Жизнь и наследие святого Кирилла Иерусалимского

Языком твоим, мудре, Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди едину чести Троицу, Естеством нераздельну, разделяему же Лицы. Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем, иже к Богу молитвенника тя предлагающий.
Кондак святителю Кириллу, архиепискому Иерусалимскому, глас 4

                Святой Кирилл Иерусалимский – христианский аскет и проповедник, стремящийся поднять значение Иерусалима в качестве центра всего христианского мира, близкий к святому Афанасию Великому местом архиерейского служения, духом благочестия и бедствиями жизни, он принадлежал к числу самых выдающихся пастырей Церкви IV века – «золотого века святоотеческой письменности» – времени великих церковных побед, но вместе с тем – великих скорбей и испытаний, когда исповедникам Православия приходилось совершать свой жизненный путь в узах и оковах, среди гонений и смут –  достаточно вспомнить жизнь Афанасия Великого и святителя Иоанна Златоуста. По глубокомысленному рассуждению протоиерея Георгия Флоровского с началом IV века в истории Церкви началась новая эпоха – империя в лице «равноапостольного кесаря» Константина Великого признала христианскую веру и Церковь «вышла из затвора», приемля под свои священные свободы античный мир и воцерковляя его, утоляя его духовную жажду и смиряя гордыню, но языческий мир приносит в Церковь свои тревоги, сомнения и соблазны – «духовное возбуждение охватывает все общество – от верхов до низов», и на угрозу обмирщения Вселенская Церковь отвечает монашеством – подвигом пустынножителей Фиваиды и Нитрийской пустыни, а на еретические лжеучения – исповеданием апостольского Предания и догматической борьбой за чистоту Православия. Ревностная борьба Церкви за догматы – это борьба за Божественную Истину и за спасение людей, ведь всякая ересь удаляет от Бога и закрывает путь к спасению. В многовековой борьбе с многочисленными ересями Церковь окрепла и явилась как столп и утверждение Истины, ясно и четко сформулировала изложенные в Священном Писании богооткровенные истины веры – догматы, а ее великие учителя и пастыри, вооруженные силой веры и знания, в своих творениях и проповедях ниспровергали лжеучения от докетизма и ересиарха Ария, считавшего Иисуса Христа творением и не признававшего за Ним Божественных совершенств – всемогущества, всеведения и всеблагости,  до монофизитства, монофелитства и иконоборчества. В славный и драматичный IV век великие светильники Церкви – ее подвижники и богословы – стойко и непреклонно боролись за веру во Христа Богочеловека, ограждая свою паству от лжеучения Ария – в Александрии и во всем Египте с арианством боролся святой Афанасий Великий, в Малой Азии – трое великих каппадокийцев – святитель Василий Великий, святитель Григорий Богослов и святитель Григорий Нисский, а Иерусалимская Церковь имела своим пастырем и руководителем святого Кирилла Иерусалимского – вдохновенного проповедника и великого светильника Церкви, «мужа высоких дарований и нравственных качеств», в жизни и учении которого, по зоркому наблюдению протоиерея Иоанна Мейендорфа, «отразились все смуты и проблемы церковной жизни середины IV века». Во дни земной жизни святого Кирилла Иерусалимского не всегда ценили и даже подозревали в нетвердости веры и отступлении от Православия – Епифаний причислял его к сторонникам полуарианина Василия Анкирского, Блаженный Иероним повествуя о его возвышении на Иерусалимскую кафедру обвинял его в арианстве, а церковные историки Созомен и Сократ Схоластик относили его к приверженцам ереси Македония, хотя святой Кирилл Иерусалимский был стойким защитником Православия и был преследуем арианами за свои убеждения, а с ересью Македония он всегда активно боролся, возвещая о Божественности Святого Духа, испытующего все глубины Божии, действующего в Церкви, совершающего ее таинства  и ниспосылающего дары и таланты. Святитель Димитрий Ростовский писал о том, что Кирилл Иерусалимский был хранителем апостольской веры и борцом с арианством, пострадавшим за Православие: «Святой Кирилл Иерусалимский, происходя от благочестивых родителей, получил строго православное воспитание; в царствование Константина Великого он принял монашество, а при сыне его Констанции был избран, по смерти архиепископа Максима, на иерусалимскую кафедру. Ревнуя о сохранении в чистоте христианского учения, святой Кирилл, будучи архиепископом, деятельно и неустанно боролся с ересями Ария и Македония. Этим он возбудил против себя сильную вражду со стороны впавших в арианскую ересь епископов, между последними был и митрополит Кесарии Далестинской Акакий, явившийся впоследствии главным виновником первого изгнания святого Кирилла». Святому Кириллу Иерусалимскому ставили в упрек, что он пропустил в огласительных словах слово «;;;;;;;;;»  – «единосущный», вошедшее в Никейский Символ Веры, но надо помнить, что в те дни только складывалась четкая богословская терминология, а Кирилл ревностно защищал Божественное достоинство всех трех Ипостасей – Отца, Сына и Святого Духа, выступал против оригеновской субординации в учении о Святой Троице и учил о равночестности всех трех Лиц и Их участии в деле нашего спасения. Размышляя о значении личности святого Кирилла Иерусалимского в истории Православной Церкви, архимандрит Киприан Керн писал о том, что Кирилл не был ярко выраженным представителем самостоятельного богословского течения и руководителем «богословской школы», каковыми были в свое время Климент Александрийский и Ориген, он – «не богословский ум, создающий эпохи и направления», здесь он уступает трем легендарным каппадокийцам, но вместе с тем, Кирилл Иерусалимский не арианин, а православный пастырь, и хоть он «не примыкает открыто к чисто никейско-каппадокийской линии», а «придерживается в своих поучениях иерусалимского символа», но он твердо верует в Святую Троицу и во Христа Богочеловека как в единственного Спасителя мира и нашего Искупителя, «его «Огласительные поучения» заняли свое прочное место в истории развития христианского вероучения, а Церковь причислила его к сонму святых и учителей Церкви». В исторической науке убедительно доказано, что клеветнические слухи о неканоничности принятия архиерейского сана святым Кириллом Иерусалимским – дело ариан, стремящихся опорочить светлое имя архиерея Иерусалимской Церкви. Протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге «Введение в святоотеческое богословие» писал о том, что «во втором Вселенском Соборе Кирилл Иерусалимский участвовал на православной стороне, также и его образ мыслей вполне согласуется с православной верой». Вся жизнь и деятельность святого Кирилла Иерусалимского были посвящены служению Иисусу Христу и Его святой Церкви, они свидетельствуют о твердости его веры, при этом, надо помнить, что он был не только богословом, но прежде всего учителем благочестия и свидетелем веры, стойко боровшимся с арианством и савеллианством, много претерпевшим от гонений и клеветы, подобно святому Афанасию Великому, много лет проведя в изгнании, но ни лишения и невзгоды, ни испытания и скорби не поколебали пламенной веры и убеждений Кирилла, а по доброму нраву своему он до конца земных дней оставался миротворцем – примирителем враждующих, заботящимся о мире в Церкви. По свидетельству отцов дополнительного Константинопольского собора 382 года убеждения Кирилла Иерусалимского православны, а его архиерейство – канонично: он был «канонически посвящен епископами иерусалимской области», а затем «в разных местах он много подвизался против ариан», посему ошибочна точка зрения Блаженного Иеронима о том, что рукоположение Кирилла в епископы неканонично, а он сам – близок к арианской ереси. Блаженный Феодорит Кирский называл Кирилла Иерусалимского «защитником апостольского учения» и «достойнейшим архиереем», а Вселенская Церковь признала его великие заслуги и причислила Кирилла к лику святых.
                Исторические сведения о жизни святого Кирилла Иерусалимского скудны и немногочисленны – нам известно, что он родился в Иерусалиме или его окрестностях  между 313 и 315 годами, и хоть имя его родителей окутано покровом тайны, но по всей вероятности Кирилла воспитывали в христианской благочестии, он получил достойное образование, с юных лет отличался религиозностью и  изучал Священное Писание. Во дни юности своей Кирилл Иерусалимский посетил все святые места Палестина, а впоследствии – описал их состояние; он имел высокий ум и разбирался в тонких вопросах богословия, вел аскетический образ жизни и был близок монашеской среде – быть может, и сам был иноком. В возрасте двадцати лет святой Кирилл был посвящен во диакона епископом Макарием Иерусалимским, а около 345 года был удостоен священнического сана пресвитера и на него была возложена обязанность произносить проповеди и нравственные поучения в Иерусалимском храме, приуготовляя к достойному принятию таинства крещения всех язычников и иудеев, уверовавших во Христа Спасителя и желающих стать христианами.  С ревностью и усердием исполняя свое иерейское служение Кирилл Иерусалимский в 348 году – накануне своего архиерейства – во время Четвередесятницы и на Светлой Седмице произнесет свои знаменитые «огласительные» и «тайноводственные» слова, которые обессмертили его имя как церковного проповедника. По точно установленной исторической дате – в 348 году – святой Кирилл стал приемником скончавшегося Максима, епископа Иерусалимского, он принял епископскую хиротонию – был избран новым архиереем Иерусалимской Церкви. Начало архиерейского служения святого Кирилла Иерусалимского было ознаменовано чудесным явлением на небе знамения Креста Господня: 7 мая в праздник Пятидесятницы на небе явилось начертание Честного и Животворящего Креста, ослепительно сиявшего светом, начиная от Голгофы до горы Елеонской, повергнув жителей Иерусалима в изумление и трепет – многие язычники и иудеи обратились в христианскую веру и приняли крещение, а христиане – спешили в храм воздать хвалу Богу и прославить Христа Искупителя. Необычайное явление Креста в небе вдохновило святого Кирилла Иерусалимского написать послание к римскому императору Констанцию, исповедующему арианскую ересь, дабы указать на чудесное знамение Божие и призвать его оставить заблуждение Ария и обратиться в Православие. Вдохновенное и героическое послание Кирилла Иерусалимского к императору Констанцию – открытому врагу Православной Церкви, демонстрирует стойкость духа, бесстрашие веры и решимость жертвовать собой во имя Христа и Его святой Церкви, в этом отношении святой Кирилл подобен святому Афанасию Великому и святителю Василию Великому, которые никогда не страшились защищать Церковь перед мирской властью. Первые годы архиерейской деятельности святого Кирилла Иерусалимского были блистательны – сияющий Крест на небе возвестил милость Божию к Иерусалимской Церкви, многие язычники и иудеи уверовали во Христа распятого и воскресшего, в Церкви царил мир, а Кирилл усердно занимался проповедью Слова Божиего и духовным просвещением народа, он открывал новые храмы и основывал монастыри, но вскоре началось его страдание за православную веру. Архиерейское служение святого Кирилла Иерусалимского  было исполнено тревог и волнений, оно проходило во дни арианской смуты, охватившей православный Восток, а сам Кирилл много претерпел от ариан и властолюбивого Акакия, епископа Палестинского, оспаривавшего законность первенства Иерусалимской кафедры в Палестине, несмотря на то, что первый Вселенский Собор в своих определениях  поставил ее выше Кесарийской кафедры. Со всей силой своего ума и своего красноречия святой Кирилл самоотверженно и стойко боролся за честь и права Иерусалимской кафедры, за чистоту веры и догматы Православия, он изобличил еретические заблуждения Акакия, который был страстным и убежденным арианином и старался всячески навредить святому Кириллу, хранящему догматическую верность Церкви.
                Канонический и догматический спор святого Кирилла Иерусалимского и Акакия – это богословский спор между Православной Церковью и арианством, а потому ариане всячески стремились опорочить святого Кирилла, а завистливый и обезумивший от ненависти Акакий искал возможности очернить его имя и обвинил Кирилла в растрате церковных средств на помощь бедным – по сути он обвинил православного архиерея в евангельском милосердии. Как пояснял профессор А.П. Лебедев: «Под влиянием своих разногласий со святым Кириллом, Акакий искал предлога, чтобы подвергнуть церковному наказанию Иерусалимского святителя. Такой предлог и действительно скоро представился ему. В Иерусалиме обнаружился страшный голод. Бедствие удручало жителей, которые целыми толпами обращались к своему архипастырю за помощью. Сердобольный Кирилл роздал бедствующим все церковные деньги, а так как этих денег все же не хватило на удовлетворение нуждающихся, то святой Кирилл решился распродать все драгоценные церковные сосуды и занавесы и вырученные от продажи деньги раздать тем же голодающим. Действия Иерусалимского святителя заслуживали похвалы, но не так отнесся к ним Акакий, воспользовавшись при этом, во вред святому Кириллу, следующим обстоятельством: какой-то гражданин увидал на актрисе одну из тех вещей, которые он пожертвовал в Иерусалимскую Церковь, узнал от нее, что она приобрела вещь от купца, а купец сообщил ему, что вещь продана ему святым Кириллом. Это обстоятельство дало Акакию возможность обвинять святого Кирилла в растрате церковной собственности». Святой Кирилл Иерусалимский – настоящий христиан и друг страждущих, во время голода он не только потратил церковные средства на помощь бедным и нуждающимся, но не пощадил даже богатой ризы, завещанной Иерусалимскому храму императором Константином Великим, продемонстрировав, что вся слава мира сего с его сокровищами и мимолетными благами – лишь горсть праха, а истинное сокровище христиан – любящее сердце, ибо Сам Господь Бог есть Любовь, главные заповеди Евангелия – заповеди о любви к Богу и ближним, а апостол Павел ясно и вдохновенно проповедовал, что вся мудрость и все знания, все знамения и чудеса, вся вера, двигающая горами, и даже подвиг мученичества – ничто без любви. Задумав низложить святого Кирилла с Иерусалимской кафедры, Акакий собрал собор из своих единомышленников – епископов Палестины, и убедил их лишить Кирилла архиерейского достоинства за расхищение церковной собственности и поругание священных предметов. С этого времени в жизни святого Кирилла Иерусалимского начался период скорбей и изгнанничества, но подобно Афанасию Великому он стойко и мужественно переносил все жизненные испытания. Святой Кирилл был вынужден покинуть Иерусалимскую кафедру и свой родной город – вначале он удалился в Антиохию, а затем – в Тарс – город Малоазийской области Киликии, знаменательный тем, что здесь родился апостол Павел; здесь с глубоким почтением Кирилла принял епископ Силуан. Желая лишить святого Кирилла приюта в Тарсе, Акакий писал епископу Силуану письма, порочащие Иерусалимского святителя, то рассудительный архипастырь Тарса не внял клевете Акакия  и оставил у себя изгнанника, почитая Кирилла как благочестивого христианина. На Селевкийском соборе, состоявшемся в 359 году, святой Кирилл был восстановлен в архиерейском достоинстве епископа Иерусалимского, но прежде чем вступить в управление паствою, он снова был объявлен низложенным – вновь по козням арианина Акакия – на соборе в Константинополе в 360 году. В жизни святого Кирилла Иерусалимского драматичный период с 358 по 378 год проходит в троекратном изгнании, а вернуться на свою кафедру он смог только в царствование Юлиана Отступника, но и здесь его ожидало новое испытание. В начале своего царствования Юлиан Отступник отменил все постановления императора-арианина Констанция, направленные против православных христиан – приказал освободить и вернуть всех изгнанных епископов, но утвердившись на престоле, Юлиан открыто отрекся от Христа  и обратился в язычество, за что и получил имя «Отступник». Для того, чтобы посрамить христианство, император Юлиан Отступник задумал восстановить в Иерусалиме древний иудейский храм на месте разрушенного римлянами. Иудеи ликовали, но прозорливый Кирилл Иерусалимский, опираясь на предсказания пророка Даниила и слова Христа Спасителя возвестил, что от иудейского храма «не останется камня на камне, все будет разрушено». Слова святого Кирилла Иерусалимского оказались пророческими: в одну ночь сильное землетрясение потрясло Иерусалим и из основания строящегося иудейского храма были выброшены все камни. Это – чудо Божье ввергло жителей Иерусалима в изумление и трепет, как и былое явление Четного Креста на небе. Православная Церковь восторжествовала, а иудеи и Юлиан Отступник были посрамлены. Только при императоре Феодосии Великом святой Кирилл с честью был возвращен в Иерусалим, где на протяжении восьми лет он мудро управлял Церковью и мирно скончался 18 марта 386 года, оставив в наследие Церкви и всем христианам свои богословские писания.
                К литературному наследию святого Кирилла Иерусалимского принадлежат: предогласительное поучение, 18 огласительных слов, 5 мистагогических (тайноводственных) проповедей, послание к императору Констанцию, три отрывка из «Слова о браке в Кане Галилейской», «Беседа о расслабленном при купели» и цитата из проповеди на слова «Гряду ко Отцу Моему» где ясно провозглашается две природы – Божественная и человеческая – в единой Личности Иисуса Христа Богочеловека. По разъяснению протоиерея Георгия Флоровского во время жизни святого Кирилла Иерусалимского звание христианина предшествовало званию оглашенного, в составе Церкви выделяли «три чина» – предстоятелей, верных и оглашенных, а в число оглашенных принимали с осмотрительностью и  разрешения епископа, после известного испытания и под поручительством верных. На принимаемых в Церковь возлагались руки, а когда их осеняли крестным знамением, то произносилась молитва, сохранившаяся в «Апостольских постановлениях» – «во еже сотворити оглашенного». Все оглашенные должны были посещать богослужебные собрания, где о них возносилось моление. Верой во Христа и изучением Священного Писания, молитвой и постом, покаянием и праведной жизнью они должны были приуготовлять себя к часу крещения. Призывая всех христиан изучать Слово Божие, святой Кирилл Иерусалимский говорит о том, что два Завета – Ветхий и Новый – это «не дело человеческих мудрований, а Божественные Писания, изглаголанные Святым Духом», в Ветхий Завет входят исторические книги – Пятокнижие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две Паралипоменон, две книги Ездры и Есфирь; «книги, писанные стихами» – книга Иова, Псалмы, Притчи, книга Екклесиаста и Песнь Песней; пророческие книги; в Новый Завет входят четыре Евангелия, Деяния мужей апостольских, семь Соборных Посланий и четырнадцать посланий апостола Павла. К сожалению, святой Кирилл Иерусалимский по предосторожности не включил Апокалипсис апостола Иоанна Богослова в канон священных книг Нового Завета, а книги Товия, Юдифь, Премудрость и книги Маккавейские в священный канон книг Ветхого Завета, а как рассудительный пастырь Церкви он предостерегал христиан не читать апокрифическую литературу, чтобы не впасть в лжеучение. Для святого Кирилла Иерусалимского Священное Писание и Священное Предание – это высший критерий истинности и сокровищница Божественной Мудрости, а богословие должно быть основано на Слове Божием. По древнему церковному представлению оглашенные могли изучать Слово Божие, но они не могли присутствовать при совершении таинств, при этом всем готовящимся к крещению указывалось на то, что они стоят у порога великой тайны. В звании пресвитера Кирилл Иерусалимский произнес свои знаменитые огласительные поучения, в них он призывал готовящихся к крещению веровать в Иисуса Христа как в Сына Бога Живого, очищать свое сердце покаянием и просвещать ум Слово Божиим, изучать Писание и церковное Предание, объясняя сущность христианской жизни, возвещая о необходимости таинства крещения для нашего спасения, рассказывая о тяжести и происхождении греха, о душеспасительности покаяния, разоблачая еретические лжеучения и объясняя значение местного иерусалимского Символа Веры, несколько отличного от вселенского Никейского Символа Веры, а в тайноводственных словах изложил учение Церкви о таинствах – крещении, миропомазании и Евхаристии, изъяснял смысл Божественной Литургии и молитвы Господней. По воззрению святого Кирилла Иерусалимского к миру Церковь обращается с проповедью, а ее сакраментальная жизнь – это Святая Святых, куда могут быть допущены только верные Иисусу Христу и принявшие крещение, посему – таинства Церкви должны быть сокровенны, их содержание должно храниться в тайне: «Но вот тебе приказание: заучивай, что сказано, и соблюдай вовек. Не почитай сего обыкновенными беседами. Поэтому, когда произносится огласительное учение, если будут допытываться у тебя, что говорили учащие, ничего не рассказывай стоящему вне. И передаем тебе тайну и надежду будущего века... Вот ты стоишь уже на самом пределе. Смотри – не разглашай произносимого, – не потому что оно не достойно повествования, но потому что слух недостоин слышания». Должна быть строгая постепенность, «стройный порядок» в изложении и усвоении спасительных истин». По воззрению святого Кирилла Иерусалимского принимающий крещение должен всем сердцем уверовать во Христа и учение Церкви, а Символ Веры надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять устно, не записывая на бумагу. В то время подготовка к таинству крещения обычно длилась сорок дней во время Великого Поста, а само крещение должно было совершаться на Пасху, все крещаемые должны пребывать в строгом посте и воздержании, молитве и Богомыслии, сокрушении сердца и покаянии, исповедуя веру во Христа словом и делами, а через крещение и миропомазание они очищались о грехов и принимали  «огненную силу» Святого Духа, изгоняющую демонов, дабы христиане могли быть членами Церкви и стать светильникам веры и храмами Духа Божиего. «Как золотых дел художники, посредством некоторых орудий раздувая огонь, расплавляют положенное в горнило золото и, усиливая пламя, находят, чего ищут, так и заклинатели, когда Духом Божиим производят в человеке страх и в теле, точно в горниле, разогревают душу, тогда убегает дьявол, а остается спасение, надежда вечной жизни и, наконец, душа, очищенная от грехов, получает спасение». «Уже благоухание Духа Святого излиялось. Уже вы в преддверии царских чертогов. Уже перепись имен ваших была, так же и в воинство наречение, и брачные светильники, и желание небесного общежития... Теперь оглашение производится не вне, но внутри тебя, ибо Дух Святой, вселившись, соделывает ум твой храмом Божиим». Литературное наследие Кирилла Иерусалимского не столь грандиозно как творения святителя Иоанна Златоуста и преподобного Ефрема Сирина, но проповеди его – ценнейший источник сведений о литургической жизни Православной Церкви в IV веке, они ценны и в этическом аспекте – как высоко-религиозные и нравственные поучения, затрагивают широчайший спектр богословских тем – догматических, литургических и нравственных, проблем сотериологии – тайны спасения как содействия человеческой свободы и Божественной благодати, апофатического и катафатического богословия, литургики, гомелетики и мистагогии – учения о таинствах. Литературный стиль святого Кирилла Иерусалимского отличается ясностью и живостью разговорной речи – в описании таинств и литургической жизни Церкви, богословствуя и наставляя жить в благочестии, критикуя еретиков и рассуждая о возвышенных предметах христианской веры, он говорит без ораторских приемов, речь его свободна от риторической изысканности, столь излюбленной многими проповедниками Востока, и когда читаешь его проповеди, то чувствуется, что он обращается не к ученым и высокообразованным интеллектуалам, а прежде всего к простым и малообразованным людям, желая сделать для них ясным все то, о чем он проповедует – привить их душам веру и христианское миросозерцание, на которых будет зиждется христианский образ жизни. В области ангелологии драгоценны размышления святого Кирилла Иерусалимского о многочисленности Небесного Воинства – легче сосчитать звезды на небе, чем Ангелов, населяющих необъятный горний мир – их тьмы тем и тысячи тысяч, их число ведомо одному всеведущему и премудрому Богу, но не людям с их ограниченным разумом: «Представь как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца; по обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему, окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число; «тысячи тысяч служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему» (Дан. 7:10); это не потому, чтобы такое именно было число Ангелов, но потому, что большего числа пророк изречь не мог».
                Как богослов и защитник догматов Православия, Кирилл Иерусалимский говорил, что «великое приобретение – изучение догматов, и потребна для этого трезвенная душа», а в своих проповедях он стремился не к исчерпывающей полноте изложения «святой и апостольской веры», а к точности, указывая на то, что в Символе Веры «изложение веры не по человеческому рассуждению составлено, но из всего Писания выбрано самое существенное, и составляется из всего одно учение веры». «Веру, как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью, и которая утверждена всем Писанием. Поелику же не все могут читать Писания, но иным неумение, a другим какие-либо занятия препятствуют познать оные; то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры; и желательно, чтобы вы при самом чтении заметили его, и сами по себе со всем тщанием повторили, не начертывая оного на бумаге, но воспоминанием напечатлевая оное на сердце». Протоиерей Иоанн Мейендорф обращал внимание на то, что до тех пор, пока никейский Символ Веры не утвердился во Вселенской Церкви, в каждой поместной Церкви был свой текст, а в огласительных словах Кирилла Иерусалимского приводится иерусалимский Символ Веры: «Веруй же и в Сына Божия, единого и единственного Господа нашего Иисуса Христа, Бога, рожденного от Бога, жизнь, рожденную от жизни, свет, рожденный от света, по всему подобного Родившему, не во времени получившего бытие, но рожденного от Отца прежде всех веков предвечно и непостижимо, Божию премудрость и силу, ипостасную правду, прежде всех веков сидящего одесную Отца. Ибо не по страдании, как бы увенчанный, от Бога (как думают некоторые) за терпение получил престол одесную, но с самим бытием (а рожден Он предвечно) имеет царственное достоинство, совосседая с Отцом, так как ... Он Бог и премудрость и сила. Со Отцом Он царствует и через Отца зиждитель всего: но не имеет недостатка в достоинстве Божества и знает Родившего, как и сам познается Родившим... Не отчуждай Сына от Отца и не производи смешения, веря в сыноотечество, но веруй, что единого Бога един есть единородный Сын, прежде всех веков Бог-Слово, слово не произносимое, разливающееся в воздухе, не уподобляющееся словам не осуществленным, но Слово-Сын, Творец словесных существ, Слово, слушающее Отца и самоглаголющее». Святой Кирилл Иерусалимский не являлся противником никейской веры, он – православный богослов, канонизированный Вселенской Церковью, не приемлющий как арианской формулы – «было время, когда Сына не было», так и савеллианских слияний, он верует, что Христос – воплотившийся Бог и воипостазированное Слово, во всем подобный Отцу – во всех Божественных свойствах, Он – Свет от Света, Сила от Силы, прежде всех веков неисповедимо рожденный от Небесного Отца Бог Сын – истинный и совершенный Бог, наш Господь, Спаситель и Судия. Исповедуя веру в единого Бога в трех Лицах – в Святую Троицу, в искупительную жертву Христа Богочеловека и Его воскресение из мертвых, явно выступает с критикой модализма и арианства, наставляя не смешивать Ипостаси Отца и Сына и не разделять их по Сущности, но избегает слово «единосущие», а в силу того, что догматическая терминология в те дни полностью не сложилась, использует выражение «сыноотечество» – фразу, направленную против ереси модализма, но надо заметить, что впоследствии святые Кирилл и Мефодий, борясь с Filioque – латинским исповеданием веры в то, что, Святой Дух исходит «от Отца и Сына», будут обвинять западных миссионеров в ереси «сыноотечества», а патриарх Фотий применит выражение «сыноотечество» для характеристики ложного католического учения о Святой Троице. Догмат о Святой Троице – сверхразумная истина веры, она изложена на страницах Священного Писания, где запечатлено Божественное Откровение, превосходящее всякие доводы и аргументы разума, всю логику Аристотеля и диалектику Платона. В учении о Боге в Самом Себе святой Кирилл Иерусалимский провозглашал, что Сущность Бога непостижима и сокровенна – предвосхищая святителя Василия Великого он учил, что мы не в силах постичь сущность тварных созданий, не говоря уже о Творце неба и земли. «Мы говорим не все, сколько бы надлежало говорить о Боге, но сколько возможно для естества человеческого, и сколько слабость наша снести может. Ибо мы не изъясняем, что такое есть Бог, но искренно признаемся, что мы не имеем совершенного ведения о Нем. Ибо в вещах Божественных великое есть знание «сознавать свое незнание».  «И сам Дух Святой не изъяснил в Писании рождения Сына от Отца. Итак, для чего ты любопытствуешь о том, чего и Дух Святой не сказал в Писании? Не зная и написанного, ты любопытствуешь о том, что не написано. В Божественном Писании много находится предметов для изыскания. И написанного мы не понимаем. Для чего же любопытствовать нам о том, чего не написано? Не стыдись своего незнания, ибо ты знаешь того, чего не знают и Ангелы». По замечанию архимандрита Киприана Керна, святой Кирилл Иерусалимский стоял «на  линии апофатического богословия», но исповедовал Бога «многоименным», относя имена Божии не к неименуемой и неизреченной Божественной Сущности, а к Его проявлениям и действиям в мире – вечным и нетварным энергиям. Возможность Богопознания обусловлена тем, что Бог открыл истину о Себе через пророков в Библии, через созерцание красоты и гармоничного устройства вселенной человек может познать премудрость и величие Творца мира – «премудрого Художника бытия», равно как и через самопознание, ибо каждый человек сотворен по образу и подобию Божиему, но вершина Богопознания обретается только через веру и Откровение. Существуют две ступени веры: 1) «вера догматическая, соглашение души», она от человека – это свободное избрание сердца и убеждение ума; 2) вера как «дар благодати, подаваемый Христом», она выше всякой меры человеческих сил, просвещает душу светом Истины и возводит человека на высоты Боговидения, она живет бескорыстной и самозабвенной любовью и делает человека бесстрашным исповедником Христа Спасителя.
                По характеристике профессора А.А. Спасского, Кирилл Иерусалимский – «человек не теории, а практики, он «изложил в своих поучениях лишь то, что характеризует христианское благочестие», но в действительности Кирилл Иерусалимский был выдающимся богословом. По церковному воззрению святого Кирилла Иерусалимского Бог есть единый Сущий и Предвечный, Он безначален и вечен, «не во времени начал жить и не скончается когда-либо», Он есть Альфа и Омега – Начало и Конец всего сущего, Он имеет жизнь в Самом Себе, Его Сущность – непостижима и неизреченна, никто не может объяснить и уразуметь, что есть Бог по природе Его, Он настолько велик и совершенен, что вся Церковь – Небесная и земная – не в силах достойно воспеть и восхвалить Господа. Задолго до Николая Кузанского, Кирилл Иерусалимский проповедовал идею «ученого незнания», он говорил, что  «в отношении к Богу высокое для нас ведение признаться в своем неведении». Вся мудрость принадлежит Богу, Он – премудр и всеведущ, нет ничего сокровенного от Него, только Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух – ведают тайну Божества и проницают все глубины Божии, а для всех тварных созданий Господь навсегда останется неизъяснимой Тайной – Сущим и Непостижимым. Если Сущность Божия непостижима, то Его свойства мы можем постичь в меру наших сил – духовных и интеллектуальных – мы можем постичь, что Бог благ и вечен, премудр и всемогущ, самобытен и неизменен в совершенстве Своем, Божественные свойства Его открывается в именах – Он есть Любовь и Красота, Сила и Премудрость, Истина и Благо, но все наши слова – лишь тени Божественного величия. В основе христианства лежит вера в Святую Троицу – нельзя быть христианином, не веруя во Отца, Сына и Святого Духа. «С достоинством единоначалия надлежит соединять исповедание в Боге Отчества и веровать не только в единого Бога, но и благочестиво познавать, что Сей единый Бог есть Отец единородного Господа нашего Иисуса Христа... Имя Отца вместе с произношением сего именования дает разуметь и о Сыне», «ибо если Отец, то, конечно, Отец Сыну. И если Сын, то, конечно, Отчий Сын». По воззрению Кирилла Иерусалимского, почитая Небесного Отца, мы призваны почитать и своих земных родителей, а через почитание земных родителей – восходить к почитанию нашего Небесного Отца:  «Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти. Превосходное и первое дело благочестия христианского есть почитать родителей, вознаграждать труды, понесенные ими при воспитании нашем, и всеми силами стараться о доставлении им успокоения. Ибо мы, хотя бы весьма многое им возвратили, не можем возвратить им главного дара – жизни». По глубокомысленному суждению Кирилла Иерусалимского между Отцом и Сыном нет никакого расстояния – ни онтологического, ни временного, ибо Бог не становится Отцом, а изначально и предвечно есть Отец по ипостасному бытию Своему, Его отечество безначально и «прежде всякого ощущения, прежде времен и всех веков». По замечанию протоиерея Георгия Флоровского: «Воздерживаясь от никейского словоупотребления в иных словах святой Кирилл исповедует ту же никейскую и апостольскую веру и с большой точностью излагает учение о вечности Троического бытия... Сын есть Сын по естеству, не по произволению». Единый и предвечный Бог существует в трех Лицах, а Его бытии нет никакого изменения и становления, Он от вечности абсолютно совершенен, а посему – от вечности и прежде самого возникновения времени Сын рожден неведомым и непостижимым для нас образом от Бога Отца, а Святой Дух от вечности и прежде всех веков исходит от безначального Отца, имея Божественное достоинство, ведая все глубины Божии и через пророков Своих открывая тайны неизреченное в Священном Писании. В богословской полемике с арианами Кирилл Иерусалимский говорил, что Сын «имеет в себе непреложное достоинство Сыновства» и по естеству, и по воле Он есть Господь, единый со Отцом по нераздельной царственной власти. В Ветхом Завете сказано, что Господь имел Премудрость началом путей Своих – Отец все творит через Сына в Святом Духе, а «Христос есть единородный Сын Божий и Творец мира», ибо Бог Сын творит все «мановением Отчим», таким образом соблюдается власть Отца, и Сын имеет царство и владычество над тем, что Им создано. По Своему предвечному Божественному естеству «Христос родившийся есть Слово не произнесенное, но Слово, постоянно пребывающее и живущее, не устами изреченное, но вечно, неизреченным образом, как Лицо, рожденное от Отца». Держась буквы и духа Священного Писания, святой Кирилл проповедовал, что Отец и Сын во всем подобны и раночестны по Своему величию, достоинству и славе, у Них нераздельное единство царства и власти, ибо Сын от вечности царствует со Отцом и чрез Отца есть Зиждитель всего, «не имея недостатка в достоинстве Божества», «Он есть обильнейший и неоскудевающий Источник всякого блага, Река благодеяний, вечный, неистощимый, сияющий Свет». Бог является и открывается Себя в Ветхом Завете, Его видели Моисей и пророки, они созерцали славу Святой Троицы – ветхозаветную теофанию Отца, Сына и Святого Духа в трисвятой песни Серафимов, слышанной пророком Исайей, в явлении трех Странников Аврааму у Мамврийского дуба. Христос есть Творец и Зиждитель вселенной, Он – Царь Ангелов и Небесный Архиерей, имеющий вечное первосвященническое достоинство по чину Мильхиседекову: «Не во времени начал Он священствовать, не по плотскому преемству принял Он первосвященство и помазан не уготованным елеем, но прежде веков от Отца». Исповедуя веру в Божественность Святого Духа, святой Кирилл Иерусалимский возвещал, что Духу Божиему принадлежит слава и честь Божества, Он равновелик Отцу и Сыну, соприсущ Им и участвует в домостроительстве нашего спасения, Бог все творит в Духе Святом и Им открывает все неизреченное и сокровенное, поэтому Святой Дух есть единый и благой Бог Освятитель, Он – Дух Откровения и Истины, Учитель Церкви и ее Животворец, от Него благодать, таинства и дары, Он подает всем верующим во Христа освящение и обожение. «Для спасения нашего достаточно нам знать, что есть Отец и Сын и Святой Дух».  Если «Христос не есть Слово изглаголанное и рассеивавшееся, но Слово ипостасное и Живое», то «Дух Святой не устами Отца выдыхается и разливается в воздухе, но есть ипостасный, Сам глаголющий и действующий». Все троическое богословии святого Кирилла Иерусалимского отличается строгим библеизмом – опорой на Библию.
                В основе нашего спасения лежит крестная жертва Иисуса Христа, Он – истинный Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, Господь воплотившийся и вочеловечившийся ради того, чтобы искупить грехи мира и избавить нас от власти дьявола, разорвать узы смерти и открыть нам путь в Царство Небесное. «Да покланяемся Ему, как Богу, и да веруем, что Он вочеловечился», ибо если Христос только Бог, «то чужды мы спасению». «От новой Евы, от новой Девы родился Господь во исполнение пророчеств, Своим крещением освятил крещение и этим связал крепкого»; «начало Евангелия – Иордан». Со всей силой своего проповеднического слова Кирилл Иерусалимский восставал против докетов и провозглашал, что Христос есть Богочеловек, Он – совершенный Бог и совершенный человек, в одной Его Божественной Личности две природы – Божественная и человеческая. От вечности сущее Слово Божие стало человеком, «действительно, а не мечтательно», Бог принял наше естество через Святую Деву Марию. Бог есть всемогущий Творец естества, власть Его выше всех законов природы, для Него нет ничего невозможного – Он использует «естественные» и «сверхъестественные» чудеса, великим и неизъяснимым чудом было безмужное рождение Спасителя от Девы Марии, равно как и Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, а одним из величайших чудес является таинство Евхаристии, в котором совершается претворение хлеба и вина в пречистое Тело и святую Кровь Сына Божиего. По великой и неизреченной любви Своей, Христос пришел в наш мир и принял поругание и распятие за нас: «Не мал был Умирающий за нас, не чувственное овча, не простой человек, не ангел только, но вочеловечившийся Бог».  Христос пришел для спасения мира, никто не мог бы спасти нас, кроме Самого вочеловечившегося и воплотившегося Бога, Он умер за нас на Кресте, Он облекся «завесой плоти» и уничижил Себя, чтобы исцелить наше естество и сохранить наш свободу – В Ветхом Завете описывается как пророки и Ангелы в трепете созерцали величие Бога и сияние Его славы, и чтобы не опалить мир сиянием Своим и не ужаснуть людей мощью Своей, лишив их тем самым свободы, Господь облекся в «образ раба» и избрал путь страждущего Мессии – путь, ведущий на небеса через Голгофу. Христос пришел, чтобы избавить нас от власти лукавого князя мира сего – дьявола, чтобы истребить ложь идолопоклонничества и привести людей к истинному Богопознанию, а Сам Христос – Спаситель и единственная Дверь, ведущая в Царство Небесное, Он – Солнце Правды, рассеивающее тьму языческих заблуждений. «Когда ложно стали поклоняться человекообразному, как Богу, тогда Бог действительно соделался человеком, чтобы истребить ложь». Христос пришел, «чтобы грешное человечество вступило в общение с Богом и высвободилось из-под демонской власти». Христос сотворил многие чудеса, но выше всего Крест – несокрушимое основание нашего спасения, похвала мученикам и исповедникам, слава Церкви и ее победоносное знамя. Великое и неизреченное чудо! – из орудия казни и знака проклятия и отверженности Крест стал знамением победы и знаком благословления. Вся тайна нашего спасения зиждется на действительности крестной жертвы Иисуса Христа: «Если распят мечтательно, а спасение от Креста, то и спасение мечта. Если Крест – мечта, то мечта и воскресение. Если вознесение мечта, то мечта и второе пришествие. И все уже не действительно». «Исповедую Крест, ибо знаю воскресение». По слову Кирилла Иерусалимского Христос использовал Свою немощную плоть, чтобы сделать ее приманкой дьявола и смерти – на Голгофе Он принял мученическую смерть, тело Его возлежало во гробе, а душа – сошла во Ад, но смерть и дьявол были повержены. Христос сошел во Ад один, но изошел в сонме многих. «Ужаснулась смерть, узнав, что снисшел во ад Некто новый, недержимый тамошними узами». Будучи всемогущим Богом Христос добровольно уничижил Себя и принял страдание и смерть на Голгофе, «страдал и подвизался подвигом терпения не малозначащий человек, но вочеловечившийся Бог». Со времен грехопадения Адама все люди стали смертны и в их сердцах поселился грех, а Христов подъял грех на древо Креста  и распял его, Он искупил нас – освободил от власти дьявола, утолил правду и явил любовь Божию, Им соблюдена истина приговора, но явлена безмерная сила человеколюбия. Христос воскрес из мертвых и разорвал узы смерти, в Нем начаток всеобщего воскресения мертвых, а в день Вознесения Он взошел на небеса, был «увенчан за подвиг» и сел одесную Отца, но восседая на небесах, Он незримо и таинственно присутствует с Церковью до скончания времен – до неисследимого и торжественного дня второго пришествия Своего в мир, когда Он явится во славе Божества Своего и будет судить все народы земли, всех живых и мертвых. Христос освятил наше тело, апостол Павел изрек, что оно призвано стать храмом Святого Духа, ибо человек есть существо, стоящее на грани двух миров – духовного и материального, он имеет душу и тело, поэтому не только душа призвана к вечной жизни, но и тело воскреснет из мертвых, а значит – наши тела не должны оскверняться скверной греха, но должны храниться целомудрием и непорочностью: «Будем, братия, хранить тела свои, и не станем употреблять их во зло, как чужие, так как говаривали еретики. Ибо надлежит нам дать ответ Господу во всем, что мы сделали в теле. Не говори: никто меня не видит, и не думай, что нет свидетеля дел твоих. Человека свидетеля часто нет: но Творец, не ложный свидетель, видит все дела твои; притом и скверны греховные остаются на теле. Грех уязвляет душу и тело, и знаки бывших ран остаются у души и тела». Критикуя еретиков «порицающих тело», а по сути развенчивая заблуждение всех ненавистников материи – от Платона и неоплатоников до гностиков, докетов и манихеев, святой Кирилл Иерусалимский говорит, что небо и земля созданы Богом, равно как наша душа и наше тело, в них нет ничего скверного, грех есть противление святой воли Бога Вседержителя, грех коренится не в теле, но «душа грешит посредством тела», а святость души делает тело человека храмом Святого Духа. В последний день мира воскреснут все усопшее, а живые преобразятся, смерть истребится, а Суд Господень совершится над миром, все носящие на себе Крест – венец Божия Царства, и живущие по заповедям Евангелия, кающиеся и верующие во Христа – войдут в Царство Небесное, а те, на коих нет знамения победы – Креста, кто не уверовал в Святую Троицу и не жил по заповедям Евангелия, все те, кто не раскаялись в грехах своих и не омыли души слезами покаяния – пойдут в муку вечную и огонь неугасимый.
                Вознесшийся на небо Господь исполнил обетование Свое и в день Пятидесятницы в огненных языках Святой Дух сошел на апостолов и образовалась Новозаветная Церковь – Бог Утешитель и Освятитель, говоривший  в законе Моисея и пророках, сходивший на праведников Ветхого Завета и ниспославший мудрость Соломону, осенил учеников Христовых, но «благодать Нового Завета» есть большая благодать: «Благодать простиралась и на отцов, но здесь она в преизбытке. Там приобщались Духа Святого, здесь всесовершенно крещены Им».  По мысли святого Кирилла Иерусалимского в Пятидесятницу апостолы приняли  крещение, крещение огнем – огненный и светящийся Святой Дух проник внутрь их сердец и просветил их умы, опалил тернии грехов и освятил их волю. Со дня Пятидесятницы благодать Духа Божиего стала действовать в апостолах и во всей Вселенской Церкви, собирающей всех под сенью Креста и вокруг Евхаристической Чаши. По разъяснению Кирилла Иерусалимского: «Церковь называется соборной (кафолической), потому что она в целой вселенной от пределов земли до пределов ее и по тому что во всеобщности и без всякого опущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, догматы о видимом и невидимом, о небесном земном; еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников и подначальных, ученых и неученых, наконец потому, что, как повсеместно врачует и исцеляет она всякого рода грехи, совершенные душою и телом; так в ней же приобретается все именуемое добродетелью какого бы то ни было рода – и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании». Если для священномученика Игнатия Антиохийского понятие кафолической Церкви прежде всего связано с местными общинами исповедующими веру во Христа – «Где Христос, там и кафолическая Церковь», то для святого Кирилла Иерусалимского кафоличность Церкви – это ее универсальность и вселенский характер, она одна во всей вселенной проповедует Божественную Истину, она объемлет все человечество – от нищего до царя, от младенца до старца, от эллина до скифа, простецов и мудрецов, ее догматы – незыблемы и вечны, как вечен и неизменен Сам Бог, она охватывает всю жизнь человека – внешнюю и внутреннюю. Единая, святая, соборная и апостольская Церковь – столп и утверждение Истины, она –  хранительница Писания и Предания, вне Церкви и ее таинств нельзя обрести спасение, ибо через жизнь в Церкви мы приобретаем Царство Небесное и вечную жизнь. В Церкви – овцы, а вне ее – волки, в Церкви верные, а вне – еретики, в Церкви истина и спасение, а вне – ложь и погибель, Церковь – священная скиния, где Бог пребывает с людьми, а вне – бесплодная пустыня мира сего с языческими капищами и идолищами, со сборищем еретиков и древней синагогой иудеев, лишенных благодати Святого Духа и душеспасительных таинств. В Церкви действует Святой Дух, совершающий все ее таинства и ниспосылающий дары и таланты:  «Велик, всемощен и чуден в дарованиях Дух Святой. Сочти, сколько вас теперь, какое здесь число душ. Каждому на пользу действует Он, и, пребывая посреди нас, видит нрав каждого, видит и помысел и совет, и что говорим, и что думаем. Велико подлинно сказанное нами, но и сего еще мало. Ибо вникни ты, чей ум просвещен уже Духом, сколько христиан во всей этой пастве, сколько их во всей Палестине, и от сей области прострись мыслью ко всему Римскому царству, а от него обрати взор на целый мир, на племена персов, на индийские народы, на готов, на сарматов, галлов, испанцев, мавров, ливиян, эфиопов и на прочие неизвестные нам и по имени племена, потому что многие из них остаются у нас без наименования. И у каждого народа обрати внимание на епископов, на пресвитеров, на диаконов, на монашествующих, на дев и на прочих мирян. И представь себе великого Снабдителя дарований, который в целом мире дает кому чистоту, кому всегдашнее девство, кому милосердие, кому нестяжательность, кому силу изгонять сопротивных духов. Как свет одним своим лучом все озаряет, так и Святой Дух просвещает имеющих очи. Ибо если кто, слепотствуя, не бывает сподоблен благодати, то пусть укоряет в том не Духа, но свое неверие».
                В «Тайноводственных словах к новопросвещенным»  Кирилл Иерусалимский дает блестящее описание таинств, поясняя, что через крещение человек становится членом Церкви и усыновляется Богу, крещение – конец Ветхого и начало Нового Завета, без крещения – нет спасения, оно совершается Святым Духом и водой, ибо человек есть двойственное существо – духовное и телесное, у него есть душа и тело, а кроме того, крещение символично – в крещении символически изображается и повторяется вся жизнь Иисуса Христа, совлечение одежд знаменует совлечение ветхого человека и в то же время есть подражание обнаженному на Кресте Сыну Божиему, приведение ко крещальной купели повторяет несение Христа с Креста ко гробу, а тройственное погружение – образ тридневного погребения. «Новое и необычайное дело! Умираем мы не в самой действительности и погребены бываем не в самой действительности и, распявшись не самым делом, воскресаем, но уподобление бывает только в образе, а спасение на самом деле. Христос подлинно был распят, подлинно погребен и подлинно воскрес и все сие даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение. Какое преизбыточествующее человеколюбие! Христос приял гвозди на пречистые руки и ноги свои и терпел болезнь, а мне безболезненно и без усилий за общение в болезни дарует спасение». В понимании святого Кирилла Иерусалимского и всей Церкви крещение есть не просто символическое воспоминание о жизни и смерти Иисуса Христа, а священнодействие и таинство, оно – мистично, а его смысл – это не только отречение от дьявола и оставление грехов, но и освобождение от дьявола и преддверие вечной жизни, приуготовление Царства Небесного и усыновление Богу Отцу: «Великое дело – предстоящее крещение, оно – искупление пленным, оставление прегрешений, смерть греха, обновление души, светлое одеяние, святая нерушимая печать, колесница на небо, райское наслаждение, предуготование Царствия, дарование усыновления». «Никто да не думает, что крещение есть благодать оставления только грехов, ... как Иоанново крещение давало только отпущение грехов. Напротив, мы точно знаем, что оно как служит очищением грехов и сообщает дар Святого Духа. так бывает и верным изображением Христовых страданий. Посему то и Павел, недавно взывая, сказал; «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть...». (Римл.;6:3-4)... Посему да познаем, что все, что ни претерпел Христос, пострадал Он ради нас и нашего ради спасения на самом деле, а не в воображении, и мы делаемся причастниками Его страданий... Во Христе истинная была смерть, душа Его действительно разлучилась с телом и погребение было истинное... Но в нас смерти и страданий одно подобие, спасение же не подобие, а самая действительность».
                С таинством крещения неразрывно связано и таинство миропомазания, оно основано на сошествии Духа Святого на Христа во Иордане: Христос помазан Святым Духом, а крещенные, «приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром», освященным благодатью Божией. «Во Христа крестившись и во Христа облекшись (Гал.3:27), соделались вы сообразными Сыну Божию (Рим.8:29). потоку что Бог, предопределивший нас в усыновление (Еф.1:5), соделал нас сообразными славному телу Христа (Фил.3:21). Посему, став причастниками Христовыми (Евр.3:14), справедливо называетесь помазанниками... Помазанниками же соделались вы, приняв изображающее Святого Духа. И все над вами совершено в образе, потому что вы образ Христов, Как Христос, омывшись в реке Иордане и сообщив водам благоухание Божества, вышел из вод, и было на Него существенное наитие Духа Святого (потому что подобное почивает на подобном), так подобно и вам, исшедшим из купели священных вод, дано миропомазание, изображающее собою то же самое, чем помазан Христос. А это есть Дух Святой... Ибо Христос не от человека и не елеем или миром телесным был помазан, но Отец, предопределивший Ему быть Спасителем целого мира, помазал Его Духом Святым... И как Христос действительно был распят, и погребен, и воскрес, а вы сподобились в крещении уподобительно быть с Ним распятыми и погребенными и воскреснуть, так и в рассуждении миропомазания: Он помазан духовным елеем радости, то есть Духом Святым, который именуется елеем радости, потому что есть причина духовного радования, а вы, приобщившись Христу и став Его причастниками, помазаны миром». Таинственное миро есть «изображение» Святого Духа, миром помазываются чело, уши, ноздри и перси – человек освящается и приобщается Христу, обретая «печать Святого Духа».
                В книге «Золотой век святоотеческой письменности» архимандрит Киприан Керн обратил внимание на то, что святой Кирилл Иерусалимский не только мистагог, но и литургист, а его произведения дают бесценный церковно-исторический материал: «Евхаристия описана святым Кириллом достаточно подробно, и его слова служат прекрасным памятником для истории евхаристического богослужения. Англиканский ученый литургист Брайтман – в своем классическом произведении «Восточные и западные литургии», в особом прибавлении  – восстановил, на основании текста огласительных поучений святого Кирилла, достаточно полный текст палестинской Литургии IV века. Святой Кирилл не является автором особой Литургии, отличной от совершавшейся в его время в пределах Палестины и Сирии, но ясность его выражений и отдельные отрывки из молитв заслуживают того, чтобы воспроизвести здесь схему этой Литургии». Во время Божественной Литургии мы призваны отложить все попечения житейские и восславить Бога в молитвах, возблагодарить за сотворение мира – неба и земли, солнца, луны и звезд, Ангелов и бессловесных, за искупительную жертву Христа Спасителя и дары Святого Духа, а самая главная часть Литургии – анафора, призывание Святого Духа, о котором писал Кирилл Иерусалимский: «Освятив себя духовными песнями, мы молим человеколюбца Бога, да ниспошлет Святого Духа на предлежащие Дары, да сотворит хлеб убо – тело Христово, а вино – кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснется Дух Святой освящается и прелагается. Потом по совершении духовной Жертвы бескровной службы, при той же самой Жертве умилостивительной, молим Бога о всеобщем мире Церквей, о благосостоянии мира, о царях, о воинах и сподвижниках, о находящихся в немощах, об утомляемых трудами, и вообще о всех, требующих помощи, молимся мы все, и сию приносим жертву. После поминаем и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом вспоминаем и о преставшихся  святых отцах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о коих моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная Жертва. Даже и за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, приносим Христа, закланного за наши прегрешения, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога». По разъяснению протоиерея Иоанна Мейендорфа: «В раннехристианский период евхаристическая молитва всегда завершалась так называемой эпиклезой – молитвой призывания Духа Святого на предложенные Дары. Впоследствии эта молитва сохранилась лишь в восточной Церкви… Вся евхаристическая молитва, начиная со слов, «Благодарим Господа», имеет троичный характер: она адресована Отцу через Христа в Духе Святом и составляет единое целое. Нельзя сказать, что преложение Святых. Даров совершается в какой-то определенный момент этой молитвы. Оно достигается молитвой всей Церкви к Святой Троице, и без призывания Святого Духа (причем не только на хлеб и вино, но на всю Церковь) эта молитва становится неполной, теряет свой троичный характер». В центре внимания святого Кирилла Иерусалимского, как мистагога, величайшее таинство Церкви – святейшая Евхаристия, причастие Святым Тайнам Христовым, оно – великое чудо, но если Бог всемогущ, то нет ничего сложного Иисусу Христу, в Кане Галилейской претворившему воду в вино, претворить Святым Духом вино в святую кровь Свою, а хлеб – в пречистое тело Свое. Как рассудительный и ревностный пастырь Церкви, святой Кирилл Иерусалимский предостерегал христиан – «не лишайте себя сих священных и духовных Тайн ради духовной скверны», он призывал всех верующих участвовать в Божественной Литургии, на которой мы славим Бога в едином хоре со всеми Небесными Силами – Ангелами и Архангелами, Херувимами и Серафимами, молимся о живы и возносим моления за усопших, с трепетом приступая к причастию Святых Тайн Христовых. В толковании прошения о хлебе насущном в молитве Господней, святой Кирилл писал о том, что именно евхаристический хлеб – хлеб святого причастия и является хлебом насущным и сверхсущным, а это прошение имеет литургический и евхаристический характер: «Хлеб обыкновенный не есть насущный, а сей святой хлеб есть насущный, то есть имеющий действие на сущность души. Сей хлеб не во чрево вмещается и потом выходит из него (Мф.;15:17), но сообщается всему твоему составу, к пользе души и тела. А слово «днесь» употреблено вместо «ежедневно», как и Павел сказал: «заставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить ныне» (Евр.3:13)». Во времена Кирилла Иерусалимского причастие принимали не из лжицы (ложечки), а в руки: «Посему, приступая, не с разжатыми дланями рук, не с распростертыми перстами подходи, но левую соделав престолом для правой... и согнув длань, прими тело Христово и скажи при сем: аминь. Потом, с осторожностию освятив очи прикосновением святого тела, приобщись, внимательно наблюдая, чтобы от него не утратить чего-либо. Ибо, если утратишь что, лишишься как бы собственного своего члена... После того, как приобщишься тела Христова, приступи и к чаше с кровию не с распростертыми руками, но в согбенном положении с поклонением и чествованием, говоря: аминь, освятись, причащаясь и крови Христовой. И пока еще на губах твоих остается влажность, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие орудия чувств. Потом, дождавшись молитвы, благодари Бога, который сподобил тебя толиких тайн». В великий и страшный час совершения Евхаристии верующие должны пребывать во храме с трепетом и благоговением, помня, что ради их спасения Христос принес на Голгофе святую и страшную жертву – Самого Себя, а через таинство Евхаристии мы причащаемся «Божественному естеству», как писал в своем послании апостол Петр, мы становимся сотелесниками Иисуса Христа, единокровными братьями Распятого и Воскресшего, мы принимаем в себя тайну Нового Завета  и являемся истинными христианами, ибо быть христианином – значит веровать во Христа, жить по заповедям Его и причащаться Его святой крови и пречистой плоти, становясь подлинным «христоносцем».
                Святой Кирилл Иерусалимский – выдающийся богослов и блестящий проповедник IV века, и на епископской кафедре в Иерусалиме, и в изгнании он был и оставался защитником Православия, самоотверженно боровшимся с докетами, арианами и савеллианами; в своих пастырских трудах он – сподвижник Афанасия Великого, с юных лет воспитанный в преданности Православной Церкви, получивший широкое философское и богословское образование; он – пример для иереев и архиереев, хранитель Предания и проникновенный истолкователь таинств, стойкий в убеждениях и непоколебимый в вере, оклеветанный молвой, но прославленный в лике святых, положивший жизнь свою на служение Богу и Его святой Церкви, рассудительный пастырь, учивший, что для спасения и стяжания благодати Святого Духа нужна вера, добродетельная жизнь и участие в таинствах Церкви.


Рецензии