Актёры, ушедшие рано Андрей Миронов Часть 9

                ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

                ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА

          "МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН"
          ***********************
          В сентябре 1984 года выходит картина "Мой друг Иван Лапшин".Кинолента
  А.Ю.Германа отличались новаторской эстетикой.Фильм соединил документальную
  стилистику с художественной выразительностью каждого кадра.Прошлое в нём
  воссоздаётся путём кино наблюдения с пристальным вниманием к мелким деталям
  среды,окружающей героев,к их голосам и шумам жизни.Каждый кадр фильма
  чрезвычайно насыщен информацией.Прошлое демонстрируется зрителям изнутри.
  Эффект репортажа сымитирован искусно.Иллюзия документальной съёмки разрушается
  лишь знанием зрителей о невозможности вести репортаж из прошлого.Режиссёр в
  работе делал в ставку на актёрскую индивидуальность,но при этом требовал от
  исполнителей умения играть социальные типажи и импровизационную лёгкость.
  Реплики в фильме придумываются на ходу,что создавало ощущение спонтанной жизни
  на экране.По оценке критики Андрей Миронов очень органично вошёл в этот фильм.

  Андрей Миронов играет приезжего литератора.Непохожесть его персонажа на
  остальных - предусмотрительный замысел режиссёра:Ханин из другого города,из
  другой социальной среды,но он из той же социальной эпохи и от неё так же
  неделим.Ханин в фильме представляет интеллигентскую прослойку.Без этого
  образа,считает Е.Стигнова,срез общества того периода,в котором личное
  подчинено коллективному и не принято откровенно о душевном переживании был бы
  неполным.За внешней наивностью и балагурством героя по мнению автора рецензии
  скрывается человек - кремень:"Ханин - тоже из железа".Внезапная смерть жены
  ошеломила его,он даже пытался свести счёты с жизнью - не получилось:Ханин не
  умел обращаться с оружием.После этой неудавшейся попытки он ничем больше не
  обнаружил своей боли.И здесь проступает время с его приказом не хныкать,
  держать в узде чувства.

  В эпизоде ранения Ханина критик разглядела образ духовности,которая без
  оружия,бесстрашия вышла на поединок со злом.
  "Но правда идеала в искусстве всегда вырастает из правды жизни.Собственно в
  этом убеждает нас и фильм "Мой друг Иван Лапшин",где сквозь подробно
  реконструируемый быт,сквозь жёсткую его реальность проступают высокие идеалы
  его героев."
               
                Елена Стишова

  СПЕКТАКЛЬ "ПРОЩАЙ,КОНФЕРАНСЬЕ!"
  *********************************
  28 декабря 1984 года состоялась премьера спектакля "Прощай конферансье!" по
  пьесе Г.И.Горина об артистах фронтовой концертной бригады.Помимо режиссуры
  А.Миронов исполнял в спектакле главную роль - конферансье Буркин.Действие
  пьесы охватывают последние мирные дни перед Великой Отечественной войной и её
  начало.Говоря о постановке,Андрей Миронов заметил,что не стремился в ней с
  хроникальной достоверностью изобразить жизнь и быт фронтовых концертных
  бригад.В пьесе его привлекала прежде всего тема - искренний рассказ о жизни
  рядовых артистов эстрады.Вместе с тем он напомнил,что спектакль опирается на
  подлинные исторические факты:во время войны группа артистов из Московского
  театра сатиры выехала на фронт и там трагически погибла.В постановке слились
  воедино светлая грусть и мягкий юмор задушевного лирика и мягкая ирония.
  Её герои обладали удивительным талантом,особенно важный и необходимый в
  трудное время.
  Композитор Ян Френкель спустя время вспоминал:"Казалось бы нехитрая пьеса
  Г.Горина "Прощай конферансье",но присутствовал на репетиции.Я,работав во
  фронтовом театре,знавший,что такое выступления на передовой,с изумлением
  наблюдал,как глубоко и достоверно,с какой болью воссоздаёт Андрей события,но
  что ещё важнее атмосфера военных лет."
  Вскоре после сдачи спектакля "Прощай конферансье!" Андрей Миронов лёг в
  больницу.Ещё находясь там,он начал репетировать новую роль - Джона Кеннеди,а
  после выписки сразу уже вошёл в почти готовый спектакль "Бремя решения".

             "Прощай конферансье"!Мне кажется,в самом названии текста таится
  некая светлая печаль.В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей.
  Приходят другие.Принято считать,что они лучше нас.Наверное так,но,они -
  другие.Поэтому ушедшим мы говорим "прощай".А всё хорошее,доброе,светлое,что
  они оставили нам,хочется сохранить и передать идущим на смену.
               
                Андрей Миронов

  В 1985 году Андрей Миронов выступал в Центральном доме актёра имени
  А.Яблочкиной на презентации книги своих родителей под названием "..в своём
  репортаже".В сентябре Алла Сурикова начинает работу над картиной "Человек с
  бульвара Капуцинов".Несмотря на занятость в театре А.Миронов соглашается на
  главную роль в этом фильме,найдя предложенные материалы "симпатичными".В
  декабре он участвовал в творческом вечере Э.Рязанову."В кругу друзей" в ГКЦЗ
  "Россия".
 
  1986 год:29 мая - премьера радио спектакля "Душа Элеоноры" А.Луначарского
  (А.Миронов - в роли Наполеона Малепарте,постановка - В.Кольбус).С 31 мая по 10
  июня А.Миронов в составе культурной делегации находятся на чемпионате мира по
  футболу в Мексике.В августе - на гастролях с театром в Томске.Осенью актёра
  пригласили в жюри Высшей лиги КВН.

  СПЕКТАКЛЬ "ТЕНИ"
  *****************
  15 июня 1987 года А.Миронов сыграл свою последнюю роль(Клаверова) в здании
  театра сатиры,в спектакле "Тени" по пьесе М.Е.Салтыкова - Щедрина.Также
  спектакль стал последней режиссёрской работой А.Миронова.Пьеса "Тени"
  относится к малоизвестным и относительно ранним произведением писателя.На
  сцене она ставилась крайне редко и впервые была поставлена лишь в 1914 году на
  благотворительном вечере,посвящённом 25 - летию со дня смерти М.Е.Салтыкова -
  Щедрина.Завязкой "Теней" служит история с обогащением на строительных
  подрядах.
  Исследователи творчества писателя полагают,что в пьесе вероятно отображены
  отдельные черты реальных событий и лиц.При жизни М.Е.Салтыкова - Щедрина пьеса
  не печаталась.Обрывочность её финала указывает на то,что пьеса скорей всего не
  была завершена автором,что позволило А.Миронову по своему усмотрению решить
  концовку спектакля.

  Андрей Миронов приступил к репетиции 3 февраля 1986 года.На репетиции "Теней"
  по воспоминаниям А.В.Висловой он почти не реагировал на шутки,прекрасно зная,
  как они отвлекают от дела,оставаясь безучастным слушателем чьих - то смешных
  реплик и анекдотов.Сам шутил,лишь когда было нужно разрядить обстановку и
  делал и делал это непревзойдённое,мгновенно снимая напряженность."Его
  собранность,волевой посыл,умение владеть собой поражали" - отмечала она.

  Для постановки пьесы А.Миронов выбрал путь обстоятельно психологическую
  разработку характера,поэтому долго разбирал эту пьесу вместе с актёрами,
  глубоко проникая в суть каждого персонажа.
  Первое время сложнейшую и глубоко психологическую по сути роль Клаверова
  репетировал другой актёр,поскольку Андрею Миронову,как режиссёру надо было
  видеть этого героя в ансамбле со стороны.Репетировать Клеверова лично Миронов
  начал осенью 1986 года.По оценке присутствовавшей на репетициях А.В.Висловой,
  образ и будущий спектакль сразу ожили,зазвучали по иному,обретя глубину.То,
  что после смерти А.Миронова спектакль сняли с репертуара театра,по мнению
  критика,только доказывает,что в этой роли,как и в остальных,навсегда ушедших
  вместе с ним,его заменить было некем.

  Премьера "Теней" состоялась 18 марта 1987 года.Спектакль в целом был оценён
  положительно.В.Гульченко нашёл,что эта постановка открывает новый этап в
  творческой деятельности А.Миронова.По его словам,Андрей Миронов прочитал пьесу
  Салтыкова - Щедрина не только как историю падения общественных нравов,но и как
  летопись обнищания человеческой души,её необузданность утраты по пустякам:
  "карьера преуспевания захватывания,и заглатывания земных радостей".В итоге
  получился своеобразный репортаж о состоянии современного общества,в котором,
  старое не вымерло,но новое не народилось".Критик оценил,что в постановке
  режиссёру удалось избежать прямого разоблачения персонажей и их шаржирования.
  М.Мурзина обнаружила,что в спектакле А.Миронов в первую очередь,старался
  вскрыть нравственный смысл пьесы,"погоня за поверхностной и хлёсткой
  злободневностью",для него была не так важна.А.В.Вислова заметила,что из всех
  режиссёрских работ Миронова постановка "Теней" самая глубокая,зрелая.

  Углубляясь в мир щедрой сатиры А.Миронов с её помощью беспощадно анализирует
  современную эпоху и человечество.В пьесе его интересовало,как личность, 
  осваиваясь в "подлом" времени,опускается и превращается в тень.Критики
  отметили,что исполняя роль Клаверова,актёр определённо отказался от его явного
  обличения,максимально очеловечивая этот образ.
  Муки Клаверова в мироновской трактовке - это муки человека,подлость свою
  понимающего,но признающего её неизбежность.Поэтому артист был задумчив и
  печален.Он презирал в нём его вину и сочувствует его беде - написал
                В.Гульченко.

  М.Мурзина в рецензии обратила внимание на то,что спектакль начинается и
  заканчивается монологом Клаверова о" тяжелом времени",но звучит он в начале и
  в финале по - разному.В начале - как размышлял,на лишённое,искренности,как
  попытка поделиться сокровенным,а в конце как ничего не значащее пустословие,
  завершающееся "опереточным триумфом оратора",которого уносят на руках
  восхищённые слушатели.
  По словам А.В.Висловой,время в котором жил Андрей Миронов,не смогло изменить
  его личность,но актёр чувствовал личную ответственность за происходящее вокруг
  него,поэтому со зрителем не только от лица положительного героя,но и от имени
  заложника своего времени и в каком - то смысле его жертвы,что и предопределило
  взгляд Андрея Миронова на пьесу Салтыкова - Щедрина.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                26.04.2023

         


Рецензии