У озера - двухсерийный художественный фильм
Режиссёр и сценарист фильма Сергей Герасимов имеет орловские корни.
Повествует о взаимоотношениях между человеком и природой в эпоху научно-технического прогресса, о проблеме защиты уникального пресноводного озера Байкал от промышленного загрязнения, после введения в эксплуатацию строящегося на его берегу целлюлозно-бумажного комбината.
В широкий советский прокат картина вышла 13 апреля 1970 года.
В 1970 году драма «У озера» названа «Лучшим фильмом года» по итогам опроса читателей журнала «Советский экран»[1].
Содержание
1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Награды и признание
5 Оценки фильма
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Сюжет
Действие фильма охватывает временной период первой половины 1960-х годов. События картины рассказаны Леной Барминой от первого лица.
На берегу Байкала работает научная лаборатория профессора Бармина, изучающего озеро. В небольшом посёлке растёт дочь профессора Лена, в первой серии она заканчивает 10-й класс средней школы. На южном берегу озера собираются строить целлюлозно-бумажный комбинат. Представители предприятия и его будущий директор Василий Черных приезжают для консультаций к Бармину. Учёный и его сподвижники занимают непримиримую позицию по отношению к возведению комбината, чьи отходы безнадёжно испортят экосистему озера. Черных открыт к дискуссиям и собирается построить при комбинате уникальную в стране систему полной очистки сточных вод. Лена постепенно сближается с немолодым директором комбината. На строительство приезжает журналист Валя Королькова, ищущая героев своего времени. Она знакомится с Леной.
Во второй серии Лена окончила школу и работает в библиотеке при посёлке возле комбината. Первая очередь предприятия сдана в эксплуатацию. Комбинат посещает правительственная комиссия, которая проводит самую тщательную инспекцию очистных сооружений. Тем не менее, вопрос о влиянии вредных сливов на озеро остаётся открытым. Принципиальная гражданская позиция Бармина приводит его в итоге в больницу с сердечным приступом. Между Леной и Василием Черных возникают чувства, но, узнав о том, что её возлюбленный женат, Лена решает завершить с ним отношения, после чего уезжает вместе с Валей Корольковой на Лену на новую работу.
Прототипом одного из главных героев фильма стал учёный-байкаловед Михаил Михайлович Кожов.
В ролях
Олег Жаков — Александр Александрович Бармин, учёный-байкаловед
Наталья Белохвостикова — Лена, дочь Александра Бармина
Василий Шукшин — Василий Васильевич Черных, руководитель комбината
Надежда Репина — жена Василия Черных
Валентина Теличкина — Валя Королькова, журналист
Михаил Ножкин — Геннадий Яковлев, молодой учёный
Наталья Аринбасарова — Катя Олзоева, подруга Лены
Николай Ерёменко (младший) — Алексей, студент-практикант
Вадим Спиридонов — Константин Коновалов, рабочий на стройке
Александр Сныков — Женя
Съёмочная группа
Режиссёр: Сергей Герасимов
Сценарист: Сергей Герасимов
Операторы: Владимир Архангельский, Владимир Рапопорт
Композитор: Илья Катаев
Директор картины: Аркадий Кушлянский
Награды и признание
1971 — Государственная премия СССР: режиссёр Сергей Герасимов, исполнители главных ролей Олег Жаков, Наталья Белохвостикова и Василий Шукшин.
Оценки фильма
Кинокритик Людмила Погожева считала, что «фильм богат мыслями, полифоничен по своему решению»[2]. Кинокритик Евгений Сурков также писал, что фильм полифоничен и многотемен[3]. Он отмечал полемичность фильма, что «раздумья философского значения переплетаются в нём с газетной „злобой дня“»[4].
Киновед Владимир Баскаков так оценивал фильм: «Художническое зрение режиссёра обострилось и углубилось. Он сумел увидеть в действительности и воссоздать на экране яркие индивидуальные портреты современников. Лена Бармина (актриса Наталья Белохвостикова), её отец, учёный Бармин (Олег Жаков), начальник строительства Василий Черных (Василий Шукшин) — всё это люди интересные, незаурядные, масштаб их личности соответствует масштабу эпохи, характеру времени»[5].
Теоретик кино Александр Мачерет указывал, что «в фильме „У озера“ убеждает не искусственно придуманная фабульная модель, но свободно развивающийся сюжет, образуемый сложным сцеплением многозначных образов»[6].
Киновед Александр Фёдоров констатировал, что фильм «в начале 1970 года стал одним из самых важных культурных событий СССР»[7].
Примечания
Победители конкурса журнала «Советский экран» в 1958—1983 годах, перечень которых был опубликован в журнале «Советский экран» в 1983 году (№ 10) Архивная копия от 23 января 2013 на Wayback Machine // akter.kulichki.com
Погожева, 1978, с. 85.
Сурков, 1971, с. 17.
Сурков, 1971, с. 15.
Баскаков, 1971, с. 20.
Мачерет, 1975, с. 125.
Фёдоров, 2021, с. 283.
Литература
Сурков Е. Размышления у истоков // Искусство кино. — 1971. — № 1. — С. 15—29.
Баскаков В. Черты кинопроцесса // Искусство кино. — 1971. — № 2. — С. 19—29.
Мачерет А. В. Художественность фильма. — М.: Искусство, 1975. — 254 с.
Погожева Л. П. Из дневника кинокритика. — М.: Искусство, 1978. — 153 с.
Фёдоров А. В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2021. — С. 283—284. — 1134 с.
Ссылки
Логотип Викицитатника В Викицитатнике есть страница по теме: У озера
Замбалова Т. Д. Рецензия на художественный фильм «У озера» (опубликована в 2000 году).
(Материал из Википедии)
Свидетельство о публикации №223042800571