Благоверный князь Никола святоша
Есть и другой святой Николай. Ради святости и простоты прозвали его в народе Святошею.
Никола Святоша - Черниговский Князь, жил по княжески, в великих почестях и утехах. Пиры его были славны, власть его была обширна, богатство неистощимо.
Но Господь, всем хотящий спастися, коснулся сердца его, и увидел Князь мира сего суету, увидел, сколь неполезны богатства и честь, для ищущих Царства Небесного, увидел сколь злобы и вражды между братьями от княжеских междоусобиц сотворяется.
Запечалилось сердце его, закручинилось. “Не ради богатства и славы живем на земле ”, - думал Князь, - “ все прахом будет, все в дым обратится”. И замыслил тогда Князь удалиться от мира.
Долго не знали братья – Князья Владимир и Святослав, куда исчез Никола-брат – Черниговский Князь. Услышав же о некоем иноке в Киево-Печерском монастыре многими подвигами и благочестием украшенном, разумели, что это брат их Никола отвергся мира и стал монахом.
Никола, забыв почести звания княжеского сана, трудился на братию, словно купленный раб. Воду носил, и дрова рубил, в поварне помогал трапезу готовить и самые тяжкие исполнял послушания.
Уговаривали братья-князья Николу не позорить их княжеский чин. “Кто”,- говорили, - "от князей Российских ушел в монастырь, кто оставил княжество и о людях попечение. Ты Князь, ты к богатству привык, изнежено тело твое и пищи требует благородной, пития сладкого и всякого утешения. Не можешь ты понести этот труд и скоро заболеешь телом и бесславно окончишь свое житие”.
Блаженный же отвечал им: " Поистине, хорошо рассмотрел я полезное мне. Не полезно душевному здравию богатства и многое чрева питание. Полезно воздержание, чтобы плоть не ополчалась похотью на дух, а сердце смирялось пред Богом и перед людьми.
Хочет Бог сердца чистого и смиренного, а без поста и молитвы не может быть этого. Благодарю же Бога, освободившего меня от попечений суетных и сподобившего служить Царю Царей в лике многих черноризцев, кои отверглись славы земной и к славе небесной приобщаются”.
Повелел игумен Николе при вратах стоять. Князь принял это послушание со смирением и всем входящим в монастырь кланялся, почитая себя худшим из людей и более всех согрешившим.
Часто к блаженному приходил врач Петр, который был при князе во славе его и по удалении в монастырь, не захотевший его оставить. Уговаривал Пётр князя не претруждать себя премногими трудами, но дать утешение телу: сон и пищу, чтобы не лишиться здоровья от трудов, и самой жизни от болезни. Бывало так, что Князь действительно начинал болеть, но прежде чем Петр приносил ему лекарства, с искусством сваренное из трав, Князь уже выздоравливал, ибо сам Господь, видя труды и смирение угодника Своего, исцелял его от всякой болезни и печали.
Открыл Господь Николе и день его блаженной кончины. Призвал тогда Князь Петра и поведал ему о скором своем к Богу отшествие. Петр же опечалился весьма и в скорби великой говорил Князю: "На кого оставляешь нас, сирот твоих, кто нищих напитает, кто слезы утрет вдовиц и сирот. Плач неутешный оставляешь нам, Княже. Кто образом добродетелей будет для нас? Братья твои и все князья к кому придут за советом духовным и назиданием?
Княже святый, да не будет тебе, то о чем говоришь. Лучше мне умереть, а тебе остаться. Верую, что молитвою твоею чудеса совершаются, верую что если захочешь и спросишь у Господа, чтобы я, вместо тебя во гроб вошел, а ты здесь останься на земле, светом дел твоих просвещати вселенную".
Князь же Духом Святым просвещаем, сказал Петру: "Готовься чадо, ибо в третий день ты отойдешь от временной этой жизни". Петр причастился святых Христовых Таин и, действительно, по слову князя, почил о Господе в третий день.
Князь после этого прожил еще 30 лет, и многим смирением и добродетелями Богу угодив, с миром перешёл в жизнь вечную.
Надеемся и мы на его, благоверного князя, молитвы, да под покровом молитв его избавимся от временных мук и от вечных, и сподобимся войти в чертог Небесного Царя. Аминь.
Свидетельство о публикации №223043001000