Три Сергея или Сергиевская Вирга

Федеральная трасса Москва-Челябинск пересекает Пензенскую область с запада на восток и проходит через главные её города: Нижний Ломов, Пенза и Кузнецк. Город Каменка, в котором я жил и учился в школе, находится значительно южнее и в советское время он не имел с этой трассой прямого соединения. У каменцев, планировавших путешествие на автомобиле в столицу, было два выбора: либо дать немалый крюк через Пензу, либо доехать по асфальту до села Андреевка, а далее по грунтовой дороге выбираться на Виргу.

Вирга, небольшое село со странным русскому уху названием, располагалось как раз на этой московской трассе. У нас в Каменке эту трассу называли Ломовской по ближайшему крупному городу, расположенному на ней. Весь грузовой дальнобойный транспорт, двигавшийся из Москвы в сторону Тамбова, поворачивал за Виргой на Каменку. Можете себе представить состояние этих десяти километров грунтовой дороги. Почему-то в советское время дороги заканчивались как раз на границах областей и районов, а местные власти не очень заботились о свободе передвижения жителей за пределы своих владений.

В 90-е годы приходилось и мне проезжать той дорогой на служебном уазике. Запомнилась дорога через лес, огромные колеи да ухабы. Само село Вирга не впечатлило, быстро проскочил его и поехал дальше. Помню только, что тянулось оно по обеим сторонам трассы. Никогда бы не подумал, что через тридцать лет плотно заинтересуюсь историей этого села и его жителей.

Ранее на месте сегодняшней Вирги располагались два села. В каждом из них была своя церковь: деревянная во имя Преподобного Сергия в Сергиевской Вирге и каменная во имя Михаила Архангела в Ивановской Вирге.
Во время советской власти эти села объединили, церкви закрыли и разрушили. Деревянную Сергиевскую церковь разобрали, а из бревен построили школу. Надгробные плиты с могил умерших священников, что находились в ограде церкви, растащили оголтелые строители светлого будущего, а на месте церкви они же соорудили стойла для лошадей. Так за несколько лет уничтожилось и попралось все, что сотнями лет сохранялось и приумножалось честными стараниями многих поколений людей. 

Михайло-Архангельская церковь в последние годы возродилась в новом обличии, a вот от Сергиевской церкви не осталось и следа. Даже та самая школа, что была построена из бревен церкви, сгорела.
Самые ранние из сохранившихся воспоминаний о Сергиевской церкви записаны в клировых ведомостях Нижнеломовского уезда за 1808 год. В них указывается, что «церковь деревяннаго здания во имя Преподобнаго Сергия построена в 1750 году освящена того же года…»

Но что меня сподвигло покопаться в истории именно этой церкви спросите вы?
Те, кто читал мои предыдущие рассказы, сразу подумает - генеалогия, и не ошибется! Но причем тут Вирга? Предметом моих исследований было село Лещиново и его Христорождественский храм. Именно оттуда и потянулась ниточка в Виргу. Вы наверное запомнили, что в 1862 году мой прапрадед Николай Иванович Каурцев был рукоположен во священника села Лещиново, в том же году он венчался в младшей дочерью местного священника Василия Сергеевича Разумова, Пелагеей? Изучив клировые ведомости села Лещинова, я получил представление о местах службы Василия Разумова, моего пра(3)деда. Родившись в 1798 году, он в 1820 году окончил философский класс Пензенской духовной семинарии и в том же году был рукоположен во священника в Троицкую церковь города Наровчат, в коей прослужил до перевода в Лещиново в 1831 году. Оттуда-то я и почерпнул ценные сведения, позволившие мне продвинуться в своих исследованиях к Вирге.

В клировых ведомостях Троицкой церкви за 1830 год записано, что священник Василий Сергеев (тогда еще священники не носили фамилий) был сыном диакона с.Сергиевской Вирги Сергея Петрова. Эта информация меня не удивила, вполне логично, что Василий из Наровчата перебрался в соседнее с Виргой Лещиново, чтобы быть ближе к своей родине. А вот находка имени пра(4)деда очень порадовала. Если вы обратили внимание на то, что Сергей это не только его и мое имя, но и моего прадеда Сергея Николаевича Каурцева. Делаю вывод, что последний был назван в честь своего прадеда Сергея Петрова, а я уже в честь него. Видите какая интересная связь поколений? Имя передалось мне через поколения, от прадеда к правнуку, а от него к его правнуку. Между мной и первым Сергеем прошло шесть поколений, подумать только!

Нужно бы поподробнее узнать о Сергее Петрове! Вычислив приблизительно возможные годы службы Сергея Петрова, я изучил клировые ведомости Сергиевской Вирги за 1817 год. В них я обнаружил следующую запись, что диакон Сергей Петров «сего года декабря 12 дня волей Божьей помре…» На этом, как вы понимаете я не смог остановиться и посмотрел самую раннюю из сохранившихся ведомостей по сей церкви за 1808 год. Оттуда я узнал, что диакон Сергей Петров 52 лет (1756 гр) умершего священника оной церкви Петра Гаврилова сын.

Запомнили в каком году была построена церковь в селе Сергиевская Вирга? Правильно в 1750 году. A когда родился у священника оной церкви Петра Гаврилова сын Сергей? В 1756 году.
Возможно мой пра(5)прадед Петр Гаврилов был одним из первых священников этой церкви, если не самым первым! Удивительно!

Из биографии Сергея Петрова я так же узнаю, что в 1779 году он был помещен во дьячки в Ивановскую Виргу на место умершего дьячка Василия Гаврилова (своего дяди), а 1782 году в Сергиевскую Виргу во диакона на место выбывшего Максима Петрова (своего брата). В 1808 году в семействе у Сергея Петрова имеется жена Татьяна Тимофеева 52 лет и их дети: Алексей 13 лет, Василий 10 лет (оные находятся в Пензенской семинарии), Мавра и Елена. Так же при сей церкви служит пономарем его женатый сын Иван 24 лет.

Таким образом Вирга это новое село на карте моей семейной генеалогии, которое я открыл для себя. В этом селе на протяжении двух с половиной веков жили, трудились, умирали и рождались новые потомки священника Петра Гаврилова и к моему большому сожалению, которых там никто не помнит.

Но теперь о них знаю я, а значит цепочка поколений восстановлена и информация будет передаваться дальше следующим поколениям нашей семьи.
А чтобы не нарушать традицию, нужно будет назвать одного из своих правнуков Сергеем.

Ну это еще очень дальние планы, а пока нужно бы что-то разузнать о священнике Петре Гаврилове, моем пра(5)деде из села Сергиевская Вирга…


Рецензии