Квирин, Кернунн и Перун

Квирин (сабинск. Quirinus «копьеносный») – дух-покровитель (genius), в которого превратился основатель Рима Ромул, сын Марса и Реи Сильвии, 5 июля 717 г. до н.э., на 38-й год царствования. Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином» [Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий]. Согласно легенде, после смерти Ромула, во время посещения его могилы, с неба спустилась звезда и зажгла волосы его жены-сабинянки Герсилии, в результате чего та поднялась на небо звездой Горой, ставшей женой Квирина.

Римские граждане в ранний период своей истории именовались квиритами (Quirites, populus Romanus Quirites, Quiritesque, Quiritium) – «почитающие своим богом Квирина». Считается, что изначально этим сабинским словом определялись только те римляне, кто происходил от сабинских женщин, которых похитили римляне-мужчины по приказу Ромула, и только на квиритов распространялось право земельной собственности . Самый высокий из холмов Рима, на северо-востоке от исторического центра города, был назван Квиринальским, поскольку здесь был сооружен храм Ромула-Квирина. Жрецы (фламены) Ромула-Квирина наряду с жрецами Юпитера и Марса принадлежали к высшей касте римских жрецов. Праздник в честь Ромула-Квирина устраивался 17 февраля.

Но, поскольку, Квирином почитался в Риме также Янус, древнейший бог-царь Италии, который принял Сатурна и разделил с ним власть, то, скорее всего, Квирин – это именно «божественное священство» царя, которое перешло от Януса к Ромулу, аналог иранского «фарна» (hvarnah) – «животворящей силы Солнечной Благодати, божественной сущности, приносящей богатство, власть и могущество; символ царской власти». К тому же Янус имел супругу-сестру Камессу, от которой он имел сына по имени Тиберин, покровителя римской реки, взявшего женой Рею Сильвию после рождения ею от Марса близнецов Ромула и Рема.

Некоторые исследователи сближают римского (латинского) Квирина с кельтским Кернунном (Цернунном, Cernunnos), поскольку ранее кельты и италики составляли единую прагруппу индоевропейцев, пришедшую в Западную Европу (разделились где-то в регионе нынешних Нидерландов). Возможно, поэтому кельты-галлы так стремились овладеть городом бога, в котором они узнали своего Кернунна. У кельтов Кернунн – божество мужественности с оленьими рогами на голове, сидящий в позе козака Мамая (Будды), держущий в руках круглую гривну (кольцо; символ магии?) и змею (символ молнии?), покровитель леса и жрецов-друидов.

Известно, что индоевропейская глухая лабиовелярная согласная *k; в определенных европейских языках (кельтских и латыни) тождественна *p, как например, слав. «пять» и латин. qu;nque. Также внутри самих кельтских языков есть т.н. группа Q-языков, т.н. «гойдельская, лабилиализованная» – ирландский, шотландский, мэнский, кельтиберийский языки, и P-языков, т.н. «бриттская, делабилиализованная» – корнский, кумбрийский, бретонский, лепонтийский, галльський, как например: валл. penn и ирл. cenn «голова», валл. map и ирл. macc «сын» (к протокельтскому *makw-os), валл. pedwar и ирл. cethar «четыре», ирл. сruim и валл. pryf «черв», а валл. nith, др.-ирл. necht «племянник» из и.-е. *nept;, при латин. nepot «внук», ср.-ирл. cruimther из греч. presbyter «старейший», др.-ирл. cland из латин. planta «растение», др.-ирл. caille из латин. pallium «покрывало, плащ», ирл. Cothraige из латин. Patricius и прочее . Считается, что не переход части индоевропейцев с *k; на *p обусловлен фактом того, что эта часть вообще разучилась произносить исконное и.-е. *p из-за того, что ассимилировала до-индоевропейский субстрат, так как в аквитанском и баскском нет звука p, и заменяли его даже в заимствованных словах: латин. planta «растение, поросль» > qulanda > ирл. clann «потомки, дети, род, семья», а имя святого Патрика, патрона Ирландии, бритта по происхождению, также было заимствовано в гойдельском в форме Patricius > Quatricius > Cothriche . Дж.Р.Р. Толкиен как талантливый лингвист также обыграл этот переход KW > P в эльфийских языках как «общетелерийский». Поэтому связанную с Квирином богиню Акку Ларентию (исторически жену пастуха, воспитавшую близнецов Ромула и Рема) предлагаем сопоставить с кельтской богиней лошадей Эпоной (галл. Epona «лошадиная богиня», но ирл. ech «лошадь», ирландское божество Echde < *ekvo-dios и латин. equ «кобыла, лошадь», equitem «всадник», санскр. ashvah, греч. hippos).

На этой основе, исходя из вышеизложенного, более верным будет отождествить Квирина (Quirinus) с Перуном (*Perunъ), аналогами которого являются ведический Парджанья, литовский Перкунас, исландская Фьёргун, албанский Перенда (perёndia на тоскском, perеnija на гегском). Их разные этимологии являються вторичными истолкованиями-сближениями (готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», праслав. *perti, *pьron «ударять, бить»; от якобы и.-е. *perkuu- «дуб; избиваемый, ударяемый, т.е. подверженный ударам (молнии)», сопоставимое с латин. quercus «дуб»), первоначально забытого значения но, по нашому мнению, сохранившегося у римлян: Quirinus < *co-vir- «мужское содружество».

Русы князя Игоря в клялись пред идолом Перуна, сложив своё оружие, щиты и золото. Палицы Перуна с тяжёлыми оловянными наконечниками, которыми новгородские парни устраивали драки между «концами» грода, хранились в церкви святых Бориса и Глеба, которые отчасти восприняли у Перуна функцию покровительства князю и дружине. Как гласит приписка на полях «Степенной книги», в 1652 г. митрополит Никон изъял и сжёг последние палицы, таким образом прекратив «бесовское то тризнище». В 1905 г. Д. Эварницкий (Яворницкий) записал в Екатеринославской губ. рассказ об острове Перуне , где говорится уже о каменном идоле Перуна с золотой головой, которого «князь Святославский» велел бросить в Днепр, и тот доплыл до порогов. Перун нашел пещеру в скалистом острове и превратился там в семиголового змея. В той пещере были двери, сначала – железные, потом – золотые, а за ними – столы, серебряные и золотые, много всякого богатства, но внутри стонал змей. Он похищал красивых девушек, жил с ними, а потом пожирал несчастных, пока бог не послал туда богатыря, убившего змея. Но этот рассказ удивительным образом согласуется с производимыми на днепровском острове Хортица перед священным дубом обрядами консорции руссов, зафиксированными императором Константином Багрянородным: «… На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг (дуба), а другие – кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай».

Описанный в русских летописях обряд свержения Перуна тождественен с зафиксированным в «Хронике» Георгия Амартола описанием изгнания из Рима Февруария, воплощения зла. Очистительные обряды в Риме (февруи) проводились двенадцатью ликторами – носителями фасций, которые символически выметали зло из Рима перед праздником Ромула-Квирина 17 февраля, но после луперкалий 13-15 февраля (в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица (lupa) выкормила Ромула и Рема. Каждый год патрицианская молодежь собиралась в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву богу Луперку молодых коз и собак, после ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур, а женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка помогает легче разрешиться от бремени; еще римский папа Геласий (V в.) называл Февруария «богом луперкалий», хотя сами луперкалий были посвящены Фавну).

Интересно, что в католической церкви почитается святой Квирин, по одной версии (римской), обезглавлен и брошен в Тибр, а по второй (сабарийской) – утоплен с жерновом на шее. В обоих случаях его тело находят, оно становится мощами (хранятся в церкви Пресвятой Девы Марии в Трастевере или в церкви Петра и Павла в баварском монастыре Тегернзее). Сам святой Квирин на изображениях представлен как королевский сын в княжеских одеждах с короной, скипетром и державой, с мечом и пальмовой ветвью, или как епископ с жерновом на шее, сбрасываемый в реку. Возможно, в легенде о святом Квирине нужно видеть какой-то отзвук легенды о том, что Ромула утопили заговорщики в Козьем болоте?..

То, что Перун преследует Велеса, близко к известному противостоянию Ромула-Квирина с братом Ремом («Remo cum fratre Quirinus», Вергилий, Aeneid 1. 292), и, очевидно, что в западных индоевропейцев почиталась близнечная пара богов-героев, реставрируемая как лат. *Jemos (> *R-Yemos > Remos) и *Co-vir-in-us (> Quirinus), прабалт. Jumis «Близнец» i Viras «Человек (Муж)» < и.-е. *Yemo(no)s «Близнец» и *Wiro(no)s «Человек».

Ж. Дюмезиль предложил отождествить римского бога-хранителя плодородия Квирина с германским богом плодородия Фрейром и славянским богом скота Велесом (тут добавим, что у греков богом-хранителем скота и пастухов был Аполлон). Но, как видим, Фрейр и Велес тождественны не Ромулу-Квирину, а его брату-близнецу Рему.


Рецензии