тех, кто знает правильный ответ.
А вот почему часто педагоги технических направленностей науки не могут нормально выражать свои мысли? Даже с высшей квалификационной категорией и десятилетним стажем работы? Они разговаривают чуть ли не жестовым языком. Это все идет от того, что технарям надо поменьше говорить и побольше делать руками? Или никто даже не ставит в процессе обучения задачу развить их устную речь и словарный запас? Для меня, как гуманитария, который может говорить час без передышки на хорошо знакомую тему -это большая загадка.

Людмила Бегеева Блощук   13.05.2023 03:26     Заявить о нарушении
Людмила, я несколько преувеличил, что знаю различие этих систем. Я не настолько театрал.
Но где-то слышал такое шутливое объяснение. Не могу судить о его верности.

По системе Станиславского актёр настолько вживётся в роль, настолько прочувствует, что от ненастоящего удара у него появится настоящий синяк. И он почувствует настоящую боль. Как это и следует по роли.

А по системе Брехта, надо просто стукнуть по-настоящему. Синяк тоже получится настоящий и боль тоже будет настоящая. Должно быть, шутка.

Григорий Рейнгольд   13.05.2023 16:03   Заявить о нарушении
На мой взгляд, именно математики и технари выражаются предельно точно, без обиняков.

Григорий Рейнгольд   13.05.2023 16:05   Заявить о нарушении
Насколько я помню, система Станиславского хорошо прижилась в Европе, и какой-то из видов искусства на сцене имеет совсем не такой вид, как у нас. Потому что у нас поняли по-другому. Но это ладно.
Мне какие-то "неправильные" технари в последнее время попадаются. Некоторых я понимаю с большим трудом, они с усилием связывают слова в красивое изречение.

Людмила Бегеева Блощук   13.05.2023 16:29   Заявить о нарушении
У людей бывает косноязычие, независимо от профессии. Знал одного известного учёного-математика, который плохо читал лекции, начинал из середины, не мог объяснить суть. В отличие от просто преподавателей, не внёсших вклада в науку.

Знал ещё одного профессора-математика, которого вообще нельзя было понять, не только ЧТО он говорил, но и О ЧЁМ.
Но это редкость.

Григорий Рейнгольд   13.05.2023 16:33   Заявить о нарушении
Самое забавное, у этих знакомых технарей неплохая письменная речь, если они хотят и стараются. Если не стараются-аналогично. А в устной они с полуслова понимают меня, но их понять...

Людмила Бегеева Блощук   13.05.2023 16:40   Заявить о нарушении