Пылающее сердце 10
24 января 44 года блокада Ленинграда завершилась. Этот день дорог всем жителям Второй Столицы России. Но бои на этом участке не прекращались. Окончательно небо здесь стало чистым после того, как была выведена из войны Финляндия. Теперь уже ничто не угрожало мирной жизни в городе на Неве.
На этом участке фронта бои активизировались в феврале. И, хотя эти бои нельзя было назвать особенно ожесточёнными, они стоили эскадре двух важных асов.
В феврале 44 года произошла рокировка - командир IV группы хауптман Рудольф Зиннер был переведён на Западный фронт на должность командира III группы, а, в свою очередь, командир III группы майор Зигфрид Шнелль перебрался на восток командовать IV группой. Шнелль был отличный ас, имел 93 победы на счету. Но ему было суждено повторить судьбу Хомута - уже 25 февраля он был сбит южнее Нарвы и погиб.
Сбил его пилот 191 иап Пётр Афанасьевич Репкин. Воевал он на Р-40, которые к тому времени уже окончательно устарели и оставались на вооружении всего нескольких полков. Бой протекал так. Шнелль, будучи ведущим пары, атаковал звено Репкина из четырёх Р-40. Но атака успеха не имела. Вот тут бы Шнеллю следовало уйти на вертикаль, а он решил принять на малой высоте бой на горизонтальных виражах. Но это было ошибкой, Шнелль воевал на бф-109, и вести на таком самолёте бой на виражах на малой высоте было совсем уж неразумно - бф-109 приобретал перевес на большей высоте. Видимо, Шнелль просто недооценил советских пилотов и поплатился за это.
А 2 апреля в районе Пскова погиб лейтенант Альбин Вольф, командир 6 отряда, имевший на счету 144 победы, один из лучших асов эскадры. Он погиб во время боя с "Яками" из состава 287-го иап. Сами немцы решили, что он был сбит огнём МЗА, благо бой проходил на малой высоте. Но, по советским данным, было заявлено три победы пилотами полка. Заявка пилота Швидкого Василия Ивановича отпадает, так как он заявил бф-109, и место не очень подходит. Таким образом, скорее всего Вольфа сбил Лисица Григорий Антипович или Соломагин Владимир Васильевич. Подробности боя, к сожалению, в документах не указаны, но по предполагаемому месту более всего вероятно, что победу одержал Лисица. Для него она стала первой в карьере, но воевал лётчик достаточно давно.
В июне начались уже действительно масштабные бои за Выборг. Тут работала II группа эскадры, помогая финнам. 19 июня эскадра понесла сразу две неприятные потери. Обе - вечером.
В первом случае восьмёрка Ла-5ф из состава 401 иап сопровождала Пе-2 в район Выборга. Были замечены фв-190, которые пытались атаковать "пешки", а затем и финские бф-109. Ведущий советского звена, пилот Аветисян Артавазд Саркисович, стремительно атаковал одного фв-190 и сбил его с первой же атаки. Однако бой затянулся, в ходе этого боя был потерян один Ла-5ф и сбито, помимо фв-190, два бф-109.
В этом бою, по немецким данным, был сбит сам командир II группы хауптман Эрих Рудорффер, имевший на тот момент 140 побед на счету. Он дотянул до своих позиций и покинул самолёт с парашютом. Казалось бы, всё ясно, сбил его Аветисян. Однако, по отчёту о бое, пара Цуркан Калачинский, осуществлявшая прикрытие, заметила пару фв-190, которые в разгар боя пришли на помощь своим. Цуркан Пётр Дмитриевич атаковал ведущего, тот задымил и пошёл вниз в крутое пике. Заявлять его сбитым не стали, так как видели, что он с дымом ушёл на свою территорию. Есть вероятность, и очень немалая, что именно Цуркан, а не Аветисян одержал победу над немецким асом и командиром. Ведь основной бой шёл против 4 отряда, и, судя по всему, Аветисян атаковал как раз самолёт из состава 4 отряда.
Примерно в это же время эскадра потеряла ещё одного выдающегося аса. Звали его Хельмут Гроллмус, лейтенант из 4 отряда. Он имел 75 побед на счету, причём в тот день одержал 6 побед, поставив личный рекорд результативности. В том числе немецкому асу удалось сбить командира 196-го иап Чиркова Андрея Васильевича, выдающегося аса, имевшего 30 побед на счету. Чирков был ранен и больше уже в боях не участвовал.
Вечером Гроллмус возвращался с охоты, видимо, в отличном настроении - ему удалось сбить внезапной атакой "Кобру" из состава 103-го гиап. Видимо, ас слегка ослабил бдительность. В это самое время с задания по сопровождению Пе-2 возвращалась группа 27-го гиап, ведущим был знаменитый ас Карпов Александр Терентьевич. Карпов заметил одиночный фв-190, который в отдалении шёл в направлении своей территории. Это и был Гроллмус. Карпов решил его атаковать в одиночку. Он открыл огонь с 250 метров. С такой дистанции сбить фв-190 было практически невозможно, да он и не добился попаданий. Гроллмус, увидев, что его атакует всего один "Як", хотя и имеющий преимущество по высоте, решил принять бой. Он заложил крутой горизонтальный вираж с целью зайти в хвост Карпову, но это было ошибкой. Карпов, круто развернув самолёт, пошёл наперерез Гроллмусу и, атакуя уже почти в упор, сбил его. Гроллмус спасся с парашютом, но его везение в тот день закончилось окончательно - он был обстрелян с земли финским солдатом, принявшим его за советского пилота, и погиб.
21 июня эскадра потеряла ещё одного сильного аса - хауптман Херберт Алоэ, командир 4 отряда, имевший 34 победы на счету, был сбит в районе Выборга в бою против штурмовиков. От истребителей подходящих заявок найти не удалось, видимо его сбили стрелки "Илов".
В июле Маннергейм наконец сообразил, что воевать с Советским Союзом - дело бесполезное, и бои на этом участке фронта завершились. Теперь 13-я ВА и пилоты ВВС КБФ бились с JG54 в Эстонии. 26 июля в небе Эстонии при атаке на советские штурмовики был сбит и погиб унтерофицер Герхард Фредих из 5 отряда, имевший 17 побед на счету. Судя по всему, его сбили истребители сопровождения. Вероятнее всего, это был лётчик Прилуков Михаил Сергеевич из 159-го иап. Победа, кстати, стала единственной в его карьере.
В целом, как мы видим, асов здесь было сбито не так уж много. И понятно, почему: их уже в целом осталось в эскадре мало. Зато из сбитых четверо входили в элиту эскадры, трое из них погибли, а четвёртый - Рудорффер, смог спастись. Если говорить о действиях советских истребителей, то в этот период времени они уже совершенно не уступали немцам, а порой даже превосходили. II группа, лишившись подавляющего большинства своих ведущих асов, практически утратила боеспособность и уже безнадёжно отставала от I группы. Да и в целом II группа при Рудорффере не отличалась особыми боевыми качествами.
Свидетельство о публикации №223042800259