Ёщё о горбатом

     ПРЕДИСЛОВИЕ
Для непосвящённых в особенности этой модели, следует сказать следующее.
ЗАЗ-965 (горбатый) двудверный хетчбек, с дверьми, открывающимися по ходу машины. Двигатель расположен в задней части авто, что имеет  свои преимущества.
Багажник расположен впереди. В нём находится  30-ти литровый бензобак, запасное колесо и в самой нижней части аккумулятор. Очень опасное соседство. Полезного пространства для багажа практически нет. Особо отмечу отопитель, расположенный в моторном отсеке. О нём рассказано отдельно.


Я был владельцем "горбатого" "Запорожца" десять лет ( с 1967г по 1977 г.. и акцентирую своё внимание не на дизайне, хотя и он имел место, а на его технических характеристиках. Особо оговариваю то, что речь идёт о состоянии дел с моторизацией в условиях СССР, где было всесильно ГАИ и ежегодные тех.осмотры и строгие правила соблюдения тех.параметров транспортных средств.  Сейчас можно делать с машиной всё, что угодно, а в те времена самодеятельность была строго ограничена и менять агрегаты можно было только с отечественных моделей и только с разрешения ГАИ, хотя "по блату" можно было многое. Но мне хочется поведать читателю и, прежде всего, технарям, ремонтникам и автовладельцам  о том, что я делал со своим "горбатым" внутри машины. Взял я его у аккуратного владельца почти в идеальном состоянии с небольшим пробегом в 25 000 км. и сразу начал знакомиться с устройством и условиями тех.ухода. устройства и взаимодействия агрегатов.. Сразу скажу в укор разработчикам - у меня сложилось впечатление, что машину делали не на заводе, а в гараже и не инженером, а пьяным слесарем с низшим образованием и ограниченной технической базой. Если я, парикмахер по профессии, сумел в условиях дворового хранения, без гаража, за десять лет сменить четыре!!! коленвала без посторонней квалифицированной помощи и проделать множество улучшений, то можно согласиться со мной в укоре производителей. Похвалить производителя можно за одно: уж больно "Запорожец" ремонтоудобен! Начал я с отопителя салона. Когда я начал знакомиться с отопителем и его включением и процессом розжига, то понял - средневековье. Жечь бензин при движении в двигателе и одновременно в примитивной горелке, находиться в машине в чаду свободно сгорающего бензина, используя для розжига свечу накаливания?!, которая быстро разряжает маломощный аккумулятор, даже в то время - НОНСЕНС. Выходишь из машины весь провонявший бензином, от тебя шарахаются люди в магазинах, а у самого из-за этого головная боль и у всех членов семьи, кто находится в машине!.Для начала я заменил свечу накаливания на искровой розжиг. используя в схеме реле поворотов в качестве прерывателя.  Со временем я вообще отказался от такого затратного и капризного розжига  и вместо отопителя используя тепло выхлопных газов, но это тема отдельного разговора!
Следующим действием был вынос бензобака из багажного отсека, где бак занимал бОльшую часть пространства, Появилась возможность положить в отсек небольшой чемодан или базарные сумки. По моим чертежам знакомый сварщик сварил мне бензобак ёмкостью  70 литров который я установил в салоне между стенкой моторного отсека и спинкой заднего сиденья с выводом заливной горловины в мотоотсек или (по желанию) в боковину над левым крылом, чуть выше воздухозаборника, который я тоже модернизировал заподлицо с кузовом. При обилии переделок буду краток!
Гнездо под маломощным аккумулятором было срезано и я поставил 70-ти часовой аккумулятор от грузовика, проблем с запуском двигателя не стало, благо, места рядом с запаской было много.
До "Запорожца" у меня была "ЯВА" и я заменил фары на явовские, заменил звуковой сигнал на два явовских, соединив их последовательно в 12-ти вольтовую цепь.
Декорировал крышку багажника и в 1969 зарегистрировал в ГАИ два цвета (родной цвет был морской волны. Васильковый низ и белый верх. Передний бампер заменил на жигулёвский, разрезав его по середине и подогнав длину. Лицо "горбатого" стало неузнаваемым, но в пределах допустимого. Задний бампер поставил от 407-го "Москвича" (оба бампера нашёл на базе металлолома за копейки)
 Но самые значительные изменения были по ходовой части и моторному отсеку.

Уже через год эксплуатации по Ялте и окрестностям в условиях неплохих по советским меркам дорог как черти из табакерки выскочили недостатки передней подвески - люфты и стуки. Дала о себе знать примитивная система подвески - шкворни и точечная смазка. Пришлось снять полностью передний мост и залить вместо солидола негрол и установить сальники на концах труб для предотвращения утечки масла и заменить шкворневую систему на шаровую от 968-й модели. поставив дополнительно пружины под амортизаторы. Неужели нельзя было всё это сделать сразу на заводе? Проделав такую процедуру я избавился от износов на весь срок моего пользования машиной. Как говорится: сделал и забыл! Ход машины стал плавным, мягким и бесшумным. Покрышки заменил на жигулёвские, которые  пошире.( 2,5 х13)
намаявшись с системой отопления, я полностью демонтировал отопитель, удалил горелку, а на её место вставил такого же размера цилиндр, с патрубками с фланцами (токарь выточил, сварщик приварил) и я забыл про угар и капризы розжига, удалив из электроцепи весь жгут проводов с рукояткой управления, поставив на его место тумблер с одним проводом, подающим ток на штатный воздуходувный электромотор. который гнал по туннелю горячий воздух от нагретого выхлопными газами цилиндра. При наступлении тёплого времени года я в течение нескольких минут снимал эту систему и ставил на место патрубок, соединяющий выхлоп левой пары цилиндров.. Не слышал, чтобы ещё кто-нибудь пользовался такой схемой в те времена.
Будучи в отпуске в Москве купил в Даниловском универмаге по случаю 6 метров коричневого иранского кож.заменителя (внешне не отличить от натуральной кожи при ширине полтора метра по 24 рубля за погонный метр и метр чёрного для седла на "Яве". Таким образом в салоне были драпированы обе двери и сшиты карманы. Тканные чехлы на сиденьях и заднее сиденье со сспинкой были перетянуты и салон заиграл. словно я уже сидел в "Мерседесе" Шутка!Жена подарила кусок кремплена розового цвета и я заменил блеклую и маркую байку потолка, а через два года потолок был обтянут фирменным материалом в сеточку от списаной "Волги" в таксопарке. На торпедо установил часы. радиоприёмник, , прорезал место для бардачка и подвесил откидывающуюся панель для всей электроцепи.
На рулевой колонке поставил кожух из пластика и установил на нём переключатель поворотов под левую руку, а справа переключатель света фар. Сейчас это не затруднительно делать, а в 70-тые годы всё это надо было делать собственными руками и хорошо соображать.

В моторном отсеке появились изменения: усовершенствовал крепление задника для быстрого его съёма при манипуляциях с двигателем, убрал все коробки реле и связанные с ними электрошнуры. От отопиьтеля остался только кожух, начинка была совсем другой. Появилась заливная горловина от бензобака и убраны все детали, связанные с отопителем.Отполированы все всасывающие каналы и заменён карбюратор на жигулёвский, с перекрывающим устройством подачи бензина на принудительном ходу(на длительных спусках), таким образом было улучшено смесеобразование и снижен (значительно) расход бензина. Шкив генератора был заменён (токарь выточил)
на меньший диаметр (ремень подобрал с ЛАЗа), при штатном ремне надо установить натяжительный ролик. Такая мера позволила сделать возможным надёжный заряд аккумулятора на низких или холостых оборотах двигателя.
Все эти меры позволили мне повысить  скоростной режим и со средней скорости в 60 км/час поднять её до 80 км/час. Теперь крейсерская скорость в 90 - 100 км/час стала нормой и я достиг предела в 115 км/час. Но такие режимы не прошли безнаказано. За десять лет такой манеры вождения я сменил 4 коленвала. Причём наловчился делать такую замену в течение суток и это всё в условиях двора. без гаража. В тех.подполье нашей кооперативной пятиэтажки я соорудил маленький (3 кв м)сарайчик под лестничной клеткой и там работал с переборкой двигателя. И это всё без посторонней помощи (имею ввиду демонтаж двигателя с машины и обратная установка) Ещё раз скажу: в этом смысле "Запорожец" идеально ремонтоудобен.
Можно осветить некоторые вопросы поподробней, если таковые возникнут! Спасибо за прочтение.


Рецензии
Спасибо, Долик. Теперь я точно знаю, что перестройка началась в отдельно взятом дворе, под лестницей пятиэтажки, задолго до того, когда отнюдь не горбатенький, а только отмеченный сверху наш товарищ Горбачев объявил Перестройку по стране. И если позволишь, задам пару вопросов, на которые тебе будет трудно ответить.
1.Как удалось твоей любимой стихотворной Музе углядеть тебя там, под лестницей, и увести за собой на всю оставшуюся жизнь?
2.Как удавалось тебе находить время среди моря, рыбы, грибов, женщин, погружений и путешествий для всей остальной жизни? И я даже знаю ответ: ты скажешь:"Читайте мои тексты, там все есть". Но если ты ответишь в расширенном размере, то все равно приятно будет прочесть еще раз.
Ты, конечно, Долик, не Сонька Золотая ручка, но все же личность уникальная. Я теперь понимаю, что имел в виду Булат Окуджава, когда на вопрос журналиста, что подвигло его написать песню "Эта женщина в окне, в платье розового цвета", он ответил:"Встреча с умельцем-ялтинцем и его женой, которые подвезли меня на своем горбатеньком от морвокзала до санатория"!
Желаем тебе добра, физических и творческих сил, и еще много всего хорошего.

Валентина Марцафей   08.05.2023 20:16     Заявить о нарушении
Все твои сентенции мне приятно слушать, но отвечу на главный вопрос: как я дошёл до жизни такой!!! Очевидно, такой вопрос не раз задавал себе наш общий друг - царствие ему небесное, - он не мог представить себе, что начинающий писака может в короткий срок обойти его по всем параметрам литературной стези, и писать в жанрах, о которых он даже представления не имел. Я уже не говорю о прозе, на которую подвигла меня ТЫ - солнышко моё!( твой "Родименький") А на первый твой вопрос отвечу так: для меня хорошим примером трудолюбия и творческого терпения, выдумки и бытовой находчивости был мой отец, вернее, его гены, ибо с мамой они разошлись вскоре после войны, но это другая тема. Также мне помогла страсть к чтению и аналитический склад ума, любознательность. Думаю, этих сведений для тебя достаточно. От "Навигатора" наш друг был вообще ошеломлён и это было задолго до моего перехода на ПРОЗУ и, кстати, поводом к нашим ссорам - начал ревновать меня к моей успешности в автоделе и других жизненных ситуациях.
Целую и обнимаю. Прочти стих "К тебе"

Адольф Зиганиди 2   08.05.2023 22:15   Заявить о нарушении