Дорога в Ашрам или чёрные дхоти

Глухой монастырь в отдалённой деревне. Булыжная мостовая сменяется пыльной гравийной дорогой. Таких обителей на карте не ищи. Когда-то до революции в этих местах кипела духовная жизнь, и благодатные старцы-молитвенники привлекали толпы народа. Но теперь, в девяностые, на закате эры духовного запустения, монастырь с немногими полуразрушенными кельями разделял свою территорию с домом престарелых и представлял жалкое зрелище. Три-четыре монаха в телогрейках и длинных, в заплатах, подрясниках вызывали у местного населения то страх, то ропот, то насмешки. Были, впрочем, и те, кто искали, искали святого, высокого, светлого. Какое оно ; высокое, светлое никто толком не знал. Являлись в городах и весях проповедники различных учений и всяк твердил, что именно он возвещает то самое высокое, светлое, вечное.
За монастырской, тогда еще из простой ржавой сетки, оградой остановился скрипучий старенький ЛАЗ (для тех, кто забыл ; произведение Львовского автозавода). Выпустил из пыльного салона молодого человека, направившегося к монастырю твердым шагом. Куполов и крестов еще не было, внутри церкви ; голые стены.
Вышедший навстречу игумен, еще недавно вдовый городской протоиерей, знавший о монашестве не более своих собратьев-послушников, приветливо по-семейному улыбнулся и поздоровался.
Вместо традиционного «благословите» прозвучало: «Здравствуйте, я в монастырь». Серьёзность выражения лица свидетельствовала о серьёзности намерений пришедшего. Вопросов не последовало, да и некогда говорить, когда в сельской, едва возрождённой обители, что ни день, то страда. Дрова заготовить, сено косить, сушить, собрать, огороды… ; всё требует времени, сил, попечения.
; Отэц благочiнный, трэба ось цёму, як тоби зваты? (укр.)
; Владiмир.
; Трэба Володимiру якусь келью надбуты и поставiти на послушання. Зробi калi ласка.
Так просто Владимир оказался в послушниках Свято-Никольского, что на Волыни, монастыря. Поначалу вел себя весьма настороженно, ко всем присматривался, на богослужении часто осматривался по сторонам, словно не понимая, где он находится.
Прошло две-три недели и мы, насельники этой обители, от самого Владимира узнали историю, в которую и поверить-то нелегко, если б не сами были свидетели.
Много в те времена бродило по городам проповедников, завлекая ищущих Бога и истины. Владимир, окруженный толпой кришнаитов, возрадовался, что, наконец, истина, которую он так долго и тщетно искал, нашла его сама в толчее небольшого уездного города. Походив на собрания общества Кришны, Владимир решил, что делу Бога стоит посвятить всю жизнь и попросил у гуру адрес монастыря.
Немного успел прочитать и услышать Володя в собраниях - в сознании еще не оформился образ «сознания Кришны». Недостающее надеялся он почерпнуть уже при жизни в обители.
Всё, что искал, к чему стремилась душа и так жаждало сердце – нашел. Его учили аскезе, посту, невкушению мяса, ношению чёток, слиянию с Божественным миром. Главный закон жизни, как учил Прабхупада, ; духовное совершенствование, самореализация собственного «я», слияние с чистым божественным миром, постижение небесной истины.
Странным было, конечно, что сельские братья носят чёрные дхоти (подрясники), когда городские ; ярко-оранжевые, и Кришну зовут по-другому ; Христос.
Но, как знать, быть может, в этой обители почитают его аватару, как Рамагандры ; седьмую аватару Вишну, который явился миллионы лет назад, чтобы защитить религиозных людей от великого демона.
Иногда Владимир приступал с вопросами, которые, хотя и казались достаточно странными, но выдавали скорее обычное неофитство, чем приверженность кардинально иной религиозной традиции.
; Брат Агафангел, правда, что обращённые порывают со своими семьями, бросают работу, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, постригаются и получают новые духовные имена?
Отец Агафангел потом долго смеялся, узнав источник таких «глубинных» вопросов. Но тогда со всей искренностью отвечал:
; Конечно, Владимир, конечно, уходя из мира, мы всё оставляем и при постриге, меняется имя. Это я сейчас Агафангел, а прежде был Сашка из Киева.
; Брат Николай, а каково у Вас отношение к женщинам? Вижу, что их иногда привлекают к работе на кухне, к уборке, но никогда не пускают в алтарь и вообще на второй этаж в корпус братии?
;  Кому? Жинкам в монастыри нэма шчо робыты. Их мiсца хiба на коровнике, в полi, та щэ дiтiй годоваты.
Надо же было именно Мыколу послушника спросить о таком монастырском вопросе, Мыколу, который потерпев ряд неудач в личной жизни, пришел в мужской монастырь, явно ведомый предубеждением против всех женщин.
Владимир спрашивать спрашивал, да все осмыслял в свете учения о просветлении. Прабхупада говорит: «Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью».
А уж как Владимир слушал наместника: послушание неукоснительное со всяким смирением. Наверное, про себя не раз думал: «Архимандрит ; гуру Сергий». Все по писаниям: «Наставления гуру в точности на все сто процентов соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне ; это одно и тоже… Духовный учитель является воплощением энергии Кришны. Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными».
И надо же, столько времени, в течение целых недель Владимир не открывал своего внутреннего мироощущения и переживаний, пока окончательно понял, что просто-напросто ошибся адресом и попал совсем не в кришнаитский монастырь, а в православный.
; Как же так вышло, спрашиваем, искал-то ашрам ; «ворота в духовное небо»?
; Известно мне было, что монастырь где-то за Ковелем. На вокзале стал у людей узнавать:
; Простите, подскажите, где в этом районе кришнаитский мужской монастырь?
; Монастырь, ; не расслышав толком вопроса, ответил пожилой мужчина с готовностью, ;  е у нас монастiрь бiля Старой Выжевки чоловичий (мужской) монастырь. Трэба iхаты на ось цём автобусе, щчо идэ на Датынь, Буцынь, Ницы, Сереховичы… Тобi трэба Мiльцы. Беги но хутчей, бо вже зара поiдэ. Там запытаеши ; Мiльцы.
Так и оказался Володя в монастыре. А когда всё понял, обдумал, сравнил - не захотел уезжать.
Облачили его скоро в «дхоти» ; чёрный подрясник и обучили молитве, вместо четок из дерева тулуси вручили чётки из дерева вишни. Если прежде он твердил свои мантры, то теперь нередко доводилось заставать Владимира ночью в храме на клиросе, где он едва слышно, полагая поклоны, повторял со слезами: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
А в дневнике, который он почти никому не показывал, проводя жизнь внутри себя во Христе, сокровенно писал:
Всё прекрасно создал Ты
И нет ничего злого.
Ты меня, Боже, прости,
Прости меня плохого.


Рецензии