Зло
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую.
Матфея 5:39
Никогда человек не делает столько зла, как тогда, когда делает это сознательно, – говорил Ф.А. Хомутовский; однако, что для одного зло и даже несправедливость величайшая, то для другого просто и естественно, недаром Ф. Ницше подчеркивал: «Когда богатый отнимает собственность бедного (например, властитель – возлюбленную плебея), то в сознании бедного возникает ошибка; он полагает, что его обидчик должен быть совершенным извергом, чтобы отнять у него то малое, что только и есть у него. Но богатый ощущает ценность отдельного блага совсем не так сильно, ибо он привык иметь их много; поэтому он вовсе не может перенестись в душу бедного и далеко не так несправедлив, как думает последний. Оба имеют друг о друге ложное представление» (Человеческое, слишком человеческое. афоризм 81. Ошибка страдающего и деятеля // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. с. 284).
Так, и самая несправедливость, и жестокость, и ненависть, по сути, следуя логике Ницше, проистекает из того обычного обстоятельства, что люди, как водится, в очередной раз только не поняли друг друга… но разве это не парадокс – делать другому зло просто так, между прочим, следуя своей природе, не замечая, без всякого зла…
Разве видение зла и ненависти не есть то, о чем писал Екклесиаст: «А блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Екклесиаст 4:3) и: «…выкидыш счастливее его; потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. Он даже не видал и не знал солнца; ему покойнее, нежели тому. А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?» (6:3-6).
Железная логика зла: если я есть, значит, существую необходимо: «…значит, я нужен» (A. N.); разве Мефистофель не являет образец логики?
Что мне природа? Чем она ни будь,
Но чёрт её соавтор, вот в чём суть.
(Гёте И.-В. Страдания юного Вертера: роман. Фауст: Трагедия. М., 2006. С. 542)
Есть люди, которых лучше было бы нам не встречать, но, не встретив их, как можно было бы это узнать?
Да, человек существо социальное, как его определил еще Аристотель, так и есть, и без другого человек не стал бы тем, кем он стал, однако и Омар Хайям недаром указывал в одном рубаи:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
(Лирика. Из таджикско-персидской поэзии. М., 1987. С. 149)
Здесь представляется уместным вспомнить ставший хрестоматийным «Миф о Сизифе» Альбера Камю, где стержневым моментом становится цепочка размышлений об абсурдности существования, ведущая человека в умственный тупик: «Чувство абсурда, когда из него берутся извлечь правила действия, делает убийство по меньшей мере безразличным и, значит, допустимым. Если не во что верить, если ни в чем нет смысла и нельзя утверждать ценность чего бы то ни было, тогда все позволено и все неважно…Можно топить печи крематориев, а можно и заняться лечением прокаженных. Злодейство и добродетель – все чистая случайность и прихоть». Итак, знакомясь с текстом, человек начинает, пусть невольно, волноваться проблемами бытия и смысла жизни.
Однажды во время занятий к мастеру боевых искусств подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: вывести противника из себя, чтобы тот, ослепленный яростью, принимал вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой. И этот молодой боец стал оскорблять старика, бросал камни, плевался и ругал его последними словами.
Но старик молчал, оставаясь невозмутимым. В конце дня раздраженный и уставший задира ушел, признав свое поражение.
Ученики были удивлены, они спросили его: «Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?». Старый мастер сказал: «Если кто-то подойдет к вам с подарком, а вы не примите его, то кому будет принадлежать подарок?».
«Тому, кому он принадлежал», – сказал один из учеников.
«Да, то же самое касается зависти, ненависти, ругательства – до тех пор, пока ты не примешь его, они принадлежат тому, кто их принес. Не принимайте близко к сердцу то, что говорят вам злые, недалекие люди, пусть их зло останется с ними».
Свидетельство о публикации №223042901245