Глава 12. Отцы

 Вот я плавно и подошла к последней и самой сложной категории родителей – к ОТЦАМ.
Я бы их смело вписала в главу «Родители-невидимки», ибо эта категория подходит отцам по всем параметрам: за 4 года классного руководства я не видела 70% отцов своих ребят и уже никогда не увижу. Это при том, что они есть.  Кто-то ходит в море, а когда на берегу – не до школы. Кто-то ездит на вышки: три недели там, три дома. Как правило, дома им есть чем заняться. Кто-то просто работает, зарабатывает деньги, считая, что свою отцовскую миссию он выполнил.

Есть отцы, которые проявляют активность в критических случаях: их ребёнка обидели. Тогда они рвутся в бой, а классному руководителю нужно освоить все правила бойцовского искусства, чтобы эти папы не наделали глупостей. У меня такие случаи были, к сожалению.

Есть папы, к моему огромному сожалению, которые понятия не имеют, в каком классе учится его ребёнок. Доходит до смешного.

Эта история произошла лет восемь назад. Я – классный руководитель седьмого класса. Идёт урок математики в другом классе, не в моём. Без стука открывается дверь, всовывается небритое мужское лицо и  спрашивает: «Это вы учитель математики?»
Отвечаю:
-Я.
И тут же решаю преподать урок хорошего тона:
- Здравствуйте!
- Можно на минуточку? – голосом, не предвещающим ничего хорошего, говорит папа, игнорируя моё "здравствуйте".

Пока иду к двери, задаю себе кучу вопросов: чей папа? По какому поводу пришёл? Где я сплоховала? Много вопросов задать не получается, и уж совсем нет времени искать на них ответы.

Выхожу за дверь. О том, чтобы попросить этого папу подождать 10 минут до конца урока не может идти речи: разнесёт всю школу.
- Что случилось? Вы чей папа?
- Так вот! (В голосе слышится угроза) Я папа Артёма.
Мгновенно соображаю, что родители Артёма разведены, и что папа с мамой в жутких отношениях, что идёт борьба за мальчика… Настраиваюсь на творящее терпение – есть у нас в гуманной педагогике такое понятие. Шалва Александрович нас учил:
«Творящее терпение - это моя улыбка, это мое спокойствие, это моя ласка, это моя нежность…»
С нежностью тут не получится, попробую улыбаться.
- Артём чудесный парень! Только очень ранимый…
Замечаю, что у этого папы брови поползли в верх.
- Что случилось-то? – спрашиваю.
- Вы мне зубы не заговаривайте, знаю я вас учителей.
(Интересно, откуда? На лице прямо написана любовь к школе масляной краской…)
- Короче, если вы не разберётесь в ситуации, я до министерства дойду!
- Спокойно объясните, что вас сюда привело, и я подумаю, чем смогу помочь.

Дальше папа излагает ситуацию: подрались два пацана. Крепко. Его Артём пришёл домой с разбитым в кровь носом. На ноге – синяк. Папа еле сдерживается, чтобы не ругнуться матом. «Б…» - через каждые три слова.
Начинаю думать: сегодня моих ребят ещё у меня не было, Тёму я не видела.
- Постойте тут, я сбегаю за ним. Класс сейчас не у меня.
Оставляю взъерошенного отца, сама бегу к своим. Выхватываю Артёма, по дороге спрашиваю: «С кем дрался?»
Артём уходит в несознанку и говорит: «Ни с кем, честное слово, Майя Леонидовна».
«Артём, не ври мне пожалуйста!»
«Да кто вам сказал?»
«Твой папа. Пришёл, расправы хочет. Поэтому всё, как на духу!»
Артём остановился, уставился на меня, как на НЛО.
Ответит не успел, подошли к папе.
- Здравствуйте, сказал Артём папе.
- Ты кто? – спрашивает папа.
Тут я уставилась на них обоих.
- Я – Артём.
- Это не мой Артём! – смотрит на меня папа угрожающе.
- Простите, а в каком классе учится ВАШ Артём?
- В шестом, кажется. Или в седьмом. Короче, Иванов Артём (Имя и фамилия изменены.

Я не учу Иванова Артёма - это точно. С памятью у меня слава Богу, пока всё в порядке.
- А какой вам учитель нужен?
- Ну, по математике. Жена сказала, что она - классуха.
У нас три учителя математики, на минуточку. Отпускаю своего Артёма,
бегу к секретарю, выясняю в каком классе учится Иванов Артём, узнаю, в каком кабинете их класс, отвожу к классному руководителю.

И скажу честно, это не единственный папа в школе, который не знает ни классного руководителя, ни в каком классе учится его сын или дочь, ни как зовут хотя бы одного учителя…

Ещё случай. Хорошо запомнила, потому что случилось это у меня дома.
Звонок в дверь. Открываю, на пороге стоит мужчина с соседнего подъезда и мой ученик с поникшим видом.
- Здравствуйте, Майя Леонидовна. Вы его учите?
- Я. Но я не классный руководитель вашего сына.
- Да у него проблемы с математикой. Одни тройки и четвёрки ( по 10-бальной системе). Скажите, как он себя ведёт на уроке?
Дело было давнее, лет двадцать пять тому назад. Я была молодая и глупая.
-  Да по-разному: иногда не могу успокоить, а иногда выгоняю из класса (тогда я ещё выгоняла из класса!)
И не успела я договорить эту злосчастную фразу, как «добрый» папа со всего маху бьёт бедного Сашу по голове…
Урок получила я, если честно…

Но есть и другие папы. В моём классе папы ходили на родительские встречи. Не все, не часто, но ходили. Возможно, в классе был такой удивительный подбор пап, но я уверена в том, что папу делает мама. Если мама приходит с родительского собрания, которое происходит раз в триместр или в полгода, взвинченная, то подумаете, как будет папа реагировать на школу? Ни ужина в доме, ни жены. Приходит и орёт на сына, на мужа, упрекая его в том, что вовсе не занимается воспитанием ребёнка.

А теперь посмотрите, что получается: в школах работают одни женщины. В нашей школе из 88 учителей три мужчины. А мальчиков и девочек, практически, поровну.  Как вы думаете, полноценное ли воспитание получают именно мальчики, если и в школе, и дома – полнейший матриархат? И какими вырастут мальчики, которых воспитывают исключительно женщины?

Расскажу о себе: у нас с мужем три сына. Двое уже сами отцы - им по 38 лет, близнецы. И роль моего мужа в их воспитании всегда была на самом первом месте. Это чистая правда. Я ни разу не была на родительских собраниях – туда ходил мой муж. Все 12 лет ходил к близнецам, а потом 12 лет к Данику. На каждое родительское собрание он брал с собой ручку, блокнот и записывал то, что было важным. Я с радостью уступила пальму первенства в этом архиважном вопросе своему мужу. Я вообще никогда в жизни не боролась с ним за право главенствовать в вопросах воспитания. Я не знала, что значит давать им карманные деньги, ходить на спорт, на рыбалку. С двух лет это всё делал мой муж. Я ездила с ними в еврейские лагеря, возила их на спортивные секции, куда определял их мой муж, с радостью присоединялась, когда было время, к их поездкам на дачу, на море… Когда старшие мальчики поступили в университеты, он каждый день был с ними на связи, а я могла не звонить по три дня. Я ничего не знала о спортивном инвентаре, об их соревнованиях – с ними всегда был мой муж. Он навсегда привил им любовь к спорту, но главное, что он дал нашим сыновьям - чувствовать в ответе за тех, кого "приручили" - за свою семью. А я выполняла свою, материнскую работу, я бы даже сказала, духовную: у моих детей всегда было, что поесть, они были обласканы мной, зацелованы, я была с ними все 12 лет в школе, я разговаривала с ними об отношениях с девушками, женщинами. С этим наши пацаны шли ко мне: они знали, что я никогда не буду их осуждать и приму со всеми их делами, порой, не очень приглядными. Папа о таких делах почему-то с ними разговаривать не мог.

Знаете ли вы, почему мой муж ходил на родительские собрания и был главным воспитателем в семье не смотря на то, что педагог у нас - я? Всё очень просто: ТАК ДЕЛАЛ ЕГО ОТЕЦ, Лев Семёнович, царство ему небесное. А ребёнок, как известно, «учится тому, что видит у себя в дому». Есть такая мудрая поговорка.

Когда-то, очень давно, в рамках встреч  по гуманной педагогики, к нам в Клайпеду приехали наши коллеги из Набережных Челнов. Они давали мастер-классы, проводили занятия с учителями, и я очень хорошо запомнила одного мужчину, отца пятерых детей, Юрия Солёнова, который не будучи педагогом, приехал с учителями именно в качестве ОТЦА. Я плохо запоминаю людей, которых видела один или два раза, но его запомнила на всю жизнь. Он рассказывал со сцены, что значит быть многодетным отцом, как они в «Нежных» Челнах , так мы с любовью переименовали город, создали клуб отцов, какую огромную работу проводят по перевоспитанию отцов в пап…
А потом этот замечательный мужчина сказал залу, в котором сидели наши учителя (читайте: женщины):
«Хотите я дам вам, женщины один важный совет, который изменит вашу жизнь? У вас есть мужья, дети?»
Все закивали головами.
« А вы хотите, чтобы ваши мужья занимались воспитанием ваших детей?»
Все просто закричали «Да!!!!!»
Тогда возьмите ручки и записываете! Я дам вам всего один единственный совет!»
Потом замолчал, обвёл глазами замерший в ожидании панацеи от всех семейных бед зал, и произнёс всего одно слово:
«КАПИТУЛИРУЙТЕ!»
Мы в недоумении уставились на лектора.
« Женщины, дорогие, нам ведь многого не надо! Вы же забрали у нас всё: мужскую работу, мужскую одежду, мужскую хватку. Детей вы тоже у нас забрали. Верните нам всё это и вы станете самыми счастливыми на свете женщинами, жёнами и мамами…»

И скажите, что здесь неправда? Я не знала этот секрет, но интуиция мне всегда подсказывала: «Главный в доме должен быть кто-то один… И этот один – всегда МУЖЧИНА!» Да, мне повезло с моим мужчиной, но ведь и ему  повезло со мной: из всех перечисленных вещей я оставила себе только брюки…

И если вы, дорогие коллеги, хотите видеть отцов, знайте, что придут только те, чьи жёны капитулировали в самом лучшем понимании этого военного термина. Ещё совет: никогда не пугайте детей отцами: «Вот позову твоего папу, пусть разбирается!» Позвать можно только того отца, который в теме, который ходит с детьми в походы, таскает их на море, возит в поездки. Остальные, в лучшем случае, прочитают нотацию, а в худшем… Ну, вы сами знаете…

Продолжение :http://proza.ru/2023/09/25/1522


Рецензии