Солы-хаганиды. Сяньбийский Горган
У немецкого автора исследования об аварах (Уархон) Вальтера Поля, авары постоянно упоминаются как "обры-хаганиды". И это вовсе не прихоть автора, таким методом он выделяет истинных наследников каганата Жужань (Rouran). Дело в том, что "каган" (хакан, каан, хаан) - это сяньбийский титул. Его не было, например, у гуннов (хунну).Последние называли своего правителя - "шаньюй". Тюркюты совершили переворот и вместе с китайцами почти полностью вырезали верхушку каганата Жужань. Судя по византийским источникам, тюркютскому правителю очень не понравилось упоминание византийцами народа AWAR, тем более в качестве беглецов из Жужани. Тем самым, выявилось, что тюркютский самозванец из рода Ашина оказался разоблачённым узурпатором, незаконным правителем. Никаких прав на титул "каган" он,естественно,не имел. Авары же наоборот акцентировали на теме "каганата", всячески подчёркивая, что это именно они - законные. Поэтому Вальтер Поль и применил по отношению к ним термин "обры-хаганиды".
Термин "каган"- введённый впервые в оборот именно сяньбийцами- можно фиксировать практически везде где появляется этноним ауар/абар. Он не сопутствует лишь этнониму апарны/апарты/апариты. Кроме того, его можно фиксировать и случае с народом СОЛ/CУЛ.
Если вы попытаетесь обсудить эту тему, напр., с тенгликовско-кипчачьим активом неких "наследников Хазарии" (и плюс к ним вагоном вымышленных "предков"), то они вас просто завалят спамерским хламом рассуждений о разномастных каганатах, включая какой-то "каганат Рус". Таким образом они пытаются засыпать словесным хламом точное указание всех до единого авторов (включая и авторов статьи в Британской Энциклопедии) о том, что КАГАН-СЯНЬБИЙСКИЙ ТИТУЛ И ОН БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН У АВАРОВ, всё остальное - несущественно и к нашей теме отношения не имеет.
Факт- тюрки украли и присвоили сяньбийский титул, не имея на него никаких прав. Далее они его обесценили и потеряли окончательно. Точно так же обстояло и с Улусом Джучи, с увеличением в нём удельного веса кипчаков.Они себе взяли монгольский этноним "татар", который не имел однако никакой этнической нагрузки и означал у монголов что-то вроде "всякая всячина", "клочок шерсти отсюда, клочок шерсти оттуда".
Так что же в конечном счёте произошло с Улусом Джучи,т.н. "Золотой Ордой"? Эта орда ушла в небытие по банальной причине замены монгольского этнического элемента на кипчаков. Одним из важных черт монголов по сравнению с тюрками всегда явл. 1.ПАМЯТЬ О РОДОСЛОВНОЙ, ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ; 2. ВЕРНОСТЬ ДОГОВОРАМ, СОГЛАШЕНИЯМ И СКЛОННОСТЬ К СОЗДАНИЮ КОНФЕДЕРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. Ряд исследователей с достаточным на то основанием, называют идеологические устои монгольской государственности - МОНГОЛЬСКИМ МИТРАИЗМОМ.
Таких русских исторических деятелей как Александр Невский (названный брат Батыя) мы даже при всём желании не можем назвать "предателем" и "приспешником монгольских карателем", хотя у него, действительно, руки по локти в крови- крови собственного народа, так как он верой и правдой служил монголам. Если бы он подпадал под категорию "предателей", то монголы бы его не возвысили, а обезглавили. Дело в том, что над Александром Невским не было никаких верховных правителей, которым он бы давал клятву на верность. Он до поддержки монголов никому ничем обязан не был, за исключением сыновнего долга по отношению к отцу.
У монголов был императив недопустимости измены клятвам, обязательствам, если, конечно, сам враг не нарушил данного им слова, вот тогда он "нечестивец", потому что "Верховное Небо видит, Верховное Небо знает". У обско-угорских народ их Митра носит имя МИР СУСНЭ ХУМ. Какого-то абстрактного "предательства", абстрактной "неверности" тем или иным идеям монголы не понимали и не принимали. Для них такие русские как Александр Невский (и не только он один) являлись вполне достойными людьми, следующие до конца выбранному пути, не запятнавшими своего имиджа фактом предательства.
У кипчаков и прочих тюрков было вполне принято сегодня утверждать одно, завтра другое, нарушать любые обязательства и изменять всем договорам. Рано или поздно это сказывалось на стиле их правления и давало в итоге разрушительные результаты. Как известно, тюркюты обрушившие изнутри каганат Жужань, тоже на своём предательстве далеко не уехали. Их смели древние уйгуры (теле и др.), создавшие свой каганат.
Известно из источников, что Чингисхан приходил в ярость, когда слышал от схваченных в плен изменников, что их "заставили насильно", что они были "вынуждены изменить". Чингисхан тогда мог привести трагические моменты из собственного прошлого, когда его "друзей варили в медных быках (в специальных металических конструкциях) и смеялись над их воплями". И далее - вывод, что "вот такими были мои друзья и благодаря их верности и мужеству я возвысился". Разгром Хорезмшахства Ануштегинов - типичный образец того, как низко могли пасть народы Средней Азии под, казалось бы, "защитой" мусульманского правителя с его якобы мужественными и преданными хорезмийцами, кипчаками и канглы. Чингизиды обрушили на них девятый вал возмездия за всё их двуличие, ложь и подлость, в кратчайшие сроки сломив их сопротивление повсюду. Причём эту войну спровоцировало само Хорезмшахство.
Каган у сяньбийцев олицетворял власть Верховного Неба. И этот титул кроме аваров (обров-хаганидов) также упоминается у народа СУЛ/СОЛ (монг. салаа "ветвь", ав. диал. "солчи" - "член рода"). В этой связи, те кого именовали "солами" вполне могут считаться "солами-хаганидами", так как они должны были быть связаны с сяньбийской традицией государственности.
Азери-райат Гейбуллаев упоминает народ СОЛ в Вост. Горгане (Прикаспии) и приписывает им западно-тюркское происхождение, без каких-либо доказательств. Здесь следует вспомнить возмущение тюркютского псевдокагана на реплику византийского посла, что "беглецы с востока" назвались в Европе "аварами". Вот эти самые "солы" вост. Прикаспия- о которых идёт речь у историка Гейбуллаева- имели самое прямое отношение к термину APAR древнетюркских и армянских источников, так как это Хорасан. Обр. внимание на датировку Гейбуллаева: "50-е годы IV века тюркоязычные чолы (или часть их) из Приаралья продвинулись в Прикаспий". 558 г. - это год когда "беглецы с Востока" форсировали Волгу и оказавшись в Предкавказье, первым делом атаковали сабир в Дагhестане. Затем с разницей в год в византийских хрониках примерно в регионе Ростов-Таганрог "засветились" кермихионы (явно- жужани).
Гейбуллаев ("К этногенезу азербайджанцев)
Чолы (Чулы). Ат-Табари отмечает также, что в Азербайджан были переселены и чулы. (I, 894, 895).
Тюркоязычные чолы жили в двух регионах — в северо-восточной Албании и в западной Туркмении. В. В.
Бартольд писал: «По-видимому, огузы частично остались в Монголии под властью уйгуров и постепенно
растворились среди последних, частично же переселились на запад и на юг. К этим последним относится
происходившее от западных тюрков племя чол» [167, 580]. Видимо, переселившись на запад, эти чолы
первоначально расположились в Приаралье, ибо известно, что в 50-е годы IV века тюркоязычные чолы (или
часть их) из Приаралья продвинулись в Прикаспий [291, 340], и об-
ласть в восточном Прикаспий, где они осели, стала называться Чор (Чол, Чул, Сул). «На первом этапе своего
существования Сасанидское государство более или менее прочно удерживало долину Гургана (Гирканию).
Известно, что Ездегерд (438—457) довольно успешно проводил в 40-х годах V века военные операции к северу
от нее в области Чул (Чол, Сул), против одноименного племени. Он даже собственноручно убил их кагана,
резиденция которого, как считают, находилась на Балханском полуострове, где в пору развитого феодализма,
располагался пункг Дихистан-Сур, отстоявший, по Истахри, в 50 фарсахах от Абескуна» [см. 432, 44—45]. Н.
В. Пигулевская отмечала, что встречающееся в одних источниках название Чол, а в других Чор и Сул в
Прикаспийской области, означает одно и то же, что во второй половине V века резиденция хагана чолов
располагалась на полуострове Балхана, в зоне нахождения современного Красноводска [там же]. Чолы
беспокоили шахов Сасанидского Ирана своими набегами, и поэтому Ездегерд I (399—420) для защиты от них
своего государства построил пограничную крепость в Хорасане [332, 98]. Ездегерд II (439—456) в 442—449
годах предпринял ряд походов в восточный Прикаспий против чулов, находившихся в то время в союзе с
кушанами [291, 346]. Хосров I позднее направил свои войска в Прикаспий, населенный чолами [367, 97]. Там
было убито и уведено в план множество людей из народа чол и переселено в Азербайджан (т. е. в Южный
Азербайджан. — Г. Г.). Впоследствии чолы создали в Прикаспии сильное государство, просуществовавшее
вплоть до арабского завоевания (см. 167, V, 576—595).
Таким образом, чолы территориально находились в соседстве с Атропатеной, и часть их поселилась
там. Переселенные Хосровом Ануширваном в Атропатену, наряду с булгарами и другими народностями,
«люди из племени Сул», безусловно, располагались на Северном Кавказе и относились к сулам (чулам).
Здесь в сильно искажённой форме о народе "Сул" (т.е. "солчи").НИКОГДА НИКАКИМИ ТЮРКОЯЗЫЧНЫМИ СОЛЫ (СОЛЧИ) НЕ БЫЛИ.Точно также как не имели никакого отношения к "западным тюркам". Нам хорошо изучен этот термин- он представлен в монгольских языках и присутствует в аварской диалектной лексике как "солчи" ("член рода/тухума"). Всё остальное выглядит достаточно интересным, а Балхана соотвествует "переселённым Ираном 20 тыс. воинов из Балха в Агран (Ихран)", т.е. аварскую территорию в горном Дагhестане. Аварское их название "бельхал".
Все эти "кушаны", "шахан-шах Йездигерд","Гиркания" и пр. это в реальности ни о каких-то взятых с потолка "западных тюрках", а об т .
н. иранских гунных (хионитах, эфталитах, китаритах). Иран не "крепость построил в Хорасане", а соорудил против хионов (хионитов) т.н. "Горганский вал", известный также как "Красная змея".
Ни в какой Южный Азербайджан персы солов не переселяли, просто у этого азери контингента комплекс неполноценности,как и у кипчачьего Тенглик- актива.
Солы "Зап. Туркменистана" - это Горган (Vrkan) и провинция Абаршахр с одноимённым городом (совр. Нишапур).
Верканские солы (сулы), это те самые "сильвы", о которых в источниках о Кавказской Албании сказано, что они обитают "по всему челу гор".
И самое главное, это то, что все регионы,где упоминаются солы известны по другим источникам также как зоны локализации хонов. В связи с Кавк. Албанией сильвы и хоны - это не одно и тоже, а территория исторической Парфии (совр. Туркменистан) и выше - земля хионов. Получается, что эти хионы как бы и солы тоже. К сожалению, эта тема малоизучена историками, а Гейбуллаев сваливает всё в одну кучу приклеев на них к тому же этикетку "это всё тюрки". Тем не менее, предоставленная им информация, за неимением другой, чрезвычайно важна.
Свидетельство о публикации №223042900571