Первенец большого флота
Флоту страны в 30 – е годы ХХ века необходимы были универсальные корабли – крейсера, строительство которых уже начали все ведущие морские державы. 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны принимается «Программа военно – морского судостроения на 1933 – 38 годы». Она предусматривала строительство серии из шести лёгких крейсеров, по два для Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Коллектив проектного бюро, руководимого главным конструктором А. Масловым на основе документации, полученной по соглашению с итальянской компанией «Ансальдо», проработав чертежи самого быстроходного по тем временам крейсера «Раймондо Монтекуколи», взялся за дело создания корабля, не уступающего упомянутому. Причём, конструкторы не стали полностью копировать итальянские разработки, а вносили свои собственные решения, как по корпусу, энергетической установке, так и по вооружению. К примеру, трёх-орудийные башенные установки не имели аналогов на других флотах. Будущие крейсера получили название «проект 26».
26 октября 1935 года в Ленинграде, на Балтийском заводе состоялась закладка головного крейсера. В этом торжественном мероприятии участвовали начальник морских сил СССР В. Орлов и член Политбюро ЦК ВКП (б) М. Калинин. Приказом Наркома обороны кораблю присвоили имя Сергея Мироновича Кирова. На стапеле завода М. Калинин, взяв маленькую серебряную пластинку с выгравированными названием корабля и датой закладки, опустил её между двумя стальными листами вертикального киля.
Крейсер строили по – стахановски: стапельные работы были завершены за один год и тридцать восемь дней, и уже 30 ноября 1936 года он был спущен на воду, в августе 1937 года впервые вышел в море. Отработка механизмов, прочность корпуса проверялись на полном ходу и даже в восьми-бальный шторм. После успешных испытаний 26 сентября 1938 года на «Кирове» взвился военно – морской флаг. В состав советского ВМФ вступил новый лёгкий крейсер – первенец большого флота. В экипаж «Кирова» влились моряки с линкоров «Октябрьская революция» и «Марат».
В первый день войны крейсер отражал атаки немецкой авиации, защищая Ригу, готовясь к сражениям на море. Однако, крупные корабли противника не принимали участия в боевых действиях на Балтике. Тем временем немцы минировали Ирбенский пролив и устье Финского залива, для выхода кораблей Балтийского флота оставался свободным от мин лишь мелководный пролив Муху – Вейн, но через который крейсер «Киров» пройти не мог. Только после углубления земснарядами этого фарватера и облегчения корабля – выгрузки части боезапаса, топлива и грузов ему удалось благополучно пройти пролив и прибыть в главную базу – Таллинн.
Артиллерия «Кирова» и других кораблей помогала сухопутным войскам сдерживать наступление немцев на город, но и по крейсеру вёлся непрерывный огонь из тяжёлых орудий, с воздуха его атаковали немецкие самолёты. Тяжёлых повреждений удалось избежать благодаря умелому маневрированию и действиям зенитчиков корабля.
Крейсер участвовал в героическом и трагическом для флота Таллиннском переходе, когда он вместе с другими кораблями преодолевал перекрытый минными полями Финский залив, подвергаясь атакам с воздуха и на воде, прорываясь в Кронштадт. Своими орудиями вёл огонь, отражая штурм фортов крепости, сдерживая наступление врага. Однако, получив серьёзные повреждения, по решению Военного Совета КБФ, был вынужден вместе с другими кораблями перебазироваться в Ленинград и занять огневую позицию на Неве, продолжив оборону города. В блокадную зиму 1941 – 42 годов экипаж «Кирова» вместе с рабочими Балтийского завода участвовал в ремонте корабля.
Весной 1942 года, вмерзший в лёд Невы, крейсер подвергся комбинированным атакам осадной артиллерии и бомбардировочной авиации противника. На него прямым попаданием упали три бомбы, возник пожар, переметнувшийся в артиллерийский погреб. Только благодаря героическим действиям матросов Терехова и Коковцева, проникших в очаг возгорания и отыскавших клапаны затопления, огонь был прекращён, и предотвращена гибель корабля. В то же время зенитчики «Кирова» отражали непрерывные налёты бомбардировщиков. Умело действовал комендор старшина 1 статьи Попов, его нарекли «безотказным комендором». Он погиб от осколка вражеского снаряда.
За ночь крейсер отбуксировали к другой набережной и замаскировали. На его место поставили старый учебный корабль «Свирь». Утром «юнкерсы» потопили судно, приняв за крейсер «Киров». В то тяжёлое блокадное время рабочие ленинградских заводов вместе с моряками корабля снова выполняли ремонт корабля, меняли его вооружение. Крейсер со своей огневой позиции поддерживал наступление 42 -й армии по освобождению Ленинграда. После прорыва блокады города «Киров» первым из надводных кораблей КБФ был награждён орденом Красного Знамени.
В 1944 году огнём главного калибра громил «линию Маннергейма» при наступлении войск Ленинградского фронта. Боевые действия во время Великой Отечественной войны показали высокую живучесть и хорошие качества орудий корабля, не смотря на полученные повреждения крейсер оставался в строю. Были выявлены недостатки, которые учитывались при последующем создании кораблей этого типа.
50 – е годы стали временем модернизации «Кирова», потом он ещё долгое время оставался на службе в ВМФ, пока в 1965 году не был выведен из состава боевых кораблей в учебные. С дружескими визитами побывал в портах Польши, Германии и Швеции, участвовал в учениях «Север» и «Океан». Служба первенца большого флота длилась 36 лет, ему на смену пришли новые корабли, приняв от него эстафету служения Российскому военно – морскому флоту.
28 апреля 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223042901106
Вячеслав Горелов 08.07.2023 22:25 Заявить о нарушении