Глава из книги Анатомия предательства

1.4. Сравнительный анализ мотиваций  предательств, совершенных отдельными личностями, в конкретную историческую эпоху.

Предательство одна из самых болезненных тем для человека. Мы все равно рано или поздно встречаемся с этим феноменом. В нашей жизни предательство присутствует на каждом шагу – в отношениях, когда партнёр обманывает партнёра, на работе, когда человек, с которым вы проработали бок о бок много лет подставляет вас в рабочем вопросе, с друзьями, когда друг, который клялся вам в вечной любви просто бросает вас в сложной ситуации. Что же заставляет людей предавать?  Например: на социально-бытовом уровне:
-Это эгоизм. Люди, зацикленные на самих себе, обычно не умеют сочувствовать. Пока у вас всё хорошо и нет камней преткновения, такой человек будет с вами дружить, приходить к вам в гости на чай, улыбаться вам в глаза. Но как только встанет вопрос выгоды для вас или для него – он сразу перетянет одеяло на свою сторону и оставит вас ни с чем. Например, если вы работаете вместе и вам обоим светит повышение, такой человек подставит вас не моргнув глазом. Зависть.
-Зависть.  Люди могут много лет прикидываться вашими друзьями, втайне ненавидя вас за то, чего вы добились в жизни. Такие люди втираются в доверие и становятся членами вашей семьи, рассказывая всем, что они ваши лучшие друзья. Сами они наблюдают за вашими успехами и втайне проклинают вас. Если вдруг вы попадёте в тяжёлую ситуацию - они откажут вам в помощи, сославшись на сто причин, и с удовольствием будут смотреть, как вы идёте ко дну.
-Моральная слабость. Некоторые люди не очень умны и эмоционально не зрелы, они малодушны и слабы характером, поэтому предать человека ради своей выгоды для них не составляет труда. Они ищут лёгкие пути в жизни и предательство – один из таких путей.
-Человек не осознаёт, что делает. Да, бывает так, что человек настолько не думает о том, что происходит вокруг, что просто не понимает, что своими действиями он предаёт человека рядом.
-Ненависть. Человек. испытывающий ненависть к другому человеку, способен его предать.
-Неудовлетворенность своим социальным статусом, общественным положением, материальным благополучием, отсутствие возможности самореализации и т.п. способна привести человека в стан предателей, в том числе своей  родины.
На религиозном уровне:
-Например, страх потерять   свою жизнь заставлял христиан  принимать ислам в тех мусульманских странах, где осуществляются гонения на христиан. Таких исторических примеров в жизни большое множество. Интересной особенностью обладают цыгане, хотя в их культуре есть свое цыганское божество, но им разрешается принять веру той страны где они проживают. Если они проживают в христианской стране, то исповедуют христианство, если в мусульманской стране, то ислам, если проживают в стране где государственная религия буддизм, то соответственно исповедуют буддизм.Так они защищают свой род от гонений за веру. Еще один пример из истории России, Многие евреи, проживающие на территории Российской империи принимали православие. чтобы иметь возможность проживания в больших городах и получать образование. Или царица Екатерина, принявшая православие по сугубо политическим целям. Могут быть и сугубо личные мотивы, к примеру в Африке проживает около 30 тысяч африканцев принявших иудаизм, в Японии проживало около 8 тыс. человек, которые приняли иудаизм. Конечно они не распространяются на тему. почему они изменили своей вере. Некоторые переходят в секты,, поддавшись внешнему воздействию. Свидетели Иеговы, Адевентисты Седьмого Дня, сайентологи и пр., ведут достаточно агрессивную политику и пропаганду, вовлекая в свои ряды всё новых членов. Они могут использовать человеческие слабости или воспользоваться тяжелым положением человека, который попал в тяжелую жизненную ситуацию и потерял веру и смысл жизни. В некоторых сектах практикуется технология  перевоспитания наркоманов в преданных адептов своего учения. У других более архаичных культов, или тоталитарных сект существуют изощренные методы вербовки своих адептов, в том числе с использованием различных наркотических средств.
На общественно-политическом уровне:
-Человек может предать идею, своих товарищей, по партии, по общественно-  политическому движению, или в любой общественной организации по внешним и внутренним мотивам. К примеру, когда в России в 90-х годах была сделана попытка  тогдашним руководством государства поставить коммунистическую партию вне закона. Некоторые члены вышли из партии и вступили в другие политические объединения. Известны имена политических деятелей того времени, которые меняли партии. как перчатки, чтобы остаться в политической колоде и не выйти в тираж. Помнится, ряд даже ученых, общественных деятелей, политиков, которые были успешными при коммунистах. стали публично каяться и признаваться в политических ошибках. Что двигало этими людьми, раскаяние в своей деятельности, сомневаюсь. Эти люди знали, что они хотят. А они желали все одного, дальнейшего процветания своей собственной персоны. По настоящему идейных людей, в этой когорте не было, были политические проститутки, приспособленцы,  и прочие мало - симпатичные люди. Человек, в большинстве случаев, вступая в ряды какого-либо политического объединения, в первую очередь думает, о своей собственной выгоде. Потому что думает, что членство поможет ему достичь более высокого статуса в обществе, обеспечить безопасностью уважение, и возможность реализации своих личных планов. Когда организация перестает удовлетворять запросам такой личности, он расстаётся с ней без сожаления и находит другую политическую организацию более перспективную на данном этапе. Среди депутатов, особенно Государственной Думы, это хорошо заметно, потому что они фигуры публичные. Иной раз просто удивляешься такой политической мимикрии. Комиссия по этике при Госдуме, почему-то неохотно  рассматривает эти вопросы и даже не осуждает таких членов, которые. чтобы сохранить депутатский мандат переходят из партии в партию.
На государственно-политическом уровне: предательство Родины в форме измены. Здесь можно выделить два аспекта измена Родины во время войны, и измена Родины в мирное время. Возьмём более свежие примеры. Недавно стало известно о  задержании  спецслужбами в аэропорту города Красноярска уроженца Абакана некоего Игоря Покусина, который намеревался вступить в ряды ВСУ для участия в войне против России.  Следует сразу оговориться что переход на сторону Украины и вступление в ряды ВСУ является тяжким уголовным преступлением.Статья 275 УК РФ (Государственная измена) была дополнена новыми формулировками и теперь звучит так:
 В Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Примечанием 1 к данной статье, «переход на сторону противника» определяется следующим образом:
Под переходом на сторону противника в настоящей статье понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.
О Покусине известно, что он и ранее имел определенные проблемы с законом. После того как его сына арестовали за торговлю наркотиками, он длительное время пытался оказывать давление на судебную систему как общественный деятель, а проиграв, совершил акт вандализма. Чего конкретно он пытался добиться, вступив в ряды ВСУ, пусть устанавливает следствие. Однако заметим, что фигурант совсем не мальчик, ему 60 лет, и родился он еще при СССР. Этим он сильно отличается от другого антигероя по фамилии  Вячеслав Мамуков, который родился в Хабаровске и который получил 12,5 лет колонии строгого режима по статье 275 УК РФ за попытку «торгануть» Родиной».  Как сообщает пресс-служба, после начала СВО Мамуков, имея служебный доступ к секретной информации о транспортной инфраструктуре Российской Федерации, решил продать ее украинским спецслужбам для облегчения совершения ими террористических актов и сам вышел с ними на связь посредством сети Интернет:  Суд признал Мамукова В. В. виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 275 УК России («Государственная измена»), назначив наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет и шесть месяцев в колонии строгого режима. Несколько особняком стоит история российско-украинского актера Анатолия Пашинина. В отличие от первых двух персонажей, он не так давно был весьма успешным в своем деле, пользовался большой популярностью. Имея все, о чем многие другие могут только мечтать, еще до Майдана Пашинин начал высказывать антиправительственные настроения, симпатизируя национал-демократам. После госпереворота на Украине в 2014 году он вдруг вспомнил, что родился в Кировоградской области УССР, и уехал в Запорожье, где активно поддерживал Евромайдан и «тотальную войну» ВСУ на Донбассе. Актер неоднократно посещал зону АТО в поддержку украинской армии, но от российского паспорта почему-то не отказывался. В 2017 году сообщалось, что он воюет против НМ ЛДНР в составе националистического батальона. Впоследствии Анатолий Пашинин неоднократно выступал с критикой уже украинской власти и жаловался, что карьера в Незалежной у него особо не идет. В одном из видеообращений он, тяжко вздыхая и делая драматические паузы, просил своих подписчиков о денежном вспомоществовании. На редкость поучительная история! На фоне этих персонажей по-настоящему опасными выглядят российские националисты, отправлявшиеся воевать на Украину по своим собственным каналам. Еще в 2014 году один из отечественных идейных националистов по имени Роман Железнов, бывший соратник некогда печально знаменитого Сергея «Тесака» Марцинкевича, разоткровенничался о том, как россиян вербуют по линии «Азова» (террористическая организация, запрещенная в РФ): По данным Судебного Департамента в России за 2020 год за гос измену было осуждено 7 человек, за шпионаж 1 человек. в 2021 году за гос измену уже было очсуждено 14 человек, за шпионаж (ст.276 УК РФ) уже 3 человека. Более подробно вопрос о государственной измене будет рассмотрен в других главах.Статистика подтверждает, что в РФ по делам о госизмене и разглашении тайны выносится не менее одного приговора в месяц. Современные предатели родины, как правило, экс-офицеры ГРУ Генштаба, ФСБ или штабисты Минобороны, а также сотрудники научных институтов, где разрабатывают новые виды и типы оружия. Они работают на спецслужбы других стран, преимущественно ради денег и того, что они понимают под достойным уровнем жизни. Олег Калугин, Сергей Скрипаль, Олег Гордиевский, Виктор Резун (Суворов) стали советниками ЦРУ, АНБ и MI-6. Те их «коллеги», кому не повезло, осуждаются по статье 275 УК РФ к срокам до двадцати лет. 
      А теперь вернёмся в более ранние времена. В исторических хрониках, в мифах разных народов очень часто освещалась случаи предательства в разных эпохах. Позднее тема предательства перекочевала в различные, художественные произведения. К примеру, Шекспир часто эксплуатировал эту тему в своих произведениях. Дюма тоже использовал предательство в качестве основной завязки в своих романах. Оноре де Бальзак тоже не чурался этот темы, как, впрочем, и другие писатели и художники, которые изобразили на своих полотнах саму сцену предательства, например, Иуды. В научной литературе сам феномен предательства достаточно широко освещался в  трудах зарубежных и отечественных ученых, но целостного социально-психологического  исследования этого феномена в научной литературе не представлено. В обыденном знании предательство воспринимается как «историю Иуды», или дилемму несовместимости вечных ценностей «Любви» и «Денег».  В научном понимании феномен предательства описывают как чувство поврежденности, как особенность социального опыта взаимодействия, или влияния опыта на социальный навык. Накопленный багаж, в большей степени являются разрозненным и относятся, к узко-специализированному знанию, и не позволяет полностью охарактеризовать данный феномен. Нет смысла перечислять все персоналии, в нашем произведении, описывать его актуальность, в рамках различных социальных теорий. Однако, следует отметить, то что коммуникация, по мнению ученых, является «зеркалом» исторических событий, которые происходят в социальных системах. Поэтому и предательство происходит в системе коммуникации человека с другими людьми. Без коммуникации нет, и самого феномена предательства. Смешно предполагать, что человек находясь один на необитаемом острове смог бы кого-нибудь предать. Робинзон Крузо мог предать только себя,  если бы бросился в пасть акулы, или сдался бы в плен к людоедам. Но, это опять элемент коммуникации. Предательство может проявляться в различных коммуникационных системах, например в любви, в дружбе, в супружестве, на работе между коллегами, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между другими членами семьи, между верующими людьми ( при перемене веры, апостасия), между человеком и  государством ( государственная измена) и т.п. Основной мотив предательства это выгода, или страх. К сожалению, не каждый человек достоин доверия. Конечно механизм предательства достаточно сложен,  в каждом, отдельном случае есть свои причины и последствия. Но, есть общие причины, например, страх и вероятная возможность избежать смертельной опасности.  Вторая причина касается ущемления прав и свобод, а также отчуждение имущества государством. Третья причина связана со стремлением к  самоутверждению любым способом. Если, первую  причину нет смысла комментировать. То вторая  требует пояснения. Сошлемся на Макиавелли, который считал, что люди,  способны простить смерть собственного отца, но не отчуждение своего имущества. Что касается третьего пункта, то Герострат ради самоутверждения сжег храм Артемиды,  этим и прославился  в истории.  Марк Чепмен, застреливший Джона Леннона, тоже получил шанс прославиться с помощью убийства знаменитого музыканта. Таким образом, никто не станет сомневаться в том, что и сейчас, в нашей эпохе живут современные Геростраты, которые только ждут случая, чтобы получить всемирную славу, даже с помощью преступлений.  А теперь перейдём, к конкретным персоналиям и начнём со знаковых фигур. Предателем номер один, следует назвать, конечно, Каина, который не только предал  своего брата, но и убил его. Кан и Авель в Библии — два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, Авель — первой жертвой убийства. Авель был пастухом овец, Каин — земледельцем. Каин принёс в дар Богу от плодов земли, Авель же принёс в жертву животных своего стада. Бог благосклонно принял только жертву Авеля. Каин сильно огорчился и после этого убил Авеля (Быт. 4:5—8). Каин попытался скрыть перед Богом, факт содеянного (Быт. 4:9). За убийство Авеля Бог проклял Каина (Быт. 4:10—12). Получается, что Каин убил брата, за то, что Бог не принял его даров,  зато принял дары Авеля. Книга Бытия не указывает причины принятия Богом жертвы Авеля и отказ от жертвы Каина, и потому это библейское событие имеет различные толкования. В Послании к Евреям благосклонное принятие жертвы Авеля, которая была «лучше», объясняется верой Авеля, которой он «получил свидетельство, что он праведен» (Евр. 11:4). Апостол Иоанн говорил, что Каин убил брата за то, что дела его были злы, а Авеля праведны (1Ин. 3:12). Преподобный Ефрем Сирин (IV век) считал, что жертва Каина была совершена не из любви, а из небрежения, и поэтому была отвергнута[3]. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал, что жертва Авеля была «от первородных стада», а Каин принес лишь «от плодов земли жертву» без упоминания о первых плодах. В христианской традиции Авель рассматривается как первый мученик и первый гонимый праведник. В иудаизме о причинах убийства Каином Авеля существует несколько толкований. В мидраше Берешит Рабба (глава 22) сообщается, что по одному из них, один из братьев сказал: «Земля, на которой ты стоишь, — моя», а второй возразил: «То, что ты одет, — моё». Один сказал: «Разденься», другой возразил: «Улетай от земли». По другому толкованию, один сказал: «Храм должен быть построен в моей области», а другой утверждал: «Он должен быть построен в моей области». По третьему толкованию, ещё один близнец родился с Авелем, и каждый из братьев потребовал её. Один заявил: «Она будет у меня, потому что я первенец; в то время как другой утверждал: «Я должен иметь её, потому что она родилась со мной». Авель был сильнее Каина, так что в начале борьбы Каин очутился под Авелем. Каин сказал: «Ведь нас только двое во всем мире, что скажешь ты отцу в утешение?» Авель исполнился жалости к брату и отпустил его, но Каин вероломно убил его. В исламе, об убийстве Каином Авеля из-за того, что жертва Каина была отвергнута, также написано в Коране, но имена братьев в нём не указаны. После убийства Аллах послал ворона, который стал разрывать землю, показывая как спрятать тело Авеля. Согласно толкованиям, когда братья и сестры достигли совершеннолетия, Всевышний повелел Адаму женить Хабила (Авеля) на сестре, рождённой Евой одновременно с Кабилом (Каином), так как ей было запрещено вступать в брак с Каином. Каин отказался взять в жёны сестру, рождённую Евой одновременно с Авелем. Поскольку Каин не прекращал настаивать на своём, чтобы разрешить спор, Адам предложил прибегнуть к жертвоприношению — курбану. Авель принес лучшую овцу, а Каин — незрелую пшеницу. Положив и то и другое на разные холмы, они стали наблюдать. Тут с небес спустилось белое облако и подняло овцу Авеля. Когда Каин увидел это, он испытал сильную зависть и решил убить Авеля. Затем Каин похоронил Авеля. Авелю было двадцать лет. Таким образом, побудительным мотивом предательства брата Каином, могла быть зависть и ненависть. Судя по всему, Каин не был праведником. Даже Бога уважить не сумел, своими дарами. Похоже, и в душе у него не было большо0й любви к Богу.  В данном случае Каин поступил, как обычный человек, которого терзали душевные страсти,  в том числе и гнев. А теперь обратимся еще к одному персонажу Библии, к Иуде. Вот что пишет об этом священник Владислав Береговой. В словарях большинства современных языков слово “Иуда” является нарицательным. Так называют предателя или корыстолюбивого человека, на которого нельзя положиться. Он может за деньги продать самых дорогих и близких людей. Этим именем христиане не называют своих детей, его нет в списке православных имен. Однако более 2000 лет назад, во времена жизни Иисуса Христа, оно было широко распространено в израильском народе. Даже среди учеников Спасителя было несколько человек, носящих это имя. Одним из самых трагических лиц Евангельского повествования стал Иуда Искариот, предавший своего Божественного Учителя: Иисуса Христа. Практически все ученики Спасителя носили два имени. Например Симон Петр: где Симон первоначальное имя, а Петром (в переводе с греческого “камень” или “скала”) его называет Иисус Христос. Так и Иуда Искариот: первое – его личное имя, полученное при рождении. Откуда появилось второе имя, сказать однозначно сложно. Есть несколько версий: Искариот – это обозначение местности, откуда был родом Иуда: город Кариот в Иудее;
Искариот трактуется как еврейское слово со значением “предатель”;
от арамейского слова, трактующегося как “лжец”;
отражающее лат. sicarius — разбойник (посредством арам. и евр. заимствований); 
передающее арамейское слово со значениями «красный», «рыжий».
Стоит отметить, что в Евангелии нет информации, что таким именем нарек Иуду Спаситель, как он поступил с Петром. Несмотря на дефицит сведений о том, каким был апостол Иуда Искариот, на основании Евангельского повествования его можно охарактеризовать как расчетливого, прагматичного и корыстолюбивого. По одной из версий, он следовал за Иисусом Христом не как за Спасителем, из любви к Нему, а как за будущим мирским царем. И от Иисуса Христа, как от правителя, Иуда ожидал материального богатства и славы для Его приближенных, то есть и для себя. Но он увидел, что его ожидания не оправдываются и Иисус Христос не ищет себе царской власти на земле. Напротив, говорит о Царстве Божьем. Тогда Искариот сам начал вознаграждать себя из ковчега для пожертвований – воровать.
“Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.” (Ин.12:6)
Окончательное решение о предательстве Иисуса Христа Иуда принял после случая в доме Симона прокаженного. Грешная женщина по имени Мария помазала драгоценным миром ноги Спасителя. Искариот негодовал, ведь миро можно было продать за триста динариев (значительная сумма денег). Он понял, что никакой власти и материальных богатств не получит, оставаясь с Иисусом Христом. Иуда пошел к первосвященникам и предал Спасителя за 30 сребренников – незначительную сумму, цена лишь одного невольника. Предательство Иуды не осталось безнаказанным. Увидев, что Христос подвергся мучительным пыткам и осужден на страшную позорную смерть, он раскаялся. Искариот вернул тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам со словами: “Согрешил я, предав кровь невинную”. Но никакого сочувствия Иуда не получил, а встретил холодное и презрительное отношение к себе. Первосвященники ответили ему, что нет им до этого никакого дела. Иуда понял, какое злодеяние он сотворил, пошел и удавился (повесился). Было ли раскаяние Иуды Искариота искренним или же он оплакивал свои несбывшиеся мечты о богатстве и славе, останется загадкой. В тоже время раскаяние Иуды не может считаться чистосердечным. Ведь он впал в отчаяние, не положившись на милость и прощение Бога, покончил с собой. В Евангельской истории не только Иуда предал Спасителя, но также апостол Петр, трижды отрекшись от Него. Но при этом Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Таким образом, мотив предательства Иуды вполне земной, корыстолюбие и жадность, стремление к богатству, без которого не могло быть обеспеченной жизни в роскоши и достатке.
         В истории Древнего Рима тоже есть свои герои-предатели. Одним из них являются Кассий, и Брут,  внебрачный сын  Гая Юрия Цезаря. Предполагается, что Марк Юлий Брут был безумно предан республиканским идеалам, которые в разрез шли с диктатурой Гая Юлия Цезаря. Брута считают одним из зачинщиков заговора. Цезарь был убит в сенате, он скончался от 23 колотых ран нанесённых заговорщиками. По одной из версий, Цезарь даже не сопротивлялся, так как увидел в толпе заговорщиков своего внебрачного сына Брута. По словам древнеримского писателя Светония, когда Брут хотел нанести свой удар, Цезарь воскликнул "И ты дитя моё?" Так или иначе, но многим не нравилось то, что Юлий Цезарь сосредоточил в руках огромную силу и власть. Таким образом, он был убит по политическим мотивам, так как считался диктатором. Не случайно, Данте в своей «Божественной комедии» определил место в аду, а именно 9 круг ада, как раз для предателей. Туда он и поместил Иуду, Кассия и Брута. Есть еще один персонаж в истории Рима, как символ подлости и предательства. Это римлянка Тарпея. По преданию, была дочерью Спурия Тарпея, которому Ромул поручил оборону цитадели на Капитолийском холме во время войны с царём сабинян Титом Татием. Войско Татия не могло силой взять крепость. Тарпея предложила ночью открыть ворота, запросив «в уплату за предательство то, что они носят на левой руке». По версии Проперция, молодая девушка-весталка влюбилась во вражеского царя. Ворвавшись в город, Татий приказал не скупиться и первым снял золотой браслет с руки и вместе со щитом с силой бросил в девушку. Под валом массивных щитов предательница и погибла.Вот что писал о ней Плутарх: «…Тарпея была дочерью начальника, и она сдала укрепления сабинянам, прельстившись золотыми запястьями, которые увидела на врагах, и попросив у них в уплату за предательство то, что они носят на левой руке. Татий согласился, и, отворив ночью одни из ворот, она впустила сабинян. Видимо, не одиноки были и Антигон, говоривший, что любит тех, кто собирается предать, но ненавидит тех, кто уже предал, и Цезарь, сказавший по поводу фракийца Риметалка, что любит измену, но ненавидит изменника (…) Именно такое чувство испытывал и Татий к Тарпее. Помня об уговоре, он приказал сабинянам не поскупиться для неё ничем из того, что у них на левой руке, и первый, сняв вместе с браслетом и щит, бросил их в девушку. Все последовали его примеру, и Тарпея, засыпанная золотыми украшениями и заваленная щитами, погибла под их тяжестью». Кстати, у этой истории есть множество версий, которые трактуют эту легенду, каждая по-своему, но в одном они единодушны, предательницу постигла кара за свое предательство. 
           Для полноты картины совершим экскурс в историю Древней Греции. Почти все знают о подвиге спартанцев в Фермопилах. В 480 году до н. э. персидская армия под командованием Ксеркса вторглась на территорию Греции. В то время как греческие полисы представляли из себя конгломерат разрозненных и вечно враждующих между собой городов-государств, Персидская империя напротив находилась на пике своего могущества. Поэтому в Грецию пришла самая крупная армия в мире, в которой состояло по разным оценкам от 200 тысяч до миллиона солдат. И против грозного воинства вышел только отряд спартанцев в 300 воинов. По правде говоря, спартанский царь Леонид на самом деле привел с собой более тысячи солдат, среди которых были не только спартанцы, но и другие греки. Число "300" было, в последствие, создано для большей героизации события. Однако, согласитесь, против 200-тысячной армии, не имеет смысла выходить ни в составе 300 бойцов, ни в составе 1000. В любом случае это обречено на провал. По современным данным в составе отряда было около 27 тысяч человек. Заняв узкий проход в Фермопилах, они с помощью греческой фаланги умудрялись громить персидские отряды. Спартанцы могли защищать ущелье неделями, но случилось предательство. Некто Эфиальт, житель Греции, перешел на сторону персов и показал им обходной путь через горы. В результате чего персам удалось обойти спартанцев и атаковать их с двух сторон. Все греки, включая царя Леонида, были убиты в тот день. Кем же был этот предатель, оказывается малийцем, то есть местным жителем. Впоследствии, малийцы все народом перешли на сторону Ксеркса и бились за него в битве при Платеях.  Почему Эфиальт совершил предательство? Ответ тривиальный: деньги, Ксеркс щедро наградил предателя, вторая причина эта зависть. Малийцы всегда завидовали доминирующим народам в Греции, типа спартанцев и афинян. Третья причина, это обида, Леонид не позволил Эфиальту вступить в отряд. Право сражаться со спартанцами бок  о бок, нужно было заслужить. В статье Э.В. Рунг « Феномен предательства в классической Греции» отметил то, что греки слишком узко воспринимали феномен предательства, как целый ряд конкретных действий, направленных на сотрудничество с врагом (переход на сторону неприятеля, или сдача родного города). А также, в широком смысле-любые действия, направленные во вред своему родному полису, которые не предполагали акта прямой измены- переход на сторону врага. Предательством греки могли считать: уклонение от военной службы, неудачную военную кампанию, проведенную стратегом, или поражение в битве, провальный для афинян исход переговоров при проведении дипломатической миссии, приводивший к обвинению послов в подкупе, наконец, оставление, кем либо города, в условиях военной опасности, а также другие действия, не соответствующие нормам патриотического поведения законопослушного гражданина полиса. Таким образом, «клише предателя» получали не только замеченные в связях с врагами, но и все те, кто не проводил должного радения об интересах отечества. Предательство в понимании греков было противно самому духу гражданского коллектива, нарушало его сплоченность, подрывало моральный дух и, поэтому должно было быть сурово наказано. В афинском праве наказание за предательство определялось  законами, в которых оно становилось в один ряд с наиболее тяжкими государственными преступлениями, такими, как стремление к тирании, намерение свергнуть демократию, святотатство- наказаниями за них была смертная казнь.
           А теперь обратим своё внимание на Древнюю Индию. Странное дело, что там больше всего источники описывают случаи супружеской неверности. В Индии издревле прелюбодеяние было крайне опасным занятием Индуизм не считает неверность жены достаточным основанием для расторжения брака. Более того, индусский закон наказывает мужчину за прелюбодеяние строже, чем женщину. Объяснение столь странному, с точки зрения христианина или  мусульманина,  подходу дано в индусских трактатах-дхармашастрах. Они гласят, что измена жены не может быть поводом для ее оставления (развода), поскольку осквернение женщины исчезает во время очередных месячных. Но, главное, индусские авторитеты утверждают: женщина похотлива, глупа и слаба по самой своей природе. Для нее столь же естественно вступать в незаконную связь, как для обезьяны воровать подношения с храмового алтаря. Нужно бдительно следить, чтобы подобные безобразия не случались, но сурового карать безмозглых нарушительниц-значить вставать с ними на одну доску, роняя тем самым, собственное достоинство. Другое дело мужчина- существо духовное, сильное и разумное, а стало быть обязанное держать свои низменные страсти под контролем. Поэтому и спонтанного ежемесячного очищения от скверны Творец предусмотреть для него нужным не счел – мужчина должен быть чист благодаря собственному усердию, а не божественной снисходительности. Кому много дано, с того много и спросится – такой логики придерживались составители индусских законов.  Кстати, она распространялась и на религиозные и этнические предписания для разных каст: для жреческого и воинского сословия они были несоизмеримо жестче и многочисленней. чем для общественных низов.В индийском эпосе «Рамаяна» Ситу, супругу бога-царя Рамы, отправляют в ссылку, поскольку духовные учителя были уверены, что она согрешила с грязным предводителем демонов Раваной. Из всех описанных в канонической литературе случаев это самая жестокая кара, постигшая женщину, которую заподозрили в измене, и над судьбой Ситы у индийцев принято лить горькие слезы. В Европе, на Ближнем Востоке, в Китае, да где угодно, кроме Индии, супругу монарха, заподозренную в сексуальной связи с врагом мужа, однозначно приговорили бы к смерти. А вот прелюбодеям-мужчинам в дхармашастрах было посвящено большое число грозных статей. Штрафом мог отделаться лишь любовник, чья партнерша была одной с ним касты. Если же она была более низкого происхождения, его подвергали изгнанию, тюрьме, а то и клеймению. А тех мужчин, которых угораздило вступить в связь с леди, принадлежавшей к высшей касте, как правило, приговаривали к смерти. В сладеньких фильмах-грезах бомбейской киностудии таких сюжетов нет, но в классической индийской литературе они встречаются в изобилии. Так, еще одно божество – царевич Кришна – завел страстный роман с замужней пастушкой Радхой. Религиозными комментаторами сей недопустимый поступок интерпретируется таким образом: Бог любит нас столь сильно, что ради тех, кто отвечает ему взаимностью, готов пасть жертвой им же самим установленных законов. Такой вот индусский вариант искупительный жертвы, приносимой Богом, которая, ввиду ее эротического свойства, христианину может показаться кощунственной… А если перейти от мифов к истории, то великий средневековый поэт, брахман (представитель жреческой касты) Видьяпати Тхакур был навечно отправлен в изгнание за свою любовь к простолюдинке, о которой написал замечательные стихи. Князь Сурья Сенагра, один из тех, кто дольше всего сопротивлялся в десятом веке мусульманским завоевателям, был посажен жрецами в темницу для месячного покаяния из-за того, что обнаружилась его связь с женой уборщика. В этот самый месяц агрессоры из Афганистана и взяли принадлежавшее ему пограничное княжество Сенараштра, убив как Сурью, так и приговоривших его к заключению «духовников».
         Что касается Древнего Китая, то для него была характерна особая жестокая ответственность за измену и шпионаж ( в то время любое преступление против императора квалифицировалось, как измена. Виновные в их совершении подлежали страшной мучительной казни «линчи» (аналог европейского «потрошения» преступника). Эта казнь была введена в законодательство Китая еще в XII в. и отменена лишь в апреле 1905 г. после привезенных на Запад французскими солдатами фотографий о бесчеловечных изуверствах. Подчеркнем, что измена приравнивалась к нарушению принципа «сяо» («почитание, уважение старших»). Согласно положениям Танского кодекса, «всякий, кто умыслил измену (моу пань), наказывается удавлением. Если действия уже начались — все наказываются обезглавливанием» (цзюань) Под «изменниками» законодатель понимал тех, которые «замышляют отвернуться от правящего дома, или намереваются предаться стране дальних варваров или сдать город и стать соучастниками самозванцев, или хотят бежать со своей земли...» .
                И наконец, обратим свой взор на Россию и вспомним одного из именитых предателей князя Андрея Курбского. Князь Андрей Курбский известен главным образом в свое ипостаси предателя, который сбежал из России в Литву и затем сделал все, что бы максимально навредить своей бывшей родине. Однако, до этого он верно служил царю Ивану IV Грозному, участвовал в Казанских походах 1549 и 1552 годов, воевал с крымскими татарами и участвовал в Ливонской войне, продемонстрировав и воинское искусство, и личную храбрость. Почему же он решил предать своего покровителя, рискуя буквально всем — включая и оставшиеся в России владения и имущество? Либеральные историки поздних лет считали, что он «выбрал свободу» потому, что не был согласен с деспотизмом Ивана Грозного, который кроме того собирался расправиться с ним за предполагаемую измену. Однако, почему-то до своего побега Курбский ни разу не выступал против царя, да и к тому же его современники отзывались о нем достаточно противоречиво. К тому же сам он считал верховную государственную власть «Божьим даром», тем самым косвенно признавая (пусть и против своего желания) факт своей измены. Так все-таки, почему же Андрей Курбский решил стать предателем и бежать в прежде враждебную ему страну? Причем, он не просто сбежал к врагам, но и почти сразу стал помогать им в войне с Россией  и эта его помощь дорого обошлась русскому войску. В литовском походе 1565 года оно потерпело поражение, поскольку князь-изменник хорошо знал не только местность в которой шли боевые действия, но также слабости русской армии, ее специфику и тактику сражений. Да и впоследствии он помогал своим новым покровителям советами, а кроме того еще и выдал всех сторонников России в Ливонии и агентов Ивана Грозного при королевском дворе. То что князь принял участие в дворцовых интригах у историков сомнений нет и конечно, царь узнал об этом, опасаясь опалы князь незамедлительно подался в бега, бросив всех своих домочадцев, на произвол судьбы. Конечно при дворе чужих королей он получил и почести и привилегии и земли, но это было при жизни, а после его смерти в 1583 году Вдова Курбского, Александра Семашка, не смогла удержать за собой Ковельское имение: 5 мая 1590 года вышел декрет Сигизмунда III о возврате имения в казну. Оскорбительно звучали слова: «Подсудимая сторона не может доказать, что покойник был принят обывателем Великого княжества Литовского, напротив того, пожалованная князю Курбскому грамота потому оказывается противозаконною, что дана ему, как чужеземцу, без согласия сейма и без дозволения сословий княжества Литовского». Таким образом, после смерти Курбскому было отказано в принадлежности к обществу Речи Посполитой. Пока шла Ливонская война, его переезд из России был нужен для пропагандистских целей. Не лишними оказались и его полководческие таланты, знания как «эксперта» по России Ивана Грозного. Но спустя восемь лет после Ям-Запольского перемирия все уже было забыто. Показательно, что за память Курбского не вступился никто из опекунов, назначенных им в завещании над Александрой Семашкой и его детьми. Хотя они при жизни явно симпатизировали Курбскому, были в курсе его деятельности в защиту православия на Волыни. Посмертное пренебрежение и забвение – вот итоговая цена, которую Речь Посполитая заплатила московскому эмигранту за его измену.
          Другой именитый предатель, это гетман Мазепа — неоднозначная фигура в истории. Он грамотно руководил Запорожским войском, много сделал для процветания Украины. Но потом стал «иудой» Петра Великого — переметнулся на сторону шведов. Почему Мазепа предал русских? Сначала Мазепа вполне усердно служил России — подавлял восстания на Украине, правда, направленные и против гетмана тоже. Вместе с Петром Мазепа участвовал в походах. Получил из рук царя орден. И в 1707 году поклялся России и царю «не переменить верности». Но уже в это время Мазепа начал переговоры с врагом — Карлом XII, противником России в Северной войне. И причиной была обида, которую затаил гетман еще с марта, когда на военном совете Малороссию ограничили в самостоятельности, и самого гетмана стали ущемлять в правах. В 1708 году Мазепа должен был присоединиться со своими войсками к силам Петра. Русские в то время потеряли всех союзников, и помощь была необходима, как никогда. Гетман даже не сказал Петру правды — сослался на болезнь. Лишь посланный на разведку князь Меньшиков узнал правду. Мазепа похитил казну и собрал 10 000 казаков под знамена шведов. Почему он решился на такую измену. На самом деле Мазепа рассчитывал, что поляки и шведы дадут лучшие условия для Малороссии, а сам гетман будет процветать. В 1709 году шведские войска были полностью разбиты под Полтавой. Карл и Мазепа попросили убежища у турок. Умер Мазепа в Бендерах, для русских он был мерзким предателем. Но его племянник позаботился о почетных похоронах тела гетмана в Румынском городе Галац, в церкви Святого Георгия. Был ли Мазепа врагом России или защитником Украины? Историки склоняются к версии, что он всего лишь цинично выбирал, кто из политиков предложит условия лучше. За что и поплатился.
      Еще один известный предатель своей Родины, это генерал Власов, который  был обласкан Сталиным и считался перспективным командующим, его ждала отличная карьера. Но внезапно он перешел на сторону Германии и набрал целую армию воюющих против СССР русских людей. Как так получилось? В истории этого предательства есть свои пятна. У Власова была идеальная биография коммуниста. Родился Андрей Андреевич тринадцатым ребенком в крестьянской семье и готовился быть священником. Но мобилизация кинула его в окопы Гражданской войны, с 1919 года Власов в рядах Красной армии воюет с белыми, а после победы продолжает карьеру военного как перспективный боец. В 1930 году Власов стал коммунистом, а в 1935 году учится в Военной академии имени М. В. Фрунзе для высшего командования СССР. Его карьерный взлет начался в Китае в должности военного советника в государстве Чан Кайши, а потом генерал Власов возглавляет 99-ю стрелковую дивизию в Киевском военном округе. Андрей Андреевич делает свою дивизию передовой и за успехи назначается в январе 1941 года командующим целого механизированного корпуса из нескольких дивизий, Сталин награждает Власова орденом Ленина. Войну генерал встречает на Украине. Танки и пехота дивизий Власова достойно бьётся с нацистами в общем хаосе, и за стойкую оборону Львова он назначается командующим армией. Вместе с ней Власов попадает в Киевский котел, где миллион советских солдат погибнет или сдастся в плен. Но генерал Власов организует прорыв и вместе с солдатами выходит из котла. Боевой генерал достойно показал себя и в ноябре 1941 года Андрея назначают на самый важный фронт, под Москвой. Ему доверяется сформировать и возглавить 20-ю армию, которая должна в плане Жукова отбросить немцев под Москвой в ходе декабрьского отступления. И снова успех и награды, Андрей Власов награжден орденом Красного Знамени и произведен Сталиным в генерал-лейтенанты. Советские газеты хвалят Власова, а издательство "Правда" получает заказ на книгу о храбром генерале СССР. Власова считаю гением войны в окружениях. В марте 1942 года Андрей Андреевич получает новый высокий пост - заместитель командующего Волховского фронта. Всего за один год путь от ком.корпуса до зам.командующего фронтом, генерала наверняка  мог ждать успех, но все изменило неудачное наступление зимой 1942 года, когда Ленинградский фронт не смог прорвать кольцо блокады Ленинграда. Генерал-лейтенант Власов был послан командовать 2-й ударной армией, чтобы усилить командование и вырвать победу, совершить чудо, как делал генерал не раз. Но вместо наступления его армия сама оказывается в окружении. 40 тысяч советских солдат попали в кольцо немцев. Позже Власов напишет, что командование бросило его армию на произвол судьбы, бросило бойцов погибать. Это неправда, попытки деблокады не прекращались, фронт пытался пробить коридор к окруженным. 52-я и 59-я армии Волховского фронта наконец пробили коридор, но немцы ликвидировали его. 25 июня 1942 года кольцо захлопнулось навсегда, началась агония советской армии. С историей Власова и его пособников не так просто, это не только уголовники, каратели и прочий сброд. Не случайно Сталин засекретил судебный процесс в 1946 году, а материалы дела засекречены до сих пор. Все дело в том, что никогда в истории России не было столько предателей Родины как в Великую Отечественную войну. По данным историка Александрова во власовской армии служили 300 высших офицеров СССР: генерал-лейтенант, пять генерал-майоров, комбриг, бригадный комиссар, 28 полковников, капитан I ранга и два человека в соответствовавших званиях, 28 подполковников РККА и подполковник флота. И два Героя Советского Союза. Среди этих генералов и офицеров командарм, два командира стрелковых корпуса, пять командиров стрелковых дивизий, командир стрелковой бригады, четыре начальника артиллерии дивизий, десять командиров стрелковых полков, два — артиллерийского, один — кавалерийского, заместитель начальника штаба фронта, начальники штабов армии и корпуса, три начальника штаба дивизий. 4000 советских офицеров, том числе бывших героев перешли на сторону нацистов! А если добавить к этому еще полтора миллиона "хиви", казаков и белоэмигрантов, Бандеру и дивизию СС "Галичина", сотни тысяч полицаев и доносчиков... Одной лишь трусостью измену не объяснишь. Есть мнение, что повлияли сталинские репрессии 1930-х годов, когда во многих советских семьях были репрессированные и погибшие в ГУЛАГе. Многие офицеры знали других офицеров, в том числе братьев и отцов, которым НКВД поломал жизнь. Изменники считали себя борцами против сталинского режима и коммунистов, в этом была большая опасность для воюющего СССР, где миллионы людей пострадали по различным причинам от большевиков и мечтали о мести. Нацисты знали это и использовали предателей на всю катушку. Конечно, попав в плен Власов мог отказаться сотрудничать с фашистами. И само попадание в плен, это ещё не предательство своей Родины. Хотя знаменитый приказ № 227 от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и самовольного отхода с боевых позиций», мог сделать каждого красноармейца потенциальным предателем. Особенно, если он сдался в плен. Некоторые историки попытались представить Власова, как жертву системы и трагических обстоятельств. Вскрытые архивы показали, что этот генерал был хитрой и изворотливой лисой и он привык предавать. Разбирая архивные документы, следы боевых действий Власова на фронтах Гражданской войны невозможно найти. Он был типичной штабной «крысой», которая волею судьбы оказалась на вершине командного пьедестала страны. О том, как он продвигался по служебной лестнице, говорит один факт. Приехав с инспекцией в 99-ю стрелковую дивизию и узнав, что командир занимается тщательным изучением методики действий немецких войск, незамедлительно написал на него донос. Командир 99-й стрелковой дивизии, которая была одной из лучших в Красной Армии, был арестован и расстрелян. Власова назначили на его место. Такое поведение стало для него нормой. Никакие угрызения совести этого человека не мучили. В первые дни Великой Отечественной войны армия Власова попадает в окружение под Киевом. Генерал выходит из окружения не в рядах своих частей, а вместе с боевой подругой. Но этот проступок Сталин ему простил. Власов получил новое назначение – возглавить главный удар под Москвой. Но в войска ехать он не спешит, ссылаясь на пневмонию и ослабленное здоровье. По одной из версий, вся подготовка операции под Москвой легла на плечи опытнейшего штабиста Леонида Сандалова. Сталин назначил Власова главным победителем битвы под Москвой. У генерала начинается «звездная болезнь». По отзывам сослуживцев, он становится грубым, высокомерным, нещадно кроет матом своих подчиненных. Постоянно козыряет своей близостью к вождю. Не подчиняется распоряжениям Георгия Жукова, который является его непосредственным начальником. Стенограмма беседы двух генералов показывает принципиально разное отношение к ведению боевых действий. Но вся его внутренняя сущность вскрылась после его пленения уже войсками Красной Армии. Власову безумно хотелось жить и он старался переложить вину на других. На допросах в НКВД начальнику Главного управления контрразведки "СМЕРШ" Абакумову он говорит, что предложение по созданию Русской освободительной армии поступило непосредственно от Гиммлера. Но ряд приближенных немецких генералов утверждают обратно: именно Власов навязал идею создания своей армии немецкому командованию. Он предавался всегда и везде. Когда в 1945 году исход войны был уже очевиден, он поднимает восстание в Праге в надежде угодить американским войскам. В районе пражского военного аэродрома Рузина немецкие части были атакованы власовцами. Немцы очень удивились такому повороту событий. Но эта последняя уловка генерала закончилась неудачей. Загнанный в смертельный угол он начинает метаться. Пытается договориться со Швецией. Ему отказываю. Пытается вылететь в Испанию к генералу Франко. И снова неудача. Предпринимает попытку спастись бегством, прячется под ковер в машине. Но комбат Якушев со своей разведгруппой вытащил его оттуда за шиворот. Секретный заключенный под номером 31 был повешен вместе со своими 12-ю подельниками по приговору Военной коллегией Верховного суда СССР под руководством генерал-полковника юстиции Ульриха. Таков справедливый конец предателя.  В заключение следует добавить, что мотивы предательства и измены оказались неизменными на протяжении многих столетий, потому что сущность людей практически мало изменилась. На нее не повлияли глобальные перемены, смены общественно-политических формаций, уклад жизни, прогресс, полученные знания и опыт жизни в другой реальности. Основные причины остались такими же, как в древности: это эгоизм, трусость, страх, жадность, зависть, ненависть, непомерное честолюбие, моральная слабость, неудовлетворенность своим социальным статусом, общественным положением, материальным благополучием, отсутствие возможности самореализации и т.п. Следует отметить, что даже суровость наказания за предательство и измену не смогла искоренить это явление в человеческой среде и нет такой страны на свете, где никогда не было предателей.


Рецензии