Краткий анализ книг о Куруше и Курушцах. Сравн. ан

Как известно многим о Куруше и Курушцах написано
десятки книг и брошюр .Об истории Куршцев
написано четыре полно масштабных книг таких как:
1.З.Д.Баглиев. Куруш и Курушцы.Махачкала 1998г.
Подписано в печать.04.04.1998г.
2.А.Ш.Вердиханов .Куруш :История и современность.Махачкала.1998г.
Подписано в печать.21.07.1998г.
3.  С.К.Диярханов."Высокогорный Куруш -мое родовое гнездо".
Махачкала 2001г.Подписано в печать 28.06.2001г.
4.А.К.Седрединов . Куруш-Намэ. Махачкала .2001г.
Подписано в печать.30.07.2001г.
Естественно координации между авторами не было,
хотя они писали в одно и тоже время и т.д.
               
***
*Содержание книги : Баглиев  Захраба Джамединан
хва.
Глава 1: Некоторые общие сведения о Куруше и Курушцах  в 19-начале 20 вв.
Глава 2: Краткий очерк истории и социальных
отношений  в Куруше в19 -начале 20вв.Сельская община. Управление.  Тухум.
Глава3:Основные отрасли хозяйства и материальная
культура Курушцев в 19-начале 20 вв.
Глава  4: Становление и развитие Курушских колхозов.
Глава 5: Курушцы в годы Великой Отечественной войны.
Глава 6 : Образование, наука, культура.
Глава 7: Семя,семейный и общественный быт курушцев в 19-начале20вв. Обычаи и обряды.
Приложения. Объем кн. 238 страниц.
Книга напечатана по решению редакционно-издательского совета ДГУ. Баглиев З.Д. Доктор исторических наук. Книга предназначена для тех,
кто интересуется историей и этнографией Дагестана,
культурой и бытом его отдельных сёл.
Какова же структура  содержания книги.
1.Общие сведения, краткие очерки истории и
социальные отношения о Куруше и Курушцах
в общем объеме составляют -15%.
2.Основные отрасли хозяйства и материальная культура ,становление и развитие колхозов  Курушце в 19 -начале20вв.составляет -24%.
3.Курушцы в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945гг.),составляет -10%.
4.Образование ,наука и культура - составляет -13%.
5.Семья,быт,обычай и обряды(19-начале20вв.)
составляют -12%.
6.Приложения:
Посемейные списки курушцев (перепись на 01.01.1886г.).
Списки павших на фронтах ВОВ.(1941-1945гг.)
И другие списки Курушцев о награждениях и т.д.
В общем объеме приложения составляют -26%.
З.Д.Баглиев коснулся также вопроса о происхождения  названия села -Куруш. Как:
1.Якобы арабское название "Курейш" со временем превратился в название- Куруш,  АК. абсолютно не  обоснованная версия.В основе с.Курум/Куруш лежит гидроним ,а Курейш - это название племени арабов,  которые переселились к нам в 733году и т.д.
(см.отдельно).Это просто похожие по произношению термины и ничего более...
По научному она называется -Ононимы.
Ононимы- это слово ( или понятие),частично похожие по звучанию (то есть они имеют звуковую и графическую схожесть),но имеющее разное значение и смысл. Ононимы бывают полные и частичные, а также разные виды и типы и т.д.
2.Якобы Термин "Куручка(Куружике),сухое место со временем превратился в слово Куруш и т.д.
АК.-не состоятельная версия. На сухом месте сёла не стоятся и т.д.
3.Якобы Туркское Падар -Куруш со временем превратился в Куруш.
  АК.  что означает слово Куруш ответа нет...
и т.д.Ответа нет и на вопрос кто такие Падарцы,и
причем тут Курушцы.Ни одного падарца в Куруше никогда не было и сейчас нет .И как они могли здесь создать такое большое село не понятно?
Абсолютно не состоятельная версия....А.В.Пастухова.
(1860-1899гг.)Русский альпинист, биолог, геодезист,
исследователь Кавказа и т.д.Как можно не исследовав данные села высказывать такие необоснованные версия...

               
***
"Юрист по образованию, историк по призванию
академик З.Д.Баглиев сделал большое и доброе дело для нынешнего и последующих поколений Курушцев".  Такое свое заключение сделал всеми нами уважаемый Заместитель Председателя
Народного Собрания РД.Г.А.Балатов.(1990-1995гг.)
Гасен  Ахмедханович  Балатов(1937г.р.)из с. Куруш.
Лезгинский юрист. Общественный и Государственный деятель РД. Заслуженный работник культуры. Исполнительный  секретер Совета Муниципальных  образований.
                ***

*Вердиханов  Алимурад Шахан хва.
Содержание книги:
1.Куруш в истории и современности.
2.Происхождение названия "Куруш".
3.Место расположения села.
4.По святым местам.
5.Ели ты грешен то отправляйся к Эренлару.
6.О Куруше и курушцах.
7.Хозяйственная деятельность.
8.Строительство жилищ и хозяйственных помещений.
9.Скотоводство.
10.Полеводство.
11.Виноградарство.
12.Переселение  Курушцев.
13.Селение, в котором мы живем.
14.Первая ученическая бригада в Дагестане.
15.Горец из аула Куруш.
16.Герои труда.
17.Жизни посвященные народу.
18.Женшины Куруша.
19.Культурное строительство.
20.Семейная община и патронимия.
21.Национальная кухня.
22.Обычаи,традиции,праздники.
23.Куруш в разрезе веков.
24.Куруш в 90-е годы 20 в.
25.Программа деятельности ЛНД."Садвал".
26.Заключение.  Объем кн. 491страниц.
Книга рассчитана на массового читателя.
История села раскрывается через события в жизни Дагестана и через судьбы Курушцев и т.д.
Рецензенты: Булатов А-Г.О.Канд. исторических.наук.
Ханбабаев К.М.Канд. философских наук.
Если провести сравнительный анализ статьей то
получается такая картина .                1.Освешены следующие  вопросы
Села Куруш и Курушцев, что составляет в процентном  отношении как:
1.Хозяйственные вопросы села и сельчан-24%.
2.посвяшены героям труда-12%.
3.посвяшены семейной обшине и патроннимии-5%
4.посвяшены обычаям,традициям, праздникам и национальной кухне-7%.
5.посвяшены переселению курушцев-11%.
6.посвяшены  культурному строительству-12%.
7.посвяшеноы святым местам-5%.
8.посвяшено  прочим вопросам-10%.
9.И 14%-текста составлен дядей Алимурада Шаховича Вердихановым Г.В.(в конце книги)и т.д.
В целом на мой взгляд книга  написано хорошо, доходчиво и увлекательно .
Объектами изучения истории древнего села Южного Дагестана-явились: различные исторические события,  социальное устройство сельчан,                хозяйственные отношения , культура и быт
односельчан и т.д
Алимурад Шахович тоже каснулся вопроса о версиях
происхождения названия села -Куруш.
Версия как:
1.Якобы Куруш происходит от слова Кир. От имени древне персидского царя Кир/Куруш.   
Эту версию выдвинули мы с ним в 1998 году ,на самом деле ,эти термины друг к другу не имеют отношение (кир-это на персидском имеет форму произношения как "Кураш "а не Кир(Кир-это усеченная форма на  греческого  языке)Кураш на персидском имеет значение как "дитя  герой",или
"смуглое дитя"...
2.Термины Курейш и Куруш,повторяются как и у Баглиева  З.  и т.д.
3.Падар-Куруш,тоже повторяется как  у Баглиева З   и т.д.               


*Диярханов Сабир Кахриманан хва.
Содержание книги:
От автора.
Доброе утро Базардюзи.
Дагестанский  Памир.
Родники Куруша.
Куруш сквозь мглу веков.
Семья и семейный быт  Курушцев.
Вот и осень пришла!.
"Чтобы мой Али вернулся".
Что, значили для Курушца кони.
Женская ноша, всегда тяжела ты.
Куруш в орбите Ширвана.
Куруш в составе Кубинского Ханства.
Куруш в подданстве России.
Куруш глазами Европейцев.
Куруш в годы Советской власти.
Куруш в годы войны.
                Люди, прославившие  село.
Урудж - буба.
Уста  Салех- буба.
Уста  Абдул-Гусеин.
Шейх Серкер Эфенди.
Бешир  Магомед-Гусеинан хва.
Джаррахи(лекари) с.Куруш.
Штабс капитан Абас-эфендиев из Куруша.
Славный сын Самурской долины.
Сефедин -буба всегда с нами.
Люди, спасшие село.
Что знаем мы о селе Ихир.(Игьр).
Посемейный список жителей с.Куруш.
Докузпаринского  наибства  Самурского округа.
Объем кн. 253 страниц.
Автор не ставит перед собой цел  охватить все стороны жизни Курушцев , да это и не возможно.
Он размышляет в месте с читателем  о прошлом ,
вводит его в круг своих поисков и раздумий .
На примере с .Куруш он показывает похожую картину и других сел горного края  и т.д.
Если проанализировать  статьи в целом(в %)то у нас получается такая картина:
1. 29 %,состоят из рассказов о Куруше и Курушцах.
2. 27%,статьи состоят из истории села и окружающих его  областей и образования и т.д.
3. 44%,статьи  состоят из людей прославившие село в разные исторические отрезки времени и т.д.
Объектами  изучения истории села явились:   прошлые события, социальное устройства сельчан, хозяйственные отношения, культура и т.д.
Однако все это написано  хорошо , увлекательно
и доходчиво .
                ***

*Седрединов  Аксарин  Катибан  хва.
Содержание  книги:
               Важное исследование о Куруше.
От автора.
Раздел 1. Куруш в древности и в Алпанское время.
1.1.Лекь-лезги.
1.2.Каменный и медно- бронзовый век.
1.3.Храмовая собственность.
1.4.древнейшие земледельцы и скотоводы.
1.5.Дербент/рассказ/.
1.6.История одной Алупанской книги (комм.с приложениями).
1.7."Дувулар"- Корни(или происхождение аула Куруш и его названия).Этимология названия села
-Курум/Куруш.Курум -это источник -родник -это гидроним...(см.отдельно).
1.8.Следы-Алпанских,персидских,арабских
записей в с.Куруш.
1.9.Народные поверья.
1.10.Распространение Христианства в Южном
Дагестане.
Раздел 2. Лезгистан .Куруш в средние века.
2.1.Ислам и его распространение на территории
Южного Дагестана(в том числе и в Куруше).
2.2.Юсуф. Аль- Абу Юсуф.
2.3.Печать центральной соборной мечети с. Куруш.
2.4.Фамильные печати.
2.5.Оттиски печатей богатых знатных семей крупных барановодов (Эмиров)с. Куруш.
2.6.Название(патронимии)  уймахов- родов
проживающих в с.Куруш.
2.7.Государство Ширван(Дагестан и Ширван).
2.8.Лезгистанв 16-начале17вв.
Раздел 3. Лезгистан и Куруш в  18-19вв.
3.1.Лезгистан во второй половине 18 века.
3.2.Кубинское восстание (1837г.)
3.3.Комментарии к посемейным спискам жителей с.Куруш( от 01.01.1886г.).
Раздел 4.  Куруш в 20 веке.
4.1.Обшественно-экономические отношения в Дагестане в начале 20 века.
4.2.Святые,мудрые,одаренные и образованные люди из с. Куруш.
Раздел  5.Этнография (материальная  и духовная культура) Куруша.
5.1.Материальная  культура Курушцев.
5.2.Овцеводство в Куруше.
5.3.Ковроткачество .
5.4.Семейная община.
5.5.Этнический состав населения (Дагестана)
Юного Дагестана и северного Азербайджана.
5.6.Имена.
5.7.Слово.
5.8.Язык - это откровение.
5.9.Комментария к документам(актам) из семейного архива Седрединова  Катиба  Мирзехановича.
5.10.Комментария к Тарих - ИРС.
5.11.Заключение.
5.12.Отзывы :Файзудина Нагиева.Ризвана Ризванова Сабира Гаджиева.
5.13. Список использованной литературы.
Раздел 6. Приложения.
6.1.О терминах.
6.2.Термины и их произношение.
6.3.О терминах связанных с  р.Куьрэ.
6.4.Еще раз к вопросу о названии села Куруш.
(где автор раскрывает истинную этимологию названия села Курум-Куруш,где Курум -это источник
родник,горный родник...)
6.5.Разговор между отцом и сыном.
6.6. Дети святого  "Эрен-Лара".
6.7.Крепость Къум.(Къум-это скала)
6.8.Лезгинский эпос.
6.9.Немного о Шумерах.
6.10.Село Куруш в разные периоды истории.
6.11.Список Алпанских/Албанских царей.
6.12.Курушский диалект/говор.
6.13.Яран  сувар.(праздник весны).
6.14.Из истории скотоводства.
6.15.Традиционная  культура питания Курушцев.
6.16.Традиции и инновации  в современной пище
лезгин-курушцев.
6.17.Пища в семейной обрядности лезгин -курушцев.
6.18  . Договор с эмирами с.Куруш.
6.19.Формы общинного управления с.Куруш.
(конец18-  первая половина19вв.)
6.20."Чатукъан". Легенда о кузнеце Куруше.
6.21.Некоторые краткие данные о Курушском ГЭС.
6.22."Вот камен вот весы".
6.23.Курушский " Альманах".
6.24.Хронология событий.
Объем книги 380 страниц.
Структура содержания книги:(в процентах).
Важное исследование .От автора.содержание -1%
1.Куруш в древности и Албанское время.-9%.
2.Раз.2.Лезгистан.Куруш в средние века-10%.
3.Раз.3+Раз4.Лезгистан и Куруш в 18-20вв.-15%.
5.Раз.5.Этнография ,материальная и духовная культура.-30%.
6.Раз. 6.Приложения:-35%.(Всего приложения в  том числе:)
о терминах-13%.
о курушском альманахе-.
о хронологии  событии- 10%.
о курушском диалекте /говоре-  9%.
о курушском ГЭС- 5%.
о других статьях  из приложения- 48%.

Рецензенты:
Нагиев Фейзудин Рамазанович .
Российский- лезгинский поэт ,литературовед и
публицист. Заслуженный  работник культуры  РД.
Лауреат национальной премии "Шарвили".
Доктор филологических  наук, профессор.
Ризванов Ризван Забитович.
Заслуженый работник культуры РФ. Журнались, драматург, писатель, поэт, историк, лингвист.
Гаджиев Сабир Сейфединович.

Заслуженный  экономист  Республики Дагестан (1982г.)
Кавалер Ордена дружбы народов (1992г.)
Один из ведущих экспертов  в банковской системе РФ. писатель.
*Ханбабаев  Къафлан  Муслимович.
Историк. Доцент кафедры теории и истории
культуры  ДГПУ.  Кандидат философских  наук,
работал заместителем председателя комитета
Правительства РД.,  по делам религии  и т.д.
                ***
Сам себе я характеристику не могу дать ...
Как говорится "Не хвали сам себя пусть народ похвалит   тебя"...
При презентации книги ,которая состоялось в Кофе-куруш
г.Махачкала (от28.11.2001года).В присутствии 100-120 чел. З.Д.Баглиев сказал:
"Аксарин написал прекрасную историческую книгу,
которая лучше моей в два раза. Я его два раза прочитал, собираюсь  еще раз прочитать. Она  очень
увлекательна и интересна. Пожелаем автору больших творческих успехов"... и т. д .
Г.А.Балатов .при выступлении  сказал:
"Я бы никогда не поверил  ,если я не держал в руках эту книгу"Куруш-намэ".Знаю его с детства он такой стеснительный, и вдруг такое...это успех" .Так держат
 мой племянник!   Творческих успехов тебе!.
Вот ,что пишет Ханбабаев К.М.
            Важное исследование о куруше.
В кратком изложении. (Некоторые выдержки.)

1.Село Куруш является одним из древнейших сел, расположенных  на границе Дагестана и сов.Азербайджана.
2.Книга Седрединова  Аксарина  Катибовича           посвящена анализу сложных и неоднозначных проблем бытия  Курушцев  и т.д.
3.Особенностю книги Седрединова А. К .                является то ,что в ней история Куруша раскрывается с древнейших  времен,  со времени  Кавказской Албании. Большая часть книги посвящена раннесредневековой и средневековой истории Куруша.
4 .Автор оперяется на богатый исторический материал, по новому подходит к изучению сложных проблем  происхождения лезгинского народа  ,его древней истории.
5.Особый интерес представляет исследования курушского говора(диалекта) корней многих Албано-лезгинских слов. Свои выводы автор подкрепляет множеством примеров  из фольклора и языка курушцев.
6 Автор Седрединов А К .в первые обнаружил  и исследовал  Албанские, Персидские  и  Арабские надписи  из Куруша.
7.В книге автора подробно прослеживается история распространения в Южном  Дагестане  в т.ч и в Куруше новая мировая религия- Ислам. Он обосновывает свои выводы на анализе  оттисков печатей араба  Ал Абу Юсуфа(733г.) и  печати Джума -мечети села Куруш (753г.).печать сохранился до сих пор.
8.Как известно с Куруше из давно занимались разведением МРС и КРС .Он в первые приводит в книге оттиски30ед.фамильных печатей , которые принадлежали  семьям крупных животноводов
села.
9.Значительный интерес представляет проведенный
автором анализ патронимии- родовых имен курушцев(и их этимология) и т.д.
10.История с.Куруш показана автором как часть
общелезгинского, общедагестанской истории.
11.В книге приводится краткие данные о десятках
людей прославивших Куруш (как Курушский Альманах).
12.Книга автора снабжена приложениями, которые хорошо дополняет историю, этнографию и
культуру курушцев.
13.Седрединов А.К  собрал и обобщил  богатый исторический материал, часть которого вводится им в научный  оборот  впервые, что очень важно...
14.В книге использовано большое количество трудов историков, лингвистов,  литературоведов,
экономистов, этнографов  и т.д. А так же полевые материалы самого автора.
15.Книга написано на основе уникального  ,мало фиксированного в посменной литературе, полевого материала собранного автором в течении ряда лет
как в старом с.Куруш так и в новом с.Куруш и т.д.
16.Труд  автора  является значительным вкладом в дело изучения  истории,  этнографии и культуры древнего уникального лезгинского селения- Куруш
Пожелаем ему творческих успехов!
                ***
Таков краткий анализ четырех книг авторов из села Куруш. Выводы делать Вам дорогие читатели и  мои земляки.    Всего Вам доброго !
Источники:
1.З.Д.баглиев.Куруш и курушцы.Махачкала.1998г.
2.А.Ш.Вердиханов.Куруш:История и современность.
Махачкала.1998г.
3.С.К.Диярханов.Высокогорный Куруш  -мое родовое гнездо.Махачкала.2001г.
4.А.К.Седрединов .Куруш-намэ.Махачкала.2001г.
5.Анализ и выводы автора. А.К.Седрединов.


Рецензии