Сберечь для будущих охот

Сберечь для будущих охот


На дворе конец января, а на Ставрополье стоит весенняя погода. И днём и ночью плюсовые температуры, как обычно бывает в середине марта. Закрылась охота на зайца, но до конца февраля можно ещё поохотиться на хищников: волка, шакала, лисицу, корсака, енотовидную собаку. Звоню своему старому знакомому, председателю Ставропольского регионального отделения военно-охотничьего общества Александру Евдокимовичу Шаверневу, интересуюсь, как дела в его охотничьем хозяйстве, какие результаты в прошедшем сезоне. Он предлагает приехать к нему на работу в «Дом офицеров» и обсудить все интересующие меня вопросы. В назначенное время я у него в рабочем кабинете. Как всегда, он обстоятельно мне рассказал об успехах и проблемах совета СРО ВОО СКВО, который он возглавляет уже восемнадцать лет. Год завершается с неплохими результатами: оформили охотхозяйственное соглашение на 49 лет, осуществили рабочий проект внутрихозяйственного охотхозяйства со схемой использования и охраны охотничьих угодий, срок действия паспорта 10 лет, построили фазанарий площадью 72 квадратных метра, где выращиваются первые 12 фазанов. В этом году планируется приобрести ещё 50 голов, и запустить вторую очередь строительства фазанария такой же площади. Рядовые охотники сдают разрешительные документы на охоту, и можно подвести уже некоторые итоги. Закрыли все лицензии на косулю, неплохие результаты по пушному зверю и зайцу-русаку, есть любители охоты на перепела и голубя, водоплавающую дичь, их, правда, небольшое количество, но судя по результатам, в охотугодьях общества водится и эта дичь.
В ходе беседы выясняется, что в ближайшее воскресенье - облавная охота на хищников. Я с удовольствием принял предложение поучаствовать в ней. 
В назначенное время и в намеченном  месте, которое не меняется на протяжении многих лет, собираются военные охотники. Так получилось, что почти десять лет я не участвовал в коллективных охотах этого общества, и сейчас мне представилась возможность встретить старых моих знакомых по охотничьей страсти. Дружеские рукопожатия, воспоминания, но время не ждёт, надо отъезжать к месту охоты.
Автомобили - уазики и нивы - груженные охотниками, выехали в район охоты. Конечная цель - гора Недреманная и её окрестности. В двух километрах у её подножья делаем остановку перед последним броском на вершину. Александр Евдокимович, старший бригады, выстраивает охотников в две шеренги, их набралось чуть более трёх десятков, проводит инструктаж по технике безопасности на облавной охоте. Объясняет, что облавная охота будет проведена с целью охраны здоровья и устранения угрозы жизни человека, а также предотвращения нанесения ущерба сельскому и охотничьему хозяйству, и, что не маловажно, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных от бешенства и чумки, носителями которых являются дикие хищники. Затем уточняется список охотников, заносятся данные об оружии и охотничьем билете каждого, ставятся подписи. Разбивает их на две группы: одна - загонщики, другая -стрелки на номерах. Планируется провести два загона. Места загонов определены. После первого загона группы поменяются ролями. Опять звучит команда «по машинам». Взревели моторы, и машины медленно поползли вверх на гору по раскисшей после декабрьских снегов, а затем январских дождей, грунтовке.
Наконец, мы у цели. Наверху ветрено, низко плывут облака, цепляясь за вершину, что не добавляет оптимизма. Короткие уточнения, и загонщики на машине уезжают к месту начала загона. Гай будет проходить внизу по ложбине. Стрелки пока остаются на месте - ждут улучшения видимости.
 Минут через двадцать облако рассеялось - можно выставлять стрелков. Часть их становятся по хребту горы, в том числе и я, а остальные спускаются вниз по склону, поперёк ложбины на противоположной стороне от начала гая.
Выбрав удобное место, я замаскировался за каменным валуном. Ложбина была у меня как на ладони, всё хорошо просматривалось далеко за её пределы. На противоположной стороне - холм, за которым виднелся небольшой водоём, ещё дальше - животноводческая ферма. Я внимательно всматриваюсь вниз, где-то раздалось несколько выстрелов. Крепко сжимаю руками ружьё - возможно появление зверя. Несмотря на сильный боковой ветер, слышны голоса приближающихся загонщиков, но их ещё не видно. Время тянется на номере медленно. Вот, наконец, появились гайщики. Вдруг на противоположной стороне за холмом вижу, как по направлению к водоёму бегут два волка. Расстояние от них до гайщиков метров триста. Продолжаю наблюдать за ними. Не добежав до водоёма, они сворачивают вправо по ходу своего движения в высокий сухой бурьян. В это время набежала тучка, и я не смог в дальнейшем пронаблюдать за ними. Волков видели и другие охотники, стоящие на стрелковых номерах по хребту. Через пару минут на номерах внизу прозвучали выстрелы, в этот момент я подумал, что стреляют в волков. Но на деле всё оказалось не так.
Последний стрелковый номер расположился недалеко от водоёма. Волк - осторожное и умное животное, поэтому он не вышел на номера - наверняка залег в бурьяне. А стреляли на номерах по лисице - с убойного расстояния, но безрезультатно. Да, непростительно!  А всего гайщики подняли в загоне шесть лис. То, что в угодьях хищник есть - это очевидно, а то, что не добыли, так это,  извините, виноваты сами. Кроме хищников, в загоне подняли ещё пять зайчиков.
Предстояло провести второй загон с противоположной стороны хребта. Я на этот раз оказался в загоне. В самом начале подняли трёх косуль и двух лис. Гайщики прошли организованно и дружно. На номерах раздавались выстрелы. Стреляли по лисам. Одна ушла, а вторую взяли. Результат  облавной охоты – один красавец лисовин. Так завершился этот день. Теперь планировалось ещё два выезда в феврале месяце. Первый из них через две недели - в других угодьях, предстояло провести послепромысловый учёт животных.
Две недели пролетели незаметно. И вот мы вновь готовы бродить по охотугодьям в поисках диких животных. На это раз перед нами - лесной массив «Татарский лес». Вновь, как и в прошлый раз, нас поделили на две группы, с той лишь разницей, что группы по количеству охотников стали больше. Это и хорошо - участок леса, в котором мы должны были провести послепромысловый учёт и по необходимости отстрелять хищников, довольно-таки большой. В этот раз я оказался в первом загоне. Старшим в загоне был назначен Чадов Николай Кузьмич - бессменный участник коллективных мероприятий на охоте. Да ему подстать и семидесятитрёхлетний егерь хозяйства Дубровин Николай Максимович, который возглавил вторую группу на номерах.
Лес встретил нас, как всегда, своей непредсказуемостью. На календаре февраль, но старожилы что-то давно не припомнят, чтобы на Ставрополье было так тепло. Снега нет, на склонах, среди деревьев, уже пробилась первая зелень, а из-под сухих прошлогодних листьев появились на свет первоцветы: подснежники, пролески, крокусы. Выйдя к заданному месту, остановился у огромного старого дерева, поваленного ветром, в ожидании команды, чтобы двинуться вперёд с гаем. Вслушиваюсь в многоголосый птичий хор, с утра наполнивший лес. Совсем рядом раздаётся пенье синичек; «вить-вить-вить», «вить-вить», «вить-вить-вить». Как снег на голову, свалились три сойки и начали передразнивать друг друга, громко изощряясь на разные голоса. По всему лесу стучат по стволам деревьев, отбивая барабанную дробь, трудяги-дятлы. От лёгкого дуновенья ветра поскрипывают старые стволы деревьев.
Вот, наконец, с противоположного склона за небольшой речушкой раздаётся голос старшего нашей группы. Это Николай Иванович Михайличенко, в прошлом прапорщик, он и в свои семьдесят три, как всегда, в боевом строю, ни в чём не уступает молодым. Загон протяжённостью шесть километров. Идём, перекликаемся с шумом, или как говорят, с гаем. Прошли метров двести, всего-то – ничего, только начало, а вот уже по склону вверх от меня убегает зайчишка, мелькая между деревьев, скрывается за пригорком. Перед окончанием загона мне посчастливилось поднять зайчиху. Поднялась в десяти метрах из-под кустарника в небольшой ложбинке. Поднялась тяжело - похоже, брюхатая. Бежала неспешно, значит - скоро будут зайчата. И это уже радует: дичь есть. На душе становится приятно. По окончанию загона Александр Евдокимович собирает данные: видели две лисы - одна добыта, другую ранили – ушла. Стреляли по шакалу – удачно. Видели волка, справа по загону ушёл в сторону села. Подняли пять косуль и 7 зайцев! Не плохо. Меняемся ролями. Теперь я на номере, на просеке.
Выбрав поудобнее место, уселся между двумя сросшимися стволами дуба. В лесу наступила тишина, только изредка где-то вдалеке её нарушают сойки. Гайщиков ещё не слышно. В такой тишине проходит минут десять.  Вдруг, слева за спиной раздаётся шуршание. Потихоньку разворачиваюсь, вижу зайца, который спокойно, мелкими перебежками, движется по направлению ко мне. Вот он останавливается, становится столбиком, затем присел, что-то рассматривает и опять - вперёд метров на пять-десять. Я замер, боюсь пошевелиться и моргнуть глазами. Наблюдаю, всё-таки интересно! Вот он уже совсем рядом и, кажется, узрел меня, стремительно сделал прыжок через просеку, и был таков. «Будь здоров, косой, живи, тебе сегодня повезло, но будь осторожнее и внимательнее в следующем сезоне!»
Проходит некоторое время, и уже слышны голоса гайщиков и одновременно треск сучьев слева по направлению ко мне. Треск приближается,  становится  всё громче и громче. Затем всё стихло. Проходит несколько секунд, и я вижу приближающуюся косулю. Не добежав до просеки,  остановилась в метрах двадцати напротив меня. Каким-то образом я дал себя обнаружить, она тут же развернулась и скрылась в кустах среди деревьев. Закончился первый день послепромыслового учёта. Подведены итоги: добыто зверей – одна лисица, один шакал. Всего в этот день подняли: 1 волка, 3 лисиц, 2 шакалов, 6 косуль и 13 зайцев.
К окончанию учёта уже приготовили шулюм. Александр Евдокимович приглашает всех за деревянный стол под навесом, сооружённым здесь в лесу для таких случаев. Кстати, шеф-поваром был старейший член коллектива военных охотников, подполковник в отставке, 77-ми лет от роду - Паньков Иван Иванович - участник всех коллективных охот.
Третий день в охотничьих угодьях военного общества прошёл по тому же сценарию, что и предыдущие, с той лишь разницей, что собралось рекордное количество охотников – 65, и планировался один загон. Из участников в этот день больше половины приехали без оружия. Некоторые из них вооружились видеокамерами и фотоаппаратами. Каждый из них хотел запечатлеть памятные моменты уходящего в историю охотничьего сезона. И надо отметить, им это удалось. По окончании были подведены общие итоги  послепромыслового учёта. За два учётных дня  подняли в гаю и вышли на номера: косуль- 4 голов; зайцев – 27; куропаток – 25; фазанов -8;  лисиц – 3, в т.ч. добыто хищников: шакал-1; лисица – 3. Учитывая то, что плотность животных в охотничьих угодьях Ставропольского ВОО соответствует норме, то с уверенностью можно сказать, что следующий охотничий сезон будет открыт и радовать членов коллективов военных охотников. Остаётся только сберечь то, что сегодня имеется. А в этом, как мне кажется, заинтересован каждый член этого коллектива.


Рецензии
ПАвел!!!

Прекрасный рассказ, охота среди
друзей на чудесных пейзажах это ли
не счастье!
Благодарю от души!

Мария Нечаева 4   12.05.2023 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо Мария за хорошую рецензию на мой рассказ.

Павел Черкасский   13.05.2023 06:51   Заявить о нарушении