Березово, Шиловский район
Первонач. насел. пункт носил наименование Березовая Поляна, затем – Березово, Большая Поляна тож, Большое Березово; с середины 17 в. – Березово. По сведениям шиловского краеведа А.Гаврилова, местное предание свидетельствует, что своим удивительно русским названием с. Березово обязано березовым рощам, что росли здесь когда-то («Приокская Правда», 1980). Согласно «Толковому словарю» В.Даля, береза ж. – дерево Betula, вид белая, В. alba, камч. преснец, вернее брезнец, от стар. бреза; весьма близкий к белой вид или порода береза шерстолистая, есть и остролистая; она из семьи серёщатых. Березу белую зовут и веселкой, а шерстолистую и болоткою, черною, и глухою. Береза карельская, березовая свиль, блона, наплав, кап, сувойчатая береза. Береза черная, В. Daurica. Береза каменная камч. В. Ermanni. Береза кустовая, березовый ёрник, сланец, сланка, В. fruticosa et папа. Береза пушистая, В. pubescens. Береза плакучая, видоизменение, порода простой. Поляна ж. полянка, поляночка, полевщина – ряз. равнинка, поле без посева, окруженное лесом или иным чем; поляна среди болота, остров, релка, плоская гривка, неболотистая равнинка; лесная поляна – прогалина, безлесная площадка; кулига, росчисть, подсека; ниж. отдельный сенокос, пашня особняк, в заполице, в пустошах. Большой (-ая), пск. боляхный – великий, обширный, значительных размеров; пространный, объемистый, длинный, долгий, высокий.
Березовая Поляна Рязанского княжества упом. в договоре (докончании) вел. кн. рязанского Ивана Васильевича со своим мл. братом кн. рязанским Феодором Васильевичем под 1496 при описании границы между владениями двух братьев, причем по смыслу записи уже в то время Березовая Поляна являлось селом и в то же время крайним пунктом, восточнее к-рого простирались Мещерские леса («рубеж Мещерский»): «А рубеж Переславлю с Рязанью от Оки реки по Лубяной вверх направо к Переславлю, а налево к Рязани, а от верху Лубяной по перевертам к Исьи, а от Исьи по Щучей вверх, а от Щучей по перевертам к Исьи, да по Исьи на низ до устиа, да на низ по Оке реке до усть Прони, да Пронею вверх до Жорновищ, от Жорновищ подле лес позад Заполья, да позад Березовой Поляны, до рубежа до Мещерского, куде наши бояре ехали. А в лесе ходити великого князя людем, и княжим Феодоровым, и владычним, и боярским все свои ухожаи по старине».
Позднее «березовские бортники» упом. в выписи из несохранившихся писцовых и вотчинных книг 1563 письма и меры Григория Плещеева и Киприяна Дедевшина с товарищами, включенной в правую грамоту, выданную в 1584 Тимофею Дмитриевичу Шиловскому с родственниками по тяжбе между ними и дьяком Андреем Васильевичем Шерефединовым. В правой грамоте, выданной в 1576 кн. Федором Ивановичем Хворостининым по челобитью Терехова Воскресенского монастыря на бортников с. Ижевского Рязанского уезда, тереховский игумен Симеон, в доказательство своей правоты, ссылается, как на свидетелей, «на березовского на никольского священника, да на березовских крестьян на Сидора, да на Гаврила на Ширяевых детей, да на Ероху, и на весь приход», т.е. Березово упом. здесь уже в качестве села с церковью свт. Николая Чудотворца.
С. Березово Большое с деревней Старорязанского стана Рязанского уезда упом. в платежных кн. 1594 – 1597 (письма и меры Василия Яковлевича Волынского и Ивана Афанасьевича Нащокина с товарищами) в поместье «за Осипом за Ивановым сыном Нарышкиным». Как известно из др. источников, деревня носила название Березово Малое и располагалась по соседству с селом, «на Житковском враге на речке Тынорце».
16 февр. 1610 царь Василий IV Иванович Шуйский (1606 – 1610) выдал сыну боярскому Ивану Осипову Нарышкину ввозную грамоту на поместье отца его с. Березово, Большая Поляна тож, и д. Малое Березово: «От царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии в Резанской уезд в Старорезанской стан в село в Березово Большая Поляна, в деревню в Малую в Березову на Житковском враге на речке на Тынорце, что было то село и деревня в поместье за Осипом Ивановым сыном Нарышкина, всем крестьяном, которые в том селе и в деревне в Осипове поместье Нарышкина живут. Бил нам челом Иван Осипов сын Нарышкин, отца де его Осипа в прошлом в 117[1609] г. Не стало, а после де отца его осталося жена, а его мать, вдова Дарья, да сын – он, Иван, нашу службу служит, а нашего де жалованья велено за ним по окладу и с придачеми учинить поместья на 350 чети, и за ним де поместья нет нигде, да после отца его осталась дочь, а его сестра, девка Софьица, а опричь де того, после отца его иных детей не осталось. А нашего жалованья за отцом его было поместья на Резани 198 чети, а оклад его был 500 чети. И нам бы тем отца его поместьям пожаловати его, Ивана, в его оклад в 350 чети, а он, Иван, с того отца своего поместья нашу службу служит и мать свою вдову Дарью да ее живота кормит и сестру девку Софьицу кормит, и вскормив сестру свою замуж выдаст. А в резанских книгах писма и меры Василья Валынского с товарыщи лета 7105[1597] г. в том Осипове поместье Нарышкина написано пашни и перелогу и лесом поросло середние земли доброю землею с наддачею 198 чети бес полуосмины в поле, а в дву по тому ж. И ож будет так, как нам Иван Осипов сын Нарышкина бил челом, и вы бы, все крестьяне, которые в том Осипове поместье Нарышкина живут, сына его Ивана слушели, пашню на него похали и даход ему помещиков платили. А Ивану с того отца своего поместья наша служба служить и мать свою вдову Дарью да ее живота и сестру свою девку Софьицу кормить, и вскормив сестру свою замуж выдать».
В писцовых кн. 1628 – 1629 содержится следующее описание с. Березово Старорязанского стана Рязанского уезда: «Село Березово, а в селе на вотчинной земле церковь Николы Чудотворца да апостола Иякова, древена клетцки, а церковь и в церкве образы и книги, и ризы, и все церковное строение вотчиничье, да на вотчинниковой же земле церковные дворы: двор поп Игнатей, двор просвирница Овдотьица, двор пономарь Сенька Степанов, да келья нищаго старца Афонки Прокофьева, а питаетца от церкви Божии, пашни церковные добрые земли из вотчинниковой пашни 12 чети в поле, а в дву по тому ж. Да в селе-ж двор вотчинников, двор прикащиков, а в нем живет дворник Левка Иванов Засора с сыном с Матюшкою, да крестьянских 9 дворов, да бобыльских 9 дворов, да пустых крестьянских 12 дворов». Интересно, что здесь уже не упом. д. Малое Березово, к-рая, вероятно, к этому времени сливается с с. Березово (Большая Поляна) в единое поселение.
По данным окладных кн. 1676 в с. Березово имелась деревянная Николаевская церковь, при к-рой значилось церковной земли только «3 четв. в поле, в дву по тому ж, сенных покосов на 30 копен; в приходе – двор помещиков Ивана Иванова сына Нарышкина, да крестьянских 20 дворов, бобыльских 3 двора». Дани с церкви по окладу было положено платить 23 алтына 3 денги. Судя по данным окладных и писцовых кн. в состав прихода Николаевской церкви с. Березово входило ранее, до построения в ней церкви, и д. Тимошкино: «а преж сего с той церкви дань платили по старому окладу с селом Тимошкиным».
В последней четв. 17 в. с. Березово принадлежало стольнику Ивану Ивановичу Нарышкину (+1693), женатому на А.Р.Караваевой; затем – их сыну стольнику Ивану Ивановичу Нарышкину (1668+1735), женатому вторым браком на А.М.Милославской (1700+1773). И.И.Нарышкин был дальним родственником матери царя Петра I Алексеевича, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Не удивительно поэтому, что он поддерживал близкие отношения с царевичем Алексеем Петровичем, к-рый, предположительно, ок. 1708 посещал с. Березово.
В 1707 на средства стольника И.И.Нарышкина в с. Березово вместо старой деревянной церкви была построена новая кирпичная во имя святителя Николая Чудотворца. В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Березово было отнесено к Переяславль-Рязанской провинции Московской губ.
В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Березово вошло в состав Спасского уезда Рязанской губ. В середине и второй полов. 18 в. с. Березово принадлежало тайному советнику Александру Ивановичу Нарышкину (1735+1782), женатому на кнж. А.Н.Трубецкой (р. 1737), и имевшему в селе большую усадьбу. В 1785 было дано разрешение на устройстве в трапезной Николаевской церкви с. Березово придела в честь Покрова Пресв. Богородицы. В сентябре 1794 испрашивалось дозволение на поправку главы и кровли настоящей церкви.
В конце 18 в., после смерти А.И.Нарышкина, его наследники начинают распродажу своих поместий в Спасском уезде, и владельцами их имения в с. Березово становятся дворяне Фатовы.
К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Березово Спасского уезда Рязанской губ. насчитыв. 96 дворов, в к-рых проживало 494 души муж. и 489 жен. пола. Межевая дача составляла 4.909 дес. 1066 кв. саж.; из них под усадьбами – 25 дес. 462 кв. саж., пашня – 1790 дес., сенные покосы – 300 дес. 2000 кв. саж., лес – 2.640 дес. 1272 кв. саж., неудобья – 92 дес. 2132 кв. саж. В состав межевой дачи входили близлежащее с. Борки (совр. Борок), выделенные в 2 местах церковные земли и пустоши.
На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Березово значилась коллежская асессорша Мария Лаврентьевна Фатова (96 дв., 494 муж. и 489 жен.), жена коллежского асессора, впоследствии надворного советника и кавалера Ивана Венедиктовича Фатова.
«Экономические примечания» дают следующее описание с. Березово: «Село [Березово] селением по обе стороны безымянаго истока, на коем пруд, в нем саженная рыба – караси; церковь каменая во имя Николая Чудотворца; дом господской деревяной, при нем сад с плодовитыми деревями. А [межевой] дачею простерается реки Пары, речек Сухой Суворки на правой, Тынорца и истока Бокина на левой сторонах, при озерах Кужехти, Боровом, Протасьевом, и по обе стороны речек Ванючки, Малой Неторши, Василевки и истока Бокина, которыя в летнее жаркое время бывают: река [Пара] глубиною в 1 сажен, шириною в 15 сажен, в ней рыба: щуки, окуни, лещи, судаки, головли, язи, пискари, ерши и плотва; речки: Тынорец глубиною в 1 аршин, шириною в 10 сажен, в ней рыба: щуки, окуни, плотва, головли, пискари, ерши; исток глубиною в 1/2 аршина, шириною в 6 сажен, в ней рыба: плотва, головли. В озерах Боровом и Кужехты рыба: лини, лещи, караси. Вода к употреблению здорова. А протчия речки пересыхают. Церковныя земли лежат на суходоле. На речке Тынорце при пруде мучная мельница села Березова о 2 поставах с толчею, действие имеет кроме половодья и повреждения во весь год, употребляя для селскаго обиходу. Грунт земли сероглинистой, местами пещанной и каменистой; к плодородию без удобрения не способна. Ис посееннаго хлеба родится рожь, ячмень, овес, а другия семена средствены. Сенныя покосы лутче. Лес строевой, и между онаго дровяной: дубовой, березовой, осиновой, ивовой и альховой; в нем звери – волки, зайцы, белки, горностай; птицы – галки, вороны, сороки, дрозды, коршуны, чижи, щеглы, воробьи и куропатки; в полях – жаворонки и перепелки. Крестьяне на пашне, женщины упражняются в домашнем рукоделии».
В начале 19 в. часть имения Фатовых в с. Березово перешла во владение дворян Телепневых. В результате в с. Березово возникли две усадьбы. Владельцами первой из них были Иван Венедиктович и Мария Лаврентьевна Фатовы, а затем их сыновья – Александр (1780+до 1845) и Глеб Ивановичи Фатовы; владельцами второй – Петр Никитич (1806+?) и его жена Ольга Андреевна Телепневы, а затем их сын, Владимир Петрович Телепнев (1837+?). Все землевладельцы с. Березово выказывали большую заботу о местном Николаевском храме. В марте 1803 было дано дозволение помещ. Ивану Фатову на устройство каменной колокольни; в 1823 помещ. Александру Ивановичу Фатову, согласно его прошению, разрешено было переправить полы и возобновить стенную живопись. Тем же А.И.Фатовым предложено было устройство кирпичного здания для богадельни на 12 чел., но из-за его смерти оно так и не было построено.
К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Березово Спасского уезда Рязанской губ. при р. Тырнице насчитыв. 138 дворов, в к-рых проживало 527 душ муж. и 564 жен. пола. В селе имелась 1 православ. церковь. С. Березово состояло во 2 стане Спасского уезда Рязанской губ. и находилось в 44 верстах от уездного г. Спасска и в 29 верстах от квартиры станового пристава в с. Заполье. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Березово были крепост. помещ. Глеба Ивановича Фатова (1802+?) и Ольги Андреевны Телепневой (1813+?).
С 1861 по 1925 с. Березово являлось администр. центром Березовской волости Спасского уезда. В 1863 на пожертвования Анны Сергеевны Фатовой и Владимира Петровича Телепнева в настоящей Николаевской церкви был устроен новый иконостас и стены вновь оштукатурены и покрыты живописью. В 1873 поставлен был новый иконостас в Покровском приделе, и также поновлены росписи на его стенах. 1882 спасским мещанином Иваном Степановичем Дьяконовым в с. Березово в специально построенном кирпичном здании были открыты мелочная лавка и постоялый двор. В 1886 в с. Березово диаконом Николаевской церкви Смирновым в собств. деревянном здании была открыта одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В том же году купцом Иваном Григорьевичем Куприяновым на р. Тырница была построена новая водяная мельница.
По данным подворной переписи 1886 с. Березово Березовской волости Спасского уезда располагалось на ровном месте близ довольно многоводной р. Тырницы. В с. Березово проживало 576 душ муж. и 594 жен. пола (всего 1170 чел.), в т. ч. 193 домохозяина. На стороне никто не жил. Из не приписанных к обществам в селе проживало 8 семей (23 муж. и 25 жен.). Грамотных было 18 муж.; 31 мальч. учились в школе.
С. Березово состояло из 2 крестьянских обществ (общин):
1) Быв. крепост. помещ. Фатова: 166 муж. и 167 жен. (333 чел.), в т. ч. 52 домохозяина. За ними было закреплено 415 дес. обществ. земли, по 3,0 дес. на надельную душу. Межевая дача в 5 отдельных участках, один из к-рых, при селе, имел вытянутую форму и был занят пашней, остальные, отделенные чужими землями – лугами. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1885 по наличным душам в возрасте от 10 до 60 лет сроком на 10 лет. Душевые наделы имели от 40 до 80 саж. длины и от 1,5 до 2 саж. ширины. Дальние наделы находились в 7 верстах от села. Луга хорошие, поемные, по р. Паре, но часть – суходольные; делились ежегодно. Леса не было.
2) Быв. крепост. помещ. Телепнева и Фатова: 410 муж. и 427 жен. (837 чел.), в т. ч. 141 домохозяин. За ними было закреплено 1180 дес. обществ. земли, по 3,5 дес. на надельную душу. Межевая дача в 5 отдельных участках, один из к-рых, при селе, имел вытянутую форму и был занят пашней, остальные, отделенные чужими землями – лугами. Землевладение общинное; пашня была поделена в 1862 по ревизским душам и предполагался ее скорый передел. Душевые наделы имели от 60 до 80 саж. длины и от 1 до 2 саж. ширины. Дальние наделы находились в 7 верстах от села. Луга хорошие, из них только 3 дес. болота и 3 дес. песка; делились ежегодно. Леса не было.
Выгон у обоих общин был общий с помещ. Телепневыми, и скот пасли одним стадом. Безземельных в с. Березово было всего 20 семей (67 душ). 6 семей (из числа не приписанных к общинам) владели 23 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общин сдавалось в аренду 3 душевых надела. 5 семей, каждая по отдельности, арендовали 5 дес. пашни и 4 дес. луга (всего 9 дес.) за пределами общины.
Почва посредственная, супесчаная и песчаная, ок. 40 дес. песчаной земли вообще не обрабатывалось. Урожайность озимых (рожь) составляла от сам-5,3 до сам-6; яровых (овес) – от сам-3,3 до сам-3,5; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 50 (в общ. быв. Фатова) и 90 (в общ. быв. Телепнева и Фатова) пудов. В селе содержалось 234 лошади, 213 коров, 763 овцы и 398 свиней. 7 дворов имели по 3 и более лошадей, 11 дворов – по 2 и более коров. Не имели лошади 55 дворов, не имели коровы – 66 дворов, без лошади и коровы было 38 дворов. В селе было 500 плодовых деревьев и 55 колод пчел. 167 домохозяев имели по 1 избе, 2 домохозяина – по 2 и более избы. Бездомовых было 4 домохозяина. Не имели ни земли, ни избы 6 домохозяев. Всего в селе было 2 кирпичных и 186 деревянных избы; 1 изба крыта деревом и железом, 187 – соломой; 88 изб топилось по белому, 100 – по черному. Отапливались ветками, к-рые покупали в рощах купцов Полунина и Чернышева по цене от 40 до 55 коп. за воз. В селе насчитыв. 27 деревянных и 144 плетневых заборов, 68 клетей (горниц), 61 амбар и сарай, 38 риг и овинов. Воды хорошей было всегда достаточно, брали ее из 8 колодцев и пруда. Рынком служили сс. Желудево, Шилово и Путятино.
Мест. промыслами занимались 115 семей; из них 30 муж. и 24 жен. нанимались поденщиками к соседним землевладельцам, 33 муж. и 3 жен. сельск. работников (батраков), 25 нанимались обрабатывать чужие наделы, 9 пастухов, 8 возчиков дров, 5 сторожей, 4 кучера, 3 брали подесятин. заработки, 3 плотника, 2 кухарки, 1 чернорабочий, 1 кирпичник, 1 печник, 1 садовник, 1 сапожник, 1 слесарь, 1 кузнец и 1 лакей. Кроме того, многие зимой промышляли извозом. На заработки в отход, преимущественно в Самарскую губ., гг. Одессу, Москву, Орехово-Зуево, Астрахань и Батуми, уходило 44 муж., в т. ч. 23 чернорабочих, 7 бондарей, 6 рабочих на текстильной фабрике, 2 дворника, 2 лакея, 1 бурлак, 1 извозчик, 1 кучер и 1 наборщик в типографии. В селе имелись волост. правление, православ. Николаевская церковь, 2 часовни, церковно-приходская школа, 2 хлебных магазина (склада), водяная мельница, кузница, сукновальня, постоялый двор, 2 винные и мелочная лавки. При селе располагались 2 имения (экономии) дворян Фатовых и Телепневых; в конце 19 в. они перешли во владение соответственно товарища министра путей сообщения Домбровского и подпоручика Квинтилиана Петровича Голикова.
К 1890 на водяной мельнице с 3 поставами купца И.В.Куприянова работало 3 чел. и ежегодно производилось 27 тыс. пудов муки, а также 3 тыс. пудов крупы на 3 тыс. руб.
К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Березово имелась кирпичная Николаевская церковь с 2 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельным – в честь Покрова Пресв. Богородицы. В причте Николаевского храма по штатам 1885 состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 2 дес. под церковью и кладбищем, 3 дес. усадебной, 45 дес. пахотной и 3 дес. луговой земли. В состав прихода Николаевской церкви с. Березово, помимо самого этого села, в к-ром насчитыв. 182 двора, входила близлежащая д. Никитина Сапожковского уезда (68 дворов), в к-рых всего проживало 845 душ муж. и 917 жен. пола, в т. ч. грамотных 180 муж. и 60 жен.
К 1905 в с. Березово Березовской волости Спасского уезда при р. Тырнице насчитыв. 205 дворов, в к-рых проживало 714 душ муж. и 791 жен. пола (всего 1505 чел.). В селе имелись волост. правление, кирпичная Николаевская церковь, одноклассная смешанная церковно-приходская школа и водяная мельница. Церковно-приходская школа содержалась на средства прихожан. К началу 20 в. в ней обучалось 90 мальч. и 45 девоч. При с. Березово располагались 2 усадьбы и имения (экономии): Дмитрия Квинтилиановича и Ольги Владимировны Голиковых (11 муж. и 5 жен.; 425 дес. земли) и Софьи Августовны Домбровской (10 муж. и 4 жен., 425 дес. земли). В имении С.А.Домбровской находилась водяная мельница на р. Тырнице (быв. И.Г.Куприянова; 10 работ.: 6 муж. и 4 жен.).
В 1905 – 1907 Николаевская церковь в с. Березово была расширена, поновлена, а ее Покровский придел был упразднен.
После Октябрьской революции 1917 помещичьи и церковные земли и имущество в с. Березово были национализированы. С 1918 по 2006 с. Березово являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). 31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Березовская волость была упразднена, а ее селения включены в состав укрупненной Шиловской волости Спасского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Березово было включено в состав Шиловского р-на Московской обл. В конце 1920-х в с. Березово была осуществлена коллективизация сельск. хоз. Для ее проведения на работу в с. был направлен московский рабочий-коммунист Прошляков. В 1928 он стал инициатором создания в Березове сельскохозяйственной артели – одной из первых на территории совр. Шиловского р-на. Этот колхоз получил символичное название «Новая Деревня». К 1929 в него вступили до 250 крестьянских хозяйств. Одновременно, 29.07.1936, постановлением Московского областного исполкома была закрыта старинная Николаевская церковь, здание к-рой было вначале передано для устройства сельского клуба, а с 1941 здесь размещалось колхозное зернохранилище.
26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шиловский р-н с с. Березово. К 1940 в с. Березово Шиловского р-на Рязанской обл. насчитыв. 297 дворов; имелись почта, нач. школа, клуб; действовал колхоз. В нач. школе с. Березово (зав. Петр Петрович Рязанов) работало 4 учит. и обучалось 173 учащ. (1937). В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 многие жители с. Березово сражались на фронте, ушедших на войну мужчин заменили женщины. В это время в колхозе «Новая Деревня» косцами работали 90 женщин; школьники занимались прополкой, собирали колоски на колхозных полях. В память о погибших односельчанах в с. Березово был установлен памятник. К 1980 в с. Березово проживало 550 чел.; имелись отд. связи, медпункт, неполная сред. школа (закрыта в 2011), дом культуры, биб-ка, магазин; действовал колхоз «Новая Деревня».
В 1992 здание Николаевской церкви в с. Березово было возвращено верующим; после ремонта храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В наст. время является действующим.
По данным на 2019/20 в с. Березово имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), клуб и биб-ка; действует остановоч. пункт «Тырница» на линии Рязань – Сасово Московской ж. д.
Достопримечательности:
• Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь). Построен в 1707 на средства стольника Ивана Ивановича Нарышкина.
• Усадьба дворян Фатовых – Домбровских, конец 18 – первая полов. 19 вв. Сохранность низкая: сохранились усадебный парк из смешанных пород деревьев, парковая аллея и пруд, а также захоронение в храме одной из владелиц усадьбы Мар. Лавр. Фатовой.
• Торговый дом мещ. Ивана Степановича Дьяконова, 1882; с 1948 по 2011 в здании размещалась школа.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:
ПОСЕЛЕНИЕ БЕРЕЗОВО 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено у сев.-вост. окраины села, в 200 м к вост. и сев. от церкви, на первой надпойменной террасе р. Тырница (правый приток р. Оки), на зап. берегу пойменного оз. Омут, ныне в большей части заболоченного. Поселение протянулось вдоль края террасы, делающей здесь значительный изгиб, в общем направлении сев.-сев.-зап. – юго-юго-вост., размеры ок. 1200 х 80 м, высота над поймой 7 – 8 м. Поселение распахивается, в юж. части занято строениями. Культурный слой до 1,5 м. Керамика лепная, с орнаментом из «жемчужин» и оттисков зубчатого штампа, поздняковской культуры эпохи бронзы, а также гончарная позднесредневековая керамика, неопределенные железные предметы. Средневековый слой памятника связывается с остатками с. Березово, которое было упомянуто в писцовых книгах конца 16 в.
ПОСЕЛЕНИЕ БЕРЕЗОВО 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено в 3 км к вост.-юго-вост. от села, на первой надпойменной террасе правого берега р. Тырница (правый приток р. Оки), на сев.-зап. берегу пойменного оз. Протасово, в 200 м к сев.-зап. от оз. Протасово. Поселение протянулось в направлении зап.-юго-зап. – вост.-сев.-вост., размеры ок. 220 х 105 м, высота над поймой до 0,5 м. Керамика лепная, с орнаментом в верхней части из вдавлений округлой формы и «жемчужин», поздняковской культуры бронзового века, гончарная позднесредневековая.
• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 142 – 144.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[19.08.1496 г.]. ДОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ РЯЗАНСКОГО ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА СО СВОИМ БРАТОМ, КНЯЗЕМ РЯЗАНСКИМ ФЕДОРОМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ.
Грамота великого князя рязанского Ивана Васильевича князю Федору Васильевичу
Божиею милостию и Пречистыа его Богоматери, и по благословенью отца нашего Семиона, владыки Рязанского и Муромского, и по нашей любви, на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю.
Держати ти меня себе братом старишим. А мне, великому князю, держати тобя собе братом молодшим. А меня ти, великого князя, и мое великое княженье держати чесно и грозно, без обиды. А мне, великому князю, тебя держати в братстве, и в любви, и во чти, без обиды. А хотети ти мне, великому князю, добра везде, во всем, и до живота. А быти ти со мною, с великим князем, везде заодин, и до живота, на всякого недруга, и твоим детем с моими детми. А мне, великому князю, хотети ти добра, моему брату молодшему, везде, во всем, и до живота. И быти ми с тобою везде заодин, и до живота. А кто будет мне, великому князю, друг, то и тебе друг. А хто будет мне, великому князю, недруг, то и тебе недруг. А что ти слышев о моем добре или о лисе от хрестьянина, или от литвина, или от иноверца, то ти поведати нам в правду, без примышленья. А не канчивати ти, ни ссылатися ни с кем без моего веданья, великого князя. А мне, великому князю, так жо без тобя, не канчивати, ни ссылатися ни с кем. А с кем яз, великий князь, буду в докончаньи, и мне с тем и тобя учинити в докончаньи. А с кем будешь ты в целованьи, и тебе к тому целованье сложити. А хто к тебе учнет присылати на наше лихо, и тебе то нам поведати в правду, без хитрости. А того тебе без моего веданья не отпустити, кого к тебе пришлют. А мне, великому князю, тобя жаловати и печаловати ми ся тобою и твоею отчиною.
А чем тобя благословал отец наш, князь великий Василей Иванович, да и яз, князь великий Иван Васильевич, с своею матерью, великою княгинею Анною, отделили есмя тебе в Переаславли Перевитеск и Рязань Старую с волостьми, и с отъеждими месты, и того мне, великому князю, всего под тобою блюсти, и не обидети, ни вступатися, ни моим детем под твоими детми. А жити ми с тобою в Переславли по тому, как отделил тобя яз, князь великий, и мати наша великаа княгини. А отчина ми твоа держати под тобою, и блюсти, и не обидити, ни вступатися, ни моим детем под твоими детьми. А чем меня благословил отец наш, князь великий Василей Иванович, Переславлем, и Ростиславлем, и Пронском, и всеми волостьми, и со отъеждими месты, и всем великим княженьем, и тебе подо мною великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, ни обидети, ни вступатися.
А по грехом, отоимет Бог меня, великого князя, и тебе под моими детми великого княженья не хотети, ни твоим детем под моими детми, и блюсти, и не обидити, ни вступатися. А не будет у меня детей, и мне, великому князю, великим княженьем благословити тебя, своего брата.
А отоимет Бог тобя, нашего брата молодшаго, и мне, великому князю, в твою отчину не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А не будет у тобя детей, и тебе, моему брату, своей отчины не отдати никотораю хитростью мимо меня, великого князя.
А что мати наша, великая княгини Анна, взяла у меня, у великого князя, из моего великого княженья четверть во всем, и то мати наша ведает до живота. А по грехом, отоимет Бог матерь нашу, и та четверть моа и есть со всем. А тобе в то не вступатися. А что мати наша взяла у тобя, у моего брата, ис твоей трети четверть, и то мати наша ведает до живота. А отоимет Бог матерь нашу, и та четверть твоя и есть со всем. А мне, великому князю, в то не вступатися.
А Орды знати и ведати мне, великому князю, и царевичев ясак Сатылганов, или хто иной царевич будет на том месте. А имати ми у тобя выход и царевичев ясак, с твоей отчины треть, по старым дефтерем, по крестному целованью. А коли яз, князь великий, в Орду не дам и царевичю ясака, и мне у тобя не взяти.
А где ми, великому князю, самому всести на конь, и тебе со мною самому пойти. А где ми тобя послати, и тебе пойти без ослушанья. А где пошлю своих воевод, и тебе послати с моими воеводами своего воеводу с людми. А делати ти велети мое дело в правду, без хитрости. А хто учнет тобя, моего брата, обидети, и мне с тобою стояти заодин, в правду.
А промеж нас роздел земли от Оки реки по Вакиных деревню, да по Голцово, да по Ивачеву деревню, а Вакиных деревня и Голцово в великого князя стороне, а Романовское село и Ивачева деревня во княжи Феодорове стороне, а от Ивачевы деревни […] на низ до речки до Мечи, да на низ по Мечи до речки до Пилеса, да Пилесом вверх по лесу по Каринскому к Мосоловской деревни, а Мосоловская деревня во княжи Феодорове уделе, а от Мосоловской деревни вниз по Осетру до устья и по рубежу, те деревни пашни свои и ухожаи ведают по старине.
А рубеж Переславлю с Рязанью от Оки реки по Лубяной вверх направо к Переславлю, а налево к Рязани, а от верху Лубяной по перевертам к Исьи, а от Исьи по Щучей вверх, а от Щучей по перевертам к Исьи, да по Исьи на низ до устиа, да на низ по Оке реке до усть Прони, да Пронею вверх до Жорновищ, от Жорновищ подле лес позад Заполья, да позад Березовой Поляны, до рубежа до Мещерского, куде наши бояре ехали. А в лесе ходити великого князя людем, и княжим Феодоровым, и владычним, и боярским все свои ухожаи по старине.
А что мое село Переславичи в твоем уделе, а сидят в нем мои холопи Шипиловы, и то село з данью, и с судом, и со всеми пошлинами мое, великого князя.
А что есмя, брате, отделили тебе княженейских дворов в городе, и посад, и мелницы, и поле у города, и луг, и в городской тамги треть, и мне, великому князю, в то не вступатися, ни моим детем под твоими детми. А города ти Переславля рубити, брате, своею отчиною, треть. А что в городе в Переславли мои люди тяглыи, кои послов кормят, и мыта, и иные пошлины, и тебе в то не вступатися, ни твоим детем под моими детми. А что дворы в городе в Переславли, купля матери нашей, великие княгине, и в тех дворех матери нашой воля.
А мне, великому князю, новых пошлин не замышляти. А тебе, моему брату, в своей отчине новых пошлин не замышляти. А ведати пошлины по старине. А в церковные нам пошлины не вступатися.
А что моя мордва деленая с водчинами во Цне, и в Карабугинском уезде бортники с оброки, и в Пластикове, и в Бовыкине, и в Вороножи, и Дон, и рыбья ловля в моем великом княженьи, а Романцев весь мой, великого князя, и Братилов весь, и ясеновские бортники, и пронские бортники, и окологородные бортники, и волости Мещерьские с оброки и со всеми доходы по старине, а те мои бортники, и мордва деленая со всеми доходы моя и есть, по старине. А что наши люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и городские рыболове, истобники, псари, подвозники меховыи, подвозники кормовыи, и садовники, ястребьи, подвозники медовыи, и гончяры, неводчики, и бобровники, и иные кои мои люди деленыи, и конокормы по рубеж, и в то тебе, моему брату, во все не вступатися, ни подъискивати, ни твоим детем под моими детми.
А что наши села в Мордве на Цне и на Украйне, и те села ведати нам по записем.
А что твоа мордва деленая во Цне, и в Корабугинском уезде бортники с оброки, и в Бовыкине, и в Вороножи, в Верхнем, и Тешев весь, и в Дону реце жеребей, и перевитские бортники, и рязанские бортники, и Мещерские волости со оброки и с доходы по старине, что ся тебе в делу достало, а что твои люди деленыи ловчане, и они свои места и ухожаи ведают по старине, и рязанские рыболове, истобники, псари, подвозники меховые, и подвозники кормовые, и садовники, ястребьи, и подвозники медовые, и гончары, неводчики, бобровники, и иные которые твои люди деленые, а конокормы по рубеж, и мне, великому князю, в то во все не вступатися, ни моим детем под твоими детми.
А что есмя, брате, с тобою делили свою отчину по записем, и те у нас записи на обе стороне. А суд мужству по рубеж. А по судеревным знаменам суд вопчей.
А в городе Переаславле быти, брате, твоему третчику с моим наместником з болшим в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и на посаде меж моих людей, и твоих людей, и межи чьих людей ни буди, ино пристава даст мой наместник, великого князя. А прилучится твоего третчика приставъ туто, и онь с ним идет и на поруку даст. А не прилучится, и приставъ моего наместника один идет без твоего третчика пристава, и на поруку даст, и поставит перед моим наместником, и мой наместник судит. А твой третчик прилучится туто, и он с ним же судит, а не прилучится туто, и мой наместник без него судит один, а твой третчик смотрит своего прибытка. Да и в ыных делех во всяких на гостей и на черных людей, опричь кладежных людей старых, кои послов кормят в Переславли, пристава даст и судит мой наместник, великого князя. А твой третчик прилучится тут, и он своего пристава даст, да и судит с моим наместникомъ; а не прилучится тут, и мой наместникъ судит без него, а твой третчик в прибытке и в пошлинахъ наместничих ведает свою треть. А коли приедут твои люди из твоего уделу в Переславль, а прилучится у нихъ в Переславли душегубство, или розбой, и татба съ поличным, и над ними суд в душегубстве и в поличном в Переславли моего наместника и твоего третчика. А без моего наместника пристава приставу твоего третчика в душегубстве и в поличномъ на поруку не дати. А тобе, моему брату, своих людей в Переславли в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным самому не судити. А будет каково иное дело межи твоих людей, которые живут в городе в Переславле и на посаде, опричь душегубства, и розбоя, и поличнаго, ино их судит твой приказщик, и доложит тобя, моего брата. А не будет тобя в Переславли, и ему дождати тобя, как будешь в Переславли. А ис Переславля твоему приказщику в твой удел тех людей к тебе к докладу не водити.
А хто приедет в Переславль торгом, да протамжится; или твой человек приедет из твоего уделу в Переславль, да протамжится, ино в протаможьи даст на него пристава мой наместник, да и судит его один без твоего третчика. А кого перед ним в протаможьи утяжют, и он велит таможником взяти на нем протаможья 2 рубля, а ему взяти от суда 4 алтыны, и те 4 алтыны емлет мой наместник один, а твоему третчику ис тех 4 алтын нет ничего. А тобе, моему брату, в Переславли своих людей в протаможьи не судити, ни твоему третчику.
А мне, великому князю, в душегубстве, и в розбои, и в татбе с поличным, и в протаможьи, и в какове деле ни буди, твоихъ людей судити и казнити воля во всем. И на ком урку, что яз, князь великий, продажи своему наместнику, и в том уроце твоему третчику треть.
А хто здешний жилец, переславец, городской человек, или загородской, взыщет чего на твоем третчику, или на его тиуне, или на его доводчикех, ино его яз, князь великий, сам сужу, да и его тиуна, и его доводчиков.
А что дом великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки в нашей отчине, и волости, и села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, во владычни волости, и села, и земли бортные, и в воды не вступатися. А знают владычини люди мою, великого князя, дань, и ям, и город рубят. А суд мой, великого князя, над владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж моих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.
А что в моей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и мне, великому князю, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают своих людей по старине.
А что великих мученик Бориса и Глеба, и отца нашего Семиона владыки домовыи волости, и села, и земли бортные, и воды в твоей отчине, моего брата, и тобе, моему брату, во владычни волости, и села, и земли бортные, и воды не вступатися. А знати владычним людем твоя, моего брата, дань и ям, и город им рубити. А судъ твой, моего брата, надо владычними людми в душегубстве, и в розбои, и в татбе. А меж твоих людей и владычних людей суд и пристав вопчей. А меж владычних людей владычень суд.
А что в твоей отчине монастырские села, и земли бортные, и воды, и тобе, моему брату, в то не вступатися. А меж своих людей монастыри судят сами, и пристав их за их людми. А ведают свои люди по старине.
А хто имет жити твоих бояр, и детей боярских, и слуг в моей отчине, великом княженьи, и мне их блюсти, как и своих. А отчин ми у них и купленых земль не отнимати. А хто имет жити моих бояр, и детей боярских, и слуг в твоей отчине, и тобе их блюсти, как и своихъ. А отчин ти у них и купленых земль не отнимати. А хто которому князю служит, где бы ни жил, тому с тем и ехати, хто которому служит. А огородная осада, где хто живет, тому туто и сести, опрочь бояр введеных и путников. А бояром, и детем боярским, и слугам, и хрестьяном меж нас волным воля.
А сел ти в моей отчине, великом княженьи, не купити, ни закладней не держати. А мне, великому князю, в твоей отчине сел не купити, ни закладней не держати.
А которых дел не искали до нашего докончанье, и тем делам на обе стороне суд. А даному, положеному, холопу, робу от века судъ. А татя, беглеца по исправе выдати. А заемному, поручному, и всему обидному меж нас суд без перевода. А судьям нашим третей волной нашие земли.
А пошлин с холопа с семьи 2 алтына, а с одинца алтынъ.
А на сем на всем, брате молодший, князь Феодор Васильевич, целуй ко мне крест, к своему брату старишему, к великому князю Ивану Васильевичю, по любви, в правду, без хитрости.
А писана в Переаславле, лета 7004[1496], августа в 19-й день.
[Список 15 в. Помета на обороте (почерком 16 в.): Списки з грамот з докончалных с резанских великому князю Ивану з братом его, со князем с Феодором, а самые грамоты докончалные с печятми лета 7004 […] к резанской к Огрофене с ее человеком с Медведем].
• Публикация: Древняя Российская Вивлиофика// Под ред. Н.И.Новикова. – М.; Типографич. компания, 1788. – Ч.2. – С.263 – 286.
[1594 – 1597 гг.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПЛАТЕЖНЫХ КНИГ СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ВОЛЫНСКОГО ДА ИВАНА АФАНАСЬЕВИЧА НАЩОКИНА:
(1) За Осипом за Ивановым сыном Нарышкина село Березова Большое да деревня; в живущем пол-полтрети сохи и четь пашни; а в пусте полчетверти сохи и пол-пол-полтрети сохи, и не дошло 3 чети пашни.
• Публикация: Писцовые книги Рязанского края, XVI в.// Под ред. В.Н.Сторожева. – Рязань, 1898. – Т.1. – Вып.1. – С. 242.
[16.02.1610 г.]. ВВОЗНАЯ ГРАМОТА ИВАНУ ОСИПОВУ СЫНУ НАРЫШКИНА С МАТЕРЬЮ И СЕСТРОЙ НА ПОМЕСТЬЕ ОТЦА С. БЕРЕЗОВО БОЛЬШАЯ ПОЛЯНА С Д. В СТАРОРЯЗАНСКОМ СТАНЕ РЯЗАНСКОГО УЕЗДА.
Список з государевы с возные грамоты слово в слово.
От царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии в Резанской уезд в Старорезанской стан в село в Березова Болшая Поляна, в деревню в Малую в Березову на Житковском враге на речке на Тынорце, что было то село и деревня в поместье за Осипом Ивановым сыном Нарышкина, всем крестьяном, которые в том селе и в деревне в Осипове поместье Нарышкина живут. Бил нам челом Иван Осипов сын Нарышкин, отца де его Осипа в прошлом в 117[1609] г. не стало, а после де отца его осталося жена, а его мать, вдова Дарья да сын – он, Иван, нашу службу служит, а нашего де жалованья велено за ним по окладу и с придачеми учинить поместья на 350 чети, и за ним де поместья нет нигде, да после отца его осталось дочь, а его сестра, девка Софьица, а опричь де того, после отца его иных детей не осталось. А нашего жалованья за отцом его было поместья на Резани 198 чети, а оклад его был 500 чети. И нам бы тем отца его поместьям пожаловати его, Ивана, в его оклад в 350 чети, а он, Иван, с того отца своего поместья нашу службу служит и мать свою вдову Дарью да ее живота кормит и сестру девку Софьицу кормит, и вскормив сестру свою замуж выдаст. А в резанских книгах писма и меры Василья Валынского с таварыщи лета 7105[1597] г. в том Осипове поместье Нарышкина написано пашни и перелогу и лесом поросло середние земли доброю землею с наддачею 198 чети бес полуосмины в поле, а в дву по тому ж. И ож будет так, как нам Иван Осипов сын Нарышкина бил челом, и вы бы, все крестьяне, которые в том Осипове поместье Нарышкина живут, сына его Ивана слушели, пашню на него похали и даход ему помещиков платили. А Ивану с того отца своего поместья наша служба служить и мать свою вдову Дарью да ее живота и сестру свою девку Софьицу кормить, и вскормив сестру свою замуж выдать.
Писан на Москве, лета 7118[1610] г. февроля в 13-й день.
А у подлинные государевы грамоты припись дияка Горасима Мартемьянова.
А справка подъячева Гордея Бобанина.
• Публикация: Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII в.// Сост. А.В.Антонов. – М.; Древлехранилище, 2002. – Т. 3. – С. 222 – 223.
Свидетельство о публикации №223042600962