42 Крестьянские бунты февральской революции

В начале XX века по уезду прокатились крестьянские бунты. Досталось и устиновской усадьбе. В 1908 году был разграблен и подожжен «Зеркальный дворец». В огне погибло все, что десятилетиями собирал Адриан Михайлович. К счастью, «готический замок» бунтовщики не тронули, так как в нем жили слуги.

В революцию 1905–1906 годов часть дач, принадлежавших Устиновым на Шихане, спалили крестьяне. Скорее всего, среди них была и та, где летом отдыхали дети.

Понимая, что страну ждут большие перемены, в 1913 году Устиновы эмигрировали из страны. Часть их имения, включая «готический замок» и кумысолечебницу, приобрел купец Макаров. Хозяином имения он пробыл недолго, и после революции добровольно передал свое имущество советской власти.

В 1920-е годы главное здание усадьбы – зеркальный дворец и павильон тут же сожгли, а руины стен были буквально разобраны по кирпичику.
 
После революции Покровскую усадебную церковь закрыли, в 1934 году взорвали и снесли, а спустя четверть века разрушили набережную и кладбище с могилой самого Устинова и многих поколений Устиновых с монументальными гранитными надгробиями. Вырубили сад и парк. Парк теперь запущен и не представляет той выразительности и привлекательности, что были при владельцах имения.

29 сентября 1917 года в Сердобске состоялось совещание представителей 29 уездных
учреждений и организаций, на котором было решено, что «все частные владельческие экономии с лесами, живым, мертвым инвентарем, всем наличным хлебом и кормами немедленно передать в полное распоряжение и охрану волостных земств». Пока губернские власти и земский съезд думали, что делать, крестьяне, воспользовавшись сердобским решением, начали немедленную экспроприацию поместий. Управляющему экономией в поместье Устинова было предложено сдать хозяйство на учет и охрану Еланскому волостному земельному комитету. Но Саратовский губернский комиссар Д. А. Топуридзе отменил решение сердобского совещания как незаконное. В уезд были введены дополнительные войска, а команда казаков была направлена в имение Устинова. Но несмотря на эти меры крестьяне продолжали грабить и разорять поместье.

Новые хозяева превратили барский дом в административное здание. Для строящегося в 1930-х годах сахарного завода нужен был кирпич, и обгорелый остов «зеркального дворца» и Покровской церкви был разобран.

В советское время все устиновские постройки на Шихане были растащены крестьянами и от них ничего не осталось. Вся обстановка устиновских особняков исчезла. Единичные образцы посуды, попавшие в Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева и Бековский краеведческий музей, напоминают о богатом собрании произведений из фарфора и стекла, бывшем в имении. Исчезла живопись, украшавшая интерьеры комнат. Растащена бековская библиотека Устиновых, собиравшаяся десятилетиями. Друзья и близкие знакомые высылали A. M. Устинову издательские каталоги, снабжали его последними книжными и журнальными новинками.

Было издано специальное распоряжение, в котором запрещалось жительство в Саратовской губернии бековским зачинщикам и активным участникам крестьянских волнений: А. М. Устинову, учителю П. В. Зебрикову и В. А. Карякину ввиду их политической неблагонадежности. Многие за участие в революционном движении были осуждены и высланы на каторгу в Сибирь, расстреляны на горе Шихан.

Советская власть здесь была установлена в 1918 году. На базе имения Устинова образовалась одна из первых в Саратовской губернии коммун.

В 1918 году открыт Народный суд на улице Покровская (Первомайская). Первый народный судья – Яшин. Убит антоновцами в 1921 году.

В 1923 году по плану районирования Сердобской губернии состоялось укрупнение волостей. Образовались две новые – Бековская и Пяшинская.

Первым председателем Бековского волостного исполнительного комитета (ВИК) был В. К. Макушкин, в 1920 году – Бодров. С 1923 года по 1925 год председателем был А.М. Глазунов, пострадавший от рук бандитов.
 
Коллективные подразделения делились на три группы:
1. Деревенский пролетариат, входящий в коллектив по идейным соображениям и являющийся инициатором организации коллективов.
2. Беднейшее и среднее крестьянство, преследовавшее чисто хозяйственные выгоды:
получение выгодных земельных угодий для ведения хозяйства, помещичьих садов и построек, освобождение от продразверстки, получение помощи у государства.
3. Середняцкие и кулацкие элементы, всячески скрывающие свою деятельность, имущество от реквизиции, конфискации, стремящиеся избежать выполнения продразверстки.

Несмотря на то, что многие коммуны и артели вскоре, через год-два, распались, они все же дали положительные результаты, включая и культуру ведения земледелия.

В начале 1920 года государство через кредитные товарищества помогало артелям приобретать сельхозинвентарь, семена, лошадей.

В 1921 году покончили с антоновщиной, но на крестьян Сердобского уезда обрушалась новая беда – засуха, иссушившая посевы. Сильный голод захватил Бековскую, Пяшинскую, Сосновскую, Вертуновскую, Хованщинскую и другие волости. Участились случаи голодной смерти. Резко возросли рыночные цены. Стоимость
пуда муки в январе 1922 года доходила от 400 тыс. до 1,2–1,4 миллиона рублей. Картофель стоил до 90 тыс. рублей за пуд, а ржаной хлеб – 25 тыс. рублей за фунт. Нищета заставляла менять последнюю одежду и обувь на хлеб и другие
продукты. Разруха, нищета и голод несли за собой и страшные болезни. Во всех селах свирепствовали оспа, тиф, скарлатина, дифтерит, дизентерия. Медицинская помощь была ничтожной. На весь Сердобский уезд было 26 врачей, в том числе один детский. Нагрузка на одного врача была огромной – 1200 человек. Людей некуда было госпитализировать. Построенный в Беково заразный барак вмещал лишь 15–20 человек. Люди вымирали целыми деревнями. Экономические трудности края не могли не сказаться и на других сферах жизни. Сильно пострадало народное образование.

Но население Бекова не сдавалось. Ремонтировались школа, покупались учебные пособия, заготавливалось топливо и дрова к зиме. Открывались курсы по подготовке учителей к школе. Ставились даже спектакли, средства от которых шли на нужды образования. И все же 1922 год стал поворотным годом в развитии сельского хозяйства: увеличивается посевная площадь, повышается валовый сбор урожая. Сельскохозяйственные культуры, дающие низкую урожайность, заменяются другими. К осени цены на продукты питания резко снизились. На ярмарке, проводимой в Беково, цены на пуд ржи составляли 350 рублей, ржаной муки – 450 рублей, пшена – 600 рублей, проса – 250 рублей.

В 1921 году в честь окончания Гражданской войны в поселке Беково 1 мая прошел военный парад отрядов, которые участвовали в разгроме банд формирований. Со своим отрядом прошел командир Догадин Кирилл Радионович.


Рецензии