Сведенборг с цитатами и комментариями

Изо: собачку заметил зверь на колесиках - теперь будет третировать



Сведенборг

"Истинная Христианская Религия":
Опять удивительная перемена: раньше не мог читать, а сейчас открыл в трёх местах и трижды получил удовольствие - очень самобытный, талантливый, во многом здравый верующий (лучше Игнатия Лапкина, деревенского начетчика и мракобеса! Хотя и Игнатий талантлив, потому как в деревне живёт...)

"Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости" - аналогично. Даже об ангелах и философских вопросах он рассуждает здраво и весьма любопытно. Мне-то сейчас такое уже поздно читать, но кому-то может быть полезно.

Мне не попалось, но у него есть и мистика - однако, я бы её назвал фантазией. Сильный ум обязательно должен сопровождаться сильным художеством, фантазией, иначе он обязательно засохнет и станет врагом человека. Конечно, как в своих мыслях, так и в фантазиях Сведенборг немало ошибался, его здравость не доходит до безошибочности, но в целом он всё равно прав и интересен - даже его ошибки интересны и могут дать подсказку... Он же был учёным изначально (причем, замечательным) - технарям невозможно не ошибаться в духовном и жизненном, удивительно как раз обратное - сильнейшее, фанатичное увлечение помогло ему справиться и здесь... Он действительно получил дар понимания - как, к примеру, Павел его получил. Это очень чувствуется, такое нельзя подделать. Он говорит уверенно и как бы не от себя - но при этом не несёт ахинею, т.е. и сам он никуда не делся, со всем своим здравым смыслом и жизненным опытом.... Кстати, как его духовный перелом в 56 лет напоминает толстовский!

"Ты простишь мне это добавление, вызванное необходимостью заполнить страницу. Некоторые духи, получившие позволение подняться из ада, сказали мне: «От лица Господа ты написал так много всего, напиши же что-нибудь и от нашего лица». Я им ответил: «Что же я должен написать?» Они сказали: «Напиши, что любой дух, добрый или злой, живет своим собственным наслаждением: добрый наслаждается своим добром, злой наслаждается своим злом». Я спросил: «Каково же ваше наслаждение?» Они сказали, что наслаждаются прелюбодеянием, воровством, обманом и клеветой. Я их спросил: «Какова же природа этого наслаждения?» И они сказали, что прочие их воспринимают как вонь от испражнений, гнилостный запах трупов и кислый смрад застарелой мочи. Я спросил: «И что ж, все это вам дарит усладу?» Они ответили, что да, много, много услады. Я заметил тогда: «Вы как нечистые твари, которые валяются в таких нечистотах». И они ответили: «Да, мы твари, мы твари. Но все это услаждает наше обоняние»." - интересно, он сам хохотал, когда это писал? Думаю - да. Надеюсь. Хотя всё же религиозный дух и мистика - это могущественнейшие враги, поэтому он постоянно погружается в дебри, еле пробирается в них - и тут не до смеха, как бы с ума не сойти, если ум поменьше ученого или гниль в душе...

П.С.: Он по-немецки суховатый и скучноватый, но благочестивость его кажется настоящей и его рассуждения и сравнения - неплохие попытки...

П.С.2:
„Истина есть образ Добра.“ -  скорее уж добро есть образ истины. Т.е. мы видим тот же уровень развития, что и у предыдущего товарища (Шпенглера), хотя между ними и нет ничего общего. Детский сад... - хотя дети и гораздо лучше заблудших и ожесточенных взрослых...

„Вся сила истины исходит от блага и истина без блага бессильна; а, с другой стороны, вся сила блага проявляется через истину, и без нее благо бессильно: сила возникает только вследствие соединения блага и истины.“ -  надеюсь, он хотел сказать, что если нет благого результата, то не было и истины, как причины... Скорее всего, "благом" он называет добро.... И, конечно, Троица из добра, истины и силы работает в тесной связке (хотя, якобы, он отрицал Троицу! - наверняка речь шла о ее ложном церковном варианте...) У него это всё написано путано и бесполезно...

„Но эти истины, однако, могут быть узнаны и, при познании их, поняты, лишь бы ум наслаждался ими, ибо наслаждение, исходя от любви, вносит с собой и свет, а свет этот, озаряя людей, которые любят предметы, относящиеся к Божественной и небесной мудрости, светит им с небес.“ - благоглупости, но именно добрые, благие, с верой в ум, свет, любовь и так далее...

„Лишь после возрожденья своего человек впервые обретает свободу, пребывая до этого момента в абсолютном рабстве, ибо в рабстве он, пока им правят похоти и заблужденья, потому что свобода есть владычеством стремлений ко благу и к истине.“ - аналогично, это добрые глупости, позитивные и оптимистичные, нам все время надо стремиться к возрождению, свободе от  похотей и заблуждений и так далее...

 „Совесть есть присутствие Бога в человеке.“ - абсолютно верно, совесть - это голос божественной души

„Все удовольствия истекают от любви: что человек любит, он то и чувствует как удовольствие и нисколько не находит его в другом источнике; из этого следует, что какова любовь, таково удовольствие.“ - ну, тут он  христианство  частично потерял и обернулся гедонистом, любителем удовольствий и занятий тем, что действительно любишь... В общем-то, лучше такое излишне доброе "христианство", чем излишне суровое (хотя  неправы оба, так что слово "христианство" приходится закавычивать) Он, кстати, в жизни  был именно добряком-гедонистом....

„Тысяча человек могут сделать одинаковое дело, то есть действовать или поступать одинаково, и притом до того сходно, что относительно проявления или внешности почти нельзя найти в делах этих никакой разницы. А между тем каждое из дел этих, рассмотренное само по себе, будет различно, потому что каждое произошло от иной причины или воли.“ - прямо Достоевский! (А ведь он на сто лет раньше жил) Любил он людей и явно был просвещенным мракобесом! Т.е. чудаком...  Чудаков, кстати, Достоевский очень любил...

„Духовный свет в человеке есть свет его разума, предметы которого суть истины, располагаемые им в аналитическом порядке, на основании которых он рассуждает и выводит последовательные заключения.“ - забавный набор слов, но в целом-то направление правильное (так ученики в школах иногда отвечают уроки - они явно слышали звон, хотя и не знают точно, где он)

„Должно знать, что природный мир есть и существует вследствие духовного мира совершенно так же, как последствие от своей причины.“ - ну, вот тут видно, что Троицу он всё же не понимает, а придерживается стандартной догмы о превосходстве духовного над материальным (и даже объявляет материю не существующей аллегорией! - а что вы хотите, это же рассеянный профессор, он не замечает мира, в котором живёт... Он строчил беспрерывно, видел сны и так далее - напоминает Гофмана и его персонажей....)

„Жена все более и более становится женой по мере того, как муж все более и более становится мужем.“ -  а если жена не становится, и даже, напротив, налево отходит, хотя мужик вроде старается, то, значит, не открыл он какой-то секрет, может, ума, а может, души ему не хватило... - или денег и славы... В городе мужику с бабой почти и не справиться, ведь в нем уже она - королева и госпожа, и властью своей она, разве, по доброте немного с мужем  поделится...

„Кто смотрит на людей под влиянием истины духовной, тот смотрит на них не иначе: он видит, что каждый человек подобен другому, занимает ли он большую или малую должность, и что разница между ними только в мудрости; а мудрость состоит в том, чтоб любить службу, то есть благо сограждан, общества, отечества и церкви.“ - опять пропадает христианство; - жизнь в  Швеции, видимо, была чрезмерно либеральной и в 18 веке (и ничего, не развалились и в ад не провалились). Религией для всех этих малых стран обычно является местное общество и свой маленький национализм... Чем меньше страна, тем больше национализма, а чем больше - имперскости...

„Истинная мудрость и истинное разумение состоят в том, чтоб видеть и постигать, что такое истина и благо, и затем, что ложь и что зло, и делать между тем и другим должное различие силой внутреннего воззрения и постижения.“ - проще некуда, я же говорю, что они со Шпенглером из одного первого класса.  Похоже, безмятежной была жизнь в те времена... (Хотя у Шпенглера уже лишь по инерции)

„Ибо то, что может быть предметом убеждения, важнее для духа, чем то, что дается верой в авторитет, не подкрепленной пониманием и разумом. Такое знание входит в разум не глубоко, закрепляясь только в памяти, и там смешивается с заблуждениями и ложными понятиями, а потому стоит ниже разумных убеждений.“ - опять слишком просто и витиевато одновременно, а так чё? правильно, от веры в авторитеты происходит стадное  существование баб и баранов... (И сам Сведенборг может стать таким авторитетом для кого-то! Баранам и бабам всё равно у кого отсасывать - хоть у рьяного противника минетов; и в награду за его рьяность и праведность...)

„Все в мире относится ко благу и к истине; жизнь воли человека, т.е. жизнь любви его, относится ко благу, а жизнь разума человека, т.е. жизнь веры его, к истине. Итак, если всякое благо и истина идут свыше, то оттуда же исходит и всякая жизнь.“ - опять он добро называет "благом" (вполне допустимое название, но всё равно может запутывать дело), а так всё правильно , только про третий элемент Троицы забыл - физическое здоровье и  силу. (И ещё душу "волей" назвал)

„Божественная любовь и исходящая от нее Божественная истина могут уподобиться солнечному огню и свету от Него: любовь подобна солнечному огню, а истина, исходящая от любви, подобна свету, исходящему от солнца; равно и по соответствию, огонь означает любовь, а свет - истину, от нее исходящую.“ - сравнения неправильные, истина  зависит от любви, не больше, чем любовь от истины, но само то, что он - солнцепоклонник очень радует...

„Человек становится человеком не в силу земных и вещественных начал, из которых сложилось тело его, но в силу того, что он может разуметь истину и хотеть благо; это последнее и есть то духовное и небесное, что действительно составляет человека.“ - а тут он Толстого напомнил (Толстой, кстати, очень любил слово "благо"). "Разуметь истину и хотеть добра" - только для злобных идиотов это звучит скучно, потому как любая попытка воплощения этих двух идей (можно добавить третью) превратит вашу жизнь в труднейшее приключение... (Именно по причине наличия огромного моря этих самых злобных идиотов - причем, не только вокруг, но и в нас самих!)

„Люди, обладающие истинной супружеской любовью, постоянно стремятся быть заодно, а те, кто такой любовью не обладает, стремятся быть порознь. Супружеская любовь, по сути, есть не что иное, как стремление двух людей соединиться в одну личность. Другими словами, они хотят, чтобы две их жизни стали - одной.“ - он был холостяком и дрочилой, но понимал эту тему правильно. Иначе есть лишь контракт из практических соображений, временное сожительство и самое обычное ****ство...

„Вселенная со всеми и каждым из предметов, содержимых ею, создана Божественной Любовью посредством Божественной Мудрости.“ - пышная пафосная фраза, но опять он правильно отмечает две (из трёх) главные силы: ум ("мудрость") и доброту ("любовь"). Очень многие говорят всего об одной силе - либо только мудрость превозносят, либо только любовь. Или вовсе несут чушь и зло...

„Все неизвестное является в разуме как бы тенью, которая не дозволяет видеть предмет, каким он есть сам по себе.“ -  тень сомнения... В нашем разуме действительно не очень-то светло, там много теней и туманов...

„Что самое внутреннее начало жизни в человеке исходит от любви, это при малом размышлении понятно всякому, и точно: человек от присутствия в нем любви воспламеняется, при отсутствии ее он стынет, а лишаясь ее вовсе, умирает. Должно знать, что жизнь каждого человека такова, как и любовь его.“ - верно, хотя этот христианский пафос у него заемный, протестанты обожают поразглагольствовать про любовь - а божественные силы (любовь - одна из них, одна из Трёх) пустобрехов не любят. Чем больше разглагольствования, тем меньше шансов на реальное воплощение...

„Время по началу своему есть состояние, потому что оно вполне зависит от состояния любви, в котором находишься. Оно коротко для тех, которые в состоянии удовольствия и радости, продолжительно для тех, которые в неудовольствии и печали, и переменчиво для человека в состоянии надежды и ожидания;“ - ждать всегда долго, а вот сон наяву, как и любой сон,  всегда быстрый. Если время быстро проходит, значит мы спим - и мы действительно спим, делаем всё на автомате (я прямо  сейчас на автомате пишу?!) Невыносимо трудно, кстати, не спать - уж лучше забыться в трудах, чтениях и развлечениях, пусть они все и бесполезны, ровным счётом ничего не меняют...

„Любовь, уважение и почесть духовные суть не что иное, как любовь, уважение и почесть, воздаваемые службе, исполняемой человеком; служба приносит честь человеку, а не человек приносит ее службе.“ - служивая нотка была сильна у всех в те века - даже в Швеции, даже у профессоров. У нас в России тоже кругом были служивые... "Служу отечеству!" - и Сведенборг всего лишь добавляет: "служи с любовью! Напряги свой ум!" И на войне - с любовью, со знанием своей военной службы. Именно такая философия и позволила процветать протестантам - но  только ложными и ядовитыми цветами... Революция, перемена порядков и направления движения, развития, прогресса на самом деле тоже нужна... У них с любовью сделанные, умные, качественные вещи - но любые вещи это мёртвому припарка... Нужно вернуться на природу, в материальный мир (странное дело: нами правят материалисты, но из материального мира уводят; они противопоставляют свои материальные вещи природе. Заперли нас в бесчисленных домах, в коробочках - как будто вне коробочек не Земля, а Марс, на котором жить нельзя...)

„Но у тех, которые живут во зле, мира нет. Правда, бывает у них после удачи в делах нечто походящее на отдых, спокойствие и удовольствие, но это одно внешнее, в котором нет нисколько внутреннего мира, потому что внутренность их горит враждой, ненавистью, местью, жестокостью и многими другими злыми страстями, которым предастся дух их, доходя даже до неистовства, если кто им не потакает или не обуздывает их страхом. Таким образом, удовольствие этих людей состоит в безумии, тогда как у живущих в благе оно состоит в мудрости; между теми и другими та же разница, что между адом и небесами.“ - штамп; штампы никогда не бывают верны. В каждом из нас и небеса и ад, и добро и зло; поэтому наши спокойствия и удовольствия весьма относительны. Я прямо сейчас отлично пишу, но удовольствия и спокойствия мне это отнюдь не приносит, горечи и мрака немало в душе... С другой стороны, моя горечь как раз оттого, что вокруг пустота, люди, которые направляют свой ум и доброту непонятно на что - и даже на смертоубийственную войну, как на вершину горы из прочих абсурдных занятий....

„Цель на небесах для всех одна и все единодушно стремятся к этой цели; эта цель есть общее благо. Когда это благо царствует, то в нем есть доля и для каждого, а от блага каждого происходит и общее благо; так делается это потому, что Господь обращает к себе всех живущих на небесах (см. н. 123) и тем самым образует с ними одно целое. Что единодушие и согласие нескольких личностей, в особенности от такого источника и в такой связи, производят совершенство, может быть усмотрено всяким, хоть несколько светлым рассудком.“ - он всю свою Швецию считал христианской церковью, христианским обществом - соответственно, под "общим благом" могла пониматься победа Швеции в войне. Похожая ситуация со всеми патриотами - хоть русскими, хоть украинскими...  Я - наследник Достоевского, "записок из подполья", поэтому далек от подобного поверхностного благодушия, вообще ни разу не верю в "народы". И в отдельных личностей тоже не верю - их судьба всегда будет трагична (как и моя, например). Христианство - это братство двенадцати (условно). Без такого братства ни личности, ни народы не справятся - просто продолжат писаться литература (личностями) и история (народами)

„Источник жизни только один, а жизнь человека - текущий от него ручей, который, если не будет постоянно питаться от своего источника, тотчас иссякает. От этого единого источника жизни, который есть Господь, ничто иное не исходит, кроме Божественного блага и Божественной истины, которые каждый человек любит, насколько он принимает их. Кто принимает их верой и жизнью, тот живет жизнью небес, но кто отметает или подавляет их, тот меняет их на ад, ибо обращает благо во зло, а истину в ложь, следовательно, жизнь в смерть.“ - самая обычная протестантская риторика и психология. Стараются использовать некоего "господа" как источник блага для себя. Постоянно говорят о любви и мудрости, но в определенных пределах и отношениях, особо глубоко не копают и высоко не летают, чтобы развивать, а не менять имеющееся. В "первородных грех", в злую жемчужину внутри нашей раковины, видимо, совсем не верят. Жили в благополучные для себя времена, мало видели зла... Европа - это тепличные  страны, с настоящим "трубопроводным" отоплением Гольфстримом.  И все их плоды - тепличные и игрушечные, всерьез говорить не о чём, всё время норовят свалиться в детский сад и бабское царство...

„Мыслить и хотеть, но не исполнять, не делать, когда есть на то возможность, значило бы заключить пламя в сосуд и покрыть его, чтобы оно угасло, или посеять семя в сухой песок, где оно не даст ростка и погибнет со всем плодородием своим. Напротив, мыслить, хотеть и затем делать подобно огню пламенному, который разливает вокруг теплоту и свет, или семени в тучной почве, вырастающему в дерево либо в цветок и которое живет. Всякому понятно, что хотеть и не делать при возможности - значит не хотеть; и что любить добро, но не делать его - значит не любить добра. Это значило бы только думать, будто бы хочешь и любишь что-либо, а такая отвлеченная мысль, не приложенная к делу, угасает и обращается в ничто.“ - ну да, без деловитости  их разглагольствования слишком очевидно стали бы пустым трепом, поэтому хоть каким-то подобием добрых дел их надо прикрыть - тем более, что на благотворительность будет большая скидка в налогах... Так что, он в очередной раз красиво оформляет банальности и не более

„Истина гипотетическая не есть сама истина, это лишь предположение Истины; это - то же, что картина, видимая на стене ночью, при свете звезд: ум придает этой живописи форму разнообразную, смотря по фантазии; другое дело когда, после зари, солнечный свет освещает эту живопись, и на виду будет не только целое, но и все подробности ее.“ - свет - это хорошо, но настоящую проверку человек и его истины проходят в испытаниях. На приятном свету Сведенборг выглядит хорошо, но испытаний он бы и близко не выдержал - и не случайно не говорит о них ни слова.

„Любовь состоит в желании отдать другому то, что принадлежит нам самим, и ощущать его восторг как свой собственный“ - не упоминается, но подразумевается, что отдаются излишки. Опять благодушная картина сытого либерала...

„Когда чье-то тело больше не может выполнять свои функции в естественном мире в ответ на мысли и привязанности своего духа (которые оно черпает из духовного мира), тогда мы говорим, что индивид умер. Это происходит, когда дыхание легких и систолическое движение сердца прекращаются. Однако этот человек вообще не умер. Мы отделены только от физической природы, которая была полезна нам в этом мире. Существенная личность на самом деле все еще жива. Я говорю, что сущностный человек все еще жив, потому что мы люди не из-за наших тел, а из-за нашего духа. В конце концов, именно дух внутри нас мыслит, а мысль и привязанность вместе делают нас теми, кто мы есть. Таким образом, мы можем видеть, что когда мы умираем, мы просто переходим из одного мира в другой. Вот почему во внутреннем значении Библии "смерть" означает воскресение и продолжение жизни.“ - опять типичный протестантизм. Малость, правда, напутал - дух и ум с нами никуда не переходят, переходит только душа ("привязанности")


„Они думают, что это значит отречься от мира и жить для духа, а не для плоти. Однако на самом деле все обстоит совсем иначе, как я узнал из обилия опыта и бесед с ангелами. На самом деле, люди, которые отрекаются от мира и живут таким образом для духа, ведут для себя скорбную жизнь, жизнь, которая не открыта для небесной радости, поскольку наша жизнь действительно остается с нами [после смерти]. Нет, если мы хотим принять небесную жизнь, нам нужно во что бы то ни стало жить в этом мире и участвовать в его обязанностях и делах. Таким образом, мы принимаем духовную жизнь посредством нашей нравственной и гражданской жизни; и нет другого способа сформировать духовную жизнь внутри нас, нет другого способа подготовить наш дух к небесам“ - опять то же самое, голимый протестантизм. Служи богу добросовестно хоть на военном заводе. Или: булку печень хорошо? - служишь богу. Веками процветала подобная дрянь - и от обилия булок уже ожирение, а часть булок на помойку приходится выкинуть...

Он ведь прославился только тем, что видел какие-то сны и был фантазером на темы загробного мира. И ещё угадал какой-то пожар, но я уверен, что настоящее расследование выявило бы разрушающее это "чудо" детали (например, уже второе чудо - "где находится квитанция?" - существует в двух совершенно разных вариантах! И уже абсолютно похоже на смешную басню...) В остальном это был обычный технарь и ортодоксальный протестант... Но он добрый - да и сны я обожаю - так что это просто забавный персонаж... Технари, суки, собаки, смотрите сны, может, они помогут вам вернуть человеческий образ...

„Небо - это огромный человек“ - а вот и сон, походу. А дерево - это не огромный человек? А жук - это не маленький человек?

„Жизнь в доброте - вот главный смысл поклонения богу“ - лучше не скажешь и больше можешь вообще ничего не говорить

„Человек, который знает все, что хорошо, и все, что истинно, — столько, сколько можно познать, — но не сопротивляется злу, ничего не знает“ - вот сейчас огромное количество западников сопротивляется "злу" - России. А надо бы сопротивляться самим себе! То же мне, критерий знаний!  Людишки только и делают, что "сопротивляются  злу", хотя сами им  в не меньшей мере являются...

„Все на небесах получают радость, делясь своими радостями и благословениями с другими“ - детско-бабский сад продолжается... Без сказок и шагу ступить не можем; хоть прогрессы, хоть войны - всё со сказками...

„Человек знает, что такое любовь, но не знает, что это такое“ - вот то, что он так неуклюже пишет, в его пользу говорит - значит, он сам всё это обдумал, и типичный протестантизм тогда ещё не стал голимым гладким штампом... Он прав, мы почти всё "знаем" крайне относительно, слышали звон названий, ярлыков и штампов, не более.

„Вся религия связана с жизнью, а жизнь религии заключается в том, чтобы творить добро“ - в идеале это так (только творить надо умное и сильное добро), но в реале религии добро практически не творят, пустые говорильни... Даже о благотворительности почти ничего не слышно! А роль православной церкви в нынешней войне?!  Должны были грудью встать! Лечь между!

„ Ангелы никогда не нападают, как это делают адские духи. Ангелы только отгоняют и защищают.“ - что считать "нападением"? Любая проповедь к "язычникам" может считаться  нападением. Опять у него типичная психология - религии в основном окуклились и сами себе проповедуют...

„Поскольку Библия - это божественное откровение, каждая ее часть божественна. Все, что исходит от божественного, не может быть по-другому. Все, что исходит от божественного, спускается с небес к людям на земле. На небесах это приспособлено к мудрости тамошних ангелов, а на земле - к пониманию тамошних людей. Таким образом, Библия имеет внутренний, духовный смысл для ангелов и внешний, на материальном уровне, для людей на земле. Вот почему наша связь с небесами происходит через Библию“ - опять обычный протестантизм, просто немного раскрашенный басней про ангелов. К библии отношение просто безумное во всех "христианских" религиях. Ее ведь писали амосы и мойши, а вовсе не "бог"... ("Бог через Мойшу"? - ну, так и через любого другого тоже ведь пишет - мы что, богом напрочь оставлены и без Мойши не справимся?... Бог же сказал,  из камней могу наделать вам аврамов и мойш...)

"Солнце, которое омрачится, означает Господа относительно любви; луна означает Господа относительно веры; звезды – познания блага и истины, или любви и веры; знамение Сына Человеческого на небесах – появление Божественной истины" - милое дело, так фантазировать и толковать. Голова работает, сны снятся, к божеству вроде как приобщаешься... - религиозная поэзия...

"Небесное царство называется также Царством Священства Господня, а в Слове – жилищем его; духовное же царство называется Царским Царством его, а в Слове – престолом его. По Божественному небесному (началу) своему Господь назван в мире Иисусом, а по Божественному духовному (началу) – Христом." - славно, фиг ли; кругом царства, священства и небеса. Лучшее, что может сделать религия - это стать поэтической (кстати, с культурой точно такая же ситуация). Всё очень важно звучит и торжественно. Игры для взрослых, спектакль "Божество"...

"На этом основании то время и было названо золотым веком; древние писатели говорят даже, что в тот век небесные жители обитали с людьми и находились в сообществе их, как друзья с друзьями. Затем, как мне было сказано, возникло другое поколение людей, которые не мыслили по самым соответствиям, но по науке соответствий; соединение небес с человеком все еще продолжалось, но уже не было столь внутренним; это время названо серебряным веком. После того настало поколение, которое хотя и знало соответствия, но не мыслило по науке их, потому что жило в природном благе, а не в духовном, как предшественники его; это время названо медным веком. После сего человек стал постепенно внешним и, наконец, плотским; тогда наука соответствий совершенно утратилась, а с ней познание небес и многого к ним относящегося." - уже тогда была эта риторика, которая и сейчас процветает - о "нынешнем" господстве плотских людей, мол, раньше было иначе. "Раньше" -  в 18 веке?!
Эти его фантазии мне напомнили не только Гофмана, но и Вольтера (или автора "Гулливера", или Джона Буньяна...) - в них особый специфический безумный дух...

"Слово Божие написано одними соответствиями: все, что содержится в нем, до последней частицы, есть соответствие; поэтому если бы человек был знаком с наукой соответствий, то он мог бы разуметь Слово в его духовном смысле и познать такие тайны, которых по смыслу буквы вовсе не видно. В Слове есть два смысла: один буквальный, а другой духовный; смысл буквальный говорит о земном, а духовный – о небесном; а так как соединение небес с миром совершается через соответствия, то и Слово дано было в таком виде, чтоб в нем все, до последней йоты, имело свое соответствие." - "соответствия" и прочие параллели можно видеть далеко не только в библии, а вообще везде и всюду. И материальный и духовный миры действительно подобны друг другу, соответствуют друг другу.... Нет, они будут в одной библии копаться и перекопают ее до последней йоты - чем только испохабят всё... Пора уже начаться обратному процессу и увидеть в библии не йоты, а общее целое - причем, вполне прозаическое и земное...

"Все небесные тела: солнце, луна, звезды, также облака, тучи, дождь, гром, молния – суть соответствия. Явления, зависящие от солнца, от его присутствия или отсутствия, как-то: свет и тьма, тепло и холод, равно и зависящие от этих явлений, времена года, называемые весной, летом, осенью и зимой, и времена дня, т. е. утро, полдень, вечер и ночь, – суть также  соответствия" - да что говорить, даже день лету соответствует, а вечер осени... (Плохое настроение соответствует тучам, а хорошее - солнцу. Всё это в первом классе надо проходить...)

"Ангелы изумляются, когда узнают, что есть люди, которые все приписывают природе и ничего не относят к Божественному началу; которые думают, что тело их, в коем собрано столько чудно-небесного, есть также произведение природы; даже думают, что рассудочное начало человека происходит от того же источника. Меж тем им стоило бы только вознестись умом, чтоб увидать, что эти чудеса происходят от Божественного (начала), а не от природы; что природа создана только для того, чтоб облекать духовное и соответственно изображать его в последней степени порядка. Таких людей духи сравнивают с совами, которые видят во мраке, но ничего не видят при свете." - ангелов выдумать смог, а увидеть божественность "природы" уже не по силам. Само слово "природа" - оно же прикладное! Природа кого? - бога! Профессор, блин; думает, мир сотворён для болтовни и опытов... (Занят тем, что других ругает - некогда себя поругать)

"Небесные жители удивляются, что люди считают себя разумными, когда думают о Боге как о существе невидимом, т. е. ни в каком образе не постигаемом, и что мыслящих иначе они называют неразумными и даже простыми, меж тем как выходит наоборот." - гулливеры в стране лилипутов удивляются... Бог - это Троица: невидимые ум и душа и видимая материя (но и ум и душа и видимым образом проявляют себя, а в материальном мире существуют невидимые "волны" и силы...)

Во многих цитатах он уже на все лады повторяется, поэтому надо заканчивать. Я уже достаточно хорошо понял его...






































 


Рецензии