Почему татарские деревни выглядят густым лесом?

Хочу   порассуждать на тему татарского кладбища.

Я люблю свой город. Город небольшой, Агрыз (Республика Татарстан)
Мне 60 с небольшим. Сколько себя помню, наше татарское кладбище всегда мне казалось непроходимым лесом. Так страшно было даже проходить мимо него.
И вот в прошлом году кто выиграл патент. Кладбище наше открылось! И оно оказалось таким маленьким, неказистым.
И я задумалась, а почему мы его не могли держать в чистоте и в убранстве?
Пришлось погрузиться в тему, чтоб разобраться, в первую очередь, в себе.
В первые годы мусульманства пророк Мухамед запрещал новоприбывшим в религию мусульманам посещать могилы предков. Ведь в сознании людей еще свежи были языческие обряды и правила посещения могил, а погружение в Ислам было еще не столь глубоким и осознанным.
Через некоторое время мусульманам было разрешено посещать кладбища.
У татар ещё есть одна традиция: женщины в день похорон не ходят на кладбище. По мусульманским обычаям, кладбище считается местом, где может присутствовать только тихая скорбь. А эмоциональность женщины такова, что она очень ранима и вполне может не сдержаться, причитая и громко плача. А такое поведение на мусульманском кладбище просто недопустимо, потому что если по покойнику скорбят, это доставляет ему мучения. Так у мусульман принято считать.
Это я оправдываю наш "дремучий лес " на татарском кладбище. Такое ощущение, что многие могилки потом были заброшены. Конечно, это не так. Но почему Агрызский народ довёл до такого состояния татарское кладбище - это вопрос не праздный.
Ну ладно, довели, не довели, что теперь. Главное, что оно, наконец-то, очистилось от поросли, от той зелени, которая казалась, для меня лично, вечной.
Помню, что после смерти бабушки и дедушки, почему-то, я так и не ходила с родителями на кладбище. С детства меня не приучили чтить своих прародителей. Так получается? Может в этом и есть ответ на вопрос: почему я лично довела до такого  состояния место захоронения моей родни?
Вот откуда этот лес?!


Рецензии