Cяньбийский регион Кавказ-Волга

CЯНЬБИЙСКИЙ РЕГИОН КАВКАЗ-ВОЛГА

В античных источниках есть упоминание народа Serbi, контролировавшего пространство от Кавказских гор до Волги. В данном случае речь идёт о северо-вост. Кавказе. Serbi явл. самоназванием парамонголов-сяньбийцев (Hsienbi).

Как могло оказаться так, что в аварском языке сохранилось упоминание этого региона?

1. Античные источники могли фиксировать не каждое племенное подразделение, а просто всех скопом, под одной "крышей".

2. Лексические данные как минимум аварского и чеченского языков не могли всё время распологаться в горах, словарное богатство этих языков ясно указывает на свободное прохождение, общение, знакомство этих кавказских народов с жизнью монг. племён.То есть они были в какой-то период в курсе всех событий в северо-вост. Предкавказье. Достичь низовий Волги и вернуться в предгорья Чечни и Дагhестана для них в определённый исторический отрезок времени было вполне безопасным мероприятием.

3.Можно предположить, что непосредственно сами сяньбийцы, по невыясненным сегодня причинам могли мигрировать в восточном направлении в сторону Зап. Сибири и современном Монголии.А их наиболее благоприятные для проживания территории могли, по предварительному согласованию с сяньбийцами занять их союзники, члены конфедеративного объединения. Другой вариант, предки нахско-дагестанских народов "зацепились" в этом пространстве Кавказ-низовья Волги очень давно.При неблагоприятных для них жизненных ситуациях популяции J1 и J2 могли удаляться от низовий Волги, а затем снова возвращаться туда.

В любом случае: A. проживание в низовьях Волги отличалось гораздо большим комфортом (за исключением болот,гнуса и комаров), чем в горах Кавказа. Можно предположить, что им были свойственны сезонные миграции; B. Популяции J1 и J2 имели возможность покинуть низовья Волги и вновь вернуться.

При этом предки нахско-дагестанских народов должны были, в случае необходимости, использовать какой-то надплеменной язык для общения со своим окружением. Таким надплеменным койне мог быть только один из парамонгольских языков.

Эта схема функционировала до разгрома Жужаней древними тюрками. После 558 г. часть прежней сяньбийской группировки, судя по всему,покинула Кавказ навсегда, уйдя в Европу. Этим притоком был усилен военный потенциал беглецов из Жужани, которые в 558 г. первым делом посетили территории северо-вост. Кавказа с Дагhестаном включительно.Здесь они должны были пополнить свои ряды в первую очередь именно теми, кто им был нужен,т.е. "своими".

На этом заканчивается одна эпоха и начинается другая с приходом на Кавказ уже чингизидских монголов, которые шли по следам кипчаков Менгуберди. Источники не сообщают о сколько-нибудь достойных внимания боестолкновениях между горским населением сев.-вост. Кавказа и чингизидами. На монг. курултае с участием внука Чингисхана (Бату-хаан) не ставился вопрос о каком-либо наказании или порабощении народов Чечни и Дагhестана, но были прямые указания о нападении на русов, ясов (осетин) и кипчаков. Если бы имелись случаи противостояния горского населения северо-вост. Кавказа монголам, то они должны бы попасть в "чёрный список" чингизидов как раз между осетинами и кипчаками. Но они нигде не фигурируют в качестве монг. целей. В источниках по походу Джебэ и Субудэя известно, что они достигли дербентских укреплений,но сумели обойти их выйдя горными дорогами в Предкавказье. Здесь источники указывают на поражение монголов от коллективных сил ясов,горских народов и кипчаков, но далее происходит странное- горские народы больше не упоминаются, а в случае с аланами (ясами, овсами) и кипчаками, то им обоим был учинён разгром с дальнейшим занесением в "чёрные списки". Складывается впечатление, что, как ни странно это выглядит, монголы не пожелали портить отношения с одними, но пошли на обострение с другими. Цитата, взятая якобы из речи монголов кипчакам: "мы с вами один народ,а они (т.е. аланы) вам и нам -чужие" выглядит сущим вздором, потому что монголы не считали вовсе их своими и именно с целью уничтожения кипчаков последовали на Кавказ. Есть все основания считать, что это было сказано представителям народов северо-вост. Кавказа, после чего последние покинули объединённый фронт противостояния монголам. Мы считаем эти события даже не поражением монголов, а уклонением от боя из за решения объяснить горцам ситуацию и цели их визита,что подтверждают и дальнейшие события: обращение в бегство как алан, так и кипчаков.


Рецензии