Аркаим. Место, куда возвращаются сердца

Странное это место. Притягивающее. И, в то же время, не оставляющее некой целостности впечатлений. Воспоминания о нем разбиваются на какие-то фрагменты, разваливаются на куски, даже не всегда друг с другом связанные.

Это Аркаим. Место нашей древней прародины и одновременно типичный современный базар-вокзал, где высокое сочетается с прагматичным и даже местами примитивным. Место духовной святости и откровенного шарлатанства. Место, где можно приобщиться к Вечному и где можно отовариться сувенирами, шмотками, затариться поделками и подделками. Место, где есть Бог и где махровым цветом цветет неоязычество.
Таков он, нынешний Аркаим. Нет, таковы, скорее всего, мы, и древний город, имеющий ныне статус историко-культурного заповедника, тут совершенно не при чем.

Живая степь

По мере продвижения нашей машины к югу пейзаж за окнами постепенно менялся. Леса и лесостепи потихоньку отступали. И вот, после села с говорящим названием Степное, началась собственно степь. Фактически другая страна. И эта степь жила какой-то своей, неведомой пока мне, новичку, жизнью. Странное чувство испытываешь в это время – будто ты передвигаешься не только в пространстве, но и во времени. В подсознании рождаются странные ассоциации. Будто жил ты здесь когда-то, тысячи лет назад, будто это и есть твоя прародина. Память об этом сохранялась где-то там далеко, на генетическом уровне, и вот сейчас, наконец, проснулась. Лучше всего передают это настроение стихи Николая Гумилева.

Мне чудится (и это не обман):
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… Я веяньем заразы
Через века дошедшей, обуян.

Это чувство передалось, видимо, от поэта его сыну – гениальному историку Льву Гумилеву. Теперь гораздо легче понять его фундаментальные труды, посвященные многовековому сосуществованию и взаимопроникновению Руси и Великой Степи. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Итак, степь. Она живая. Проселочную дорогу средь бела дня перебегают грызуны всех размеров, перед бампером машины метров сто бежит стайка перепелок, пока одна самая сообразительная птица не догадается перелететь на обочину, куда незамедлительно перебирается и вся ватага. В небе кружат то ли соколы, то ли беркуты, видел даже, как одна из этих гордых птиц возвращалась с охоты, зажав в лапах того, кто перебегал нам дорогу. Когда едешь на машине по степи, то ли большие кузнечики, то ли маленькая саранча запрыгивают на ветровое стекло и сидят там, прижатые потоком встречного воздуха. Ночью в лагере студентов-археологов буквально в двух метрах от костра в кусте подаст голос какая-то птица и замолкнет после того, как на куст направят свет фонаря. Все шуршит, шевелится, кажется, это дышит сама степь.
Она живая.

Фестиваль

Наш приезд в Аркаим совпал с проведением фольклорно-этнографического фестиваля евразийских народов. Собрались около 20 коллективов из различных районов Челябинской области, но не они снискали лавры победителей и любимцев публики, а гости из более далеких мест.
Еще на подходе к летней эстраде, установленной у подножия горы Шаманки, чуткое ухо меломанов (а к этой категории относится и автор этих строк) уловило звук волынки. Это было выступление фолк-коллектива «Random Reel» из Казани. Играли они кельтские плясовые и распевные мелодии. Выступление вышло по крайней мере запоминающимся. Если вы представляете себе, что такое джига, то вот это самое мы и услышали. (Для продвинутых меломанов: послушайте «Jig Of Life» милашки Кейт Буш, примерно тот же самый проигрыш на волынке.)
«Порвали» импровизированный зал ребята из группы «Тюргэн Кам». Вообще-то номинально этот дуэт приписан к Челябинску, но один из его участников родом из Бурятии, другой – из Питера. Пели под «минусовку». Стиль группы – бурятское горловое пение плюс соответствующая аранжировка, репертуар – богатейший. Вы когда-нибудь слышали «We Will Rock You» незабвенных Queen, исполненное в манере горлового пения? Поверьте, это стоило послушать.
Уже дома мы узнали о результатах фестиваля. По итогам конкурсной программы в номинации «Этнофутуризм» первое место занял именно полюбившийся нам «Тюргэн Кам», второе – «Random Reel». Что ж, рады, что наше мнение полностью совпало с мнением уважаемого жюри.

Впечатления

Итак, Аркаим. «Страна городов», древняя прародина ариев, индоевропейцев – то есть нас с вами. Не собираюсь здесь читать краткий курс истории, ибо научно-популярной литературы и сайтов про Аркаим сейчас огромное количество, и всякий желающий без труда может утолить свою жажду познаний. Речь идет о впечатлениях, поскольку это лишь путевые заметки.

Скажу честно – в первый час-полтора пребывания еще не на территории древнего города, а возле него, наблюдая людской муравейник, обилие ларьков и магазинчиков, автор этих строк испытал разочарование. Слишком контрастировало все увиденное с ожидаемым. Больше всего околозаповедный «шанхайчик» напоминал сельскую ярмарку, где торговали всем, что хоть как-то относится к Аркаиму, а также тем, что к нему не относится никоим боком. Сувениры, амулеты, обереги, картины, иконы, посуда, книги и открытки уходили «влет» за приличные деньги. (На обратном пути на рынке в Южноуральске мы увидели кое-что из «аркаимского ассортимента» по цене в два с лишним разом дешевле.) Что поделаешь – рынок есть рынок, и если «пипл», в смысле туристы, готовы «хавать» не торгуясь, то так оно и будет.

Туристов было много, расселялись они в гостевых домиках и гостевых же вагончиках. Больше всего запомнились байкеры из Казани, приехавшие на фестиваль на навороченных байках, одетые в черную кожу с надписью на спине «KAZAN». Повсюду царило броуновское движение, оформлявшееся ближе к подножию горы Шаманки в двустороннее, тянувшееся на вершину и, соответственно, обратно вниз. По вершине горы, кажется, днем и ночью ходили люди - босиком, по выложенной там спирали. Не спрашивайте, зачем они это делают – просто так надо. И будет тебе счастье.  Поверье, оно существует, иначе зачем ты вообще сюда приехал?

Больше всего поражает именно это: обилие легенд, поверий и примет, сложившихся уже в некий псевдорелигиозный культ. По сути, мы имеем дело с неоязычеством. Странно, как за двадцать с небольшим лет, прошедших со времени открытия Аркаима, успел образоваться такой клубок мифологии, замешанный отчасти на легкомысленности и наивной вере в чудо, отчасти на махровом суеверии, незнании истории и основ религии. Древние жители Аркаима, наверное, были бы крайне удивлены, узнав, что спустя почти четыре тысячи лет их далекие потомки переименуют находящуюся близ их города Галочью сопку в Гору Любви и устроят на нее паломничество в час восхода солнца, искренне веря, что это способствует преодолению проблем с деторождением.

Возле Аркаима можно увидеть довольно странных людей, считающих себя последователями всевозможных культов, получающих энергию непосредственно от солнца или камней, или просто от купания в энергетических потоках. Им хорошо от этого, и слава Богу.

Но это были лишь первые впечатления, которые уходят на задний план, как только ты входишь на территорию собственно древнего поселения. Постепенно проникаясь атмосферой Аркаима и настраиваясь на его волну. Опять же хочу сразу сказать, что любителям древних руин делать тут нечего. За исключением нескольких фрагментов реконструированной крепостной стены-частокола и рва перед ней вы ничего не увидите, кроме степи. Аркаим внизу, у вас под ногами. Раскопки здесь закончены, так что и спуститься вниз на несколько метров и вглубь на несколько тысячелетий вы также не сможете. Просто надо ходить, смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться. Но не в слова экскурсовода – они только сбивают с мысли. Вслушиваться в живую историю, частью которой вы сейчас сами являетесь, вслушиваться в степь, в конечном итоге, в самого себя. Это нетрудно сделать.

Неподалеку от городища расположен исторический парк. По сути, это новодел, реконструкция древних памятников, но с использованием действительных артефактов. Наряду с имитацией древних курганов, могильников и стен в парке установлены подлинные «каменные бабы», сделанные руками древних умельцев. Самая древняя – седьмого века до нашей эры, принадлежащая культуре саков. Самая «новая» - золотоордынского периода, тринадцатого века. Много времени и сил в создание исторического парка вложил историк и археолог Илья Любчанский, долгое время руководивший раскопками вблизи Аркаима. Он и провел для нас экскурсию по рукотворному парку.

Впечатления-2

Наш визит в Аркаим завершен. Обратный путь прошел в попытках осмыслить и «разложить по полочкам» все увиденное. Попытка не удалась, равно как не удается она и до сей поры. Слишком яркая и мозаичная картина встает в памяти, никак ее не классифицировать, не определить и не наклеить музейный ярлык. После возвращения из Аркаима автору этих строк понадобилось дня три, дабы прийти в обычное рабочее состояние: слишком уж мелкими и несерьезными казались все прочие дела, столь мало значили они по сравнению с Вечностью. С той Вечностью, с которой довелось соприкоснуться среди выжженных солнцем степей Южного Урала. С тех пор я вожу с собой в машине камень с горы Шаманка. Выходит, я тоже немного язычник?
Нет, положительно, Аркаим – место загадочное и притягивающее к себе. Нет сомнения, что я снова туда вернусь. На прародину.


Рецензии