Не лукавьте

Моя душечка, моя ласточка,
Взор суровый свой прогони.
Иль не видишь ты, как измучен я?!
Пожалей меня, не гони!

Не лукавьте, не лукавьте!
Ваша песня не нова.
Ах, оставьте, ах, оставьте!
Всё слова, слова, слова…

Моя душечка, моя ласточка,
Я нашел в тебе, что искал.
Пожалей меня, не гони меня,
Как измучен я и устал.

Не лукавьте, не лукавьте...

Ты любовь моя, ты вся жизнь моя,
За тебя весь мир я б отдал.
Верь мне, милая, верь, желанная, —
Никогда я так не страдал.

Не лукавьте, не лукавьте...

Если в серьезных источниках этот знаменитейший романс считается, как правило, анонимным, то народная традиция без тени сомнения приписывает его Александру Ивановичу Дюбюку (20 февраля [3 марта] 1812-27 декабря 1897 [8 января 1898]). Как представляется, авторство А. Дюбюка возникло не случайно — им созданы два романса «Моя душечка»: на слова Ивана Никифоровича Явленского (1824-1897) «Приголубь меня, моя душечка» (1858) и на слова Сергея И[вановича] Писарева (25 ноября 1819-?) «Поцелуй же меня, моя душечка » (1863). Поэтому и в некоторых солидных изданиях романсов значится дата создания «не позднее 1897 года» — года смерти А. Дюбюка. Между тем, имеется отдельное нотное издание «Новый репертуар цыган: Выбор новейших цыганских романсов и песен» (СПб.: Издание «Нева» [К. В. Иванова], б. г.*), где автором очень знакомых слов (и музыки к ним) означена Ольга Владимировна П. (творческий псевдоним Корн, Карн или Карно):

Мое солнышко, моя звездочка,
Мое счастие рай земной!
Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя всей душой.

Не лукавьте, не лукавьте!
Всё пустые лишь слова.
Ах, оставьте, ах, оставьте!
Всё слова, слова, слова…

Моя ласточка сизокрылая,
Без тебя теперь свет не мил.
Верь, желанная, верь мне, милая,
Никого я так не любил.

Не лукавьте, не лукавьте и т. д.

Ты мечта моя, я нашел тебя,
Наконец нашел, что искал!
Приласкай меня, одинокого,
Ах, измучен я и устал.

Не лукавьте, не лукавьте и т. д.

В пользу авторства Ольги Владимировны П. говорит и тот факт, что этого популярнейшего романса нет в репертуаре ни у одного из известнейших мужских и женских исполнителей конца XIX — начала XX века.

* Издания Невы (К. В. Иванова) публиковались в 1909-1914 годах.


Рецензии