Альтернативная начитанность или долой мастриды!
О пользе чтения мы не будем говорить: она очевидна, и я только за неё. В данном эссе нас интересует другой вопрос: а существует ли вообще в культурной природе такое понятие как мастрид, т.е. книга или произведение, обязательное к прочтению? И можно ли считать культурно полноценным человека в той или иной мере начитанного, но который не читал целого ряда авторов и произведений, имеющих репутацию фундаментально-общеизвестных, а значит, обязательных к прочтению?
Отвечая на первый вопрос, сразу скажем, что раньше такие мастриды, а точнее один такой мастрид, был. Это – Святое Писание. Для христиан это была Библия, для мусульман Коран, для представителей других вероисповеданий что-то своё. Оно и понятно. До социальной и городской эмансипации официальная религия была основой общественного бытия, и её основополагающие тексты образованные люди должны были знать. Должны-то должны были, но, как показала история, не обязаны. Точнее, не обязаны были глубоко в Писании разбираться. А иначе как объяснить тот факт, что как только произошло отделение государства от церкви, бывшие прихожане в массовом порядке стали бросать посещение храмов? Значит, люди ещё задолго до того стали терять интерес к официальной религии и её основополагающим текстам. Таким образом, Библия и св. писания других конфессий де-факто перестали быть книгами номер один для значительной части образованного и просто грамотного населения.
С XIX веком связывают начало массового общества, а значит, и массовой литературы. Именно тогда появляется феномен бестселлера в современном понимании – книги, пользующейся повышенным потребительским спросом. А влияние художественной литературы и в несколько меньшей степени популярного нон-фикшена стало интенсивней сказываться на общественном и политическом процессе. По смелому утверждению одного литературоведа, писатель заменил бога. В XIX – первой половине ХХ столетия выход очередной книги был событием, которое непременно становилось предметом обсуждения и полемики в среде образованных людей. В то время вопрос: читать или не читать? – остро не стоял по той простой причине, что хорошей литературы выходило не так уж много, а быть в курсе литературных новинок хотелось многим образованным людям хотя бы для того, чтобы было о чём поговорить.
Однако, шло время, литературная вселенная стала в десятки и сотни раз обширнее и глубже, а сама литература была потеснена другими видами нарративного искусства: музыкой, кинематографом и телевидением, видеоиграми. Свободного времени у человека стало не намного больше, а в сутках, как было, так и осталось лишь 24 часа. Это значит, что выросла конкуренция за наше внимание, как между видами нарратива, так и внутри самой литературы: между её направлениями, жанрами, отдельными писателями и произведениями.
И в такой ситуации перед образованным человеком (а в нашу эпоху практически все люди в той или иной мере являются образованными) встаёт второй вопрос нашего эссе: является ли в той или иной степени начитанный человек полноценным с культурной точки зрения, если он не читал значительного количества произведений, за которыми закрепилась репутация классических и основополагающих?
Мой ответ будет таким: является, при условии, что он прочитал хотя бы некоторую их часть, пусть даже самую небольшую.
Я, как читатель, никогда не удовлетворю и половине списка мастридов того же Евгения Жаринова. А зачем? Мне это и не нужно. Ведь глупо полагать, что если Читатель А прочитает к 25 годам те же самые 100 книг, что и Читатель Б, то Читатель А станет таким же умным, как и Читатель Б! Или у А и Б будет одинаковая система ценностей и одни и те же политические взгляды. На самом деле, А никогда не будет равен Б. Единственный плюс такого теоретического положение в том, что у А и Б будет больше общих тем для бесед, да и то не надолго.
А если Читатель А из 100 книг, прочитанных Читателем Б, прочитает только 20, то значит ли что А глупее или поверхностней чем Б? И это при том, что те пресловутые 100 книг в данном социуме считаются классикой?
*
Признаюсь: я не читал «Войну и мир», но читал «Братьев Карамазовых»; я не читал «Красное и чёрное», но читал «Бювара и Пекюше»; я не знаком с Шекспиром, но знаком с Рабле; я не знаком с Вергилием, но знаком с Гомером; я не дочитал «Властелина колец», но зато осилил «Жизнь Клима Самгина» и «Человека без свойств». Мне не ведом Зигмунд Фрейд, но хорошо знаком Лев Гумилёв…
Будет ли читатель, предпочитающий отдавать своё время Диккенсу вместо Толстого, менее полноценным человеком? Что лучше: заставить себя прочесть 500 книг мировой классики или с интересом прочитать 500 книг, из которых лишь 50 или даже 30 будут из списка общепризнанных мастридов?
Считаю ли я себя культурно неполноценной личностью или менее глубоким человеком и, вообще, стыжусь ли того, что так и не удосужился к 40 годам притронуться к довольно длинному ряду всемирно известных произведений? Нет, не стыжусь. Ведь вместо одних произведений я прочитал другие. А читать всё в обязаловку – так на это никаких нервов не хватит! Да и не нужно это.
Однажды я посмотрел видео одной молоденькой буктьюберши. В нём девушка делилась своими читательскими планами: говорила, какие книги она собирается прочитать до конца года. А до конца года оставалось месяца два. И вот, вижу, что в планах у неё набралось столько книг, что такое их количество иному читателю и в год не одолеть. И я в своём комментарии под её видео усомнился в осуществимости её читательских планов. Её ответ был гениален в своей юношеской простоте. Она мне написала: планы составляются для удовольствия, а не для того, чтобы себя мучить.
Что ж, давайте получать от литературы удовольствие вместо того, чтобы мучить себя ложным стыдом за непрочитанных авторов. Литература – это океан и вселенная человеческой мысли и фантазии. И путешествие по ней должно быть спонтанным, увлекательным и животворным. А оно, это путешествие, никогда таким не станет, если мы будем изрядную долю отпущенного нам времени заставлять себя ходить проторёнными другими маршрутами. Каждой книге своё время и свой читатель; каждому читателю своя книга.
Давайте быть альтернативно начитанными людьми!
29-30 апреля 2023 г.
Свидетельство о публикации №223042901209
Андрей Лямжин 13.11.2023 21:14 Заявить о нарушении