Пылающее сердце 9
Пока II группа пыталась противостоять 2-й ВА и оформляла липовые рекорды (18 побед за день от Ланга, 13 побед за бой от Рудорффера), которые были похожи на истерику от бессилия, I группа захлебывалась кровью в совершенно прямом, а не переносном смысле слова, в тяжелейших боях в небе Невеля. Нельзя сказать, чтобы её пилоты тоже были особенно объективны в оценках своих действий, однако в целом они были более опасными противниками, чем пилоты II группы. Тем ценнее победы советских пилотов, одержанных на этом участке.
10 октября здесь погиб один из лучших асов группы, многоопытный оберфельдфебель Карл Фухс из 3 отряда, имевший 67 побед на счету. Он сошёлся в бою с "Кобрами" 28-го гиап. Лётчик Мазурин Фёдор Макарович, быстро сориентировавшись, развернул свою "Кобру" и пошёл в лобовую атаку. Немец принял вызов, и напрасно: мощная пушка "Кобры" уничтожила его самолёт. Он взорвался в воздухе, и ас погиб. Мазурин и сам был не новичок, а впоследствии стал Героем Советского Союза.
Бои здесь шли от случая к случаю, периоды активности сменялись периодами затишья. 11 ноября погиб постоянный напарник Новотны, оберфельдфебель Антон Дёбеле из 1 отряда, на счету его было 94 победы. Он погиб в бою со штурмовиками, по немецким данным столкнулся со сбитым "Илом", но, вероятно, он был уже подбит перед этим стрелком штурмовика.
А на следующий день был сбит и постоянный ведомый Новотны - фельдфебель Карл Шнёррер, имевший 35 побед на счету. Он с высоты 50 метров выпрыгнул с парашютом, успел его раскрыть, но удар был всё равно очень сильный, и ас сломал обе ноги. Чтобы не очень расстраивать Новотны и Шнёррера, им записали по победе в том бою. Хотя на деле никаких побед они не одержали. Четверка 115-го гиап патрулировала район боевых действий, были обнаружены фв-190 и тут же атакованы. Звено Новотны застали врасплох. Обычно пару Новотны в таких случаях страховал Дёбеле, но его уже не было. Советские пилоты быстро реализовали фактор внезапности - лётчик Бойкачев Павел Давыдович дал меткую очередь и сбил Шнёррера. На этом восточная карьера Новотны закончилось, и, как видим, весьма печально. Он получил запрет на боевые вылеты и сосредоточился на работе командной. Впрочем, командовал он только на бумаге, по сути не занимаясь делами группы. Здесь располагался штаб эскадры, и группой управлял непосредственно сам командир эскадры майор Хубертус фон Бонин.
В декабре бои в небе Невеля активизировались. 8 декабря эскадра потеряла оберлейтенанта Курта-Райнхардта Фишера из 1 отряда, имевшего на счету 33 победы. Это был бой против четверки 976-го иап, которая занималась сопровождением "Илов". Немцы атаковали двумя парами - одна атаковала "Илы", другая - истребители. Немцы попытались, не достигнув успеха в первой атаке, затянуть наших пилотов в бой на вертикалях. Вверху находилась ещё одна пара фв-190, прикрывавшая своих и в бой не вступавшая. В ходе боя один из пилотов, лётчик Григорьев из новичков, потерял строй и стал жертвой как раз ведущего этой пары - оберфельдфебеля Фрица Тегтмайера.
Фишер же решился наконец на лобовую атаку на Як-7б. Казалось бы, все преимущества были на стороне мощно вооружённого и хорошо защищённого спереди фв-190. Однако мы уже видели в случае со Штотцом, чем порой заканчивались такие атаки. Вот и теперь советский пилот Скляров Константин Дмитриевич оказался более метким, его очередь поставила крест на карьере Фишера.
15 декабря был траурным днем и для JG54, и для Советской 3-й ВА. В тот день в воздушном бою погиб знаменитый ас и командир 63-го гиап подполковник Федотов Андрей Андреевич. Во время атаки на бомбардировщики он был сбит с дальней дистанции оберлейтенантом Францем Айзенахом, командиром 3 отряда. На момент гибели ас имел 21 победу на счету. Но JG54 понесла ещё более страшную потерю - погиб её командир, майор Хубертус фон Бонин, который был не просто отличным организатором, но и блестящим асом, имевшим 77 побед на счету.
В тот день он ведущим пары вылетел на отражение удара группы "Илов" из состава 135-го шап. Поскольку советские штурмовики проявляли повышенную активность в тот день, то немцам приходилось отражать налеты силами маленьких групп. Сопровождение осуществлял 64-й гиап, ведущим шестерки был Маношин. Бонин сделал ставку на внезапность атак. Полк сопровождал штурмовики не вплотную, а находясь выше. Бонин смог провести первую атаку совершенно неожиданно и безнаказанно, сбил один из "Илов". Он решил повторить атаку. Но теперь лётчик Потапов Александр Семёнович успел среагировать. Правда, Бонин успел зажечь один из штурмовиков, тот перетянул линию фронта, но затем разбился. Потапов спасти штурмовик не успел, но смог ответить - стремительно сблизившись с Бонином сзади, он с малой дистанции дал одну точную очередь, которая поставила точку в карьере легендарного аса. Маношин тоже обстрелял второй фв-190 и заявил сбитым, но эта победа не имеет подтверждения. Для Потапова эта победа стала всего лишь второй в карьере.
А уже 18 числа в прицел Потапова попал ещё один знаменитый ас - командир 3 отряда оберлейтенант Франц Айзенах. Основные действующие лица с Советской стороны были те же. Снова на задание ушли несколько групп 135-го шап, сопровождала одну из них четверка Маношина. Айзенах со своим ведомым Отто Феньякобом учинил форменный разгром - сбил четыре штурмовика, причём эти потери подтверждаются советской стороной. В это время другое звено фв-190 связало боем четвёрку Маношина. Маношин дал Потапову указание в одиночку оборонять штурмовики, а сам тройкой продолжил вести сложный бой с фв-190. В этом бою был сбит один советский самолет, побед не удалось одержать. Потапов, оценив ситуацию, зашёл со стороны солнца на фв-190 и с большой дистанции обстрелял фв-190 Айзенаха. Ас был сбит, спасся, но был ранен. Немцы атаки советского истребителя не видели, так как Потапов использовал "световую завесу", и решили, что Айзенах сбит огнём с земли. Айзенах в том бою одержал 49 победу в карьере, но по ранению выбыл на полгода.
Все эти примеры показывают, что советским асам приходилось вести бои с очень сильным, искусным врагом, но в этих боях они проявляли себя очень достойно. А Потапов Александр Семёнович вообще действовал идеально, обе его победы над видными асами можно считать эталонными. К сожалению, сам он асом не стал: одержал только три победы, был сбит в 44 году, попал в плен, вернулся после Войны.
После гибели фон Бонина эскадра некоторое время была без командира, только в январе нашли ему замену - Антона Мадера, командира JG11. Мадер был толковый командир и смог навести порядок в эскадре, особенно это касалось II группы. Но, в отличие от фон Бонина, он не ходил сам на боевые задания. Это было одновременно и плюсом, и минусом. Боевой командир для подчинённых всегда авторитетнее, но вместе с тем всегда есть опасность повторить судьбу фон Бонина. В феврале нормального командира получила и I группа в лице хауптмана Хорста Адемайта, чей 6 отряд был лучшим в эскадре. Адемайт сменил Новотны, который, как уже говорилось, был не очень сильным командиром.
4 января эскадра потеряла сразу трех пилотов, один из них был опытным асом. В районе Шумилино сбит был командир 2 отряда оберлейтенант Отто Винцент, имевший 45 побед на счету. Он атаковал группу штурмовиков и сбил один из них, причём атаковал снизу и сзади, чтобы не попасть под огонь стрелков. Однако сопровождение среагировало достаточно оперативно. Лётчик Кулиев Адиль Гусейн-Оглы из 65-го гиап атаковал Винцента и сбил его с одной атаки. Кулиев был опытный и сильный ас.
30 января эскадра потеряла аса из 1 отряда - фельдфебеля Герхарда Проске, имевшего 27 побед. Он якобы из-за технической неисправности совершил посадку за линией фронта и попал в плен. Скорее всего, это произошло 31 января, так как 30 января не отмечено никаких подобных событий на данном участке фронта. Действительно, 31 января лётчик Хитров Сергей Степанович из 65-го гиап обнаружил во время патрулирования одиночный фв-190, производивший разведку, атаковал и подбил. Позже была получена информация, что лётчик с подбитого фв-190 попал в плен. Видимо, это и был Проске.
Постепенно бои на данном участке фронта затихли до самой операции "Багратион". Весной они сводились к редким стычкам, в которых мы нашли всего одну потерю немецкого аса. Произошло это 18 марта в районе Пустошки. Пара пилотов 10 отряда - оберлейтенант Зигурд Хаала и лейтенант Рудольф Грат отправились на охоту. Они заметили маленькую группу "Яков" из состава 431 иап и провели внезапную атаку. Был сбит один "Як". Тут же командование полка отправило в этот район ещё одно звено полка на поиск дерзкой пары. Вскоре пара была обнаружена, и теперь уже охотники стали дичью. Лётчик Суравешкин Алексей Семёнович атаковал пару, используя эффект неожиданности, и сбил одного из них. Рудольф Грат погиб, на счету у него было 12 побед.
Бои эти стоили эскадре, как мы видим, весьма дорого, она здесь потеряла целый ряд асов, которых некем было заменить. Боеспособность I группы сильно снизилась от этих потерь.
Свидетельство о публикации №223042700264