Поэзия о божественной музыке

В стихотворении «Молитва» Гавриил Романович Державин  уподобляет вселенную величественному органу, большие и малые трубы которого Господь Бог наполняет своим животворящим дыханием*, чтобы звучала вечная музыка, радующая Творца и его творение:

                О Средоточие! Согласье!
                Все содержащая Любовь!
                Источник жизни, блага, счастья,
                И малых и больших миров!
                Коль Ты лишь духом наполняешь
                Своим цевницы твари всей,
                Органом сим увеселяешь
                Себя средь вечности Твоей...

Нужно только научиться слышать эту музыку  внутри и вне себя. Она и в грохоте небесного грома, и в шуме водопада, и в свисте соловья, и в гудении пчелы и в благоухании розы. Александр Блок развивает эту державинскую  мысль в камерном ключе:

           В ночи, когда уснет тревога,
           И город скроется во мгле —
           О, сколько музыки у бога,
           Какие звуки на земле!
           Что буря жизни, если розы
           Твои цветут мне и горят!
           Что человеческие слезы,
           Когда румянится закат!

А Владислав Ходасевич, один из лучших знатоков поэзии Державина, продолжает  традицию своего великого предшественника уже с симфоническим размахом:

           И в этот миг мне жизнь явилась полной,
           И мнилось — хор светил и волн морских,
           Ветров и сфер мне музыкой органной
           Ворвался в уши, загремел, как прежде,
           В иные, незапамятные дни.

Я привёл только три примера, однако их очень много. Ими наполнена Библия и мировая поэзия. Открывать их самому гораздо интереснее, чем читать о них.

----------------
* Поскольку Бог есть дух, который дышит где хочет, то есть является вездесущим, Он в отличие от органиста не нуждается в клавишах органа.


Рецензии