Воспоминания фронтового шофёра. Гл. 5

                Освобождение Правобережной Украины
 
              В ноябре 1943г. приказом Ставки Верховного Главнокомандования 18-ая армия была переброшена на Украину к  Киеву  и вошла в состав I-го Украинского фронта.  Левобережная Украина к этому времени уже была освобождена, началось наступление на Житомир. В результате кровопролитных боёв, Житомир дважды переходил из рук в руки, а боевая задача водителей 595 автотранспортного батальона  оставалась прежней: бесперебойная доставка боеприпасов и продовольствия на передовую.

             Фашисты в панике отступали, их били со всех сторон. Фронт быстро уходил вперёд. Чтобы за ним успевать, водителям приходилось работать на износ. «Пригнёшься на руль, пока грузят, то и отдохнёшь»

             После Житомира были освобождены города Белая церковь, Бердичев. Фронт пошёл дальше, а часть машин дней на пять задержалась в городе. Начался  артиллерийский обстрел. Оказалось, небольшая группа немецких войск пряталась в лесу и осталась в тылу у наступающей 18-ой армии.

           В Бердичеве у Петра Гавриловича погиб друг. «Утром мы ходили с ним за завтраком, взяли котелки с супом, идём.  Вдруг у меня размоталась обмотка на ноге. Я остановился, чтобы подмотать её, а он пошёл дальше к дому, где мы квартировали. Дохожу до квартиры, а тут снаряд рванул. Попал в машину и в эту хату. Друга моего убило и девочку хозяйскую. Я чуть-чуть запоздал, а то и меня бы осколками задело. Похоронили мы товарища в палисаднике возле дома».

              Фронт уходил всё дальше на запад так быстро, что подвозить боеприпасы из тыловых районов не успевали. Железные дороги были разбиты, ремонтировать их было некогда и некому. Расстояние между фронтом и системой его обеспечения всё время увеличивалось. Водителям приходилось возить снаряды за 150 – 200 км. Да и езда на машинах стала опаснее. Хоть немецкие самолёты и не бомбили,  артиллерия не обстреливала,  а многие машины попадали на мины и взрывались. Миноискатели проходили по дорогам и грейдеру, но всё проверить было невозможно. Вот и гибли водители на минных полях.

            Когда шли бои за г. Ровно и Надворное, к минам и снарядам прибавилась ещё одна опасность: «Стало опасно ездить близко к лесу: наскакивали на машины бендеры. Машины взрывали, отбирали грузы, угоняли  водителей к себе в лес. В одиночку никак нельзя ездить. На КПП одиночные машины останавливали, собирали в группы по 6-8 машин  и под охраной сопровождали до места назначения.» (Орфография автора сохранена)

            Под Каменец-Подольским в окружение попала большая немецкая группировка. Было много пленных, захвачены военные трофеи, уничтожены десятки танков, в том числе и, известные по Курской дуге, «тигры».

             Долго пришлось освобождать Брест. Как и в начале войны, город-крепость стоял до последнего. Фашисты на полную мощь использовали брестские укрепления, подземные ходы и бетонные доты, пытаясь удержаться. Улицы и дома были разрушены, но немцев всё-таки удалось выбить из города.

              Сильнейшее сопротивление  встретили наши войска, освобождая Тернополь,  Дубну и Львов. Под Тернополем двенадцатитысячная группировка немцев попала в плен. Много было убитых и раненых. Весной 1944г.  Пётр Гаврилович вступил в ряды коммунистической партии.

                Историческая справка:
 
          C 24 декабря 1943 г. по 14 января 1944 г. 18-ая армия
          участвовала в Житомирско-Бердичевской наступательной операции .
          В 1944 г. — в Проскуровско-Черновицкой (4 марта— 17 апреля) и
          Львовско-Сандомирской (13 июля— 29 августа)
          стратегической наступательных операциях.
          Бойцы армии  форсировали Южный Буг, вышли к Карпатам.
          5 августа 1944 г. армия была передана
          4-му Украинскому фронту 2-го формирования.

            
        К осени 1944г. 18-я армия вышла к Карпатам, начался трудный переход через горы. В воспоминаниях Петра Гавриловича, в его словах и интонации чувствуется тяжесть этого перехода: «Карпатские горы длинные и высокие, леса вокруг. Но кабы вы знали, как много надо для фронта того-сего. Надо перебросить войска и часть продуктов, доставить военную технику и боеприпасы к ней, перевезти медсанбаты – нужно лечить раненых и спасать от ран. Всё это надо везти по горным дорогам. Фронт идёт вперёд, а мы, водители, всё перевозим и перевозим то, что им нужно. Но и с фронта надо отправить раненых, отвезти их в тыл…»

                За Карпатами началось наступление на Ужгород и Мукачев. В ходе сражения отбили продовольственные склады, а в них оказалось вино. 
                «На радостях солдаты выпили и окосели. Много пьяных было. Немцы поняли, что русские  выпили и налегнули на наших солдат. Снова отбили у нас Ужгород. Жертв много было и убитыми, и ранеными. Пришлось потом Ужгород ещё раз освобождать. Так что много вина мешает в бою. »

                Историческая справка

               На заключительном этапе войны 18-ая армия
               участвовала в ряде операций:
            -Восточно-Карпатской стратегической(8 сентября — 28 октября 1944г.), 
            -Моравско-Остравской (10 марта— 5 мая 1945 г.)
            -Пражской стратегической (6-11 мая 1945 г.)
               Расформирована в мае 1946 г.


                (Продолжение http://proza.ru/2023/04/29/919)


Рецензии
Благодарна за Ваш труд.

Добра Вам и тем, кого Вы любите. :-)

Вера Вестникова   31.05.2023 11:24     Заявить о нарушении
Очень рада Вашему вниманию. Спасибо за интерес к воспоминаниям.
Всех благ Вам!)

Алёна Сергиенко   31.05.2023 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.