Классика всегда современна

Михаил Чумаченко: «Классика всегда современна»
21 и 22 апреля на сцене Московского областного театра драмы и комедии в Ногинске прошла премьера спектакля по известной пьесе классика отечественной драматургии Александра Николаевича Островского «Доходное место». Режиссёром-постановщиком этой бессмертной пьесы стал художественный руководитель ногинского театра Михаил Чумаченко.
    Перед премьерой спектакля «Доходное место» перед журналистами высказался и ответил на их вопросы Михаил Чумаченко. Он рассказал нам  об истории создания этой пьесы, которую сам драматург определи по жанру как комедия, хотя мне она больше напоминает драму.
    Александр  Островский написал эту пьесу в пяти действиях в 1856 году. Летом этого года  драматург отправился в путешествие по Поволжью к истокам Волги и попал в серьёзное дорожное происшествие. Лошади внезапно понесли, кучер не мог с ними управиться и карета перевернулась. Драматург оказался в больнице  со сложными переломами. И не все врачи были уверены, что он выживет. Но Александр Николаевич проявил завидную силу воли, и не только встал на ноги, но и, используя вынужденный постельный режим, написал комедию с выразительным названием - «Доходное место».
    Пьеса была напечатана в №1 журнала «Русская беседа» в 1856 году. И в том же году вышла отдельным изданием. Однако к постановке в театрах въедливой царской цензурой она поначалу не была допущена. Лишь через шесть лет, 27 сентября 1863 года она была впервые поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге, а 14 октября этого же года - на сцене Малого театра в Москве. На сцене Александринского театра эта пьеса шла 54 раза, а на сцене Малого театра – 37 раз. Не гнушались постановкой этой комедии сразу после её публикации и провинциальные российские театры, которым, по-видимому,  было легче обойти придирчивую царскую цензуру. 
    Михаил Чумаченко поведал нам о таком любопытном факте: эту комедию в 1967 году поставил на сцене Театра имени Ленинского комсомола главный  режиссёр этого театра Марк Захаров. И главную роль в этой постановке блистательно играл Андрей Миронов. Однако пьеса прошла на сцене этого театра всего шесть раз, а её седьмая постановка в 1968 году была запрещена бдительной советской цензурой, которая, по-видимому, была похлеще нежели царская. Напрашивается резонный вопрос: почему запрещена? Да, наверное, потому, что в этой пьесе Александр Островский довольно хлёстко обличал чиновничье взяточничество и казнокрадство. А разве эти негативные явления могли быть свойственны безупречной советской бюрократии? Какое мздоимство и казнокрадство могло быть в образцовых учреждениях Советского Союза? Поэтому, надо полагать, постановку Марка Захарова в шестидесятых годах прошлого века, когда весь советский народ зрелый социализм с элементами коммунизма с энтузиазмом строил, бдительные стражи отечественной цензуры сочли неуместной.         
    И на сцене Ногинского государственного драматического театра 15 лет назад уже шла немеркнущая пьеса Александра Островского «Доходное место». Михаил Чумаченко признался журналистам, что, являясь более тридцати лет преподавателем режиссёрского факультета ГИТИСа, он не раз ставил со своими студентами и дипломниками эту «абсолютно современную пьесу» Островского. И, по словам режиссёра, каждая постановка «была разной». И нынешняя постановка пьесы «Доходное место», как заверил нас режиссёр-постановщик, весьма актуальна, ибо коррупция и взяточничество до сих пор, увы, так не изжиты в нашем российском обществе. И многим людям, включая и театральную публику, до сих пор непонятно: зачем наша страна в 1993 году свернула с рельс строительства зрелого социализма и перекантовалось на порочные рельсы гиблого капитализма? Ведь нас с юных лет и учителя истории и учебники школьные убеждали в том, что смрадный капитализм загнивает и вот-вот совсем загнётся. А теперь получается, что такие капиталистические пороки как коррупция, казнокрадство и взяточничество и на нашей отечественной российской почве благополучно прижились?   
    Михаил Чумаченко признался, что эту «вневременную пьесу»  отечественного классика драматургии  ему пришлось значительно сократить, но, мол, ни одного лишнего слова к тексту Островского не прибавлено. Сократил режиссёр и количество действующих лиц. Исчез, например, образ учителя Мыкина, который у Островского был приятелем Жадова. Персонажей стало десять. Пять из них играют известные актёры старшего поколения и в ролях других пяти персонажей заняты молодые актёры, которые не так давно пополнили труппу ногинского театра. 
     Роль статского советника некоего департамента Аристарха Владимировича Вышневского, одряхлевшего старика с признаками подагры, драматическим флёром наполнил  заслуженный артист Московской области Фёдор Казаков. В роли его неверной, но весьма обаятельной  жены Анны Павловны занята актриса Екатерина Галаева. В роли племянника Вышневского, молодого служащего в департаменте родного дядюшки, новыми гранями своего таланта блеснул актёр Евгений Кива. Наиболее колоритный и ёмкий образ в премьерной постановке создал заслуженный артист РФ Виктор Башинский, исполнивший роль весьма опытного чиновника Акима Акимовича Юсова, который служит под начальством Вышневского. Он благоволит молодому служащему Онисиму Панфилычу Белогубову (в его роли занят актёр Денис Денисов) и весьма огорчён вольнодумством и никому не нужной честностью другого служащего – Василия Жадова. Однако Юсов вынужден его терпеть, ибо Жадов – племянник его непосредственного начальника Вышневского.  И что, никого не стесняясь, говорит вслух этот вольнодумец? Извольте цитату из его никем неконтролируемой речи: «Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом».
         Все поклонники театра, надо полагать, знакомы с текстом бессмертной комедии Александра Островского «Доходное место». Но всё-таки напомню, что в  центре сюжета пьесы стоит молодой человек Василий Жадов, придерживающийся неких  вольнодумных взглядов. Он не намерен кому-то  угождать, брать взятки, льстить, пользоваться служебной протекцией. Он даже готов жить пусть и бедно, но честно. По ходу развития сюжета молодой чиновник подвергается  давлению окружающих его лиц, уверенных в том, что материальное благополучие важнее любых моральных принципов. Жадов искренне любит свою жену Полину (её роль исполняет актриса Марина Филатова), но та под влиянием  маменьки всё чаще ссорится с мужем из-за скудного материального существования и отсутствия подарков с его стороны.
    В роли маменьки, Фелисаты Герасимовны Кукушкиной, вдовы коллежского асессора, в премьерной постановке с яркой театральной выразительностью блеснула заслуженная артистка РФ Татьяна Телегина. Её героиня с вызовом говорит своим дочерям: «Я ещё не старая. Я ещё могу себе партию найти!» Но для этого ей надо сначала выдать замуж двух своих созревших для брачной жизни дочек – Юлиньку  и Полину. И она сама подыскивает им женихов. И обе её дочки, кстати, и  рады бы уйти от назойливой опеки маменьки. Юлинька (её роль исполняет молодая актриса Евгения Баринова) предпочла брак по расчёту  Она без любви выходит замуж за подающего большие надежды в карьерном росте Онисима Белогубова. Полина же выходит замуж по любви за его сослуживца Василия Жадова, которого её маменька советует «пилить день и ночь», чтобы он стремился к карьерному росту и достойно материально обеспечивал жену, нанял бы для домашних дел и уборки служанку.   
    В финале пьесы Василий Жадов уступает материальным домоганиям жены и идёт   просить доходного места у родного дядюшки. Он ещё не знает, что над тем сгустились тучи – вышестоящая проверка выявила такие недостатки в департаменте, что Аристарху Вышневскому едва ли удастся остаться на своём месте и даже вряд ли ему избежать уголовного наказания.  В финале спектакля из закулисной реплики мы узнаём, что Вышневского хватил сердечный удар, но так и не узнаем – смертельным ли для него стал этот удар или Аристарх придёт в себя и вернёт себе ускользающее доходное место. 
    На мой дилетантский взгляд, некоторые занятые в этом спектакле актёры не до конца проявили свои потенциальные профессиональные способности. Например, в роли Антона, дворового человека в доме Вышневского, занят артист Игорь Бондаренко. Его персонаж по сюжетной канве пьесы якобы влюблён в Анну Павловну Вышневскую и они переписываются. Но линия их взаимоотношений прописана в премьерном спектакле очень бледно. И, по сути, Игорю Бондаренко нечего играть, кроме как приучать к пьянству унывающего Жадова. Некоторые режиссёры (выражу спорное мнение) взяли за основу такую дурную моду: назначат актёра на ту или иную роль, заставят выучить того текст и после нескольких спешных репетиций выпускают его на сцену. Давай, мол, играй как хочешь или как можешь, импровизируй! Однако далеко не все актёры склонны к импровизации. И, пожалуй, для них режиссёру надо чётче обозначать верный камертон их роли.      
    В конце беседы с журналистами, мы узнали от Михаила Чумаченко, что в ногинском  театре уже идут репетиции премьеры по другой пьесе Александра Островского -  «Горячее сердце». Её ставит известный московский режиссёр, ученик легендарного театрального мага Петра Фоменко Николай Дручек. Премьера этого спектакля должна состояться уже в мае сего года.
В завершении данной статьи позволю себе наглость перефразировать четверостишие «старшего инженера человеческих душ» (так скромно он писал о себе в автобиографии)  Марка Сагаловского, эмигрировавшего в 1979 году в США и жившего в Чикаго: 
Премьеры – пусть они и плохи
Необходимы нам, как свет.
Премьеры ведь продукт эпохи.
А без продуктов жизни нет. 
Виталий ПОПОВ, член Союза журналистов России

На снимке: сцена из спектакля «Доходное место» в Московском областном театре драмы и комедии.
Фото Анны ПУШКИНОЙ
25.04.2023


Рецензии