Бить или не бить?
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)
Считается, что этот почти гамлетовский вопрос о возможности, необходимости и полезности телесных наказаний и вообще рукоприкладства в школе был раз и навсегда снят в 1917 году, когда революционная власть отменила этот испытанный метод воспитания. Однако неформально он продолжал существовать в той или иной форме. Конечно, когда такие случаи становились предметом гласности, виновных педагогов примерно наказывали, но случалось это довольно редко. Разумеется, после официального запрета рукоприкладство случалось нечасто, в крайних случаях. Во время моей работы такое было раза два-три, причём сорвавшиеся педагоги были принуждены к увольнению. Один раз учительница ответила пощёчиной на нецензурную брань ученика, другой раз учитель, пытаясь силой вывести хулигана-акселерата из класса, случайно толкнул его, в результате чего тот получил ушиб... И у меня были случаи, когда я находился на волоске от такого грехопадения.
Да что говорить об обычных учителях, когда у самого Макаренко однажды сдали нервы?.. Но это не телесные наказания, а действия в состоянии аффекта. Для всех вышеупомянутых педагогов это было большое потрясение, и они понесли урон гораздо больший, чем пострадавшие воспитанники.
Однажды преподаватель техникума рассказал мне, как в пятидесятые годы директор выпорол ученика за какой-то проступок. Он по просьбе директора занимался улаживанием конфликта и добился, чтоб сор не был вынесен из избы. О его мнении по данному вопросу я не спросил, оно и так было ясно. Мой собеседник, рассказывая про этот случай, говорил про директора:
- Вот это был настоящий мужик, вот это по-нашему! И ведь был тогда в стране пор-р-рядок... А вообще, зачем бить? Настоящий учитель так посмотрит на ученика, что и бить не надо!
Свидетельство о публикации №223042801076
Удержаться иногда бывает так сложно учителю, что бы ответить тем же наглому ученику.
Когда я училась в школе, химию преподавала у нас
учительница, видно со слабым характером. Ее просто не слушали на уроках. Особенно старались ребята.
И, вот, после химии, входит в класс Мария Васильевна.
Урок математики. Тишина, молчок. И если кто-то хотел сорвать урок, она вызывала его к доске.
-Ну, Саша, продолжай урок. Ты же знаешь лучше меня !
Тот Саша не знал куда деваться от ее взгляда. И все мы полюбили математику! И Марию Васильевну !
С Рождеством! Мира и добра!
Антонина Стрельникова -Воронова 07.01.2025 12:12 Заявить о нарушении