Ещё раз о духовном или против межрелигиозной розни

Ерошенко Т.И., Ерошенко И.П.,
Ещё  раз о духовном или против межрелигиозной розни в России и Мире.
ЕЩЁ РАЗ О ДУХОВНОМ ИЛИ ПРОТИВ МЕЖРЕЛИГИОЗНОЙ РОЗНИ  В  РОССИИ И МИРЕ
(Субъективные заметки)
                1.
        Из истории мы знаем, что самые древние государства представляли собой де факто  и де юре религиозные  организации: верховные  правители либо признавались божествами, либо признавались их потомками (так в Японии, до сих пор император признаётся потомком богини солнца Аматэрасу.), либо признавались наместниками Бога. Поэтому столкновение народов и государств принимало одновременно и религиозный характер.. Мы знаем,  также, что история Европы  ХVI – XVII веков наполнена чередой довольно кровопролитных войн между католиками и протестантами, которая переросла в политические революции. Постепенно религиозное содержание структуры государства вытеснялась светским с элементами религиозного. В крупных государствах (империях) представители различных вероисповедований учились сосуществовать друг с другом.
Однако религиозный фактор продолжал и продолжает играть важную роль и во внешней и внутренней политике. Почему? Во-первых, господствующий класс при всяком подходящем случае стремится традиционно использовать религиозный фактор в своих далеко не религиозных целях. Последний самый животрепещущий факт: искусственно организованный раскол православия на Украине.
    Во-вторых, мифолого-религиозные системы представляют собой виртуальные отражения исторического опыта различных форм преодоления человеком зависимости от природы и смягчения социальных конфликтов внутри социально-антропологического пространства. Под социально-антропологическим пространством мы подразумеваем самого человека и всё создаваемое им многообразие социальных малых, средних и больших систем (социумов): семья, община, институты государства, само государство, международные организации. Мифолого-религиозное знание одновременно выступало и продолжает выступать в роли более или менее подтверждаемого опытом (иногда и в трагической форме), плана (программы) как повседневного, так и на перспективу строительства или творения (организации) социальной жизни.
     В  силу устоявшейся инерции традиций судеб религий,  судьбы нерелигиозных политических идеологий  развиваются в истории по траекториям очень похожим на религиозные: они постоянно дробятся на течения с классовой, групповой и национальной окраской. Да и  функционирование этих течений не чуждается ритуальных форм.
     Мы не считаем учение Карла Маркса религиозно-идеологическим учением в своей сущности. Карл Маркс и его искренние последователи открыли пути к научным методам и формам  реализации тех высших духовных ценностей, которые определены были ещё в основных мировых религиозных учениях. Речь идёт о действительных ценностях.
         И, если рассмотреть судьбу  коммунистической идеи в аспекте традиционных судеб религиозных и других идеологических учений, то мы увидим схожие социально-идеологические процессы. На Западе, родине научного коммунизма или теории реального гуманизм, идея коммунизма находится в полуподполье или подполье (часть стран заражены «декоммунизацией) . На Востоке, некоторые страны продолжают себя считать коммунистическими. Единства между коммунистами разных направлений и оттенков нет, как нет его и внутри между представителями религиозных учений, которые вышли некогда из одного источника: различные  течения буддистов, христиан,  течения в исламе. Но, повторяем, объективно цель поставленная Карлом Марксом направлена на обретение важных для человека ценностей, определённых ещё в мировых религия. Поэтом призыв к преодолению розни касается не только собственно религиозных учений, но и всех учений, которые ставят своей целью (спасения человеческого рода) сохранение и развития людей всех рас, цивилизаций, национальностей.    
                2
      В определённой мере эффективность того или иного опыта в свою очередь находит выражение в распространении влияния той или иной системы, На создания на её основе цивилизаций: конфуцианской, индуистско-буддийской,  антично-христианской, исламской и др.  История подтверждает, что духовность – является основным принципом определяющим самосовершенствование и человека, и социум.               
     Даже биологическое имя «Homo sapiens» напоминает нам о том, что  главным нашим (человеческим) свойством должна быть духовность как аспект разумности.  Духовность – высшее проявление разумности. Разумность как духовность, как истинная духовность рекомендует  человеку путь, идя по которому, он может подняться выше, чтобы стать лучше. Всё, что совершенствовало и развивало природу человека, имеет отношение к духовности. Развитие культуры подтверждает этот процесс, т.е. совершенствование человека и развитие духовной культуры - это  один и тот же процесс.
     Остановкой же развития культуры и/или запуском производства и распространения антикультуры начинается процесс деградации и  расчеловечивания личности, либо отдельных социальных групп, либо больших социумов: цивилизаций, государств. Есть опасность, что этот процесс может захватить всё человечество.
     Капитализм на взлёте отметился грандиозными успехами в развитии духовной культуры: науки о природе, критический реализм в искусстве, диалектический метод в философии, который впервые был предложен для совершенствования человеческого мира, а не просто для объяснения его (другое дело, что владение этим методом не смогло стать массовым).
      В тоже время капитализм на закате, по нашему мнению, отличился же масштабным производством антикультуры: фашистской ( нацистской), расистской (глобалистско-расистской). 
     Совершенствование человека осуществляется как через процесс духовного творчества, так и через процесс  усвоения  более высоких  образцов культуры. Человечество пока ещё не усвоило в полной мере все накопленные им духовные богатства. Разве можем мы сказать, что духовные ценности в их применении к человеку (а именно таково их предназначение) усвоены человечеством?
      Следование же только религиозным ритуалам и словесное провозглашение духовных ценностей – это не показатель их  усвоения. Этого недостаточно. Если бы люди, действительно, усвоили их, разве бы нависала над ними угроза самоуничтожения.
     Известно, что природа «разговаривает» с нами, людьми, языком математики. Развитие математики привело к грандиозным успехам естественных наук. Но природа человека это уже не в полной мере та  природа, из которой он (человек) вышел. Правильнее сказать, выходит.  Он выходит из природы и его сушность уже, вероятно, не может абсолютно совпадать в полной мере с той, что мы называем естественной (дикой, слепой) природой.
     Мы не хотели бы, чтобы нас поняли так: будто в религии мы вы видим единственный язык к пониманию природы человека. В признанных религиях мы видим предтечу к языку, на котором нужно разговаривать с природой человека. Религия является предтечей всего многообразия духовной культуры, и именно духовная культура, её развитие – обещает нам ключ и к пониманию, и совершенствованию человека.    
    Следовательно, собственно природу человека нельзя низвести к цифре. Правда, сохраняющаяся зависимость человека от природы обуславливает использование цифры при изучении каких-то аспектов жизнедеятельности людей. Но постановка человека под тотальный контроль цифры, искусственного интеллекта, может оказаться формой расчеловечивания. Создаётся впечатление, что цель цифроманов – вернуть  человека под власть слепой природы, из-под власти которой он вырывался миллионы лет, но ещё до конца не вырвался. Между тем  мифолого-религиозное знание представляет и нелёгкий опыт поиска того языка, который в большей мере соответствует становящейся природе человека. Предварительно можно сказать, что путь к языку, помогающему понимать становление и развитие человеческой природы лежит видимо через социальную память (историю) , мифолого-религиозное знание, искусство (образное познание) и философию.
                3.
     У капитализма двойственная природа: он создал гигантские производительные силы, а с другой стороны представил и материальные возможности расчеловечивания людей, а также вместе с этим и реальные возможности самоистребления человеческого рода. Видимо, в настоящее время, основное противоречие капитализма (между трудом и капиталом) смыкается с противоречием мировой элиты финансовых воротил (финансистов) и большей частью остального человечества, которому финансисты определяют: либо участь слуг, либо вообще рабскую участь, либо уход в иной мир с помощью пандемий, локальных войн, либо развязыванием мировой войны.
Если в XIII веке Русь (Россия), по словам Пушкина, прикрыла собой Европу от татаро- монгольских орд, то в XXI веке современная Россия, довольно истерзанная накануне ментальной составляющей холодной войны с Западом (итогом этой войны оказался распад СССР и попадание самой России в полуколониальную зависимость) поддерживает,  прикрывает объективно, новые страны, вышедшие и только выходящие из полуколониального и колониального гнёта. Естественно, Россия борется за избавление своей зависимости от Запада.
     Хотя, большинство рядовых граждан России, и не только рядовых, понимают и осознают, почему, по чьей вине страна попала в глобалистскую нацистко-расистскую ловушку, и что в политически господствующем классе нет единого отношения к схватке с Западом, в народе растёт понимание, того, что речь идёт о жизни и смерти народа и государства, и поэтому необходимо объединяться всем, кому дорога Россия.  Нельзя  объединяться только с нацистами и антикоммунистами. 


Рецензии
Межрелигиозной розни в принципе быть не должно.

Виктор Ищущий   21.06.2023 19:49     Заявить о нарушении
Виктор! Согласен с вами. Как не должно быть межчеловечесой розни в принципе. Но вот "стокгольмские пирроманы". Они поджигают мир. Мы видим проявление сущности фашизма. С уважением, И.Е.

Игорь Ерошенко   28.06.2023 22:55   Заявить о нарушении