Воспоминания фронтового шофёра. Гл. 6

                За границей Советского Союза.

                Дальше Петру Гавриловичу вместе с частями 18-ой армии довелось освобождать страны Восточной Европы: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Восточную Пруссию. В его воспоминаниях мелькают названия городов Краков, Кошице, Катовице, Прага…

                Фронт продвигался вперёд, а путь водителей автобатальона шёл вдоль границы из одной страны в другую, потом обратно.
                Вот как об этом пишет Пётр Гаврилович: «Фронт пошёл дальше. Освободили Бессарабию, переехали реку Днестр. Мы много боеприпасов перевезли через Днестр – Румынию освобождали. Целый месяц возили и освобождали. Города я вспомнить не могу, писать нам не разрешали, а запомнить не смог. Помню, бывало, приедешь с ребятами в свою часть и говоришь: "Мы сегодня проехали три границы – Польшу, Чехословакию и Румынию."
              Когда мы вышли на границу с Румынией, выстроили нас и зачитали приказ, чтобы солдаты приняли присягу. И мы принимали присягу третий раз за войну.
              Потом освобождали Венгрию. Люди там живут недобрые, мы их называли мадьярами. Плохо к нам относились. За их столицу Будапешт сильные бои были. Город большой, заводов там много и самый знаменитый шарико-подшипниковый завод, первый в мире тогда был. Долго дрались за город и этот завод. Окружено было около 170 тыс. солдат. Много было пролито крови и немецких, и наших воинов. По сообщениям корреспондентов в Венгрии и Чехословакии наших людей погибло 6 миллионов».

          Однажды Петра Гавриловича в группе других бойцов вызвали в штаб батальона. Зачитали приказ Сталина о представлении к награде и вручили медаль «За боевые заслуги».

                Победа.

            Известие о победе Пётр Гаврилович встретил в Восточной Пруссии на берегу Одера.
         - Переехали мы горы, видим – река быстрая, пароходы ходят. Нашли место для стоянки и начали машины мыть, чтобы на ремонт потом их поставить. Вдруг подходят гражданские немцы и говорят: « Гитлер капут. Война кончилась»  Мы им не поверили, а они уже знали. У них приёмники были, и они услышали об этом по радио.
         Ночью я часовым стоял у штаба батальона. В час пришла почта из штаба армии. И почтальон сразу же сказал, что война кончилась, Германия капитулировала, утром митинг будет. Это было 8 мая 1945 г. Я стою на посту, а за горой стрельба сильная, миномёты бьют и артиллерия.
          Пришёл с поста, ребятам рассказал, что война кончилась, а никто не верит. Неужели это правда? Неужели мы остались живы? Стало даже жутко: неужели, правда?
         Рано утром в 6 часов 9 мая 1945г. построили весь автобат и зачитали приказ Верховного Главнокомандующего Сталина о полной капитуляции Германии и разгроме фашизма. После приказа ещё дней пять сильные бои шли. Власовцы не сдавались, говорили: «Нам всё равно терять нечего». Это было в Восточной Пруссии.


                (Продолжение http://proza.ru/2023/04/29/940 )


Рецензии
Да, войны ещё идут когда война кончилась. Тёща рассказывала что так её жених погиб, лётчик, Герой Советского Союза. На радостях от победы несколько лётчиков взлетело в воздухе праздновать Победу без приказа, конечно. И его самолёт был сбит немцами. Спасибо, дорогая Алёна!!!

Игорь Тычинин   29.04.2023 16:40     Заявить о нарушении
Да, Игорь, войны кончаются на бумаге, а в жизни их раскаты ещё долго отдаются на людских судьбах.

Алёна Сергиенко   29.04.2023 22:42   Заявить о нарушении