Токай - речка моей молодости

Токай – моя речка юности.

Эту легенду я услышала очень давно. Когда – то во времена монголо – татарского Ига  жили на этой плодородной земле Центрально-Черноземной  Руси монголы или татары. Молодой князь по имени Токай любил кататься на лихом рысаке. Однажды во время весеннего половодья князь на коне решил по льдинам переправиться с одного берега реки на другой! Верный конь упрямился,  видно чуял беду и не хотел везти молодого князя Токая по льдинам. Но на изгибе реки был затор  и льдины стояли почти верхом и не двигались, хотя люди слышали, как внизу бурлит потоком  река. В древние времена реки были полноводными.
Нагайкой стегнул верного рысака Токай и помчался по льдинам!
В середине реки храбрый конь споткнулся о скользкий лед и упал.
 А большая льдина под натиском падающего рысака и князя перевернулась и накрыла с головой и коня и князя! Всполыхнулись льдины, пошел целый поток льдин, но ни князя молодого Токая, ни его рысака больше не видели люди! Далеко – далеко вынесла река мертвое тело князя Токая и его рысака!
Долго печалился отец с матерью о своем единственном сыне Токае и не смогли больше жить в этих местах, уехали на юг, в Крым, к солнцу!
А легенда о весеннем половодье живет до сих пор, и иногда река уносит человека, если он переходит по льдинам с одного берега  на другой в весеннее половодье!
Прошло с тех пор много веков, много лет, но память о молодом князе переходила из уст в уста, речку с тех далеких пор стали называть по имени князя Токай!
Наступило наше советское время ! Опять пришла новая весна, снова новое половодье и затор льдин на том же изгибе реки Токай. Мы с соседской девочкой Мариной стоим на берегу реки Токай и наблюдаем это явление – идут плавно льдины одна за другой! Красота! Воздух весенний опьяняющий, птицы щебечут радостно, солнце светит ярко!
Но в этом месте на изгибе реки Токай бывает затор льдин и самые смельчаки переходят бегом с одного берега на другой.
Вдруг мы видим, что к нам идет высокая женщина во все черном. Длинная черная  юбка узкая до самых пяток, черный костюм на ней и черный платок. Идет , как смерть!
 Господи! Откуда она такая взялась здесь. Поздоровались.
Она с другого конца села из колхоза бригады «Вперед». Обыкновенная колхозница, пожилого возраста. Ей надо во что бы то ни стало попасть на другой берег реки, там умер ее родной брат. Мост деревянный как всегда в весеннее половодье река унесла. Даже за надоями колхозного молока прилетает самолет из райцентра. А если похороны у кого на другом берегу, то похоронят человека на кладбище  в соседнем селе. Переправиться через реку нельзя! Стоим и ждем, когда будет новый затор льдин.
Я ее отговариваю не ходить по льдинам – это опасно!
Но женщина приняла твердое решение проститься с братом и похоронить его достойно, поэтому она пойдет по льдинам, когда будет затор. Она мне все рассказывает о своей несчастливой судьбе, когда и кто ее обманул, как трудно было одной поднимать сына. Она показывает свои фотографии, своих родителей, которых уже нет, своего сына , который скоро вернется из армии. Она просит меня просто постоять на берегу, когда будет затор льдин и она спокойно перебежит на другой берег реки Токай! Ей будет так спокойно, когда я буду наблюдать!
Разве я думала в тот момент, что она будет тонуть ? Разве я в голове вспоминала в тот момент, как надо спасать утопающих?
На каких только курсах меня не обучали, а я по знаку Зодиака Близнец,  он любит получать разные знания,  поэтому на любые курсы ехала и обучалась всему! Вдруг женщина заметила, что льдины встали и не идут , получился их затор!
-Ну я пойду, а ты просто посмотри на меня, мне так спокойнее!
И она пошла , вот уже на середине реки, надо перепрыгнуть с одной льдины на другую!. У нее узкая юбка и женщина проваливается в полынью ледяную. Из воды торчит ее голова и напуганные страхом глаза ! Она пальцами рук цепляется за льдину, хочет вылезти из этого омута! Как – то кричит! Соседская девочка Марина убежала от страха домой со слезами!
Я кидаюсь бежать на середину реки и руками достаю эту несчастную утопающую чужую мне совсем женщину. И слышу, как живая огромная льдина наклоняется, чтобы перевернуться и накрыть нас обеих с головой в реку, но мы уже на середине этой льдины и она плюхается снова на свое место!
Мы выбрались на этот же берег не веря, что обе живые! Побежали ко мне домой обогреваться. Наш дом стоял на берегу реки Токай, на том самом изгибе реки, где всегда бывает затор льдин. Страх ко мне пришел позже. Страх утопающей, страх наклоняющей огромной льдины, которая нас чуть не потопила  в реке.
Я дала себе слово, что для жителей поселка  добьюсь строительства моста большого и сильного, железобетонного, чтобы его никогда не смогла река снести в свое весеннее половодье!
Очень старалась выполнить наказы избирателей, которые в меня поверили и избрали своим председателем поселкового сельского Совета народных депутатов. Все у  меня получилось, я не знаю как, но получилось, и мост через реку Токай был построен! Я благодарна первому секретарю Воронежского Обкома партии Игнатову Вадиму Николаевичу
 это он услышал мои слезные просьбы о строительстве моста, поддержал мои просьбы! А жители  так и назвали – Мост Надежды.
Просто надеялись и верили, что когда-то будет сильный, хороший мост через реку Токай! И в этом тоже была моя маленькая победа на радость людям!


Рецензии