Актёры, ушедшие рано Андрей Миронов Часть 9
ЧЕЛОВЕК - ХОЗЯИН СВОЕГО РАЗУМА
"МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН"
***********************
В сентябре 1984 года выходит картина "Мой друг Иван Лапшин".Кинолента
А.Ю.Германа отличались новаторской эстетикой.Фильм соединил документальную
стилистику с художественной выразительностью каждого кадра.Прошлое в нём
воссоздаётся путём кино наблюдения с пристальным вниманием к мелким деталям
среды,окружающей героев,к их голосам и шумам жизни.Каждый кадр фильма
чрезвычайно насыщен информацией.Прошлое демонстрируется зрителям изнутри.
Эффект репортажа сымитирован искусно.Иллюзия документальной съёмки разрушается
лишь знанием зрителей о невозможности вести репортаж из прошлого.Режиссёр в
работе делал в ставку на актёрскую индивидуальность,но при этом требовал от
исполнителей умения играть социальные типажи и импровизационную лёгкость.
Реплики в фильме придумываются на ходу,что создавало ощущение спонтанной жизни
на экране.По оценке критики Андрей Миронов очень органично вошёл в этот фильм.
Андрей Миронов играет приезжего литератора.Непохожесть его персонажа на
остальных - предусмотрительный замысел режиссёра:Ханин из другого города,из
другой социальной среды,но он из той же социальной эпохи и от неё так же
неделим.Ханин в фильме представляет интеллигентскую прослойку.Без этого
образа,считает Е.Стигнова,срез общества того периода,в котором личное
подчинено коллективному и не принято откровенно о душевном переживании был бы
неполным.За внешней наивностью и балагурством героя по мнению автора рецензии
скрывается человек - кремень:"Ханин - тоже из железа".Внезапная смерть жены
ошеломила его,он даже пытался свести счёты с жизнью - не получилось:Ханин не
умел обращаться с оружием.После этой неудавшейся попытки он ничем больше не
обнаружил своей боли.И здесь проступает время с его приказом не хныкать,
держать в узде чувства.
В эпизоде ранения Ханина критик разглядела образ духовности,которая без
оружия,бесстрашия вышла на поединок со злом.
"Но правда идеала в искусстве всегда вырастает из правды жизни.Собственно в
этом убеждает нас и фильм "Мой друг Иван Лапшин",где сквозь подробно
реконструируемый быт,сквозь жёсткую его реальность проступают высокие идеалы
его героев."
Елена Стишова
СПЕКТАКЛЬ "ПРОЩАЙ,КОНФЕРАНСЬЕ!"
*********************************
28 декабря 1984 года состоялась премьера спектакля "Прощай конферансье!" по
пьесе Г.И.Горина об артистах фронтовой концертной бригады.Помимо режиссуры
А.Миронов исполнял в спектакле главную роль - конферансье Буркин.Действие
пьесы охватывают последние мирные дни перед Великой Отечественной войной и её
начало.Говоря о постановке,Андрей Миронов заметил,что не стремился в ней с
хроникальной достоверностью изобразить жизнь и быт фронтовых концертных
бригад.В пьесе его привлекала прежде всего тема - искренний рассказ о жизни
рядовых артистов эстрады.Вместе с тем он напомнил,что спектакль опирается на
подлинные исторические факты:во время войны группа артистов из Московского
театра сатиры выехала на фронт и там трагически погибла.В постановке слились
воедино светлая грусть и мягкий юмор задушевного лирика и мягкая ирония.
Её герои обладали удивительным талантом,особенно важный и необходимый в
трудное время.
Композитор Ян Френкель спустя время вспоминал:"Казалось бы нехитрая пьеса
Г.Горина "Прощай конферансье",но присутствовал на репетиции.Я,работав во
фронтовом театре,знавший,что такое выступления на передовой,с изумлением
наблюдал,как глубоко и достоверно,с какой болью воссоздаёт Андрей события,но
что ещё важнее атмосфера военных лет."
Вскоре после сдачи спектакля "Прощай конферансье!" Андрей Миронов лёг в
больницу.Ещё находясь там,он начал репетировать новую роль - Джона Кеннеди,а
после выписки сразу уже вошёл в почти готовый спектакль "Бремя решения".
"Прощай конферансье"!Мне кажется,в самом названии текста таится
некая светлая печаль.В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей.
Приходят другие.Принято считать,что они лучше нас.Наверное так,но,они -
другие.Поэтому ушедшим мы говорим "прощай".А всё хорошее,доброе,светлое,что
они оставили нам,хочется сохранить и передать идущим на смену.
Андрей Миронов
В 1985 году Андрей Миронов выступал в Центральном доме актёра имени
А.Яблочкиной на презентации книги своих родителей под названием "..в своём
репортаже".В сентябре Алла Сурикова начинает работу над картиной "Человек с
бульвара Капуцинов".Несмотря на занятость в театре А.Миронов соглашается на
главную роль в этом фильме,найдя предложенные материалы "симпатичными".В
декабре он участвовал в творческом вечере Э.Рязанову."В кругу друзей" в ГКЦЗ
"Россия".
1986 год:29 мая - премьера радио спектакля "Душа Элеоноры" А.Луначарского
(А.Миронов - в роли Наполеона Малепарте,постановка - В.Кольбус).С 31 мая по 10
июня А.Миронов в составе культурной делегации находятся на чемпионате мира по
футболу в Мексике.В августе - на гастролях с театром в Томске.Осенью актёра
пригласили в жюри Высшей лиги КВН.
СПЕКТАКЛЬ "ТЕНИ"
*****************
15 июня 1987 года А.Миронов сыграл свою последнюю роль(Клаверова) в здании
театра сатиры,в спектакле "Тени" по пьесе М.Е.Салтыкова - Щедрина.Также
спектакль стал последней режиссёрской работой А.Миронова.Пьеса "Тени"
относится к малоизвестным и относительно ранним произведением писателя.На
сцене она ставилась крайне редко и впервые была поставлена лишь в 1914 году на
благотворительном вечере,посвящённом 25 - летию со дня смерти М.Е.Салтыкова -
Щедрина.Завязкой "Теней" служит история с обогащением на строительных
подрядах.
Исследователи творчества писателя полагают,что в пьесе вероятно отображены
отдельные черты реальных событий и лиц.При жизни М.Е.Салтыкова - Щедрина пьеса
не печаталась.Обрывочность её финала указывает на то,что пьеса скорей всего не
была завершена автором,что позволило А.Миронову по своему усмотрению решить
концовку спектакля.
Андрей Миронов приступил к репетиции 3 февраля 1986 года.На репетиции "Теней"
по воспоминаниям А.В.Висловой он почти не реагировал на шутки,прекрасно зная,
как они отвлекают от дела,оставаясь безучастным слушателем чьих - то смешных
реплик и анекдотов.Сам шутил,лишь когда было нужно разрядить обстановку и
делал и делал это непревзойдённое,мгновенно снимая напряженность."Его
собранность,волевой посыл,умение владеть собой поражали" - отмечала она.
Для постановки пьесы А.Миронов выбрал путь обстоятельно психологическую
разработку характера,поэтому долго разбирал эту пьесу вместе с актёрами,
глубоко проникая в суть каждого персонажа.
Первое время сложнейшую и глубоко психологическую по сути роль Клаверова
репетировал другой актёр,поскольку Андрею Миронову,как режиссёру надо было
видеть этого героя в ансамбле со стороны.Репетировать Клеверова лично Миронов
начал осенью 1986 года.По оценке присутствовавшей на репетициях А.В.Висловой,
образ и будущий спектакль сразу ожили,зазвучали по иному,обретя глубину.То,
что после смерти А.Миронова спектакль сняли с репертуара театра,по мнению
критика,только доказывает,что в этой роли,как и в остальных,навсегда ушедших
вместе с ним,его заменить было некем.
Премьера "Теней" состоялась 18 марта 1987 года.Спектакль в целом был оценён
положительно.В.Гульченко нашёл,что эта постановка открывает новый этап в
творческой деятельности А.Миронова.По его словам,Андрей Миронов прочитал пьесу
Салтыкова - Щедрина не только как историю падения общественных нравов,но и как
летопись обнищания человеческой души,её необузданность утраты по пустякам:
"карьера преуспевания захватывания,и заглатывания земных радостей".В итоге
получился своеобразный репортаж о состоянии современного общества,в котором,
старое не вымерло,но новое не народилось".Критик оценил,что в постановке
режиссёру удалось избежать прямого разоблачения персонажей и их шаржирования.
М.Мурзина обнаружила,что в спектакле А.Миронов в первую очередь,старался
вскрыть нравственный смысл пьесы,"погоня за поверхностной и хлёсткой
злободневностью",для него была не так важна.А.В.Вислова заметила,что из всех
режиссёрских работ Миронова постановка "Теней" самая глубокая,зрелая.
Углубляясь в мир щедрой сатиры А.Миронов с её помощью беспощадно анализирует
современную эпоху и человечество.В пьесе его интересовало,как личность,
осваиваясь в "подлом" времени,опускается и превращается в тень.Критики
отметили,что исполняя роль Клаверова,актёр определённо отказался от его явного
обличения,максимально очеловечивая этот образ.
Муки Клаверова в мироновской трактовке - это муки человека,подлость свою
понимающего,но признающего её неизбежность.Поэтому артист был задумчив и
печален.Он презирал в нём его вину и сочувствует его беде - написал
В.Гульченко.
М.Мурзина в рецензии обратила внимание на то,что спектакль начинается и
заканчивается монологом Клаверова о" тяжелом времени",но звучит он в начале и
в финале по - разному.В начале - как размышлял,на лишённое,искренности,как
попытка поделиться сокровенным,а в конце как ничего не значащее пустословие,
завершающееся "опереточным триумфом оратора",которого уносят на руках
восхищённые слушатели.
По словам А.В.Висловой,время в котором жил Андрей Миронов,не смогло изменить
его личность,но актёр чувствовал личную ответственность за происходящее вокруг
него,поэтому со зрителем не только от лица положительного героя,но и от имени
заложника своего времени и в каком - то смысле его жертвы,что и предопределило
взгляд Андрея Миронова на пьесу Салтыкова - Щедрина.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
26.04.2023
Свидетельство о публикации №223042600621