Апрельский репортаж
26 апреля 2023
Конец апреля, уже две недели совершенно солнечно и ни капли дождя. Безветрие странно и тревожит.
Сад просыпается неохотно, трава коротким бобриком зеленеет, крошечные крокусы , как яркие обёртки, небрежно разбросанные, нарушают чистоту газона. Радуют и приходится каждый обходить, чтобы не наступить на крохотное чудо - жёлтое, белое, лиловое, оранжевое.
Выезжаю во второй половине дня, чтобы избежать пробок - неподалёку в центре большая стройка перенаправила автомобильные потоки, что к окончанию рабочего дня тормозит движение от дома основательно.
Вечера в это время года особенны нежными зорьками, с небом трогательно чистым, каким бывает только весной. В воздухе будто растворены тончайшие оттенки и тона, смешиваются ветром и создают новые краски нерукотворные, - им нет названия.
Над садом к вечеру пролетают совсем низко лебеди, обычно шестеро, - три пары,а вчера - только пять - где шестой ? В тишине их приближение угадывается по рассекаемому мощными крылями воздуху - звук ни с чем не сравним и узнаваем сразу - гудит упруго, как будто уплотняется. Большие белые птицы летят над садом низко, - протяни руку и прикоснёшься , почувствуешь плотность оперенья , скользьнёшь легонько кончиками пальцев.
Замираю на месте, чтобы движением не спугнуть, - они увидят, но не испугаясь, не изменят маршрут - вблизи пруды , речка, карьер и берег моря в трёх километрах.
Возвращаюсь поздно, когда солнце полностью заходит за горизонт, чтобы не слепило глаза - так расположено шоссе , ведущее прямо на запад до самого города.
При выезде дорогу неожиданно перебежала молоденькая косуля - я только успела притормозить. Недалеко лес, откосы дренажных канав вдоль дороги и холмистые окрестности сплошь покрыты прошлогодними травами, их цвет точно такой, как зимняя шёрстка косули, - цвета прелой, седоватой соломы.
Влажные овраги взрезают глубокими узкими изломами луговины далёкого подлеска, разнотравье густое , сочное, высокое, летом они сплошь зарастают иван-чаем и восхищают - дикорастущий цветник, буйство кипрейного лилово -красного среди которого зеленеют острые верхушки молодых ёлочек и кубышки пушистых сосёнок.
После зимы снег бысто тает и его водяные потоки незаметно сбегают с всхолмленого луга и причёсывают космы полёгшей травы, - холмики выглядят как тщательно вылизанная шлинношерстная шкура неведомого рыжего зверя, густая, как бывают густы шевелюры у всех рыжих.
В городской черте шоссе переходит в "канаву", Лаагна тее - вырубленную в известняке, бывшем морским дном когда-то, – в шестиполосную скоростную дорогу, она как туннель без крыши, боковые стенки которого слоистый известняк, спрессованный водами моря. Перед машиной перебегает дорогу зайчишка. Наверное, из первого раннего выводка, совсем небольшой, с кошку-подростка русачок, - опять успеваю тормознуть. Зайка перебегает все полосы и останавливается перед высокой стеной из плитняка, здесь она метров пять высотой. Бедняга сидит в недоумении с вытянутыми вверх ушками : куда бежал и что дальше ?
Я проезжаю с тоскливым предчувствием о его судьбе. Дорога в это время почти свободна, но скоростная и зайчишка, вернувшись обратно, может пострадать под колёсами - погибнуть.
Сегодня я совершила "преступление" против одних в пользу других. В саду растут две обыкновенные сосны, которые я посадила совсем маленькими несколько лет назад. Сдерживала их рост стрижкой и поэтому сосны выглядели экзотическими - необыкновенно пышными с длинными иглами. Соседи удивлялись и восхищались их красотой. Теперь деревья подросли и на одной из них два года назад вороны соорудили гнездо и вывели воронят - я заметила гнездо поздно осенью, в предзимье. Вороны уже не прилетали в сад - сместились , перелетели южнее в ожидании морозов. В тот год весной в саду нашла пару разорённых гнёзд певчих мелких пташек, а осенью поняла , почему в саду не появлялись никакие мелкие и скворечник остался пустовать - вороны.
Решила гнездо убрать и удивилась его конструкции : толстая алюминиевая проволока , как арматура, вмурована в раствор, секрет приготовления которого известен, видимо, только воронам. Выше этого "бетонного " основания были сплетены ветки, веточки и прочее - чаша большого гнезда. Удача, что обломки этого бетона не пали на мою бедную голову , когда я рушила его длинной палкой, тыкая снизу наугад.
Следила за сосной и в прошлом году в саду с весны появилось множество разной певчей мелочи: трясогузки, синицы, крошечная длиннохвостая синичка, щеглы и зарянки, зеленушки . И вот, вчера обнаружила начало строительства вороньего, той же конструкции ! Заметила потому, что вблизи сосны , в воздухе, устроили драку- бой ворона и сорока. Сорока тоже та ещё разбойница и разорительница гнёзд.
Гнездо наполовину готово, вокруг ствола алюминиевая проволока в два кольца разного диаметра образовывала каркас, а концы проволоки буквально связаны "вороньим" узлом. Клювы настолько мощные, что запросто вяжут узлы из проволоки толщиной три миллиметра. Над кольцами из проволоки уже жёстко сплетены ветки и веточки - тёмным тюрбаном просматриваются вблизи ствола. Не просто растормошить крепко прошитые ветки - понадобились силы и время.Хорошо, что поблизости "строителей" не видно, говорят, что вороны могут отомстить за разрушение.
Вот такой грех на моей совести - демонтаж стройки вороньего в пользу мелких садовых птичек.
Скворечник под крышей уже заселён - надо присмотреться кем - видно, что птички прилетают и строят гнёздо. Теперь уверена, что выведут птенцов - ворон не будет так близко.
Свидетельство о публикации №223042700959