Кин-дза-дза. Тридцать семь! Все по-прежнему!
Режиссер: Г. Данелия, СССР, 1986 г.
Прошло тридцать семь лет с года выхода на экраны СССР фильма «Кин-дза-дза». В наше время его относят к жанру социальной фантастики в стиле дизель-панк, когда в изображении будущего автор использует «эстетику ... «ржавого будущего», в котором космический корабль может управляться рычагами, педалями ... схожими с тракторными» [1]. Во времена развала СССР зрители видели в фильме сатиру и на советское общество, и на мир запада, и на все общество потребления. Не будем повторять эти «откровения» манифестного уровня, а попробуем отметить «нечто» на уровне глубинного содержания.
В фильме показаны три варианта будущей жизни, какой ее увидели два «туриста» из СССР с их советским мышлением, моралью и нормами поведения. Сценарный прием с путешествием героев в другой мир — не новый, а даже архетипический: здесь можно вспомнить Д. Свифта («Путешествие Гулливера»), Н. Носова («Незнайка на Луне») и т.д. Этот прием часто используется для сатиры на власть и общество, в котором живет автор, и описания его фантазий о будущем.
Первый вариант будущего — планета Плюк — некогда высокоразвитая цивилизация, которая регрессировала к «примитивной» жизни. Даже разговорный язык упростился и строится на использовании двух слов: допустимого ругательства «кю» и «ку», означающим все остальное. Жители Плюка придерживаются простых правил: обмани ближнего своего, сделай его своим рабом и получай от этого удовольствие («Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать... удовольствие получать!»). За этим скрывается «нормальный» вариант удовлетворения влечений для общества «пограничного уровня»: жители планеты Плюк не обременены невротическими симптомами, а представляют более «простую» организациию психики [2]. Социальная жизнь на Плюке регулируется несложными ритуалами: например, богатый и нищий различаются цветом штанов, а ношение колокольчика в носу указывает на бесправного пришельца. В общем, жизнь находится в упадке — отсутствие развития и смирение в состоянии застоя.
Другой вариант будущего — планета Хануд, которая в войне с Плюком превратилась безжизненную пустыню. И, наконец, — планета Альфа с «райским существованием», жители которой уничтожают (превращают в растения) жителей галактики Кин-дза-дза за то, что они «снедаемы порочными страстями». Эта планета выполняет функции «карающего» Супер-Эго в пространстве вселенных, а за внешним благополучием жизни в таком будущем скрывается идеология высшей расы и недочеловеков.
Конечно, у зрителей восьмидесятых возникал вопрос — возможно ли, что будущее будет таким, как в фильме? Однако проверить не удалось — страна «развитого социализма» вместе со своим будущим исчезла. Это не обесценивает пророчеств фильма «Кин-дза-дза», поскольку всегда можно увидеть элементы сходства настоящего и фантазийного.
Обратим внимание только на два момента в сюжете этого фильма.
1. Герои этого фильма — прораб дядя Вова из Москвы и грузин из Батуми Гедеван (Скрипач, ныне студент-текстильщик) — пришли из справедливого мира, в правильность и надежность которого они верят. В этом мире люди заботятся друг о друге: «Товарищ! Там человек говорит, что он инопланетянин. Надо что-то делать!». И они тут же начинают «помогать» — восстанавливать привычный «мир справедливости».
Когда вера в дружелюбие мира сильнее страха неизвестного, — человек смело давит на любую кнопку, потому что ничего плохого произойти не может! «Нельзя, надо знать!», — говорит инопланетянин. «Да, можно!», — говорит прораб и жмет на кнопку. И даже если происходит неожиданное, и вы попадаете на другую планету — срабатывает привычная уверенность во всем: «Солнце на западе, значит Ашхабад — там! Пошли!». И никаких раздумий! Дядя Вова — человек правильный. Но, чем строже Супер-Эго, тем тяжелее приспособиться к новым условиям, и прошлый опыт только мешает. Хорошо, когда рядом есть «проводник», — человек, который в чем-то похож на аборигенов.
В фильме, казалось бы, безнадежную ситуацию с возвращением на Землю спас Скрипач. Именно его склонность брать все, что «плохо лежит» — то ложку в пепелаце, то стекляшку («кристалл представления») в планетарии, то что-то похожее на яйцо (гравицаппу, без которой не работает пепелац) — помогла перебраться поближе к Земле. Скрипач со своей клептоманией (хотя свои поступки он объясняет заботой о развитии советской науки) похож на обитателей планеты Плюк с их невытесненными влечениями. Он не обременен муками совести, органично входит в «несправедливое» общество и спокойно удовлетворяет свои «пороки»: например, ловко обманывает шахматиста Би, манипулируя его способностью читать мысли.
2. Режиссер Г. Данелия много десятилетий назад нам это показал, прошедшие годы это подтвердили, и мы в этом окончательно убедились! Итак, почему два обитателя ужасной планеты Плюк (Уэф и Би) отказались перемещаться на прекрасную планету, где живут дядя Вова и Скрипач? Потому, что там «непонятно, сколько и перед кем приседать»? («Когда нет дифференциации штанов, то нет цели…»)
Возможно, что в этом и состоит психология человека «коллективного», желающего четкой структуры власти и подчинения. Такой человек отказывается от выбора и занимает подвластную позицию, потому что она дает определенность, перекладывает ответственность и обеспечивает комфорт.
Можно ли теперь сделать вывод, что мир «свободного человека», мир дяди Вовы и Скрипача некомфортен, а система «раб-господин» более устойчива и привлекательна? И хотя в это не хочется верить, фильм убеждает нас именно в этом. Вспомним, как вернувшись в Москву, оба путешественника приветствовали («Ку!») уборочную машину с «мигалкой» (понятен намек на «правительство, которое живет на другой планете»). Слишком заразителен для любого человека опыт подчинения, тем более, что детская позиция «зависимости» может служить нам всю жизнь.
1. «Кин-Дза-Дза» – советский дизель-панк [Электронный ресурс] // Posrednic. URL: (дата обращения: 26.04.2023).
2. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии – М.: Независимая фирма «Класс», 2014. – 464 с.
ИНАКО 2021. Выпуск 8: Психоанализ литературы и кино — Новосибирск: Манускрипт, 2021, С. 93–97.
Свидетельство о публикации №223042600176