Сторож Серёга

Апрель в этом году выдался слякотный, холодный. Весна кутала солнце в плотную обёртку кучевых облаков и словно издевалась над засидевшимися в многоэтажных берлогах городскими (неу)дачниками. Только в начале мая весенняя чаровница подобрела и сменила угрюмый северный хрипоток на весёлый говор южанки.
Не желая иметь дело с дорожной распутицей, я не стал тревожить свой старенький «Фольксваген», набил продуктами рюкзак и отправился в толпе садоводов на автовокзал с единственным желанием побродить по живописным мещерским перелескам. Да и хозяйство проверить — дело нелишнее.
                * * *
Через три с половиной часа пути автобус «Москва-Касимов» благополучно покинул Московскую область и въехал в земли Рязанские. На одном из поворотов я попросил водителя свернуть с шоссе на небольшой песчаный лышачок и притормозить у неприметного, пробитого дробью указателя «Ханинская школа». Когда-то здесь действительно была школа, кипела малороссийская жизнь, а остановка «Ханинская школа» значилась на картах всех окрестных проездных маршрутов.
 Я спрыгнул с подножки, махнул водителю рукой и, распахнув грудь, вдохнул настой пряной мещерской можжевеловки! Автобус нескладно, будто нехотя, лязгнул ставнями дверей и, пова;рчивая на оставшихся в салоне пассажиров, исчез за поворотом. Гулкая тишина, краплёная первыми осторожными попевками птиц, обступила меня. «Кто такой?» – будто спрашивала она непрошенного гостя. Зимние месяцы отучили Мещерский заповедник от человеческого общения и превратили в покинутый рай, безлюдный и прекрасный. Однако зима закончилась. Жмурясь и сладко потягиваясь, природа на моих глазах разрешалась от тайной февральской беременности. «Поновление пространства…» –на ум пришли слова.
Однако — в путь! Мне предстоял шестикилометровый переход через два болота и три деревни к родному хуторку Аверкиево. Почему я называю нашу деревню «хуторок» – кто меня знает – наверное, за отдалённость и ветхую кряжистую бревенчатость. Говорят, лет сто назад окрестный строевой лес не выдержал крещенской вьюги и пал. Падая, не лёг буреломом, но чудесным образом (видать, святой Аверкий благословил!) сложился «в струганые лапы», а те в свою очередь – в жилища, добротные пятистенки. Домишки со временем покосились, вросли в землю, почернели, да так и стоят. Что ж, версия возникновения деревни Аверкиево на взгляд влюблённого в Мещеру горожанина выглядит вполне убедительно.
                * * *
Пьянея от обильной можжевеловой аромы, минуя циклопические лесные лужи и болотную топь, я добрался к вечеру до родного пятистенка. По-хозяйски оглядев дом, подсел к столу и принялся нарезать хлеб. В дверь постучали.
— Кто там?
— Борь, ты, что ль, приехал? — ответил знакомый хрипоток Сергея, моего соседа, одного из немногих зимующих жителей хуторка.
По осени я передал ему дубликат ключей и просил приглядеть за домом. Понятное дело, завидев свет в окошке, он явился вернуть ключи в обмен на положенный за службу магарыч.
— Входь, Серёга!
— А то, гляжу я, ктой-то лампочку запалил. Ну, думаю, Ляксеич пожаловал, — бормотал сосед, переступая порог.
В дом вошёл молодой старик, выжженный изнутри дешёвой палёной водкой. Как незатейлива и печальна судьба русского деревенского человека! На ум пришло сравнение: кулёк скомканной бумаги, брошенный в печь, поначалу дымится и не подаёт признаков горения. Затем в одном или нескольких местах образуются тёмные пятна. Они растут. Поверхность бумаги чернеет и превращается в кляксу. Вдруг из чёрных проталин выплёскиваются наружу языки пламени, они безжалостно уничтожают «мать-бумажку», подарившую им мгновение жизни.
Примерно таким выжженным фрагментом целлюлозы с едва начатым текстом человеческой судьбы предстал передо мной тридцатилетний мещерский «старожил» Серёга, похожий на задержавшегося в развитии ребёнка. Я не часто наезжаю в деревню, но могу сказать точно: Серёга рос на моих глазах. Помню его услужливую искреннюю доброту. Помню, правда, и нечто пугающее: его пристрастие к наживлению червяка на рыболовный крючок – склонность к действию неторопливому и любопытствующему.
— Здорово, Борь, — Сергей облизал пересохшие губы. — Ты эта, мне за пригляд-то налей. Чай, всю зиму исправно обходом ходил. Чё, дашь, што ль?
Я не смог побороть улыбку и как бы заново, немного театрально оглядел горницу. В одном из оконных проёмов внутренняя рама была выдвинута чуть вперёд, вокруг лежали осколки разбитого стекла, на кухонном столике отсутствовали электрочайник и плитка.
— Глянь-ка, Серёга, это что? — я подвёл его к повреждённому окну. — Теперь смотри сюда: ни чайника, ни плитки. Что скажешь?
— Ёкэлэмэнэ, — пробурчал горе-сторож, — чё, блин, попал я?
— Точно. Попал и выпивку не получишь.
— Я… я знаю, кто! — Серёга опустился передо мной на колени. — Я з-знаю, разберусь, дай стопарь, помру же!..
В его словах «я знаю, кто» звучала чистая правда. Никто, кроме него самого, без ключей попасть в дом не мог, оконное же стекло, судя по расположению осколков, было разбито изнутри.
Пока я размышлял о случившемся, сосед, не вставая с колен, продолжал бормотать «найду-разберусь-узнаю…»
— Ладно, Серёга, — я достал из рюкзака припасённую бутылку нормальной московской водки. Вскрыл печать и налил стакан до краёв.
— Всё понимаю, чайник и электроплитку пропил. Одного не пойму, зачем ты окно попортил? Хотел на залётного свалить, думал, не догадаюсь? Нехорошо, мы ж соседи!
— Да я не… не я эта... ну, в общем, прости, Борь, не со зла!
Бедняга оправдывался, не опуская головы. При этом он как бы врастал в пол, скользя коленями по крашеным половицам. Я присел рядом, обнял его за плечи и подал стакан.
— Лечись, брат! То, что глаза не прячешь, — это хорошо. Да и чего, собственно, стыдиться? Ты ж не со зла. Поди, бес-дурачок попутал…


Рецензии
"Выжженный фрагмент целлюлозы" это, конечно жёстко...
Однако, думается мне, здесь нет ни слова вымысла. Горько. Как от той водки, на фоне которой читалась мне вторая часть рассказа. Знакомый, к сожалению, сюжет.
Спасибо!

Виктория Болтина   27.11.2023 23:17     Заявить о нарушении
Виктория, благодарю Вас. Глубина слова сближает и рождает новую реальность - сочувствие друг другу!
С почтением, Борис Алексеев.

Борис Алексеев -Послушайте   27.11.2023 23:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.