Всем по библиотекам учить психологию!

Тихомиров Олег Константинович
(1933-2001)
Доктор психологических наук (1968), профессор (1971), Заслуженный профессор Московского университета (1998). Заведующий кафедрой общей психологии МГУ (с 1990 по 2001). Член Ученого совета Московского университета (с 1993г.). Член Российского психологического общества. Академик Академии гуманитарных исследований. Получатель грантов РГНФ 97-06-08195, РФФИ 94-07-19766, 97-06-80265. Награжден медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда".

Родился 4 апреля 1933 г. в г. Пензе, закончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), аспирантуру (1959).

Научная деятельность
Область интересов: общая психология.

Основные проблемы: психология мышления и речи, психология творчества, проблемы целеобразования и взаимодействия человека и компьютера, методология и история общей психологии.

Кандидатская диссертация “Роль речи в регуляции движений у детей дошкольного возраста” (1959), выполнена под руководством профессора А.Р. Лурия. Основным результатом исследования явилось выделение и описание стадий развития произвольных движений в онтогенезе.

Докторская диссертация: “Структура мыслительной деятельности” (1968). В этом исследовании разработана смысловая теория мышления: введено в психологию и рассмотрено представление об операциональных смыслах, позволяющее по-новому интерпретировать отдельные аспекты процесса творческого мышления. Проведено теоретико-экспериментальное исследование мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности человека; предложена теория творческой деятельности человека, выделены и изучены специфические человеческие механизмы управления поиском решения и формы отражения проблемной ситуации; разработано представление о двух стадиях в развитии высших психических функций.

В 70-80-е гг. разрабатывается проблематика целеобразования в творческой деятельности. Исследуется взаимодействие человека и компьютера и заложены основы развития нового направления - психологии компьютеризации. На этой основе сделан ряд важных выводов: сформулированы психологические принципы проектирования систем информатики; обоснована необходимость психологической оценки процесса компьютеризации и его последствий; проведен психологический анализ управленческой деятельности.

Участник прикладных работ: оценка задержек психического развития, нейропсихологические исследования в нейрохирургической клинике, психологические исследования в судебной психиатрии, психологическая экспертиза компьютерных систем, разработка психологических аспектов профессиональной подготовки в вузе и др.

Направления исследований в 90-е гг.: методология психологической науки; предмет и структура психологии, ее основные понятия и принципы, системный подход в психологии; психология и информатика; психология и философия; соотношение искусственного и человеческого интеллекта.

Преподавательская деятельность
На факультете психологии МГУ читал курсы лекций:

“Общая психология. Психология мышления и речи”,
“Исследования поведения в американской психологии”,
“Искусственный интеллект и психология”,
“Актуальные проблемы общей психологии”,
Ученики
Подготовил кандидатов наук:

Азарян А., Арестова О.Н., Бабаева Ю.Д., Белавина И.Г., Большунов А.Я., Бибрих Р.Р., Бреслав Б.Г., Березанская Н.Б., Богданова Т.Г., Васильев И.А., Виноградов Ю.Е., Войскунский А.Е., Гарбер И.Е., Гурьева Л.П., Джакупов С., Знаков В.В., Зиновиева И. (Болгария), Клочко В.Е., Копина О.С., Корнилова Т.В., Коршунов Ю.Г., Лысенко Е.Е., Повякель Н.И., Сухоруков А.С., Телегина Э.Д., Терехов В.А., Хусаинова Н.

докторов наук: Васильев И.А., Клочко В.Е., Телегина Э.Д.

Публикации
Опубликовано свыше 220 научных трудов, среди них основные:

Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969
Человек и компьютер. (ред. и соавт.), М., 1972
Психологические исследования творческой деятельности. (ред. и соавт.), М., 1975
Искусственный интеллект и психология. (ред. и соавт.), М., 1976
Психологические механизмы целеобразования. (ред. и соавт.) М., 1977
Интеллект человека и программы ЭВМ. (ред. и соавт.), М., 1979
Психологические исследования интеллектуальной деятельности. (ред. и соавт.), М., 1979
Эмоции и мышление. М., 1980 (соавт. И.А. Васильев)
Психология мышления. М., 1984, 2002.
Психология компьютеризации. Киев, 1986
ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986 (соавт. Л.Н.Бабанин)
Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990 (соавт. Т.В. Корнилова)
Понятия и принципы общей психологии. М., 1992
Психология. Учебник. (под ред. О.В.Гордеевой). М., 2006.
 

Научные конференции, посвященные творчеству О.К.Тихомирова:
Научная конференция «Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения)» (май, 2003).
Всероссийская научная конференция «Современная психология мышления: смысл в познании», посвященной 75-летию со дня рождения О.К. Тихомирова (октябрь, 2008).


Нужно всем ясно осознать, что школа и родители  скрывают самые важные знания:

Логика, психология, отцовство, материнство, время, политэкономия, постройка дома, шахматы, ТРИЗ, АРИЗ, патрирхат, психофизиология.


Вывод: делать ставку на самообразование!
Лучшее вложение времени: участие в шахматных турнирах по классике: 9 дней по 90 минут.

Сыграете в 50 турнирах и вы мастер спорта!

Шахматы это наука по излечению сотен!! вредных рефлексов, которые впаяли вам в сознание в детстве: родители, школа и детсад.

#шахматы #психология


Рецензии